Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Киев.Церковный ответ на революционный вопрос


24 февраля синод Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) избрал митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия местоблюстителем киевской кафедры (выражаясь светским языком — и. о. предстоятеля УПЦ).
Таким образом был наконец констатирован факт утраты трудоспособности митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Но можно с твердой уверенностью говорить, что главной причиной избрания местоблюстителя стал майдан.
Недуг приковал митрополита Владимира к больничному ложе давно, но УПЦ относительно безболезненно решала текущие вопросы, откладывая серьезные задачи на время, когда, как все надеялись, утихомирятся общественные волнения. Но пламя «революции» только разгоралось, перейдя в стадию общенациональной катастрофы. На этот вызов нужно было отвечать уже не абстрактными призывами к любви и молитве, якобы написанными и подписанными предстоятелем, а устами полномочного представителя церкви.
Тем более, 22 февраля — на пике триумфа путча вновь возник вопрос о немедленном создании «единой поместной УПЦ» путем слияния с канонической церковью.
По источникам «2000» в Киевской митрополии УПЦ МП, с 22-го по 24 февраля новая киевская власть несколько раз пыталась принудить церковь объединиться с неканонической религиозной организацией. Причем, опять же по источникам «2000», для власти был даже важнее принцип не какой-то там «поместности» (да еще неканонической), а «Геть від Москви» (но канонично): слияние с раскольниками мыслилось под «омофором» подконтрольного США Константинопольского патриархата. Таким образом неканонический «Киевский патриархат» был бы ликвидирован, а предстоятелем Украинской митрополии Константинопольского патриархата поставлен известный молодой человек, уже сейчас имеющий титул канонического митрополита.
В качестве аргументов власть использовала даже самооборону майдана. Десятки вооруженных (не только битами) боевиков в ночь с 22-го на 23 февраля заблокировали входы на территорию Киево-Печерской лавры. «Мирные демонстранты» пытались договариваться с монахами Московского патриархата, чтобы те освободили «украинскую святыню» добровольно, пока они — боевики — не получили добро на штурм. Братия вышла к непрошеным гостям и, выстроившись, принялась читать молитвы. В набат ударил колокол, а также сайт «Украинская правда» (не путать с одноименным проектом А. Притулы), и к двум часам ночи монастырь взяли под охрану сотни верующих. Утром их уже насчитывались на территории лавры тысячи.
Ждали также и заседания синода, дабы не позволить провести решение о слиянии с раскольниками.
Народная поддержка, безусловно, повлияла на решение синода. Люди не расходились и не разъезжались, несмотря на то что заседание было отложено на день, поскольку 23 февраля не удалось собрать кворум — не все «московские попы» смогли сразу преодолеть блокпосты «новых хозяев жизни». В качестве «смотрящих» за «правильным» ходом подготовки к синоду в митрополию прибыли Петр Порошенко и Андрей Деркач (при которых постоянно терся секретарь предстоятеля УПЦ Александр Драбинко).
И все же синод избрал митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия.
Кремень вопиющий
До политических (а с ними и церковных) потрясений начала 90-х уроженец Буковины Орест Владимирович Березовский (мирское имя владыки Онуфрия) был известен разве только на родине — тем, что за год-два архипастырского служения завоевал своей открытостью, монашеским аскетизмом и добротой безмерную любовь черновицкой и почаевской паствы и духовенства (в конце 80-х архимандрит Онуфрий служил наместником Почаевской лавры).
Впервые его имя зазвучало — точнее прогремело — в феврале 1992 г. Тогда епископы Черновицкий Онуфрий, Тернопольский Сергий и Донецкий Алипий проявили незаурядное мужество, отказавшись поддержать прошение к руководству Русской православной церкви о даровании УПЦ полной автокефалии (самостоятельности). «Бунтовщики» были тут же смещены со своих кафедр и тем самым стали «знаменем» народного протеста против курса на отрыв от русской церкви (то абсолютное меньшинство верующих, которое ставило Украину «понад усе», включая Бога, к тому времени перешло к униатам и в новообразованную «Украинскую автокефальную православную церковь»).
Онуфрий приехал в Черновцы, чтобы попрощаться с паствой, но был чуть ли не взят в заложники рыдающими женщинами и огорченными мужчинами. Три месяца они удерживали местное епархиальное управление, откуда слали открытые петиции священноначалию РПЦ и УПЦ. Люди грозились выйти из УПЦ с переходом в прямое подчинение Московского патриархата. Эти послания ложились на благодатную почву. Тогда, несмотря на жесточайшее давление со стороны президента Кравчука и практически поголовно «національно-свідомої» ВР, архиереи избрали в Харькове (символично, не правда ли?) нового предстоятеля. Как сказал митрополит Онуфрий, «если бы мы промолчали, возопили бы камни».
