Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан. Новомученики и исповедники ХХ века и значение их подвига в возрождении современной церковной жизни

Новомученики и исповедники ХХ века и значение их подвига в возрождении современной церковной жизни

Митрофан, архиепископ Переяслав-Хмельницкий

Церковь Христова в обширном понимании этого определения объединяет в себе Церковь воинствующую — земную и Церковь торжествующую — небесную. Взаимное единение неба и земли заключается в непрестанном общении и молитве, где ангелы и святые возносят свой духовный взор Богу за живущих на земле собратьев, которые в свою очередь, воздавая им честь и славу в своих молитвах, стремятся подражать угодникам Божиим, чтобы приобщиться их освящению. Несомненно, что ещё с апостольских времён всем чадам Христовым заповедано подражать вере праведников, потому что смерть праведника — начало его вечной жизни в Царстве Божием. Прославление святого прежде всего выражается в том, что Церковь земная причисляет скончавшихся подвижников благочестия к лику святых угодников.
Бог есть Любовь, поэтому и в основе человеческих отношений Он положил закон любви людей друг к другу, следовательно, и святые, достигшие вечной радости в Царстве Божием, не могут по своей любви быть безучастными к претерпевающим земные испытания. Исходя из этого, православные чада Церкви постоянно обращаются к предстательству и поддержке святых, получая бесчисленные знамения их действенной помощи.
Поклонение в Церкви жизни и подвигам угодников Божиих известно с самых первых веков её существования. История мартирологов бережно сохранила сведения о жизни и деяниях святых. Постоянно происходил процесс сбора материалов, связанных с памятью мучеников. Например, Евсевий Памфил, епископ Кесарийский (268-340) собрал жития палестинских святых и составил сборник «Собрание древних мучеников». Он использовал материалы мученических актов, переданных ему по распоряжению Константина Великого из всех судебных учреждений Греко-Римской империи. Поэтому первыми по времени своего происхождения явились сказания о святых мучениках, потому что велик и скорбен путь мученика, но этот терновый венец есть восхождение ради Господа и во имя Его. Поэтому и апостол Павел замечает: «Живём ли — для Господа живём; умираем ли — для Господа умираем» (Рим.14; 8).
Вера в богоугодность и спасительность должного чествования святых выразилась в установлении особых поминальных дней с совершением Евхаристии. «Замечайте дни, — писал своему клиру святой Киприан Карфагенский, — в которые умирают исповедники Христовы, чтобы мы имели возможность праздновать их память». Начиная с ІV века, повсеместно и в торжественной обстановке вспоминается память святых. К 418 году относится специальное определение Карфагенского собора, постановившего читать в церкви в дни памяти святых мучеников повествования об их страданиях.
Экклессиаст восклицал: «Ничего нет нового под солнцем». И действительно, мученичество первых веков христианства особым образом продолжилось, но уже в наше время. Вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, пролилась кровь мучеников, но уже на русской земле. Святой патриарх Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призывал её разделить с Церковью чашу страданий: «Если нужно будет и пострадать за дело Христово, призываем вас, возлюбленные чада Церкви, призываем вас на эти страдания вместе с собой. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова — благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него». Действительно, русский православный народ претерпел в XX веке неимоверные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову. Многие тысячи верных чад Церкви прославили Господа мученической кончиной, смиренно принимая крест Христов, потому что Промыслом Божиим Церкви было суждено явить миру величие крестного подвига, увенчав тысячелетие своего земного бытия страданием за Христа. Многие тысячи иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках.
Митрополит Крутитский и Коломенский Ювеналий в своём докладе на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года сказал: «С любовью и благоговением сегодня мы обращаемся к подвигу новомучеников Российских. В их жизненном пути, исполненном страдания и скорби, православные христиане находят образ веры, пример жертвенной любви к Богу и ближним, опору в переживаемых испытаниях. Подобно святым апостолам они на своём исповедническом пути претерпели все скорби и мученическую за Христа смерть, явив себя «как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6; 4-7). Святые новомученики засвидетельствовали свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви до последней капли крови, оставив грядущим поколениям христиан истинную приверженность к Святой Троице. Они стали служителями животворящего Духа, явившими духовную силу Церкви в испытаниях недавнего прошлого, которое так потрясло наш народ, что и поныне мы ощущаем на себе беспощадное давление пресса атеизма.
