Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Василий Анисимов. Перстами робких стукачей

Природные и общественные катаклизмы имеют странное свойство выбрасывать наружу всевозможные нечистоты. Вроде и поштормит несильно, а по бережку морскому и пройтись невозможно – гниль, хлам, смрад. Так и в нашем информационном море после оранжевой революции столько всякого мусора на сайтах поосело – диву даешься.
Перстами робких стукачей

Полемические заметки

Василий Анисимов

Природные и общественные катаклизмы имеют странное свойство выбрасывать наружу всевозможные нечистоты. Вроде и поштормит несильно, а по бережку морскому и пройтись невозможно – гниль, хлам, смрад. Так и в нашем информационном море после оранжевой революции столько всякого мусора на сайтах поосело – диву даешься. Вот некто именующий себя «православным аналитиком» Юрий Черноморец склепал труд, изобличающий Украинскую Православную Церковь во всевозможных преступлениях, включая торговлю оружием и сотрудничество со спецслужбами «сопредельных государств». Как благонамеренный гражданин и патриот, он должен был бы передать имеющиеся сведения в милицию и Службу Безопасности Украины – ведь столь серьезные обвинения со времен атеистических гонений против Церкви в Украине никто не выдвигал. Если они подтвердятся – предавать их огласке. Ведь так принято в цивилизованном правовом сообществе? Нет, же. Размещает свои измышления в Интернете, другой «православный христианин» некто Штейников рассылает по всевозможным адресатам – и висят они на политических, аналитических, католических и прочих сайтах. Вот она, Церковь то Христова в Украине какая!
Звоню руководителю одного из сайтов и, что называется, «выражаю свое удивление». Ведь распространение недостоверной, клеветнической информации – это и низость, и нарушение основополагающих принципов свободы слова. За что боролись журналисты? За то, чтобы сегодня опровергать всякие нелепости, доказывая, что Православная Церковь не торгует оружием, не роет тоннели под океаном и – наперед — не организовывала на католическое Рождество землетрясение в Индонезии? Всякое же можно наплести. И место таким опусам – в корзине.
Но, оказывается, Черноморец «заслуживает доверия», поскольку «аналитик», знает православную проблематику и даже работал в церковных информационных структурах. Где он явил свой аналитический дар – неведомо. А вот в околоцерковных информационных структурах, действительно, трудился. А именно – подвизался, припоминаю, в газете «SOS!», где изобличал ющенковцев, тимошенковцев и морозовцев, как американских агентов и врагов Православия. Газета эта, как провокационное издание, официально была запрещена священноначалием для распространения в православных храмах и монастырях, а затем вообще канула в лету. А Черноморец, как видим, всплыл вместе со своей «аналитикой». Только враги Православия и шпионы уже не Ющенко, Тимошенко и Мороз, а православные епископы и УПЦ в целом. Да и повод более, чем подходящий – выборы, фальсификации, победа оранжевой революции. Ведь как важно выскочить впереди Виктора Андреевича и истерично изобличать врагов победителя. Очень своевременная «аналитика»!

Жанровые особенности
За свою тысячелетнюю историю Православная Церковь в Украине пережила такое количество трагических и драматических событий, связанных с борьбой кесарей за власть (избраний, узурпаций, отречений, выборов, захватов, братоубийств и т.п.), что, пожалуй, уже имеет право выбирать позицию, независимую от того, нравиться ли она борющимся за власть сторонам или нет. Церковь выполняла свою спасительную миссию при любых правителях и не зависимо от того, помогали ли они ей, препятствовали или даже организовывали кровавые гонения, как это было при унии или воинствующих безбожниках. Собственно говоря, именно с точки зрения того, споспешествует ли власть Церкви в ее главной миссии – вести человека ко спасению и в какой степени, сама Церковь и оценивает деятельность этой власти. Богоугодными делами славится богоугодная власть.
Столь же древними являются и попытки навязать Церкви свою политическую волю, а в случае отказа, обвинить в антигосударственной или антинародной деятельности, раскрутить маховик гонений. Сам Христос Спаситель, Основатель Святой Церкви, был обвинен в антигосударственной деятельности против римской империи и осужден к распятию. В Украине десятки тысяч православных священнослужителей и мирян (прежде всего – запорожских казаков) стали жертвами преследований со стороны католических властей, которые объявили их шпионами Турции и Москвы. ХХ век стал голгофой Русской Православной Церкви в Стране Советов. Около 300 архиереев, сотни тысяч священнослужителей, миллионы мирян были репрессированы на основании обвинений в антигосударственной, антинародной, антисоветской деятельности. Не последнюю роль в этой кровавой мистерии играли «революционные попы» — обновлецы и автокефалисты, доносы которых и были основанием арестов и репрессий.
