Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Хмельницкий и Шепетовский Антоний: «Отношения Церкви и власти в Подольском крае можно назвать симфоническими»

Архиепископ Хмельницкий и Шепетовский Антоний: «Отношения Церкви и власти в Подольском крае можно назвать симфоническими»

— Ваше Высокопреосвященство, уже более десяти лет Вы осуществляете служение в Хмельницкой епархии: с 1989 года вы секретарь епархиального управления, а с 1993 года — правящий архиерей. Это достаточно большой срок…
— Минувшее десятилетие непростое, но знаменательное время. Эпоха государственного атеизма оставила после себя тяжелое наследство — отторжение человека от Бога и Церкви. Поэтому главное для нас — возрождение в душах людей веры Христовой, приведение их к Богу, восстановление духовной культуры и православных ценностей в обществе.
Все это время меня, как архиерея, управляющего епархией, волновало много проблемных вопросов, ведь в обязанности епископа входит не только совершение богослужения и проповедь с амвона, но и множество административных, юридических, церковных вопросов, которые требуют молитвы и мудрости, дипломатичности и жизненного опыта. Радует, что духовный настрой, святоотеческие традиции вновь возвращаются к людям.

— Когда Вы начали свое служение на Хмельнитчине?

— Это было на Рождественские праздники в 1989 году, когда я служил на одном из приходов Винницкой епархии. После Литургии в первый день праздника получаю телеграмму, в которой говорится, чтобы 9 января я прибыл в Хмельницкое епархиальное управление. Я понял, что меня переведут, так как в Хмельницкой епархии было вакантное место секретаря епархии и настоятеля кафедрального собора после смерти занимавшего эти должности архимандрита Андрея (Шоколо). Это доставляло мало радости, ведь у меня был очень хороший приход, где в те атеистические годы мы с прихожанами были едины душой и сердцем, как первые христиане. Поэтому мне чисто по-человечески было жаль расставаться с этим приходом. Но я беспрекословно повиновался благословению правящего архиерея владыки Агафангела, ныне митрополита Одесского и Измаильского, который в то время окормлял Винницкую и Хмельницкую епархии.
Вот так сразу окунулся я в работу. Пришлось одновременно быть и секретарем, и настоятелем, и прорабом, и архитектором, и экспедитором, и рабочим. Я закладывал камни, освящал места под строительство храмов и новые храмы епархии, возглавлял богослужения в соборе и на приходах, готовил ставленников к рукоположению, принимал настоятелей, старост храмов и верующих со своими проблемами, а также участвовал в общественной жизни города и области.
Проявлением Божьего благоволения к древнему Подольскому краю стало возведение прекрасного кафедрального собора в Хмельницком, строительство которого велось в «перестроечное» время. Тогда весь город и область пришли в движение. После тяжелого положения, в котором находилась Церковь, когда нельзя было даже отремонтировать храм, вдруг полная свобода: объявлено о строительстве кафедрального собора прямо в центре города, в двух шагах от облисполкома. Такой поворот в отношениях к Церкви вызвал духовный подъем среди народа. Когда люди увидели священника, который свободно ходит по городу в рясе, интерес к Церкви значительно возрос. Церковь стала смело говорить о себе, и это дало возможность в короткие сроки построить собор. Узнав о начале работ, в Хмельницкий приезжали из Кривого Рога перенимать опыт.
Мы имели разрешение на строительство собора от правительства бывшего Союза, поэтому в городском управлении архитектуры не могли к нам придраться. В то время трудно было отыскать достаточное количество помощников. Очень помог нам Блаженнейший Митрополит Владимир, который был тогда управляющим делами Московской Патриархии. Приехав на свою Родину, в село Марковцы, он посетил и нашу новостройку в Хмельницком и благословил нам много красивых детских Библий, средства от реализации которых пошли на строительство собора. Не хватало рабочей силы, мне приходилось самому выгружать кирпич, укладывать бетон, также я контролировал качество работы и выплачивал зарплату строителям. Очень помогло то, что в свое время я получил высшее строительное образование и прошел хорошую практику.

— В обществе сложилось мнение, что священник очень редко выходит за ограду своей церкви. Вам же пришлось быть депутатом Хмельницкого областного совета. Как на это реагировали коллеги и получалось ли у вас говорить с трибуны как «власть имущему»?

– В «доперестроечное» время священнику не давали возможности выходить за ограду Церкви, по известным всем причинам. Новое время позволило священнику проповедовать Слово Божие не только в храме, но и за его оградой. Встречи с избирателями, присутствие на сессиях облсовета и были моей проповедью. Коллеги-депутаты внешне относились ко мне с уважением; что же было у них в душе, мне неизвестно. Мне даже доверили возглавлять депутатскую комиссию. К моему слову прислушивались, хотя я не стремился лезть на трибуну и что-то доказывать. Что касается отношения моих коллег-священнослужителей ко мне, то я как-то над этим тогда не задумывался, потому что имел на свою деятельность благословение правящего архиерея. А верующие отдали за меня свои голоса, потому что доверяли как священнику. И это было стимулом в моем служении, так как я понимал: голос народа — голос Божий.

