Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Августин. Роль религиозных ценностей в защите прав человека: христианский взгляд. (Мировой Общественный Форум «Диалог Цивилизаций»)

Председатель Синодальной богословской комиссии Украинской Православной Церкви архиепископ Львовский и Галицкий Августин. Роль религиозных ценностей в защите прав человека: христианский взгляд
(Мировой Общественный Форум «Диалог Цивилизаций»,
Третья Ежегодная Конференция, о. Родос (Греция), 5-9 октября 2005 г.)

XX век, несомненно, войдет в мировую историю как «эпоха прав человека». Именно в эту эпоху, ознаменовавшуюся двумя самыми страшными мировыми войнами, которые привели к невиданному прежде массовому надругательству над людьми, в общественном сознании пробудилось осознание того, что соблюдение и защита прав человека является необходимым условием существования человечества.
Казалось, что принятие 10 декабря 1948 года Организацией Объединенных Наций Всеобщей Декларации прав человека, наконец, поставило точку в многовековой истории насилия над личностью. ООН провозгласила права человека наивысшей универсальной ценностью – это неотъемлемые и самоочевидные для всех людей личные, гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и другие имманентные человеку, присущие ему по его природе, возможности жизнедеятельности, без которых он не может существовать как личность.
Согласно Международному Биллю о правах, основой прав человека является уважение к достоинству личности, а наивысшей ценностью – признание человеческой жизни и свободы. С момента принятия и ратификации этого документа права человека становятся необходимым стандартом в отношении индивидов между собой и государственной властью. Права одного человека являются границей свободы другого, а также ограничением государственного абсолютизма, что обеспечивается путем разделения и демократизации власти.
Без сомнения можно сказать, что такое понимание прав человека и его практическая реализация в международных и национальных законодательствах является прорывом в истории идеи прав человека. По сравнению с предыдущим историческим опытом, когда наличие прав и свобод у человека или группы людей определялось в зависимости от их функций, общественного положения и социального происхождения, это стало прогрессом в истории развития общественно-правовой мысли человечества.
Осмысление исторического опыта предыдущих эпох: войн, геноцидов, тоталитарных режимов — ценой миллиардов человеческих жизней, казалось, наконец-то привело человечество к пониманию ценности человеческой жизни и свободы, уважению прав человека, их приоритету над государством. Человек второй половины XX столетия перестает быть винтиком государственной системы, пешкой в игре сильных мира сего; его права и свободы стают приоритетом государственной и международной политики, а их защита объявляется целью и первостепенной задачей государственных и международных судебных систем.
Но, вместе с тем, невзирая на все декларации, билли, пакты о правах человека, их ратификацию и так далее, невзирая на готовность мировой общественности соблюдать и уважать права человека и отображать это в национальных законодательствах, невзирая на их очевидность, ценность и универсальность, мы вынуждены констатировать повсеместное нарушение прав и свобод человека как на национальном, так и на международном уровне.
Возникает вопрос, в чем заключается причина этого явления, ведь для каждого из нас необходимость уважения, соблюдения и защиты прав человека — очевидна? Но очевидна ли? Для человека православного — очевидна! Очевидна потому, что уважение к правам человека, с точки зрения православного сознания, есть, в первую очередь, уважение к источнику этих прав – Богу.
Некоторые могут возразить: неужели? Мол, права человека – это продукт секулярного развития западноевропейской общественно-правовой мысли и ничего общего с религией не имеет. Более того, современная концепция “прав человека” многими исследователями определяется как своеобразная “гражданская религия”, суть которой составляет общеэтическая основа всех мировых религий: не убивай, не воруй, уважай законы и прочее.
На мой взгляд, современная концепция “прав человека” – это попытка мирового сообщества создать наднациональную и надрелигиозную, универсальную и нормативную светскую ценностную систему, т.е. своеобразный “минимальный предел нравственности” — общий и обязательный для всех.
