Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

09.09.2011. СИМФЕРОПОЛЬ. Митрополит Лазарь принял участие в работе XXIV научно-технической конференции «Основные направления корректировки (обновления) Энергетической стратегии Украины на период до 2030 г.»

С 6 по 10 сентября в пгт. Николаевка АР Крым проходит XXIV научно-техническая конференция «Основные направления корректировки (обновления) Энергетической стратегии Украины на период до 2030 г.».
7 сентября Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь выступил на конференции с докладом «Духовность как базовый фактор обеспечения безопасности в современном мире».
СЛОВО Его Высокопреосвященства,
Высокопреосвященнейшего Лазаря,
Митрополита Симферопольского и Крымского
к участникам конференции «Основные направления корректировки (обновления) Энергетической стратегии Украины на период до 2030 г.»
на тему «ДУХОВНОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
Возлюбленные о Христе Иисусе участники конференции, дорогие братья и сёстры!
Сердечно приветствую всех вас, собравшихся на этой конференции. Для нее выбрано прекрасное название, которое, на мой взгляд, отражает один из спектров тех проблем, с которыми сегодня столкнулось наше Отечество.
К сожалению, негативные явления, происходившие и происходящие в мире в XX–XXI вв., отрицательно отражаются как на безопасности каждого отдельного человека, так и всего мира в целом. Пути их преодоления можно найти лишь во многовековом опыте нашего народа, краеугольным камнем которого является Святая Православная Вера, та духовность которая являлась сердцевиной жизни нашего Отечества.
Но здесь возникает вопрос, что такое духовность?
Религиозное сознание подразумевает под духовностью причастность человека Богу, меру его приближения к Нему. Мы не можем увидеть меру этой близости человека к Богу, но, общаясь с человеком, можем ее почувствовать. По своему внешнему проявлению духовность — это жизнь по Евангелию, «норма человеческой жизни».
Но совсем другое понимание духовности в современном мире.
Под ней подразумевают «совокупность человеческих ценностей и смыслов познания, переживаний, отношений, творчества». По наличию или отсутствию этой совокупности некоторые наши современники говорят, что этот человек духовный, а этот нет.
Но мир есть живое целое, имеющее иерархическую структуру, на вершине которой находится человек. В первой главе книги Бытие мы можем прочитать следующее: «Когда Господь сотворил человека, Бог благословил их (т.е. мужчину и женщину) и сказал: плодитесь и размножайтесь; и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, птицами небесными и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). В следующей главе читаем: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» (Быт. 2:19-20).
Оба эти текста изображают человека в качестве хозяина природы («обладающего» землей) — а наречение человеком имен всем животным есть выражение его власти над живыми существами. «Человеку — пишет видный русский философ протоиерей Василий Зеньковский, — было дано быть в центре всего земного бытия, господствовать и повелевать, — человек выступает перед ними как царь природы, как хозяин ее, определяющий «имя» всему, чем свидетельствуется подчиненность всего человеку». Но после грехопадения в мире произошел разлом, мир подвергся опасности, потому что человек стал подвержен греху и в жизни его стал виден иной закон, противоборствующий закону человеческого ума, делающий человека пленником закона греховного, находящегося в его членах (Рим. 7:23).
Человечество призвано к свободе, и только будучи свободным от греха, став истинно духовным, оно возвращается к тому «владычественному» положению, для которого было оно создано, а истинный владелец всегда бережет то, что ему принадлежит по праву.
Прежде чем попустить какое-либо бедствие в мире, Господь всегда дает людям время для покаяния и исправления своей жизни по пути к достижению духовности.
В Библии описывается несколько таких случаев. Но нужно заметить, что некоторые из них показывают людей, которые не обращаются к Богу и гибнут, например, когда речь идет о допотопном человечестве, развращение которого было велико, «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5) и даже строительство праведным Ноем ковчега не вразумило их, они не изменяют свою жизнь и гибнут, а также повествование о Содоме и Гоморре, жители этих городов «были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13:13) и не изменили свою жизнь, несмотря на то, что имели перед собой высокий пример праведности в лице Авраама и Лота.