— Известно, что Вы постоянно заботитесь о том, чтобы священники Хмельницкой епархии имели высокий уровень богословских знаний. Как, по-вашему, разве недостаточно пастырю просто уметь совершать богослужение?

— Современный пастырь не должен ограничивать свою деятельность совершением богослужений. Поэтому в помощь священникам при епархиальном управлении был создан отдел катехизации для усовершенствования их духовного образования. На епархиальных собраниях я всегда подчеркиваю, что приходской священник не имеет права быть пассивным, особенно сейчас, когда сектанты с особой силой завлекают легковерные души в свои сети, пропагандируя упрощенную модель спасения. А из-за этого люди сбиваются с истинного пути.
В рамках просветительской работы доброй традицией у нас стали выступления священнослужителей по радио и телевидению. Работая в учебных заведениях, мы стремимся заинтересовать молодежь, воспитанную вне Церкви, вопросами веры, помочь им решить духовные и житейские проблемы, найти точку опоры и верно сориентироваться в современном мире. Мы всегда стараемся подчеркнуть, что школьная педагогика всегда имела общие задачи с Церковью, ведь всемирно известные педагоги неоднократно говорили о неэффективности безрелигиозного воспитания подрастающего поколения.

— Владыка, к Вам часто приезжают священники из многих регионов епархии и наверняка рассказывают о своих проблемах…

— Одни приезжают сами, а других приходится вызывать, как говорится, «на ковер», когда узнаешь о проблемах. В свое время я сам служил на приходе, поэтому приходская жизнь мне известна. Я не боюсь села и люблю совершать богослужения в сельских храмах, мне нравится пение местных хоров, потому что поют они, как говорится, от души.
Проблемы, с которыми сталкиваются священники Подольского края, по всей видимости, такие же, как и по всей Украине. Обнищание людей, мизерные пенсии, безработица среди трудоспособного населения и как результат — материальные трудности сельских приходов, с одной стороны, с другой — экспансия сект, которая приводит к разладу в семьях и духовному дисбалансу тех, кто ищет простых, не требующих особого подвига, модных религий. Это и навязывание учащимся школ и вузов таких псевдонаучных дисциплин, как валеология, «экология души», которые, стремясь современными методами «просветить» учащихся, наносят им душевный вред. Это и информационная агрессия в теле- и радиоэфире: низкопробность кино- и видеопродукции, которая пропагандирует насилие. Много проблем связано с вопросами возвращения Церкви незаконно конфискованного имущества. Одним словом, проблем еще много, но с Божьей помощью мы стремимся их решать, не переставая нести мир в общество.

— Сегодня, как никогда, Церковь должна быть открытой для общества. А как в Вашей епархии осуществляется взаимодействие с органами власти, медицины, образования, правоохранительными органами?

— Церковь Христова никогда не была и сейчас не является закрытым институтом. Так могут думать люди, мало знающие о церковной проблематике, ее устройстве, назначении, служении Богу и людям. Наоборот, для нее характерна максимальная открытость, ведь Православная Церковь остро реагирует на все общественные процессы и дает им оценку в свете догматов и канонов. Думаю, что нет надобности объяснять необходимость присутствия священников в больницах, институтах и школах, в воинских частях и тюрьмах, в пансионатах для ветеранов и детских приютах. Кроме духовной миссии, Церковь выполняет много важных социальных, идеологических, морально-нравственных задач. Хотя в Украине Церковь и государство отделены, это не значит, что они должны сосуществовать, не замечая друг друга.

— Как можно охарактеризовать нынешние взаимоотношения Церкви и государства в Вашей епархии?

— Сегодня мы вправе говорить о социальном партнерстве государственных структур, органов местного самоуправления и нашей епархии. Отношения Церкви и властных структур в Подольском крае можно назвать симфоническими. Мы совместно реализуем социальные проекты с учреждениями образования, здравоохранения, с Департаментом по исполнению наказаний и правоохранительными органами. Во всех исправительно-трудовых колониях области построены храмы. Наши священнослужители участвуют в конференциях, семинарах и круглых столах, идут в пансионаты, интернаты и лечебницы, где опекают инвалидов, детей-сирот, одиноких и престарелых. У нас хорошо налажены контакты с воинскими частями и Национальной академией пограничных войск, расположенной в Хмельницком. У нас существует добрая традиция участия священнослужителей при принятии присяг как курсантами-пограничниками, так и солдатами срочной службы в воинских частях Хмельницкой области, а также благословение юношей, которые уходят в армию.
Немало работы нужно еще сделать по возрождению капелланства в армии, и в этой сфере особенно хочется надеяться на сотрудничество с государством. Выстраивание отношений с государственными и общественными институтами — дело нелегкое, если учесть специфику нашей епархии, ведь мы находимся между западом и востоком. Совершать свое служение приходится в окружении раскольничьих и лжехристианских объединений, тоталитарных сект, которые постоянно пытаются предать забвению Украинскую Православную Церковь. Они сеют нетерпимость, вражду и зависть. Мы противопоставляем этому силу Слова Божьего и конкретные делания по воплощению в жизнь идеалов Церкви Христовой — любви к ближнему, милосердия и сострадания. В этой деятельности мы также используем информационное пространство.