Разумеется, традиция «стучать чаще, громче» и по любому поводу – пережиток тоталитарного прошлого. Но как он все-таки живуч! Полагаю, что в этом ключе и стоит рассматривать опус «православного аналитика» и кандидата философский наук Юрия Черноморца. Он скромно именуется «Судьба УПЦ в начале ХХI века». Не больше, не меньше! Пока наши великие богословы бьются над всякими мелочами (терроризм, клонирование, СПИД и т.д.), молодой графоман ставит вопрос круто и о главном: «О судьбе Церкви Христовой в Украине!». Она, по мнению автора, связана с нынешними выборами в Украине. Как они могут повлиять на судьбу того, чем не овладеют и врата ада? Может антихрист какой к власти в Украине грядет? Да нет: вроде оба кандидата – православные христиане. Да и была бы Церковь Церковью, если бы ее судьба и впрямь решалась каждые пару-тройку лет на выборах, парламентских или президентских? Убежденность автора в том, что «Церковь сохраняется либо своим общественным авторитетом, либо поддержкой со стороны власти», а не Божьей волей, снимает возможность серьезного разговора по этой проблеме.
Да и не этим любопытен материал Черноморца. Доклад его, и по структуре, и по смыслу – это развернутый донос на Православную Церковь в Украине. А донос, кстати, — древнейший род интеллектуальной деятельности, с очень широким видовым и жанровым разнообразием. Жаль, что до сих пор никто не додумался издать многотомную антологию доноса, например, от Иуды до Мовчана и того же Черноморца. Была бы очень поучительная книга. Полагаю, многие бы наши труженики пера не без удивления бы обнаружили, что все их творчество укладывается в рамки только одного этого жанра.
Чем же примечателен труд Черноморца? Многим. Скажем, стилистикой. В отличие от профессиональных доносчиков из нашей писательской «Просвиты», которые нападки на Церковь перегружают «цветастым» словом, образностью и патетикой (в ущерб логике и ясности), что не столько создает, сколько разрушает иллюзию достоверности, Черноморец использует фразу примитивную, без изысков, можно сказать, канцелярскую. Лишь несколько раз он срывается на «высокий штиль», и надо сказать – неудачно. Выражение, что Верховный суд юридически подтвердил существование «вопиющих к Небу» деяний, скорее подходит для юмористического рассказа. А оксюморон «молчаливое неосуждение», которое, к тому же «было продолжено» — это даже не безграмотность (чем, к сожалению, грешит, все исследование Черноморца), а глупость.
Тем не менее, скупой стиль придает труду большую динамичность, приближает к доносу газетному, злободневному. В отличии от других асов этого жанра (соросовца В. Еленского, воинствеющего безбожника А.Колодного или марчуковки Клары Гудзик из «Дня»), которые клевещут на Церковь с атеистических или злоязыческих позиций, что делает их доносы одномерными, скучными и монологичными, Черноморец пытается доказать, что существование и деятельность УПЦ (в частности – во время выборов) противоречат «самой природе Христовой Православной Церкви». Это, безусловно, новаторство. Колодный, Еленский и все наше религиоведение вообще такими терминами не оперируют – они для них сложнее и бессмысленнее китайской грамоты.
При этом, аналитический труд Черноморца сохраняет все обязательные элементы доноса традиционного – обвинения Церкви в антигосударственной, антинародной, антинациональной и даже антиевропейской деятельности. Впрочем, антиевропейскость УПЦ – это философское прозрение соросовца Виктора Еленского, стержень всех его последних доносов-изысканий. Ему принадлежит пальма первенства. Однако использование достижений коллег нельзя ставить автору в укор: законы жанра требуют, чтобы все новенькое из антиправославного арсенала широко использовалось при создании очередных шедевров. Соединение Черноморцем методов богоборческой риторики и фарисейского цитатничества делают его труд, по крайней мере, не похожим на другие, придают ему некую многомерность. Можно сказать, он балансирует на меже традиционного политического доноса и ереси.