Новые испытания ожидали церковь в «оранжевое» лихолетье, когда с идеей «единой поместной первоапостольской (sic!) церкви» стал носиться Ющенко. И снова владыка пошел против генеральной линии руководства УПЦ. Дело в том, что к концу 2006 г. молодая засветившаяся на майдане-2004 генерация в окружении предстоятеля УПЦ митрополита Владимира стала подводить его к той мысли, что для сохранения «добрых отношений» с властью (в то время как эта власть на местах потворствовала захвату православных храмов) стоит публично говорить о возможности и даже желательности автокефалии. Впрочем, последний и сам — еще в начале 2000-х как-то «проговорился», что «автокефалия — это естественный процесс в жизни церкви, который невозможно ни ускорить, ни замедлить». Но тогда эти слова не заметили, а в 2007 г. они уже вовсю тиражировались в официальных церковных СМИ. Недоумение же верующих на сей счет было заклеймено как «политическое православие».
И когда в 2007 г. руководство УПЦ ответило принципиальным согласием на настоятельную просьбу Ющенко создать с УПЦ КП «комиссию по восстановлению единства украинского православия», владыка Онуфрий вновь не побоялся возвысить голос: «Что касается идеи Виктора Ющенко организовать комиссию по созданию единой поместной церкви, при всем моем уважении к Президенту как к главе государства, считаю, что это не является его компетенцией. Церковным вопросом должна заниматься Церковь, а не президент. То, что Виктор Ющенко дает рекомендации Церкви, используя свое положение, является нарушением Конституции Украины. У нас уже есть Поместная Церковь. Просто политики не понимают, что такое Церковь и какова ее природа. Есть одна Православная Вселенская Церковь, и только по месту нахождения она может называться либо Украинской, либо Польской и т.д. Все мы чада Церкви Христовой. Церковь нашу Православную правильно называть не Украинской, а Христовой Церковью на территории Украины. У нас есть все необходимые канонические, административные и духовные права для совершения вневременной миссии Церкви Христовой. Хотелось бы, чтобы политики занимались своим делом — поднятием экономического уровня, а Церковь, в свою очередь, имеет свои обязанности. Пока в государстве каждый отдельный гражданин не начнет заниматься своим делом, у нас будет царить разруха и нищета» (Україна православна).
На языке, понятном истинным верующим, это звучало так: «У нас нет никаких духовных аргументов в пользу того, чтобы отсоединяться от Московского Патриархата. Главная миссия Церкви — это спасение человеческих душ. В нашей Церкви — в Русской Православной Церкви — эта благодать спасения по сей день существует. Чего еще можно большего искать в Церкви? Те люди, которые ищут своего в Церкви, а не Божиего, — они хотят отделения. Если оно совершится, то это будет против воли Божией. Если это произойдет, то я думаю, что на Украине Православие будет в очень большой опасности, и я даже уверен, что оно будет уничтожено… Были ведь уже случаи попыток образования самостоятельной Церкви на Украине, и даже не одна, а несколько. И ни к чему доброму это не приводило. Почему? Не знаю: духа ли у нас не хватает, или же есть о нас какое-то Божие определение, против которого нельзя идти… А определение это, я думаю, такое, чтобы мы были дети одного князя Владимира, чтобы мы были вместе. А где эти дети живут — на Украине или в России, или в Белоруссии — неважно» (Православие.ru).
В 2008 г., когда митрополит Владимир принимает концепцию геноцида-голодомора, митрополит Онуфрий утверждает: «Это (голод) было вразумлением, усмирением со стороны Господа нашей гордыни… Есть такое украинское выражение, немного вульгарное — «катюзі по заслузі». Мы получили то, что заслужили». А в отношении самой концепции отмечает: «Есть такие силы, которые пытаются сделать голодомор клином между Россией и Украиной, мол, русские, россияне угнетали украинцев. Но, я думаю, в России тогда от голодомора погибло больше народу, чем на Украине».
Владыка Онуфрий призвал тогда верующих не превращать поминовение жертв голода в политическую акцию, а обратить внимание на его духовные причины: «Мы знаем, что произошло с нашим обществом после революции 1917 года, какое было восстание людей против Бога. Как разрушали храмы, уничтожали иконы… Мы сегодня и всегда молимся за людей, которые совершали ошибки в жизни, это наши предки, мы просим, чтобы Бог их простил. Но этих людей нельзя возводить в ранг праведников».
В 2009 г. (когда позиции автокефалистской верхушки УПЦ МП были сильны как никогда) митрополит Онуфрий на предсоборном собрании делегатов от УПЦ МП на Поместный собор РПЦ вновь подтвердит свою позицию о нежелательности каких-либо совместных комиссий с раскольниками.
