Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Исторический контекст написания книги Святителя Луки

Исторический контекст написания книги Святителя Луки «Дух, душа и тело»

Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский

Ваши Высокопреосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!
Уважаемые участники конференции!
Вся земная жизнь Святителя Луки, в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, актуальность труда которого «Дух, душа и тело» мы сегодня собрались всесторонне изучить и обсудить, от рождения до самой блаженной кончины зримо отмечена Печатью Промысла Божия и неразрывными узами связана с благодатной землей крымской.
Здесь он в 1877 г. родился, здесь возглавлял с 1946 г. архиерейскую кафедру, на этом полуострове он в 1961 г. завершил свой земной путь, и здесь же спустя четверть века состоялась его канонизация.
Уверен, что Вы все прекрасно осведомлены об основных вехах его святого жития. Поэтому на сегодняшней конференции, посвященной труду святителя Луки «Дух, душа и тело», хотелось бы более подробно остановиться на тех моментах, которые проясняют нам причины появления этого выдающегося научно-богословского трактата, осознать его как плод изучения и осмысления архипастырем-хирургом множества теологических, естественнонаучных и философских изысканий. Хочу обратить ваше внимание на то, что данная конференция не ставит своей целью окончательные решения тех или иных богословских проблем. Как известно, в истории богословской мысли высказывались мнения в пользу как дихатомии, так и трихатомии. Осознавая всю серьезность и глубину данной богословской проблемы, мы не ставим на данной конференции перед собой цели их полного разрешения. Хотелось бы заметить, что наши усилия сосредоточены на частном богословском мнении св. Луки, которое, как известно, сам Святитель не противопоставлял ни мнению Церкви, ни мнению отдельных богословов.
Пожалуй, самая главная задача сегодня для нас – показать, что эта уникальная книга может помочь многим мятущимся душам наших современников обрести веру, уяснить, что религия и наука не враждебны друг другу. Понять, что не вопреки своему религиозному мировоззрению и духовному опыту, а благодаря им – Свт. Луке удалось стать великим ученым и богословом, написать «Очерки гнойной хирургии», «Регионарную анестезию» – талантливые исследования ученого-хирурга, а также религиозно-философские, богословские труды: книгу «Дух, душа и тело», «Наука и религия».
Эти исследования появились, прежде всего, потому, что Свт. Лука всем своим сердцем сопереживал за тот верующий люд, который ему вручил Господь. Примечательно, что это сопереживание сродни тому чувству, которое ощутил в себе уже в ранние годы Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий: «служить бедным и страждующим людям, всеми силами облегчать их страдания». Именно поэтому он предпочёл трудную профессию земского врача художественному творчеству, к которому имел особый дар. В тяжелую годину испытаний и невиданных гонений на Церковь Христову он вновь выбирает узкий Евангельский путь, путь подвига, путь самозабвенного жертвенного служения Богу, Святой Матери Церкви и ближнему – становясь в 1921 г. священником и принимая монашеский постриг с именем святого апостола и евангелиста Луки в 1923 г., а затем и воспринимая архиерейскую хиротонию. И вот спустя две недели после неё – первый обыск и первый арест. Как напишет впоследствии святитель: «Так положено было начало одиннадцати годам моих тюрем и ссылок».
Вся его жизнь являет для нас неувядаемый образ гармоничного сочетания духовных и телесных сил, единства духа, души и тела. Нам кажется порой невероятным столь очевидное проявление святости в той обстановке, которая окружала его. Как подвижник благочестия, он в наибольшей степени в то противоречивое время воплотил христианский идеал к духовно-телесному единству и целостности жизни.
Несомненно, что именно этот личный опыт духовного подвига верующего человека во многом определил основные вехи монографии святителя «Дух, душа и тело». В его образе перед нами предстает удивительное сочетание дара духовного и дарования человеческого. Находясь в невыносимых условиях пыток и ссылок, когда действительно физическое существование становилось в тягость, великий подвижник Божий продолжал жить не только ради исполнения своего личного долга перед Богом, но и в назидание всем нам. Так же, как сострадало сердце святителя при виде тяжелобольного человека, нуждающегося в его помощи, точно такие же чувства испытывал он, ощущая, как дикая волна богоборчества затмевала умы и души его современников, пленяя их ложной идеей псевдонаучного материализма, отвергающего Божественное естество. Мог ли он, выдающийся ученый-врач и прекрасный богослов, бездеятельно взирать на все это? Конечно же, нет. Поэтому, по всей видимости, еще в 1920-е годы у святителя возникает замысел написания апологетического труда, который, опираясь на данные современной науки, доказывал бы трехсоставной духовно-физический характер человека.