О форме и содержании
Обратимся непосредственно к протоколу этого очередного сионского мудреца. Как и полагается по закону жанра, он состоит из наветов, домыслов, допущений, утверждений без доказательств и обязательного обвинительного заключения. Структура доноса, как известно, достаточно проста. В преамбуле должно быть сказано: «В то время, как все прогрессивное человечество,… трудящиеся всех стран,… советский народ,… Советский Союз,…независимая Украина и т.д. борются за то-то и созидают это, ….отдельные лица и организации делают все наоборот». Дальше должно следовать перечисление лиц, организаций и деяний. Это, так сказать, донос «прямого действия»: по законам, скажем, советского времени публикация такого материала давала право открывать уголовные дела и преследовать тех, кто фигурирует в материале. Существовал другой вариант, который условно можно назвать «идеологическим». В его преамбуле необходимо было привести побольше цитат классиков марксизма-ленинизма, постановлений руководящих и направляющих органов, а затем указать лица, чьи мысли и действия этому не соответствуют. Так шились дела о неблагонадежности, и занималась ими уже не прокуратура, а идеологическое управление КГБ.
Черноморец творит комбинированную преамбулу: начинает донос, как «идеологический», а затем шьет Церкви крутой антигосударственный криминал. Находкой являются бесконечные ссылки на некие секретные источники, типа «по некоторым данным», «по достоверным данным» и т.п. Что за «данные», откуда, и почему известны одному Черноморцу? Это, как детектив, закручивает интригу, создавая иллюзию эксклюзивности, будто какой-нибудь майор Мельниченко или даже вся СБУ только тем и занимались, что прослушивали, отслеживали все действия иерархов УПЦ, Администрации Президента, штаба Януковича и оперативно доставляли информацию шифрограммами Черноморцу.
Итак, в полном соответствии с канонами партиздата автор начинает свой труд «цитатами из классиков» — пунктирным изложением «учения Церкви» и ее задачи в обществе. Очертив эти задачи (от спасения человека до сотрудничества с государством в социальной сфере) в 12 пунктах, он акцентирует внимание на том, что она «не преподает специального благословения на политическую деятельность мирян», а также призвана «обличать и осуждать действия власти, ведущие к тяжким грехам».
Эти задачи, продолжает Черноморец, «игнорируются МП по причине сращивания церковного руководства с бюрократической и финансово-промышленной олигархией РФ». Какое отношение имеет УПЦ к сращиванию (если таковое имеется) МП с атеистической бюрократией и олигархией РФ, ведущие представители которой вообще не являются православными по вероисповеданию? Единственный православный олигарх Березовский – да и тот находится в бегах. Может, Православная Церковь в каком-нибудь очередном всемирном заговоре начала участвовать? Понятно желание автора в русле нынешней антироссийской политической конъюнктуры донести на что-нибудь инспирированное клятыми москалями, но с аргументами – прокол.
Тем не менее, Черноморец продолжает: «Само руководство МП и УПЦ превращается в органическое составляющее государственного аппарата и олигархических группировок. Такой процесс произошел на уровне и руководства МП, и УПЦ и епископов в областях… В церкви произошло разделение на олигархию (епископы, управляющие епархиями и другие приближенные, в том числе даже особые «церковные бизнесмены и общественные деятели» и народ, представленные различными слоями общества с точки зрения социологии (где, любопытно, он такую отыскал? — В.А.) церковные олигархи всегда отстаивают интересы крупного капитала, тогда, как народ представлен «средним» и «низшим» классами». Дальше – больше. «Церковная олигархия обезопасила себя от контроля народа и общества… Все ростки церковного «гражданского общества» систематически сознательно уничтожаются… епископы, сотрудники аппарата сплошь и рядом имеют свои фирмы, часто весьма солидные – например некоторые церковные олигархи Украины принимают участие в торговле нефтью, оружием, владеют супермаркетами…» Все прекрасно, если бы не явный плагиат. Эти пассажи будто бы списаны с секретных послереволюционных инструкций (они опубликованы) лидеров большевизма, ВЧК и ГПУ по «разложению Церкви изнутри». Антицерковный агитпроп требовал противопоставления «алчных, преступных, защищающих прогнивший царский режим», «князей церкви», беззащитным, угнетаемым иерархами «церковным низам». Авторы инструкций – Троцкий, Молотов и др. были неизмеримо талантливее Черноморца, поскольку умели улавливать (и организовывать) «болевые точки своего времени» и направлять гнев народный против Православной Церкви. Черноморец – начинающий стукач, он еще робок и слаб. Иначе бы он уточнял, что православные иерархи продают не просто оружие, а оружие ядерное, и не кому-нибудь, а (по социологии) повстанцам Ирака, нефть – диктатору Лукашенко, владеют не супермаркетами, а контрольными пакетами акций прихватизированных заводов, карьеров и шахт. Чем круче навет, тем больше запоминается.