Принцип разделения церкви по этническому признаку для него неприемлем не только потому, что это ересь (владыка — настоящий православный монах, следовательно, твердый в убеждениях), а потому, что митрополит Черновицкий и Буковинский — архипастырь для многих национальностей: «Область, в которой я несу послушание епископа — это действительно многонациональная область, где живет много румын, молдаван, русских, есть здесь грузины и поляки, а сейчас еще прибавились и выходцы из Средней Азии. Но традиционно все населяющие наш край народности уживались мирно. Сейчас действительно время такое, когда культивируется национализм, но Черновицкую область, слава Богу, не раскачали этим национализмом, и люди продолжают по-прежнему жить в согласии, мире, терпении друг к другу». Говорилось это, правда, в 2008 году…
Нужна подпора
Теперь о том, что поборников церковного единства должно настораживать, а сторонников разделения — обнадеживать.
Многие автокефалистские и националистические идеи окружения митрополита Владимира, смущавшие верующих на протяжении «оранжевой» пятилетки, воплощались в решениях синода. То есть под ними стояла и подпись постоянного члена синода митрополита Онуфрия (впрочем, его нередко отправляли в зарубежные командировки, когда планировались сомнительные решения).
Делегировался владыка Онуфрий и на «президентские» молебны, которые Ющенко устраивал совместно с инословными и иноверными, а это запрещено канонами церкви. Вне всякого сомнения, направлял митрополита Онуфрия туда Блаженнейший. Есть такое понятие у монахов — послушание. Вполне возможно, аргументация предстоятеля была такова: свою позицию вы, владыко, можете выражать, но церковь в целом давайте не подставлять под удар в это сложное время.
Признаки такого времени проявились и в последнем заседании синода, на котором владыка Онуфрий, собственно, был избран местоблюстителем. Речь идет прежде всего о создании уже под председательством митрополита Онуфрия… комиссии для диалога с представителями УПЦ КП и УАПЦ. То есть комиссии, целесообразность которой он всегда ставил под сомнение. Впрочем, время-то сейчас в Киеве отнюдь не ющенковское. Боевики грозятся захватить лавру (в т.ч. и Почаевскую), а фанаты ультрас шастают по самой лавре.
В этой связи следует обратить внимание и на интервью члена новообразованной комиссии епископа львовского Филарета, данное сразу по окончании заседания синода. Он подчеркнул, что приоритетом в ведении диалога с представителями «УПЦ КП» и «УАПЦ» должны быть каноны, «поэтому очень хочется, чтобы и иерархи, и народ Божий это осознавали». А требование канонов здесь очень простое: возвращение в лоно церкви — только через покаяние в грехе раскола. Митрополит Онуфрий в этом отношении всегда был непреклонен, настаивая даже на крещении «крещеных» в расколе.
Смущало православных и обращение синода, где говорилось: «Мы однозначно осуждаем злодеяния той государственной власти, что спровоцировала кровопролитие на улицах и площадях златоверхого Киева». По сведениям «2000», митрополит Одесский Агафангел не подписал данного обращения, явно заготовленного к заседанию секретариатом предстоятеля во главе с Драбинко и в таком виде растиражированного украинскими СМИ. Но в опубликованном официальными церковными ресурсами приведенных строк нет. А это значит, что митрополит Онуфрий уже пошел против окружения!
Конечно, с киевским секретариатом, возглавляемым и тщательно подобранным Драбинко придется ему — сидящему в далеких Черновцах — трудно. И здесь как никогда ему требуется плечо таких архиереев, как митрополит Павел (наместник лавры, на территории которой и находится митрополия) и митрополит Антоний (управделами УПЦ МП с расширенными полномочиями). С такими силами драбинковской системе вполне можно противостоять. К последней, кстати, относится и пресс-служба предстоятеля УПЦ, возглавляемая Георгием Коваленко. А учитывая, что аскет Онуфрий — совершенно непубличный по своему складу человек, это очень слабое место.
Как никогда требуется нынешнему руководителю УПЦ МП и поддержка церковного народа. Что это за сила, показали двое тревожных суток перед синодом. Кстати, большинство членов синода в нынешнем его составе признают пагубность определения «политическое православие», взятого на вооружение командой митрополита Владимира в 2007 г. для борьбы с православными братствами. Это был удар в спину тем, кто тогда ценой угрозы жизни и свободы защищал храмы УПЦ МП от покушений раскольников и униатов. Сейчас гонения возобновляются. Под Почаевской лаврой уже неделю жгут шины. Под угрозой захвата Сумское епархиальное управление и кафедральный храм, под предлогом поисков «засевшего Януковича» снаряжаются карательные экспедиции в Святогорскую лавру и Никольский монастырь. И это только начало.
Митрополит Онуфрий говорил, что в братствах церковь нуждалась, когда «была в сильных гонениях»:«Это были миряне, которые ревностно относились к чистоте веры, они объединялись, потому что церковь была не в состоянии объединить их. Они объединялись и боролись».
А побороться владыке Онуфрию предстоит вдоволь. Пожелаем ему сил. И удачи!
Дмитрий СКВОРЦОВ