Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Прот. Василий Заев. Евангельские основы богословия архиепископа Луки Войно-Ясенецкого

Евангельские основы богословия архиепископа Луки Войно-Ясенецкого

Протоиерей Василий Заев,
кандидат богословия,
зав. кафедрой Св. Писания Нового Завета
Киевской Духовной Академии, доцент

Согласно учению Церкви, телесные болезни являются следствием греха. Во имя их исцеления приходит в мир и Сам Спаситель: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 12-13). «Исцеляйте больных», — научает Христос своих учеников (Лк. 10,9). Профессия врача освящена Священным Преданием – один из Евангелистов, Апостол Лука, был врачом. Врачевание – одна из профессий первых христиан, святых Космы и Дамиана (+284), великомученика Пантелеимона (+303). История Церкви полна примерами, когда священники и даже епископы занимались врачеванием телесных недугов.
Одним из них был наш почти современник, архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий). Вторая половина его жизни выпала на тяжелейшие для Православной Церкви времена. Уже будучи талантливым хирургом, делавшим огромное количество операций в зачастую экстремальных условиях, доктором наук и профессором, он принимает священный сан в самые страшные для Церкви годы, а затем становится епископом. Он взял на себя это бремя, полностью сознавая, что этот шаг определит его дальнейшую судьбу – тяжелый путь исповедничества, ссылок и тюрем. В те времена, когда апологетика оказалась под полным запретом, Войно-Ясенецкий не только служил, врачевал больных, но и боролся за души тех, кто был далек от Церкви.
Кроме научных работ профессора Войно-Ясенецкого в области медицины, которые и доныне не утратили своей актуальности, известен и его труд по апологетике – «Дух, Душа и Тело», законченный в 1945-1947 г.г. Даже беглое знакомство с ним позволяет сделать вывод о том, какую огромную роль занимало Священное Писание в жизни святителя Луки, насколько органично пропитано им его мировоззрение.
Сам святитель свидетельствует о значении Священного Писания в его жизни. Еще в восемнадцатилетнем возрасте он впервые воспринял свое духовное призвание при чтении Нового Завета: «…ничто не могло сравниться по огромной силе впечатления с тем местом Евангелия, в котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им: «Жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». У меня буквально дрогнуло сердце, я молча воскликнул: «О Господи! Неужели у Тебя мало делателей?!» Позже, через много лет, когда Господь призвал меня делателем на ниву Свою, я был уверен, что этот евангельский текст был первым призывом Божьим на служение Ему» , писал сам святитель в мемуарах. Такое влияние имело Слово Божие и в дальнейшей жизни архиепископа: «Как это ни сомнительно для неверующих, мы утверждаем, что сердцем можно воспринимать вполне определенные внушения прямо как глаголы Божии. Но это удел не только святых. И я, подобно многим, не раз испытывал это с огромной силой и глубоким душевным волнением. Читая или слушая слова Священного Писания, я вдруг получал потрясающее ощущение, что это слова Божии, обращенные непосредственно ко мне. Они звучали для меня как гром, точно молния пронизывала мой мозг и сердце. Отдельные фразы совершенно неожиданно точно вырывались для меня из контекста Писания, озарялись ярким ослепительным светом и неизгладимо отпечатывались в моем сознании. И всегда эти молниеносные фразы, Божии глаголы, были важнейшими, необходимейшими для меня в тот момент внушениями, наставлениями или даже пророчествами, неизменно сбывавшимися впоследствии. Их сила была иногда колоссальна, потрясающа, несравнима с силой каких бы то ни было обычных психических воздействий.
После того как я, отчасти по независящим от меня обстоятельствам, оставил на несколько лет свое архиерейское служение, однажды во время всенощной, когда должно было начаться чтение Евангелия, я неожиданно почувствовал волнение от смутного предчувствия, что сейчас произойдет нечто страшное. Раздались слова, которые я сам часто спокойно читал: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Паси агнцы Моя. Этот Божий укор, призыв к возобновлению оставленного служения внезапно потряс меня так могуче, что я до конца всенощной дрожал всем телом, потом ночь не сомкнул глаз, и около 1,5 месяцев после того при каждом воспоминании об этом необычайном событии меня потрясали рыдания и слезы.
Пусть не думают скептики, что я настроил себя к этому переживанию тоскливыми воспоминаниями об оставленном священном служении и укорами совести. Совсем напротив, я был тогда сосредоточен на своей болезни и предстоящей мне операции, был в самом нормальном душевном состоянии, очень далеком от всякой экзальтации» .
Эпиграфом к своему богословскому труду святитель Лука выбрал слова Апостола Павла о силе слова Божьего: «Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). «Дух, Душа и Тело» содержит 105 цитат и ссылок на Новый Завет (и 143 на Ветхий Завет), что лишний раз подтверждает глубокое знание Священного Писания Войно-Ясенецким.