Разобравшись с «УПЦ – криминальной», Черноморец берется за «УПЦ – антиукраинскую». Это, разумеется, вытекает из уже задекларированного сращивания с высшей бюрократией и олигархией РФ. Понять, как, скажем, 500 православных общин Закарпатья, 1000 общин Волыни или 1000 общин Виннитчины сумели «срастись» с российской мафией, потерять свою «украинскость» и смотреть на все «с точки зрения русского народа» — невозможно. УПЦ – доминирующая конфессия в 24 из 27 регионов Украины, причем, лишь треть ее общин приходится на русскоязычные Восток и Юг, где проживает почти половина населения Украины. Могла бы она иметь такое влияние, если бы, действительно «защищала бы только права русских и русскоязычных»? Общин УПЦ в крошечной Хмельницкой области больше, чем в Донецкой и Луганской вместе взятых. Словом, как не крути – не клеится. УПЦ – это и есть Украина, Украина идеальная, тысячелетняя, современная и вечная, где в братской любви соединены все регионы и языки. И молодому государству, и нашим политикам надо учиться у своей древней Церкви, как пестовать, а не членить «единое тело народное». Доказывать «инородность» УПЦ в Украине и не выглядеть совершенно глупым – очень сложно. В 1960-е, по доносам тогдашних черноморцев, КГБ была организована травля «инородцев-космополитов», она коснулась «всего» нескольких десятков тысяч людей во всем СССР. Объявлять инородцами десятки миллионов украинцев в Украине – непростительное графоманство.
Далее автор берется за самую благодарную для всякого доноса тему – морально-нравственную. Ведь еще Жванецкий заметил, что у нас в благородном поступке человека будут сомневаться все и долго, а назови человека проходимцев – поверят все и сразу. «Олигархия УПЦ и МП, — пишет Черноморец, — систематически не осуждает вопиющие нарушения заповедей Божьих и нравственных норм человеческого общежития». Хорошее утверждение, но вряд ли приемлемо для Украины. А расстриженный в монахи, а затем и отлученный от Церкви бывший митрополит Киевский Филарет (Денисенко)? А иерархия раскола? Ведь почти весь филаретовский и автокефальнвый «епископат» состоит из запрещенных в священнослужении (за церковные или морально-нравственные преступления) бывших клириков УПЦ. Так что с «осуждением», «оргвыводами», «чистотой рядов» в УПЦ, думается, все в порядке. Поэтому этот пассаж вряд ли можно признать удачным. Вместе с тем, Черноморец указывает, что «церковная олигархия УПЦ инициирует и проводит гонения против клириков и мирян УПЦ, придерживающихся активной гражданской позиции». И – ни одного примера. Мне известен лишь один случай «расправы» за «активную гражданскую позицию» — это фактическое запрещение священноначалием газеты «SOS», в которой Черноморец блистал своей граждански активной «аналитикой». Приведем некоторые перлы:
«Говорят: у нас нет православных лидеров. Так ведь до тех пор, пока мы не начнем голосовать на выборах, их и не будет. Наша пассивность не дает возможность пройти в парламент православным политикам. А вот врагам нашей Церкви это очень здорово помогает. Так что мы сами себе роем яму»;
«Среди избирательных блоков крайне враждебно к Православию относятся прежде всего два. Это блок променявшего крест на трезубец Виктора Ющенко «Наша Украина» и блок Юлии Тимошенко – ближайшей соратницы небезызвестного Павла Лазаренко…. Против канонической Украинской Православной Церкви выступают практически все кандидаты, входящие в избирательный список «Нашей Украингы». Однако и среди них есть свои «чемпионы» по человеческой низости, ненависти к Православию и в русофобстве»;
«Тьма египетская» — вот так, коротко говоря можно охарактеризовать религиозную политику блока Ющенко. Что им, «верующим и православным», церковные каноны? Что им, «демократам», закрепленные Конституцией права верующих? Что им, «гуманистам», элементарная человеческая порядочность?… Приветствуется все что угодно, лишь бы это было в пику ненавистной Москве» («SOS» №25, февраль 2002 г.)
Черноморец, разумеется, ощущает себя жертвой церковных гонений. Однако всякая гражданская позиция должна быть последовательной, чтобы у читателя не возникло подозрений, что доносчика два года назад гнали за то, за что он сам предлагает сегодня гнать.

