Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Помощник благочинного Свято-Успенской Почаевской лавры о. Геронтий: «В благотворительности проявляется дух живой веры»

Помощник благочинного Свято-Успенской Почаевской лавры о.Геронтий: «В благотворительности проявляется дух живой веры»

Отче, почему на Рождество Христово Церковь занимается благотворительностью?
Нужно заметить, что не только на Рождество, но регулярно Церковь Христова занимается делами благотворительности, ибо в этом проявляется дух живой веры, истинного благочестия ее верных членов, их верность Христу и Его заветам о любви и милосердии, как основам христианской жизни и деятельности. Но в такие великие христианские праздники как Рождество Христово и Его Светлое Воскресение действительно это проявляется по особенному. Чем ярче пламя, тем больше света. В священных событиях этих праздников явилась особенная Божественная любовь и снисхождение Божие к падшему роду человеческому.
Этот свет Божественной любви отражается в сердцах живых членов Церкви, пробуждая у них возвышенные религиозные чувства благодарности, духовной радости, умиления, всеобъемлющей любви и милосердия. А природа христианской радости и любви такова, что она не может закрываться в себе. Чем она больше, тем ярче выливается наружу. Христианин старается поделиться этой радостью о Христе и со своими близкими, что выражается в тех поздравлениях и пожеланиях, которые мы в эти дни шлем друг другу, и, конечно же, эта радость праздника даруется ближним через дела любви и милосердия. Особенно тем людям, которые лишены, по разным причинам, возможности участвовать в благодатной, молитвенной атмосфере праздничного Богослужения, в котором христианину даруется живое и непосредственное переживание радости Божественной любви.

Какой благотворительностью в эти святые дни занимается Почаевская Лавра?
Братия Лавры уже несколько лет, совместно с нашими благотворителями и студентами ПДС посещает Цюрупинский дом-интернат для детей инвалидов. Студенты семинарии ставят детям концерты духовной музыки и поэзии. Дарим подарки и духовную литературу.
Вот уже полгода, как у нас по милости Божией появилась возможность посещать Бережанскую трудово-воспитательную мужскую колонию. Хочу поделиться радостью. К Рождеству Христову мы впервые в стенах этого заведения отслужили Божественную Литургию. После Литургии студенты ПДС для всей колонии пропели концерт рождественских песнопений и колядок. Заключенным были розданы рождественские подарки. Праздник Рождества Христова особенно близок детям и они с большим нетерпением ждут этого торжества. В Лавре уже сложилась традиция, в вечер рождественских колядок, который проводится у нас в рождественские дни, раздавать детям пришедшим в храм прославить Богомладенца подарки со сладостями.

Вы затронули вопрос о духовном окормлении Церковью узников. А какой смысл Церковь вкладывает в это окормление?
Хочу сразу заметить, что Церковь в этом случае не ставит перед собой задачу заниматься прозелитизмом, хотя для этого там есть почва. С другой стороны остановится на одном морализме – это тоже не то. Природа Церкви Христовой и ее миссия намного глубже. Церковь Христова – это духовная лечебница, которая наделена Господом бесценным, благодатным даром духовно обновлять и преображать человека. Для этого у нее есть полнота Истины и благодати. Она обладает богатейшим, многовековым опытом возсозидания надломленной человеческой души. Важно только суметь донести все это до человека и помочь ему стать на этот путь возрождения. Цель и смысл служения Церкви в тюрьме – помочь человеку обрести себя во Христе и вернуться к жизни духовно обновленным и полноценным человеком.

Кто эти люди, лишенные свободы, и как Церковь относится к ним?
Я могу говорить лишь о том контингенте заключенных, с которым нам приходиться встречаться. Мы посещаем, как я сказал, трудово-воспитательную мужскую колонию. Ее контингент – это несовершеннолетние юноши от 14 до 19 лет. Большинство из них отбывает свой срок за кражи, грабежи, но есть несколько человек, осужденных за убийство, в основном групповое. Общее количество заключенных в колонии 225 человек. В основной своей массе это дети из социально-неблагонадежных семей. Есть дети-сироты. По сути — это дети, которые были лишены элементарного человеческого внимания. Многие из них никогда не чувствовали родительского тепла и вдоволь не вкушали даже обычного хлеба. Вот почва и основная причина, многих из них подвигнувшая на преступление. Убийства в основном были совершены неумышленно, в драке и разборках подвыпившей компании. Потому подход к ним должен быть специфическим. Церковь должна стать для них любящей Матерью, которая не только поможет осознать свою ошибку, научит обрести смысл и опору в жизни, но и подаст «хлеб насущный». Любящая мать всегда смотрит на провинившееся, неразумное свое дитя, с сожалением и с готовностью всегда простить.