Однако основная проблема заключается в том, что, как показывает опыт последних 50 лет существования данной системы, она не работает. Причины этого, с точки зрения верующего, достаточно очевидны. В своей основе современная концепция “прав человека” базируется, как уже было сказано, на этике религиозной, в частности христианской. Но, как известно, основу любой религиозной системы составляет нечто трансцендентное — То, что в христианстве именуется Богом. Творец мира и человека — Бог есть источник всего сущего.
Согласно Священному Писанию, Бог создал человека по образу и подобию Своему, наделил его достоинством и свободой, (которая, кстати, и лежит в основе современной концепции либерального права и прав человека, отсюда и определение достоинства человека как абсолютной категории), именно Он есть источник его жизни, конечная цель его существования. И уже поэтому должно быть ясно, что люди не имеют права наносить друг другу ущерб или отнимать ту свободу, которую изначально Бог даровал человеку. Выражаясь юридическим языком, источником как прав, так и свобод человека является не какое-либо земное начальство, а Бог, именно поэтому они и являются неотчуждаемыми. Перед Богом у человека нет прав (если не считать дар свободы), но перед людьми есть вполне определенные права, неотчуждаемые и имманентно присущие каждому человеческому существу в силу его природы.
В православной традиции Бог — это не только запредельное Существо, но и основной принцип бытия, придающий объективную значимость понятиям добра и справедливости. Бог есть абсолютное Добро, и любые божественные установления являются добрыми и справедливыми. Таковы и Его заповеди, которые, в православном понимании, составляют фундамент для развития современной концепции “прав человека”.
При отрицании Бога (трансцендентного начала) понятия добра и справедливости неизбежно психологизируются, субъективизируются и релятивизируются («все зависит от человека», как «меры всех вещей», от «прогрессивного класса» и т.п.). Все это в полной мере характеризирует современную концепцию “прав человека”, которая является продуктом светской, секулярной общественно-правовой мысли. В системе современного светского гуманистического понимания прав человек трактуется не как образ Божий, а как самодостаточный и самодавлеющий субъект. Задача обеспечения прав и защиты достоинства человека предполагает, что человек есть нечто большее, чем его привыкли считать. Понять человека до конца, пользуясь только методами рационалистической науки, невозможно, — метафизически он остается «вещью в себе» — не открытым и не понятым до конца.
Для православного правосознания идея свободы и прав человека неразрывно связана с идеей служения. Права нужны христианину, прежде всего для того, чтобы, обладая ими, он мог наилучшим образом осуществить своё высокое призвание к “подобию Божию”, исполнить свой долг перед Богом и Церковью, перед другими людьми, семьёй, государством, народом и иными человеческими сообществами. Светское же правосознание, сформированное секулярным обоснованием самодостаточности человеческой личности как “меры всех вещей”, зачастую воспринимает права человека как нечто само собой разумеющееся, не требующее специального рассмотрения, — что-то вроде общепринятых правил вежливости. С таким основанием универсальность прав человека можно поставить под сомнение. Например, для верующего человека такое обоснование неприемлемо, так как в центре всего стоит человек, со всеми его пороками, страстями и т.д. Такая абсолютизация прав, по мнению одного православного иерарха, “питает гордыню, высокоумие и тщеславие, ведет к обособлению и разделению, противопоставлению интересов и, в конечном счете, к войне “всех против всех…” (Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие Духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1994, с. 343-344).
Вообще, нужно сказать, что проблема соблюдения и защиты прав человека — это проблема, в первую очередь, не правовая, но аксиологическая. Чтобы “выстроить” систему правопорядка, надо вначале отработать систему ценностей. Закон, как правовой документ, базируется на авторитетных и внеправовых системах ценностей, как и всё в человеческой жизни. Но светские, секулярные, нерелигиозные ценности, как показывает опыт, ограничены историческим контекстом, темпоральностью: то, что волновало общество еще 20 лет назад, вряд ли заинтересует современную общественность.