— Хмельницкая епархия имеет свою страницу во всемирной сети Интернет. Однако сегодня можно услыхать от некоторых людей, что от компьютера ничего доброго не может исходить. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— Сегодня Интернет является мощным источником информации. Всемирная компьютерная сеть — реальный социально-политический фактор, активно влияющий на общество, экономику, идеологию, эстетику и этику. Хотим мы этого или нет, но сейчас Интернет во многом формирует взгляды, вкусы и приоритеты. Мы не имеем права не замечать этого. Господь дал человеку свободу выбора между добром и злом. Интернет разнолик: рядом с христианскими сайтами соседствуют источники информации, сеющие разврат, любовь к удовольствиям и порнографию. Наиболее опасна даже не открытая пропаганда отступничества от морали, а более утонченные формы апологетики зла, имеющее, по словам апостола Павла, «вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3; 5).
Интернет — это возможность общаться со многими людьми. Посредством православных сайтов мы должны помочь человеку уйти от искушения, научиться отличать зерна от плевел, правду ото лжи. Коль молодежь тянется к новому, мы должны помочь ей сделать правильный выбор. Церковь использует Интернет как одну из возможностей для миссионерской деятельности. Вместо того чтобы бояться компьютера, нужно сделать так, чтобы было больше православных сайтов для детей, подростков, студентов и молодых супругов. Молодежь — самая активная часть пользователей всемирной сети. Мы же должны сделать все для ее воцерковления.
Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, как-то сказал: «Интернет как способ распространения информации есть зоной миссионерского служения Православной Церкви, способом катехизации, воспитания и просвещения, так как Сам Господь «нам повелел, чтобы мы проповедовали и свидетельствовали» (Деян.10;42). Поэтому и Хмельницкая епархия, имея страничку в Интернете, свидетельствует внешнему миру о том, что Церковь живет проблемами современного человека. Современный человек должен уметь пользоваться компьютером, а последний призван служить человеку, а не наоборот.

— Владыка, отличить сектанта-пиджачника от священника человек еще может, а вот вопрос о «ветвях Православия», канонической Церкви и лжецерквах остается для многих камнем преткновения. Что бы Вы сказали таким людям?

— Большинство православных определились со своей конфессиональной принадлежностью. Но все же результаты раскола Православия в Украине налицо: часть людей на распутье, некоторые сознательно посещают храмы Киевского патриахата, рассуждая примерно так: «Бог един, храм рядом с домом, отчего же в нем не молиться, не крестить детей и не венчаться?». Конечно, это нехорошо. Позиция УПЦ относительно раскола известна: не может быть благодати у ветки, отсеченной от полноты Вселенского Православия. Кто и что является камнем преткновения в вопросе объединения Православия в Украине, все прекрасно понимают. Но я верю, что объединение Православия состоится, мы молимся об этом, ведь сила Православия именно в единстве.
Когда ко мне обращаются с вопросами о двух патриархатах, я отвечаю, что где больше людей, там и Истина. Один-два человека могут ошибиться, а большинство не может. Для примера скажу следующее: только в нашей епархии 537 приходов, да еще в Каменец-Подольской более 300, что составляет около 900 приходов по области, а в епархии КП, которая охватывает всю область, около ста приходов, и то большинство из них на бумаге. Отсюда нужно исходить в вопросе: где быть, с кем молиться, быть в законной, канонической Церкви или с теми, которые, играя на патриотических чувствах, создают новые религиозные объединения, возводя их в статус патриархатов?
За последнее время несколько приходов КП перешли в истинную Церковь. Филаретовские священники постоянно обращаются с просьбами, но у меня все приходы заняты, ведь не могу же я забыть о тех, кого направил учиться в духовные школы. Но все равно мы стараемся мирно сосуществовать, так как конфронтация ни к чему хорошему не приведет. Люди сами разберутся, где истина, а где — ложь.

— За время Вашего управления епархией много сделано. Но наверняка у Вас есть какие-то задумки и планы на будущее…

— Да, мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Основной задачей является по-прежнему проповедь Слова Божия и приведение людей в церковную ограду. Нужно приложить много усилий, чтобы все церковные общины имели храмы, в которых бы регулярно совершались богослужения. Еще предстоит открыть два монастыря и наладить в них монашескую жизнь. Думаю, в ближайшее время сделать переаттестацию духовенства. Хотелось бы также продолжить строительство Свято-Николаевского храма, фундамент которого почти закончен. В следующем году мы с Божией помощью собираемся начать строительство дома для соборного духовенства и гостиницы для приезжающих священников.

Записал Александр Андрущенко