Неугомонный не дремлет враг
Изобличив криминальность, проросийскость, антиукраинскость, антиевропейскость, а также аморальность и тоталитарность УПЦ, Черноморец переходит к доносу внутриполитическому. Хотя по причинам, указанным выше, УПЦ пользуется весьма скромным влиянием, автор при помощи неких расчетов все же определяет цифру в 1 млн. избирателей, которые находятся под ее влиянием. Это «золотая акция УПЦ». Так ведь этого миллиона и не хватило Виктору Ющенко, чтобы победить Виктора Януковича во втором туре! Ату, УПЦ, ату! Дальше идет «жесткая аналитика» с разоблачением гипотетических олигархо-церковных сценариев, которые мобилизовали «московско-православный миллион» на сторону Януковича.
Итак, по «некотором и прочим данным» Черноморца, до первого тура «спецотделом» Администрации Президента под руководством М. Погребинскго, шефа «Киевского центра политических исследований и конфликтологии» разрабатывался «умеренный сценарий» мобилизации православных верующих. Они включали пропаганду против Ющенко со стороны Союза православных братств Украины, «Единого Отечества», «Державы» и других общественных организаций, использование мифов «Запад – это отступление от христианства», «Ющенко поддерживает Запад», открытие Святогорской лавры, посещение Януковичем Святой Земли, Афона, встречи с Святейшим Патриархом Алексием, июльское обращение Святейшего Синода УПЦ с пропагандой Януковича и т.д. Синодальный призыв к миру и стабильности, оценивать политиков по делам – это, по Черноморцу, «примитивная» пропаганда за премьер-министра.
Очевидно, что Черноморец ничего не понимает в политике, а еще меньше – в Церкви. На самом деле не три, а несколько сот политических и общественных организаций, как всеукраинских, так и региональных, организовывали поддержку обоих кандидатов. Большинство членов этих организаций – верующие люди, и позицию определяли согласно своих политических убеждений, социального положения. Думать, что Церковь, как сообщество людей, кто-то может заставить ходить строем под знаменами той или иной политической партии – абсурд. Конечно, есть общественные организации и «православные христиане» с активной гражданско-политической позицией, как тот же Черноморец времен «SOSа», которые поддерживают или выступают против того или иного кандидата, но это их право, гарантированное Конституцией и законами демократического государства. Разоблачать сегодня это, как преступление, можно лишь в Китае. Непонятно также, почему антиющенковские лозунги именуются мифами, ведь сам Черноморец со своей «sosовской» компанией доказывал, что Виктор Ющенко является ни чем иным, как «проектом Бжезинского». Непоследовательность автора бросает тень на его творение. Нельзя также допускать неточности в фактаже. Скажем, В.Янукович не был на открытие Святогорской Лавры. А посещение политиками Святых мест и высших иерархов Церкви вряд ли можно считать компроматом. В бытность премьером В.Ющенко, часто посещал церковных иерархов, в том числе и за рубежом, и не скрывал этого от прессы.
Однако наибольший недостаток этой части доноса – определение в «черные кардиналы» Михаила Погребинского. Понятно, что он объявлен ныне исчадием Администрации Президента, всего прогнившего режима, и тысячный камень в его огород лишним не будет. Однако более «индифферентного» к Православию политолога и найти невозможно, я сомневаюсь, что он вообще когда-нибудь посещал Лавру. Любая иная фамилия из АП звучала бы куда достоверней. Но коли уж определен сей политолог, и если бы Черноморец, действительно, был «продвинутым» аналитиком, то узрел бы более коварные сценарии Погребинского, которые и были реализованы. Они заключались в том, чтобы заслать в штаб революции как можно больше представителей (прихожан) и симпатиков «олигархо-криминально-антиукраинской» УПЦ. Это и Мороз, и Тимошенко, и Кинах, и Зинченко, и Порошенко, и Деркач, и Луценко, и Петр Ющенко и т.д. – всех не перечислишь. Вершиной цинизма Погребинского стала засылка в стан оранжевых самого Виктора Ющенко, что он сделал руками православного священника из села Хоруживки Сумской области, который исповедал, причастил и благословил Виктора Андреевича руководить революцией. Соответствующие инструкции В. Ющенко получил от известного криминально-олигархического архиепископа во время одного из неафишируемых посещений Лавры. При этом, по некоторым данным, присутствовали представители Пресс-службы УПЦ.
