Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

23.04.2007. КИЕВ. Настоятель Свято-Владимирского духовно-просветительского Центра игумен Феодосий (Снигирев): «Вдумчивое отношение к серьезной современной музыке, часто само по себе способно подготовить душу человека к восприятию Ответа на главные вопросы

- Отец Феодосий, грядущий фестиваль авторской песни «Благодатное небо» – это что-то новое и не совсем понятное для простого прихожанина. Какая цель его проведения?
- Основных цели две. Миссионерская – привлечь внимание творческой молодежи к Православию, дать увидеть, что в Церкви есть обширное поле для применения своих талантов, в том числе и в сфере музыкального, песенного творчества, даже в рок-направлении. Вторая цель – дать возможность многочисленным авторам-исполнителям современной православной песни побыть несколько дней вместе, вкусить радость общения, завязать контакты, которые должны способствовать духовному возрождению нашего общества. Кроме того, фестиваль может стать отправной точкой в проведении подобных миссионерских концертов и акций в других городах Украины.
- Но насколько совместима современная музыка с Православием?
- Настолько же, насколько вообще совместимо с Православием светское искусство: Церковь берет от него все лучшее. Берет то, что не противоречит и не разрушает трезвого и правильного духовного настроения человека, то, что может послужить проповеди Христовой на земле. Так было всегда. Церковная живопись, музыка, архитектура также вобрали в себя все лучшее из античного искусства. Только все это было преображено, освящено и направлено на служение Богу. Можно ли в современной музыке найти что-то для такого преображения, для проповеди? Конечно можно. И предстоящий фестиваль – самое яркое тому подтверждение. Приходите, послушайте и увидите, как в современных формах искусства можно прославлять Христа вполне по-православному, а не по-сектантски, можно проповедовать о Его Воскресении, заповеданном покаянии, любви к Богу и Церкви.
- Но у многих православных сегодня очень настороженное отношение к современной музыке, особенно к рок-музыке.
- Справедливая настороженность. Но она в большей степени должна касаться того смысла, идеи, которую несет исполнитель, а не самой формы исполнения. Еще раз повторюсь, сама форма современного искусства бывает, хотя и не всегда, вполне нейтральной. Ее можно наполнить глубоким духовным смыслом, обратить на служение делу проповеди Православия. А поскольку такая проповедь будет заключена в формы наиболее доступные и понятные современному человеку, особенно молодому человеку, она сможет быстрее достичь цели. Современная культура – инструмент. Как при помощи инструмента-топора можно как храм построить, так и много беды наделать, так и при посредстве современной музыки можно либо обращать взоры людей к Богу, либо уводить от Него. Конечно же, речь ни в коем случае не идет об употреблении чего-то подобного в богослужении, нет. Это только форма проповеди вне храма, это миссионерский шаг за церковную ограду, чтоб вернуться с уловом (Мф. 4:19).
- И что, действительно бывает «улов»?
- Конечно, если сети забрасывает Сам Господь. Море современной музыкальной культуры – среда обитания молодежи. Если речь идет о музыке классической, рок-культуре, или бардовском направлении, то тут особо благодатная почва для семян Евангелия. Как правило, сердце молодого человека жаждет, ищет высшей правды, искренности, пищи для важных и серьезных размышлений, в том числе о смысле своего бытия. И, не получая ответа в бытовой повседневности, оно находит пример непошлого, серьезного взгляда на окружающий мир именно в этих проявлениях современной музыкальной культуры. Молодому человеку, жаждущему правды, стремящемуся к прекрасному, сознание которого не омрачено еще поверхностным и циничным отношением к окружающему, легче откликнуться на призыв Благой Вести и отдать свое сердце Богу. Самый лучший тому пример – целое поколение верующих, пришедших в Православную Церковь через рок-музыку и движение хиппи в 70-х–80-х. В этом поколении есть замечательные священники, проповедующие сегодня среди молодежи, используя свой опыт воцерковления. Это близко знакомый мне игумен Сергий (Рыбко) из Москвы, который по благословению Святейшего Патриарха занимается миссионерством среди рок-молодежи. Также протоиерей Андрей Богомолов, протоиерей Вячеслав Слезкин, который издает православную газету «Струна души», посвященную этой тематике. Диакон Андрей Кураев также активно участвует в рок-миссионерских проектах. Есть и известные верующие рок-музыканты, рассказывающие своими произведениями о Боге, о Православии, о своей вере. Это Константин Кинчев («Алиса»), Юрий Шевчук («ДДТ»). Таким образом, вдумчивое отношение к искусству, к серьезной современной музыке, часто само по себе способно подготовить душу человека к восприятию Ответа на главные вопросы – о смысле жизни, о Боге, о вечности.
Если же в музыкальные формы, любимые думающей молодежью, будет облечена православная проповедь, если эта форма современной культуры станет средством донесения до молодежи Евангельского призыва, такое можно только приветствовать. Пока это не всегда так, современное искусство нередко является переносчиком всевозможных духовных инфекций, за что и подвергается справедливой критике ревнителей благочестия. Одна из задач предстоящего фестиваля как раз и состоит в популяризации православной авторской песни разных музыкальных направлений. Как уже говорилось, хочется заинтересовать молодежь, в том числе и нецерковную. Хочется показать, что посредством серьезной музыки можно не только задавать глубокие и важные вопросы, но и отвечать на них, причем правдиво и Истинно.
- Вы считаете это интересным и полезным для всех верующих?
- Нет, наверное, не для всех. Это в первую очередь проповедь о Христе тем людям, которые совсем не знакомы с Православием и духовной жизнью, или превратно их понимают. Проповедь на понятном им языке. Во вторую очередь – это способ общения и самовыражения для воцерковившейся молодежи, да и не только молодежи. Конечно, такого рода православное творчество ни в коей мере не должно подменять литургическую, молитвенную жизнь молодых людей. Оно должно дополнять ее, это скорее благочестивое проведение досуга. И в последнюю очередь – это лекарство в минуты уныния для тех, кто проводит более внимательную жизнь и в обычное время не сильно нуждается в паралитургическом творчестве. У каждого своя мера, свой этап в духовной жизни. Как говорят: «кому-то Великий пост без мяса, но с молоком – подвиг, а кто-то и на Пасху луковицей разговляется». Кого-то, может быть, не только песня, но и благочестивая беседа только отвлечет от умной сердечной молитвы и созерцания, не принеся никакой пользы, похитит время. Поэтому нельзя всех грести под одну гребенку, у каждого своя мера, свои духовные потребности момента.
- А лично для Вас, как духовника фестиваля и Клуба православной песни и творчества, произведения православных авторов-исполнителей являются духовной потребностью момента?
- Очень личный вопрос (улыбается). Для меня они являются причиной утешения. Ведь на моих глазах, посредством этого творчества, люди начинают интересоваться Православием, встречаются с Богом, обретают веру и воцерковляются. А сколько светлой радости от общения бывает на встречах Клуба, где не только звучат православные песни в исполнении авторов, но и стихотворения, проза, выставляется живопись и фотография. И все это о Боге и для Бога. Верю, что на этом есть Божие благословение. А быть соработником на ниве Христовой и свидетелем чудных дел Его – великое утешение для священника. Вот в этом, наверное, и есть духовная потребность момента лично для меня.

Беседовал Дмитрий Пухкан,
еженедельник «Православный Печерск» №10(131)