Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

01.06.2010. КИЕВ. Игорь Базаринский: «Чтобы чудо признали, оно должно пройти испытание временем»

Какое оно, настоящие чудо, и часто ли подобное происходит в Украине, «Газете…» рассказал секретарь Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви Игорь Базаринский.
- Игорь Григорьевич, у Вас, наверное, работы непочатый край? В последнее время только и слышно, там икона «заплакала», там образ Спасителя или Богородицы появился.
- Вы будете удивлены, но за последние несколько лет в нашу комиссию не поступало на рассмотрение ни одного чудесного явления. А это, по-моему, о многом говорит.
- Вы хотите сказать, что их и вовсе не было?
- Нет, я не могу этого утверждать. Просто по-настоящему церковный подход требует сдержанности в оценке чудесных явлений. Здесь поспешности не может быть. Прежде чем признавать явление чудом, его изучают, наблюдают некоторое время, собирают доказательства. Скажем, если есть сведения об исцелении, одного слова исцелившегося мало. Нужна справка от врача, что человек был болен, но хворь прошла сама по себе. Порой доводится проверять даже психическое состояние людей, которые утверждают, что были свидетелями чудесного явления. Разные случаи ведь бывают. Помню, как-то женщина принесла икону, которая, по ее словам, мироточила. Икона была простая, литографическая — на бумаге лик спасителя с Туринской плащаницы. С обеих сторон действительно были маслянистые потеки. Их мы собрали и стали наблюдать за образом, но больше ничего с ним не произошло. А женщина исчезла. Как-то в Киево-Печерскую Лавру прихожанка принесла икону, забрызганную кровью. Она уверяла, что святой образ кровоточит. Икону отдали на экспертизу, и оказалось, что кровь на ней человеческая, определенной группы и резуса. Когда женщине рассказали об экспертизе, она призналась, что «чудо» — ее рук дело: порезав палец, сама забрызгала кровью икону. Что ее на это побудило, нам неведомо.
- Но все-таки, по вашим наблюдениям, чудес стало больше?
- Больше стало разговоров и спекуляций на тему чудесных явлений. Известно, что многие так называемые «охотники за чудесами» руководствуются отнюдь не бескорыстными целями. На мой взгляд, это характеризует состояние нашего общества, пожинающего плоды тотальной бездуховности.
- А как вообще изучают чудеса? Да и что церковь расценивает, как чудо?
- На самом деле у нас нет какого-то отдельного органа или комиссии, которая бы занималась исключительно изучением чудес. Богословско-канонической комиссии может быть поручено дать оценку тем или иным чудесным явлениям на основании собранных доказательств.
Чудо — явление, которое может быть оценено только с позиции веры. При его изучении необходимо опираться на сохраняемый и передаваемый опыт церковной жизни. Здесь нет холодных законов, сухих правил и математических формул. Главное — никакой поспешности, чудо должно пройти испытание временем. Хотя бывали и исключения. Если чудо настолько очевидно — есть подтверждения об исцелениях или оно сопровождается какими-то знамениями (свечением, благоуханием), — его могут признать в очень короткие сроки.
- Богословско-каноническая комиссия – это ведь последняя инстанция, кто до этого изучает чудеса?
- Все начинается со священника, в приходе которого произошло чудесное явление. Он должен написать рапорт о случившемся в епархиальное управление, там создается комиссия, которая выезжает на место события и проводит детальное расследование. Если подтвердится — документы передают на рассмотрение Священного Синода, рабочим органом которого и есть Богословско-каноническая комиссия.
- Слышала, что в России привлекают к расследованию чудес и ученых, У них при Синодальной богословской комиссии есть даже экспертная рабочая группа «Чудесные знамения, происходящие в Русской Православной Церкви», в которую входят и физики, и химики…
-У нас такой специальной комиссии пока нет, но мы отнюдь не пренебрегаем достижениями науки. Скажем, когда происходит обретение мощей — приглашаются медики, антропологи. Если открываются склепы или захоронения, представляющие историческую ценность, — историки, археологи. Если происходит обновление или мироточение иконы, могут быть задействованы химики и биологи. Когда в 1993 году в Введенском монастыре икона «Призри на смирение» отпечаталась на стекле, именно химический анализ помог установить, что светло-серый отпечаток на стекле нерукотворный, что он органического происхождения. Затем медики подтвердили исцеления, которые стали происходить с людьми. Причем исцеляла не только икона, но и ее отражение на стекле.
- И как вообще относиться к подобным явлениям — это хороший или плохой знак?
- В этом вопросе нельзя мыслить категориями «хорошо» или «плохо», есть опасность слишком упростить вопрос. Каждое чудесное явление кому-то адресовано, имеет значение и глубокий смысл. Оно может быть адресовано как отдельному человеку, так и целым народам. Понять его может только по-настоящему верующий человек.
«Газета по-киевски» от 27 мая 2010, №96 (1744)