До столь очевидного сценария Черноморец докумекать не мог, поэтому рассматривает следующий гипотетический сценарий, который якобы был запущен злокозненным Погребинским после первого тура. Он назван «агрессивным». Его инициаторами, доносит Черноморец, были прот. Виталий Косовский, митрополит Донецкий Иларион, митрополит Одесский Агафангел, наместник лавры Архиепископ Павел. Это уже конкретные имена врагов народа и революции. Двум первым — о. Виталию, духовнику донецкого землячества столицы, и митрополиту Донецкому Илариону, как бы и полагается подносить боеприпасы донецким. Почетный гражданин Одессы митрополит Агафангел – «дежурная» мишень многих «нашеукраинцев», хотя он с сентября месяца в Киеве не был, и, естественно, не мог принимать решений об «агрессивных сценариях». А вот владыку Павла автор приплел, видимо, за прежние «заслуги»: занятый восстановительными лаврскими хлопотами, он в течении года даже ни разу (что удивительно) не выступил с оценками политической или предвыборной ситуации в Украине.
Объявив их агрессорами, Черноморец приводит «причины активности этих лиц», из которых наиболее любопытны: «тесные связи со спецслужбами некоторых сопредельных государств»; «надежды на карьерный рост при Януковиче или боязнь отстранения от дел при Ющенко». Особо замечательно утверждение: «для половины из этой группы важным фактором их выбора стал собственный низкий мировоззренческий и культурный уровень». Сам-то Черноморец понял, что написал и на каком «культурном уровне»? Словом, наши православные епископы – карьеристы и шпионы необразованные. Удивительно, что они еще не роют тоннели из своих епархий на Лубянку и не вывозят по ним наш чернозем. Конечно, как для доноса, это все и неплохо, но уж слишком банально. Как глагольная рифма в современной поэзии. Относительной неординарностью веет лишь от утверждения, что ряд «иерахов и старших священников» подвергались «шантажу работников спецслужб некоторого сопредельного государства». На них у этих спецслужб есть «частью сфабрикованные, частью – подлинные досье», как «агентов КГБ». Очень сомнительное утверждение. Ведь если бы это было действительно так, то, скажем, Михаил Денисенко (Филарет), он же – «товарищ Антонов» ходил бы с развевающимся флагом «Наш выбор – Виктор Янукович!» по Хрещатику. Но он почему-то предпочитал состоять в в оранжевых. А если учесть, что и Евгений Кириллович Марчук оказался «оранжевым», то нетрудно предположить, в чьи ряды влилась его нестареющая душой агентура. Так что тут Черноморец явно не попал в масть. Как и с утверждениями о давлении на Блаженнейшего Митрополита Владимира со стороны священнослужителей. Надо вообще не знать Предстоятеля своей Церкви, чтобы предполагать такое.
Далее Черноморец бросает главное обвинение в адрес УПЦ – «молчаливое неосуждение фальсификаций и прочих нарушений Правды Божьей и человеческой послужило вторым знаковым событием (после «благословения» Януковича и его подтверждения в телеинтервью митрополита Владимира), которое существенно подорвало общественный авторитет УПЦ, так как было воспринято как новое отступление от существенной задачи Церкви по отношению к обществу: свидетельствовать об истине».
Допустим, Черноморец, как «православный христианин», действительно не ведает, о какой Истине свидетельствует Церковь, ежечасно, ежедневно и не зависимо от выборов. Допустим, он не понимает, что Церковь утверждает Правду Божию уже самим своим существованием, терпеливо сея доброе и вечное даже в тернии, призывая к преодолению греха. Видеть в Церкви «неистового Виссариона», постоянно бичующего все и всяческие общественные пороки, похвально, но тогда чем будут заниматься горячие публицисты, в том числе и Черноморец? Не надо забывать, что фальсификация, как и всякая ложь, с церковной точки зрения – грех, а с государственной – должностное преступление. Церковь не контролировала выборы (это ей вообще запрещено законом), не посылала ни одного наблюдателя, не поймала ни одного преступника за руку. Этого не сделали ни наблюдатели от обоих кандидатов, подписавшие протоколы окружных комиссий, ни прокуратура, да и Верховный Суд, отменивший результаты выборов, в своем определении ни разу не употребил слов «фальсификация» и «осуждение». Почему Церковь должна давать юридическую оценку и осуждать, если правохранительные и судебные органы, этого еще не сделали? Более того, публичное вмешательство Церкви в избирательный процесс, как и в любые государственные дела – является нарушением не только закона «О свободе совести и религиозных организациях», но и действующей Конституции. Провокация – это грозное оружие всех подковерных игроков и доносчиков. В свое время «SOS» Черноморца пытался, выступая от имени Православия, рассорить УПЦ со многими политическими силами. Чего стоит хотя бы скандал с Александром Морозом, который был sosсовцами объявлен «фашистом». Сейчас черноморцы провоцируют Церковь на конфликт с государством. Если Церковь начнет заниматься внутригосударственными делами, то государство – внутрицерковными, а это мы уже проходили в течение 70 лет советской власти.