В своей книге «Дух, душа и тело» свт. Лука писал: «Любовь не может заключаться в себе самой, ибо основное свойство её – потребность изливаться на кого-нибудь и на что-нибудь, и эта потребность привела к созданию Богом мира: «Словом Божиим небеса утвердишися и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32, 6)». Заметим, что этой же Божественной любовью, которую изобильно воспринимало чуткое сердце святителя Луки, он, как истинный угодник Божий, стремился поделиться и с тем духовно страждущим людом, который повсеместно окружал его.
В феврале 1945 г. архиепископ Лука направил письмо к своему старшему сыну Михаилу: «Непременно хочу написать книгу о духе и теле, а это очень большая задача, и я очень занят ею». Этой идее Владыка уделяет все более пристальное внимание. В те непростые годы, когда в любом, даже школьном, учебнике говорилось о первичности материи, святитель готовится во всеуслышание, на основании последних естественнонаучных и философских данных говорить о бессмертной душе человека, о Духе, который «направляет развитие тел человеческих в соответствующих себе формах», о сердце, как органе высшего познания. Находясь в весьма стесненных для ученого условиях, он собирает большую библиотеку, в которую кроме богословских и религиозно-философских сочинений, входят труды великого физика Альберта Эйнштейна, академика-биолога Александра Опарина, известного французского биолога Жака Лебá и многих других. Вместе с тем, святитель признавался, что, работая над трактатом, не имел под рукой необходимой литературы в достатке: «Писать приходилось в тамбовской глуши. С тоской вспоминаю о богатых Публичной и университетской библиотеках Ташкента», — писал он антропологу Льву Ошанину.
Доселе история отечественного богословия знала не так много книг, в которых бы рассматривался вопрос о взаимоотношениях веры и науки. Автору сочинения «О духе, душе и теле» предстояло, таки образом, прокладывать на родной почве свежий след.
С 1946 г. святитель возглавил Симферопольскую и Крымскую епархию. Этот период стал основополагающим и завершающим в написании рукописи. В процессе работы над книгами «Дух, душа и тело» и «Наука и религия» архиепископ начинает произносить в храмах Крыма проповеди о религии и науке (которые в настоящее время издаются нашей епархией в полном объеме). Смелые проповеди, которые пугали неверующих медиков, будили опасения в крымском обкоме ВКП (б) – привлекали вместе с тем к Владыке сердца множества людей. Сегодня мы с полной уверенностью можем рассматривать этот крымский цикл гомилетического наследия святителя как важный этап в работе над рукописью «Дух, душа и тело».
С любовью и благодарностью говорили о своем архипастыре верующие и неверующие пациенты. Тайком в храм заходили студенты, учителя, инженеры, библиотекари. Именно тайком, потому что в это время в храме появляется так называемая должность „церковного фотографа“, который делал фотоснимки новых прихожан и затем эти люди попадали в „прокрустово ложе“ атеистической обработки. Например, руководитель археологической службы Крыма, профессор Павел Николаевич Шульц, выдающийся историк и партизан военных лет, вспоминал, как он с женой приходил в собор послушать проповедь Владыки о взаимоотношениях науки и религии. За это его вызывали в обком, допрашивали, угрожали, лишили заслуженного ордена.
Несомненно, что только такой беззаветно преданный Богу и Святой Матери Церкви человек, которым был святитель Лука, мог выдержать всю ту исторически сложившуюся атмосферу нетерпимости к его деятельности во время написания трактата „Дух, душа и тело“.