Как заключенные относятся к священнослужителям?
Сразу хочу оговориться, что нами посещаемая колония находится в особенном политическом регионе, это западная часть Тернопольской области, город Бережаны, от которого в окрестности 50-и километров нет ни одной православной церкви. Нужно отдать должное администрация колонии, которая идет нам на встречу. Выделили даже помещения под домовую церковь. Я думаю, это уникальный случай в нашем непростом регионе. Греко-католики, уже несколько лет регулярно посещают это заведение, есть у них здесь и храм, сохранившийся от древнего католического монастыря, помещения которого оказались на территории колонии. Не отстают от них и протестанты. Но большая часть заключенных здесь из южной и восточной Украины. Поэтому, я думаю, нас встретили с интересом, уважением, я бы сказал тепло. Многие из заключенных в этих стенах впервые в жизни так близко встретились со священнослужителями и приобщились благодатной жизни Церкви.
Что каксается того, как мы относимся к ним? Вы знаете, нужно видеть эти еще совсем юные, детские, часто наивные лица. Не хочется верить, что перед тобою какие то преступники. Обычные ребята, только в необычной обстановке. Только вот как раз само место и обстановка говорят о том, что это не совсем так. Да, перед законом они преступники. Но мы понимаем, что на их месте может оказаться каждый из смертных, потому что после грехопадения наших прародителей все человечество восприняло от них зараженную грехом человеческую природу. В каждом человеке в зародыше есть весь букет греховных страстей, которые, попав в благоприятные для себя условия, пускают корни и приносят соответствующие плоды. По сути, мы все являемся потенциальными преступниками и в первую очередь, конечно, перед Богом. Но этим молодым еще людям выпал особенный жизненный крест и нужно помочь им вынести его и извлечь из этого для себя полезный жизненный урок. Нужно помочь им осознать и исправить свою жизненную ошибку, чтобы она в будущем не превратилась в роковую.

А на что в этом процессе восстановления падшего человека нужно обратить особенное внимание?
Наши регулярные встречи с заключенными начались можно сказать совсем недавно. С октября месяца. Областной департамент дал свое согласие, и администрация колонии нам выделила для встреч один день и определенное время, а также соответствующее помещение. Заключенные приходят по желанию, и регулярно нас посещает более ста человек. Начали мы свои встречи с простых катехизических бесед, облекая их в живую разговорную речь, и используя по возможности яркие, жизненные примеры. Конечно, около часа отведенного времени мало, чтобы полноценно пообщаться, но мы стараемся вовлечь слушающих в живую беседу. Нужно заметить, что среди заключенных есть и умственно отсталые дети, не умеющие ни читать, ни писать. Некоторые приходят, чтобы просто отдохнуть во время этих бесед от работы. А некоторые, чтобы после бесед попросить привезти на следующий раз что-то покушать или обуться. И в этом тоже есть польза. Так живее завязывается разговор, лучше узнается человек, и мы становимся друг другу ближе. Это очень важно. Беда ведь сближает людей. Можно много и красиво говорить о добре, но если оно не проявляется в твоем личном примере, то грош цена твоим словам. Поэтому мы по силе нашей возможности стараемся не отказывать и по словах ап. Иоанна Богослова проявлять любовь не только «словом и языком, но делом и истиною» (1Ин. 3:17-18). Сколько примеров в житиях святых угодников Божиих, которые не риторством и красноречием, а живым примером христианской любви обращали к покаянию разбойников и закоренелых грешников.
Еще здесь важен один момент. Святые Отцы Церкви в каждом человеке, даже снизошедшем в крайнюю степень нравственного падения, всегда видели хотя и искаженный, но образ Божий. Еще в древности Тертуллианом было сказано, что каждая человеческая душа по природе своей христианка. И вот здесь важно разбудить в падшем человеке христианина, постараться увидеть в нем ту искру добра, которая есть в каждом человеке как творении Божии, хотя часто и бывает засыпана кучей греховного хлама. Важно увидеть и суметь раздуть эту искру добра в спасительное пламя, способное обновить и преобразить человеческую жизнь. История Церкви свидетельствует нам об этой реальности. Конечно, без помощи Божией это невозможно. Потому мы периодически совершаем молебны с акафистами, а вот перед самим Рождеством Господь сподобил нас совершить в стенах колонии первую Божественную Литургию, во время которой больше 10-и наших заключенных воспитанников после исповеди приступили к Святой Чаше Жизни. Это было для нас большим праздником. На будущее, по благословению владыки мы планируем служить Литургию раз в месяц.

Существует мнение, что заключенного, как наркомана, снова тянет на преступление. Согласны ли вы с этим?
В какой то мере да. Ведь любой грех в своей сущности, удовлетворяет какому то греховному влечению. И чем чаще мы удовлетворяем ему, тем большую власть оно берет над человеком. Ослабевает человеческая воля и в конечном результате человек делается неспособным сопротивляться этому влечению. Им, как говорят Святые Отцы, обладает греховная страсть. Человек становится ее рабом. Здесь не обходится без содействия и падших духов, которые блюдут нашу погибель и прикладывают максимум усилий, чтобы человек не вырвался из этого, действительно адского плена. А если взять во внимание, что человек сознательно встал на путь греха. Поэтому , чтобы избавиться от этого плена, человеку греха нужно принести перед Богом истинное покаяние и только тогда, подвигом покаяния и действием особенной благодати Божией, он может избавиться от этого страшного и погибельного состояния. Без Бога – это невозможно. Живой пример этому можно увидеть в жизнеописании преподобной Марии Египетской.

Какие вы видите перспективы работы Церкви в местах лишения свободы?
Чтобы говорить о перспективах, нужно выяснить вопрос насколько администрация этих учреждений готова сотрудничать с Церковью. Как мне известно, несмотря на то, что УПЦ заключила официальный договор с Государственным департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний, в некоторых местах не очень радостно нас принимают и не дают Церкви полноценно нести свою добрую миссию. Интересно, что в Бережанской колонии сама администрация заинтересована в том, чтобы велась среди заключенных духовная работа, ибо замечено ими, что это снижает уровень нарушений правопорядка в самой колонии и существенно поднимает уровень перевоспитания человека. А что относится к духовенству нашей Церкви, хочу заметить что нам в этом вопросе, в отличии от католиков и протестантов, не хватает ревности и решимости. Нужно, чтобы вопросу окормления духовенством УПЦ подобных мест уделялось больше внимания и требовательности. А в остальном — практика и жизнь подскажут и научат, а Господь поможет.

Подготовил В.Анисимов