Здесь кроме явных несообразностей «аналитики» Черноморца, надо отметить существенный прокол. Донос – это, по жанру, всегда неправда, профессиональная фальсификация событий, действий, реальности. Поэтому взывать в нем о правде Божией – это враждовать с замыслом, допускать несоответствие содержания и формы. Хотя бывает и такое: человек на какой-то странице забывает, о чем пишет – и ползут строчки ни к селу, ни к городу.
Анализируя «причины отказа осудить фальсификации» (будто бы кто-то с таким предложением к УПЦ обращался!), Черноморец существенно расширяет базу доноса, как в лицах, так и в действиях. Однако видно, что автор устал, донести хочется еще о многом, а силы уже на исходе. Поэтому повествование становится калейдоскопичным, взахлеб, без логики и последовательности. Митрополиты Одесский и Донецкий уже, оказывается, требовали от властей «начала гражданской войны, поддерживали лозунги сепаратизма, всячески оскорбляли Верховный Суд, Верховну Раду, оппозицию и протестующих»; «большинство епископата не боится прихода к власти Ющенко», поскольку надеется, что «конформисты» всегда нужны, однако боится донецких и «узурпации власти в УПЦ митрополитом Иларионом» и «управления ее тоталитарными методами с целью максимальной материальной выгоды», «моральный облик митрополита Илариона дополнительным аргуметам для опасений»; к тем, «кто обеспокоен своим будущим, поскольку не видит места в будущем демократическом обществе» добавлен Епископ Тульчинский Ипполит» и т.д. и т.п. Заканчивается все это полной абракадаброй: «Осуждение священноначалия УПЦ со стороны политической элиты и общественного мнения не принимает активных форм только потому, что позиция УПЦ настолько обесценилась, что не интересует уже общественное мнение и политики перестают за него бороться». В построении фразы еще горит огонь желания донести что-то мерзкое о Церкви, а слова уже «не идут». Перенапряг.
Впрочем, Черноморцу еще хватает сил разобраться с организациями, типа союза Православных братств и «Единое Отечество», которые, как в свое время социалисты Мороза, именуются «фашистскими». Донести общественности, что В Лукиянник «ставленник (почему не агент?-А.В.) СБУ», а публицист Кирилл Флоров – «работник аппарата митрополита Кирилла Гундяева» (в ОВЦС никогда не было такого сотрудника). Эти организации, по Черноморцу, «враждебно настроены против украинских государства, языка, нации»; «отрицают все демократические ценности и права человека», борются против США и ЕС, возрождают Российскую империю, стремятся превратить РПЦ в тоталитарную структуру, распространяют шовинизм и ксенофобию (их руководители кое-как предотвращают погромы), «призывают к репрессиям против «нашеукраинцев», «украинских националистов», либерально настроенных священников, В.Литвина, Л.Кучмы и всех предателей». Великолепный, можно сказать, хрестоматийный набор всех элементов классического доноса. Все ветви власти, правохранительные органы, политические структры, международные сообщества и отдельные государства должны схватиться за голову – как возможно существование в Украине таких организаций? Впрочем, может оказаться, что это вставка из какого-нибудь другого, написанного ранее, дореволюционного произведения Черноморца, поскольку в нем, как возможная жертва православных фашистов, упоминается Л.Кучма, что в свете последних политических изменений выглядит странно и не соответствует общему пафосу повествования.

