Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

«Паломница-4»: в чью честь бывают салюты в монастырях

Дмитрий СКВОРЦОВ Ещё месяц назад, на презентации своего киноцикла Оксана Марченко призналась, что иде-4я паломничества по монастырям – не её собственная. На это было ей наставление ангела. Я подозревал, что она имеет в виду, какого-то ангельски чистого человека. Два имени позже я ей назвал, но не угадал. Теперь подозреваю ещё одного очень хорошего человечка. При встрече попытаюсь ещё раз.

Наверное, поэтому и назвала Оксана себя в 4-й серии «Паломницы» маловерной, что сама не готова была ещё поверить в чудеса, с которыми столкнулась по сюжету.Центральная линия этой части – Введенский монастырь Киева. Но начинается она с истории села Белогородка, что в 15 километрах от столицы. Отсюда каждый год 13 июля начинает движение Крестный ход с чудотворной иконой «Призри на смирение» Введенского монастыря.Идёт молитвенная процессия 50 километров на Запад до скита Введенского монастыря в селе Томашовка Фастовского района. Так и Оксана, сменив шпильки на кроссовки, пошла по древнерусскому тракту, прорубленному именно через Белогородку (тогда – Белгород-Киевский) до Владимира Волынского, Галича и далее вплоть до Регенсбурга (резиденции германского епископа единой ещё церкви). Последнее обстоятельство открыл нам один из самых известнейших белгородчан, заслуженный журналист Украины, глава пресс-службы УПЦ Василий Семёнович Анисимов. Лишь в 1854 году, при возродителе Киева государе Николае I главным западным направлением стало Брест-Литовское шоссе (ныне – Житомирская трасса) в 5 км севернее Белогородки.

В 991 году князь киевский Владимир заложил здесь замок как базу своей дружины и, разумеется – место  проведения своих знаменитых пиров. Крепость стала одним из главных форпостов в оборонной линии Руси. Владимир Святославич собрал в Белгород «от иных городов, и много людей свёл в него, потому что любил град сей».Уже в следующем году на Белгород был поставлен епископ, что говорит о значении нового города. Здесь проводились учения и богатырские турниры. Отсюда берёт начало история демократизма на Руси – в 997 году прошло первое вече, упомянутое в исторических документах.Благодаря археологическим исследованиям под руководством такого корифея как академик Б.А. Рыбаков и др., стал ясен масштаб этого экономического и культурного центра Южной Руси. Имея уже к концу X в. общую укреплённую площадь 95 га, Белгород-Киевский превосходил по этому параметру Киев, Чернигов и Переславль.

Валы городища Белгорода-Киевского сегодня. Фото – ВикипедияОбнаруженные в Белгороде-Киевском жилища XI—XII вв. отличались от обычных домов того времени более крупными размерами, состояли не из одного, а из двух помещений, стены их нередко были облицованы разноцветными глазурованными плитками. О величии и красоте древнего Белгорода дают представление остатки двух каменных храмов. Пол церкви Двенадцати апостолов был покрыт разноцветными глазурованными плитками. До сих пор сохранились остатки стенной фресковой росписи золотом.