Однако «Бог поругаем,не бывает» (Гал. 6; 7), поэтому исповедничество новомучеников является не только примером стойкости веры и любви к Богу, но и крепким основанием Православной Церкви. Ни гонения, ни репрессии, ни мучения, ничто не смогло уничтожить Дом Божий на русской земле, но, наоборот, пройдя через эти испытания, Церковь омылась от греховной порчи кровью мучеников, закалила души православного народа верой во всемогущество и милость Божию, дающие силы для победы смерти и ада. Поддержкой и помощью в это лихолетье, несомненно, стала духовная и нравственная опора, которую дало людям многовековое православное воспитание.
Гонения на Церковь начались с 1917 года, и первым из числа новомучеников нашей земли стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он с духовным величием и евангельской простотой утвердил в своём архипастырском служении единство праведной жизни и мученической кончины. Но массовый и ожесточённый характер репрессии начинают носить с 1918 года, и своего апогея они достигли в 1937-1938 годах. По данным комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 году было арестовано 136.900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85.300; в 1938 году арестовано 28.300, расстреляно — 21.500.
Безбожная власть своей дьявольской силой заставила отпасть множество людей от Церкви, воспитывая их в духе противления Богу. Духовный вакуум человеческих душ постоянно возрастал и, в конце концов, не выдерживая этого духовного насилия, многие наши соотечественники стали переосмысливать свою жизнь и искать нечто новое и жизненно значимое, придающее смысл и оправдание всему жизненному пути. Стремясь к обновлению, сильнее всего ощущается потребность нравственно воспрянуть и освятиться, обрести веру и возродиться в благодати и истине. И такую веру, в первую очередь, ищущей душе дают примеры самоотверженного мученичества своих соотечественников, которые жили несколько десятилетий тому, исповедуя Бога Троицу, наставляя своей мученической смертью новообращенных в истинах христианской веры и благочестия, открывая всем путь к источникам божественной благодати и освящения. Новомученики нашей земли, терпя великие скорби, сохраняли в своих сердцах мир Христов, являясь светильниками веры для соприкасающихся с ними людей. Будучи столь стесняемы внешними обстоятельствами, все встречавшиеся испытания они переживали с твёрдостью и смирением, как это подобает каждому подвижнику и делателю на ниве Христовой, храня в своих душах завет святого апостола Петра: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, дух Божий почивает на вас» (1Петр. 4; 12-14).
Велика духовная жажда людей, выходящих из многолетнего атеистического пленения. Однако величие судеб Божиих, явленных в истории нашей Церкви в XX веке, дают неиссякаемую силу для возрождения не только отдельных личностей, но и Православной Церкви вообще. Страшные гонения, пережитые верующими, не смогли сломить человеческого духа, и теперь Церковь, воодушевившись подвигом новомучеников и исповедников, возрождается и восстанавливается, подобно евангельскому зерну, которое, претерпев смерть, обрело воскресение и новую жизнь (Ин. 12; 24). Ныне из этого благодатного зерна возрастает обильная нива духовного обновления народа. Из пепелища руин поднимаются храмы, восстанавливаются монастыри, строятся сотнями новые церкви. Но главной силой подвига мучеников и исповедников становятся сами люди, которые по их примеру веры и любви к Богу приходят сегодня в храмы, становясь крепким стержнем Церкви. Огонь репрессий не только не смог уничтожить Православие на нашей земле, но, наоборот, явился тем светочем, благодаря которому возгорелись сердца миллионов людей, непоколебимо и твёрдо стало их упование на Единого Бога, победившего смерть и даровавшего всем надежду воскресения. Подвиг новомучеников приводит в лоно Церкви не только молодых людей, но и людей преклонного возраста, которые в те тяжелые времена, хотя и жили бок о бок с новомучениками, но были духовно слепы и не видели Истины. Теперь и они, озарившись силой их же сверстников, сами приходят к Богу, исповедуя подвиги своих богобоязненных современников. В возрождении духовных ценностей, в отказе от греха, в искреннем и нелицемерном покаянии мы научаемся у святых новомучеников, видя в этом залог преображения жизни народа и Церкви.
Ныне сбылись чаяния исповедника веры святого патриарха Тихона — на крови мучеников возрождается наша Церковь, которая, принося плод своих голгофских страданий — великий сонм святых мучеников и исповедников, — умножается новыми чадами Христовыми, единой нитью соединяя поколения.
Надежда Церкви, устремлённая в будущее, проистекает из факта Воскресения Христа, его победы над смертью и злом, и, веря в милость Божию, да даст Господь по молитвам новомучеников нам истинную любовь и упование на Господа, такую любовь, которую имели их бесстрастные сердца перед жалом смерти.