Именно это, мне кажется, главным образом объясняет настоящее положение вещей в области прав человека. Если в момент принятия Всеобщей Декларации прав человека ценность защиты прав личности была очевидна и обусловлена недавним опытом Второй мировой войны, то по прошествии 50 лет с утратой исторического контекста была утрачена и самоочевидность феномена. В отличие от этого, религиозные ценности остаются актуальными и значимыми на любом историческом этапе. Современный православный христианин ощущает ценность искупления и спасения так же остро, как и его единоверец тысячу лет назад. Соответственно и ценность человека, его достоинства как “образа и подобия” не зависит от конкретного исторического опыта, а остается актуальной в вечности, так как является ценностью, в основе которой лежит нечто трансцендентное этому миру, вечное и неизменное. Таким образом, когда сегодня речь идет о роли Церкви и религиозных организаций в деле защиты и соблюдения прав человека, то это, в первую очередь, может быть путем решения проблемы обоснования прав человека вечными и универсальными ценностями.
Безусловно, права человека относятся к тем категориям, которые требуют защиты, — здесь речь идет не о том, надо или не надо эти права предоставлять человеку, а о том, как защитить эти права, а порой и саму жизнь человека. Но, как известно, правозащитная деятельность осуществляется в судебных инстанциях и является прерогативой организаций правозащитных, а не религиозных. Задачей Церкви – “града небесного”, исходя из её духовной природы, является защита и спасение души человека, проповедь Слова Божия: “Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего проходящих, но проповедуем премудрость Божию, …которую никто из властей века сего не познал” (1 Кор. 2, 6-8).
Вместе с тем, православное правозащитное движение было частью советского правозащитного движения и имеет сорокалетний правозащитный опыт. Думаю, это известно большей части участников нашего форума. И хотя количество священников и мирян, участвовавших в правозащитном движении, было невелико – это было движение героев-одиночек, как и всё советское правозащитное движение в целом, — но именно они сделали первые шаги в православном понимании прав человека и в становлении специфического православного правосознания.
Развитие православного понимания прав человека, правосознания и правозащитных механизмов является, на мой взгляд, делом не маловажным, так как до сих пор часть православной среды относится к правам человека несколько настороженно, а иногда и враждебно: дескать, идея прав человека православному сознанию чужда, и является продуктом светской западноевропейской общественно-правовой мысли. Происходит противопоставление характерного для православного человека отстраненно-созерцательного отношения к социальным и, тем более, правовым вопросам, с отношением активным – западным, имеет место своеобразное противопоставление “Божественной благодати” “человеческому закону”. Здесь рассуждают примерно следующим образом: зачем православному размышлять о каких-то там правах, если все усилия надо направлять на спасение, а земная жизнь есть ни что другое, как место испытаний и подготовки к вечности, поэтому любые земные потрясения и страдания являются неизбежными. И если душа человека бессмертна, то никакое убийство или издевательство не лишит человека того, что ему суждено, поэтому предпринимать что-нибудь на физическом уровне бессмысленно.
Но не надо забывать, что именно христианство, базирующееся на учении о Боговоплощении, освятило сочетание и содействие духовного и материального, которое тоже является творением Божьим, и поэтому разумная и умеренная забота о телесном и, соответственно, о надлежащих условиях земного бытия человека, с точки зрения христианства, оправдана и обоснована. Через Боговоплощение открывается также и новый смысл человеческой свободы. А ведь сама концепция “прав человека” как таковая возможна только при признании достоинства и свободы человека, которые базируются на том, что “человек сотворен по образу и подобию Бога” и наделен свободой Самим Творцом.
Как Благодать не отменяет, а восполняет и облагораживает закон, так и религиозное обоснование не противоречит основе прав человека, но актуализирует ее, ибо видит его обоснование не в историческом контексте, а в вечности. И поэтому православный христианин не может отвергать идею прав человека, он должен лишь переосмыслить ее с позиции православного правосознания, принять права человека и не гнушаться жизнью окружающего мира, ибо не только отдельный человек, но и весь мир, всё человеческое общество любимы Богом и предназначены к преображению и очищению. Так же и Церковь, как общество народа Божия, не может, и не должна ограничивать свое участие в общественной жизни, так как это участие, основанное на принципах христианской нравственности, служит убедительным свидетельством действенности христианской веры.

Фото: Александра Данилевского