Будучи в совершенстве знакомым со строением и функциями человеческого тела, в своей врачебной практике святитель не раз сталкивался с явлениями трансцендентальных духовных способностей, которые лишь служили подтверждением евангельского учения о значении духа, души и тела человека, об их взаимовлиянии. Он, чья профессиональная деятельность была теснейшим образом связана с естествознанием, обосновывает евангельское учение о сердце как органе высшего познания с точки зрения своего опыта как врача и новейших на то время научных данных. Анализируя различные отрывки Священного Писания, святитель говорит, что «с полной ясностью видно из этих текстов, что именно желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека, выбор жизненного пути… чувствами и желаниями определяется и направление пути мышления. Но сердце не только определяет наше мышление… — именно сердце, по Священному Писанию, мыслит, размышляет, познает» . Он приходит к выводу, что «мозг нельзя считать органом чувств и исключительным органом высшего познания, это в огромной мере подтверждает учение Священного Писания о сердце как органе чувств вообще и особенно высших чувств» . Следует отметить, что современная медицина считает, что «сердце – центральный орган кровеносной системы» , «функцией сердца является ритмичное нагнетание поступающей из вен крови в артерии» .
Святитель Лука развивает учение Священного Писания об одухотворенности животных и растений, сравнивая ее с душой и духом человека. Он считает, что «в самосознании при жизни жизнь духа тесно переплетается с теми психическими актами, которые общи человеку и животным, т.е. с органическими ощущениями и чувственными восприятиями: эти последние, в свою очередь, неразрывно связаны с жизнью тела, особенно мозга, и исчезают со смертью тела. Поэтому примитивная душа животных смертна, как смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия). Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который… может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим» .
Ссылаясь на многозначность слова «душа» в Священном Писании (где оно употребляется как синоним всего человека, синоним жизни, телесных потребностей, совокупление всей деятельности душевной и духовной), святитель Лука Войно-Ясенецкий замечает, что в большинстве мест Библии, где речь идет о смерти, говорится именно об оставлении тела духом, а не душой. Итак, «смертны те элементы душевной деятельности, которые связаны с жизнью тела: чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга» . Но при жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой.
Для святителя Луки несомненно влияние на дух человека высших духовных сил, как добрых, так и злых. Он ярко и образно объясняет слова св. апостола Павла: «Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?» (2 Кор. 2, 16). Войно-Ясенецкий говорит: «Дух Божий и дух сатаны действуют повсюду и на все живое. Живое способно к восприятию сродного ему. Из воздуха животные воспринимают кислород, а растения – углекислоту. Есть живые существа, не нуждающиеся в свете и избегающие его… Люди, сродные по духу сатане, воспринимают дух его, неуклонно развиваются в нем» .
Архиепископ Лука считает, что такой феномен, как память человека, далеко не во всех ее проявлениях связана с ее «материальным носителем» — клетками мозга, что также доказывает существование духа независимо от тела. «Жизнь духа нераздельно и теснейшим образом связана со всей нервно-психической деятельностью. В нем (духе) отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты – все то, что происходит в нашем феноменальном сознании. Это нечто иное, чем те следы и отпечатки в нервных клетках, которыми физиологи и психологи объясняют память» . «Свидетельством Священного Писания утверждается правильность нашего объяснения памяти. Разговор царя Саула с призраком пророка Самуила, которого вызывала для него аэндорская волшебница (! Цар. 28, 13-15), свидетельствует о том, что в духе Самуила после его смерти сохранились все воспоминания о его военной жизни, все способности ума, воли и чувства. Это же несомненно относительно Моисея и Илии, явившихся при Преображении Господнем на Фаворе» .
Как богослов, как врач, как естествоиспытатель, архиепископ Лука все свое богословское исследование подводит к одному определенному итогу: жизнь духа, души и тела настолько взаимосвязаны, что жизнь духа определяет воскресение души и тела и их будущую вечную жизнь в новом мире с Богом. «Дух человеческий есть дыхание Духа Божиего, и уже поэтому он бессмертен, как все бестелесные, ангельские духи» . «Если при жизни тела дух был теснейшим образом связан с ним, со всеми органами и тканями, проникая все молекулы и атомы тела, был его организующим началом, то почему должна навсегда исчезнуть эта связь после смерти тела? Почему немыслимо, что эта связь после смерти сохранилась навсегда, и в момент всеобщего Воскресения по гласу трубы архангеловой восстановится связь бессмертного духа со всеми физическими и химическими элементами истлевшего тела и снова проявится организующая и творящая форму власть духа? Ничто не исчезает, а только видоизменяется.
Другой трудный вопрос, тайна для верующих, состоит в постижении цели Воскресения умерших в их земной всецелости. Для нас более понятно бессмертие духа, освободившегося от уз тела. Почему же необходимо участие в вечной жизни не только духа, но и всецелого человека, с его душой и телом? … Настанет время нового мироздания, новой земли и нового неба. Все будет совершенно иным, и новая жизнь наша будет протекать в совершенно новых условиях. И в этой жизни мы должны обладать полнотой естества нашего. Должны воспринимать вполне новые ощущения обновленными и просветленными чувствами. А следовательно, будет необходима деятельность той части духа нашего, которую мы теперь называем низшей, физиологической душой» .
Итак, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий в своем богословском исследовании развивает учение Священного Писания о духе, душе и теле, о воскресении, опираясь на свой опыт врача, новейшие в его время научные данные. Его исследование свидетельствует также о глубоком знании и понимании и Нового, и Ветхого Заветов. Он вносит много нового и полезного в исследуемую им проблему.