Вместо эпилога
Черноморец пишет еще три главы в качестве прогноза «дальнейших событий». Это как бы «донос в будущее», в котором при любых вариантах власти предвещается упадок и «дальнейшее маргинализация УПЦ». Анализировать чужую «кофейную гущу» — занятие вообще-то абсурдное. Тем более, что у автора наблюдаются явные признаки раздвоения личности. «Мобилизационный заряд веры в «плохого» Ющенко, — пишет Черноморец, — рассеется в течении полугода правления новой власти. И тогда, разглядев человеческое лицо новой власти, прихожане зададутся вопросом: «а почему нас уверяли, что Ющенко – почти антихрист?» А у кого прихожане спросят, как не у того же Черноморца и иже с ним? И кому же, как не Черноморцу, пролистав подшивки трудов своих, на их вопросы отвечать? С «тьмой-то египетской» как? Впрочем, все это не выходит за жанровые рамки провокационного доноса, который мы здесь проанализировали. Любопытен и призыв к прекращению гонений на прихожан, голосовавших за Ющенко. И опять же ни одного примера. Но кто мог, как прихожанина, преследовать самого Черноморца? Настоятель его общины священник Петр Зуев? Так у него не было времени. Всю революцию он провел в штабе оранжевых, помогая Виктору Ющенко ковать победу. Даже походную церковь на Майдане установил. Может, кто из епископов чем обидел Черноморца? Чего же тень на плетень наводить?
В Украине болезненно проходят процессы смены власти, выборы раскололи общество. Пагубность этого осознается всеми. Православные верующие оказались по обе стороны баррикад, но эти баррикады были только политическими. И возводили их политики, а не Церковь. Теперь они обращаются к ней за помощью. И УПЦ уже выступила с призывом к примирению.
Церковь выполняет в Украине свою миссию. В последние 10 лет УПЦ ежегодно увеличивается на 400-500 общин (сейчас их около 12 тысяч), открывает до 10 новых монастырей – сейчас их 170, строит, восстанавливает и реставрирует несколько тысяч храмов, при которых создаются структуры социального служения. Выдавать желаемое за действительное – пророчить «дальнейшую маргинализацию», вряд ли обоснованно. Лидеры и оранжевых, и бело-голубых уже встречались с Предстоятелем УПЦ Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, поздравили с Рождеством и Новым годом. И никаких претензий по поводу президентских выборов к Церкви никто не предъявлял.
Поэтому одинокий голос стукача Черноморца звучит, действительно, трагично.
Лично мне растиражированный доклад Юрия Черноморца «Судьба УПЦ в начале XXI века» интересен лишь с формальной точки зрения. Я – любитель андерграунда, и поэзии, и в прозе. С содержательной — он совершенно пустой, поскольку навет бесплотен и непродуктивен по определению. Автор должен таким образом скомпоновать домыслы, подтасовать фактаж, продозировать клевету и провокацию, чтобы обвинение и компрометация (цель всякого доноса) выглядели обоснованными и достоверными. Никакой глубины мысли, проникновения в смысл явлений и событий жанр не предполагает. Поэтому в этих заметках отмечены лишь проблемы несоответсвия замыслу отдельных частей и положений доклада. Указаны находки и недостатки. Надеюсь, что со многими автор согласится.
Актуальность доносов, как жанра всегда недооценивалась исследователями. А ведь они влияли на историю и события иногда гораздо больше, чем ум, талант, великие книги. История пишется не только трудами подвижников, но и перстами робких стукачей. Борхес даже хотел создать «всемирную историю бесчестия». Один мой знакомый, работая над диссертацией по св. Патриарху Тихону, был допущен в архивы НКВД. Его поразило, что многие материалы дел военачальников, иерархов, литераторов в засохшей крови, протоколы допросов Тухачевского вообще трудно разобрать. Оказывается, донос и протокол клали перед подозреваемым, и тут же «определяли» достоверность «аналитики». Так погибли во время допроса в Лукьяновской тюрьме св. Константин (Дьяков), митрополит Киевский и знаменитый прот. Александр Глаголев. «Верхи человечества» — св. Павел Флоренский, поэт Осип Манделльштам, тысячи других ученых и мыслителей были переполнены великими творческими замыслами, которые преобразят человека и мир, и в великом напряжении их осуществляли. Но пара упоминаний их имен каким-нибудь Черноморцем в своей «аналитике» — и растворялись они со своими трудами и замыслами в туруханских снегах. Вот и думай, кто более матери-истории ценен?
Юрий Черноморец заканчивает свой труд уверениями, что не работает в штабе Виктора Ющенко. Я, например, в этом и не сомневался. Зачем же изобличать «изнутри»? Донос-то пишут, чтобы заметили, приветили, на ставочку взяли, деньжат дали или работку какую подбросили. Ценный кадр!
Пожалуй, с Черноморцем так и поступят, если, конечно…не побрезгуют.