А некоторые наоборот показывают, как человек обращается к Богу и, изменяя свою жизнь, спасается от погибели, например эпизод об иудейском царе Манассии: «И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых» и «довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых» (2 Пар. 33:2,9), за что Манассии была предречена погибель, но он принес покаяние, исправил свою жизнь и был помилован. Также о подобном узнаем мы и в повествовании о проповеди пророка Ионы в городе Ниневии, злодеяния которого дошли до Бога (Ион. 1:2), благодаря которой «увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10).
Из вышеприведенных библейских примеров мы можем с уверенностью сказать, что мир может избежать опасности лишь в том случае, если будет иметь такое качество как духовность. Один из признаков конца мира — это охлаждение во многих людях любви, причиной которому будет умножение беззакония (Матф. 24:12). Человеку же духовному нечего бояться, он подобно псалмопевцу Давиду говорит: «Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности» (Пс. 4:9).
К сожалению, мы живем в мире политической нестабильности и потенциальной угрозы насилия; и так далеко зашли по пути несправедливости и неустойчивости, что не можем избежать конфликтов и страданий в будущем. Но, несмотря на эти препятствия, сегодня можно усмотреть три довольно многообещающих источника перемены человека от бездуховности к духовности.
Во-первых, это — образование. Ведь каждый человек является свободной личностью, поэтому невозможно (да и не нужно) заставить его быть духовным, но возможно показать ему путь к духовности и её достоинствам. Моральные увещевания редко вдохновляют на действия тех, кто не хочет меняться. Образы же или картины хорошо демонстрируют положительные альтернативы. Образование должно идти по трем уровням: личному, семейному и общественному. Важно дать понять каждому отдельному человеку, что обособление себя от целого, лишает проявление его свободы того очистительного действия, которое могло бы быть.
Следующим источником перемены человека от бездуховности к духовности является взаимодействие с органами государственной власти, образования и местного самоуправления. Без взаимодействия Церкви с вышеназванными органами сегодня трудно достичь каких-либо успехов в указанном направлении. В Византийской империи существовал замечательный принцип симфонии государственной и церковной властей. «Слово «симфония» означает «созвучие». В данном случае оно предполагает, что обе силы (Церковь и государство) «звучат» — каждая согласно своей природе, своей реальности, — ибо если только одна сторона (например, государство) «звучит», а другая «молчит» или (что еще хуже) просто повторяет то, что исходит от первой стороны, — то тут уже нет «симфонии». Принцип «симфонии» есть принцип взаимной свободы; каждая из сил живет своей жизнью, но так, что от одновременного их звучания получается симфония, аккорд… Для государства Церковь есть часть его жизни, его совесть, его творческая сила, а для Церкви государство есть внешнее историческое оформление жизни того самого народа (или народов), которые входят в Церковь.
И наконец, третий фактор возможного перехода образа жизни человека от бездуховности к духовности это — кризис. Заранее нужно оговориться, что это не самый лучший источник перемены человека, поскольку всякий кризис предполагает негативные последствия. Но он, же может послужить катализатором для конструктивных действий. В таких критических ситуациях, как война или природная катастрофа, люди готовы приносить жертвы ради общего блага при условии, что жертвы будут общими, общее благо — ясно определенным и будущее — обнадеживающим. Таких случаев в истории много, достаточно вспомнить события и последствия Великой Отечественно войны 1941–1945 гг.
Так или иначе, путь к духовности, а следственно и безопасности мира связывается с «обновлением ума» человека, к которому призывал нас первоверховный апостол Павел: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).
Призывая на Вас Божие благословение, желаю участникам и гостям конференции успехов, духовного и творческого возрастания и всесильной помощи Господней.
Благословение Божие да пребудет с Вами.