В 1159 и 1161 годах город осаждался захватившим Киевский престол черниговцем Изяславом Давидовичем и союзными с ним половцами, в 1171 году — Андреем Боголюбским. Интересно, что все три раза успешной обороной руководили представители смоленской ветви Рюриковичей.В 1320 году, вследствие победы на Ирпене литовского князя Гедемина над контролировавшими Киев татарами (битва произошла под стенами Белгорода) литовцы взяли и Белгород и Киев. Так первый постепенно потерял стратегическое значение и стал просто Белгородкой.Сменившие литовцев поляки описывали её лежащей среди лесов, простиравшихся от Днепра и реки Припяти, которые называли Киевским полесьем. Но сама Белгородка состояла в монастырском и митрополичьем владении.Увы, сегодня мало кто помнит о славной истории городка, избранного начальным пунктом одного из самых масштабных крестных ходов. Увы, не выступает просветителем и печатный орган Белгородского благочиния (главред – благочинный прот. Ростислав Корчак). В качестве примера благочестия приводятся здесь поучения не православных святых, почтивших своим пребыванием эти исторические места, а ставленника польских захватчиков, коллаборациониста Андрэя Шептицкого. Распространяется привычная ложь о т.н. «Эмском указе» и «Валуевском циркуляре». Сообщается, что «украинская семья была единственной средой, которая способствовала сохранению национальных традиций»… А как же Церковь Святая с её моральными ценностями? Или эти ценности не были присущи национальностям, населявшим территорию современной Украины? Не удивительно после этого, что «Благовестник» Белгородского благочиния рекламирует языческие традиции празднования Рождества Христового и других праздников.Благо дело, крестоходцам не до этой газетёнки. Им есть о чём молиться возглавляющему шествие святому образу.Икона «Призри на смирение» («Взгляни милосердно на смирение [молящегося пред образом твоим])» была чудесным образом обнаружена на озере Каменном под Псковом в 1420 году. Из правого глаза Божией матери истекала кровь. Этот знак псковитяне восприняли в утешение в те годы, когда они терпели бедствия от очередного морового поветрия (эпидемии) и вторжений литовского князя Витовта.До XIX века, икона не дожила. Скорее всего, её уничтожил один из многочисленных пожаров, которым подвергался Псков. Списков с чудотворного образа известно немного. Один из них и находится в киевском Введенском мужском монастыре. В 1992 году образ был передан в дар схимонахиней Феодорой (упокоилась в 1994 г.), которая хранила его у себя в течение 55 богоборческих лет.С тех пор с иконой постоянно происходят чудеса. Вернее, с прихожанами, с особым почтением молящимися перед чудотворным образом. О них рассказывает игумен монастыря Архиепископ Дамиан (Давыдов). Самое объяснимое «чудо» – некто каждый раз присылает иконе 200 роз. Но это, конечно, явное последствие чуда, случившегося с человеком или его близкими.О своём преображении рассказывает прихожанин монастыря, известный украинский актёр. От того, какой он грех поведал, Оксане ничего не остаётся, как только хвататься за голову.

При этом она по-христиански совсем не осуждает раскаявшегося грешника. Только спрашивает, есть ли в этом мире лекарство от душевных ран, которые человек нанёс сам себе и ближним? «Церковь – это сосуд с лекарством», – отвечает собеседник.Здесь, в Введенском раба Божия Ксения неожиданно для самой себя предлагает иеродьякону Аристарху (Караговнику) помощь в протирке икон. Происходит это сразу де после того, как о. Аристарх поясняет, почему в храме не приветствуется губная помада: не только потому, что это искажение образа Божия, индивидуальности, которой наградил нас Сам Творец, но и потому, что жирные следы трудно оттирать: «Попробуйте дома обцеловать зеркала, а потом отчистить их».Уже при этих словах Оксана Марченко срочно принимается вытирать с губ блеск.

А затем уже собственными рученьками ощущает, насколько трудно вытирать иконы, зацелованные помадой.Отец Аристарх тем временем рассказывает, что означают золотые крестики и дорогие украшения, висящие на чудотворных иконах. Это благодарность исцелённых и спасшихся. Об одном таком, спасённом лично Богоматерью в лихих 90-х «на подвале» у бандюков, рассказывает иеродиакон Аристарх.Время от времени кадры возвращают нас к 50-километровому крестному ходу во главе с архиепископом Дамианом. Для него не только Церковь – целительный сосуд, но и крестный ход, на каждого участника которого «одной бутылочки выливаются разные лекарства». Владыка поясняет, почему крестный ход сопровождают настоящие ангелы. И чем, изливаемые в церкви лекарств отличаются, скажем, от кодирования в медучреждениях, перепрограммирования  в сектах, завораживания экстрасенсами. Наконец, автор получает ответ, зачем вообще нужен крестный ход. И почему по его завершении мы видим салют… в монастыре! Оказывается, бывают салюты в монастыре! В честь подвига длительного перехода, который совершили крестоходцы ради собственной души.

«Быть может, и вы, такие же маловерные, как я, пойдёте в крестный ход, – заключает автор фильма. – И в пути увидите души умерших. Или ангелов. И Божию Матерь, раздающую лекарства всем тем, кто просит её об этом. Кто делает шаги к ней навстречу. Пусть эти 50 километров станут началом Большого-большого пути – дорогой покаяния, которая приведёт нас к Богу».

Что же, собственный смиренный пример – разве не это главное в призыве духовного возрастания, к которому призывает Оксана Марченко себя и нас, погрязших в третьестепенных, а то и духовно опасных житейских «мудростях» и заботах о бренном