Первый секретарь Крымского обкома ВКП(б) Николай Соловьев который, как известно, сам был впоследствии, репрессирован по так называемому „ленинградскому делу“, пишет в Москву секретный донос на святителя Луку, цель которого была удалить его из Крыма, заставить замолчать. Но Всемилостивый Господь оставил крымчанам Своего архипастыря, дабы он своим трудом, своим дивным словом и поныне пробуждал всех нас к вере и спасению.
Владыка трудился над своим апологетическим трактатом совершенно невозмутимо и спокойно, говорил близким, что ценит книгу „Дух, душа и тело“ даже выше своих прежних хирургических книг. Он считал, что дорогая его сердцу работа „имела бы огромное значение в деле религиозного просвещения отпавших от веры или никогда не знавших ее, если бы могла быть напечатанной“.
Поистине неизмеримы духовно-нравственная глубина и значение этого труда для христианского Богословия, для мировой философской и научной мысли. В трактате «Дух, душа и тело» архиепископ Лука разрешил остро стоявшую перед Богословием насущную задачу: в сочетании с глубочайшим анализом Священного Писания и святоотеческой литературы он обобщил и проанализировал богатейший опыт, накопленный мировой наукой и философией в области онтологии и гносеологии. Подобно Великим Вселенским Учителям раннего христианства: Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту, мысль Святителя Луки проникает в самые основы мироздания. Еще раз подчеркну, что буквально каждая строчка «Духа, души и тела» проникнута великой любовью автора к Богу, человеку и всему творению Божию, той любовью, над которой не властны ни скорби земные, ни быстро бегущее время. Владыка Лука убедительно доказывает, что «духовность есть высшее достижение человеческой души». В своем труде Святитель во всей полноте раскрывает смысл и цели жизни христианской: «Люди, по духу сродные Богу Любви, воспринимают Духа Святого и неуклонно совершенствуются в добре и любви… Бессмертный дух…, просветленный и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность беспредельного развития в направлении добра и Божественной любви, в постоянном общении с Богом и всеми бесплотными силами».
Трактат «Дух, душа и тело» насыщен необычайно образной, словно поэтической, речью. «Мне принесли букет цветов.– Восклицает Святитель Лука. – О, сколько тонкой, чарующей красоты в этих дивных маленьких творениях Божиих! И вместе с тем, как они прелестны своей малостью, полной кротости, простотой. Тончайшее кружево нежных белых соцветий, голубенькие и розовые, фиолетовые и синие кротко глядят на нас чистыми глазками своих лепестков и венчиков, изливают на нас свой чудный аромат. Ну разве не очевидно, что это немая проповедь душевной чистоты?»
Все творение архиепископа Луки проникнуто пафосом упования и надежды на Всеблагой Промысел Божий, на неизреченную милость Всемогущего Создателя. Не раз он повторяет для читателя мысль о том, что верующее сердце способно непосредственно воспринимать глаголы Божии. Говоря об этом на основании собственного опыта религиозной жизни, святитель как бы для всех нас хочет еще раз подчеркнуть, какую неизреченную любовь и милость ниспосылает нам всем Господь. «Читая или слушая слова Священного Писания, пишет святитель, – я вдруг получал потрясающее ощущение, что это слова Божии, обращенные непосредственно ко мне. Они звучали для меня как гром, точно молния пронизывали мой мозг и сердце… И всегда эти молниеносные фразы, Божии глаголы были важнейшими, необходимейшими для меня в тот момент внушениями, наставлениями или даже пророчествами, неизменно сбывавшимися впоследствии». Действительно, перечитывая воспоминания святителя Луки и его житие, мы неоднократно можем убедиться в вышесказанном и еще раз отметить, что каждый такой Божий призыв-святой угодник деятельно воспринимал как указующий перст Господень.
Апологетическое сочинение святителя Божия Луки относится к числу тех созданий, которые, однажды прочитанные, никогда не стираются из памяти, а продолжают согревать сердце человека на протяжении всей его жизни.
Невозможно переоценить значение этой книги «Дух, душа и тело» для современников Святителя Луки, которые жили в тяжелую годину богоборческих лихолетий. Ведь изначально, человеку дано всё, чтобы он воспринял слово Божие и через него – сокровенное знание о будущей вечной жизни, о самом себе, о своей душе, духе и теле. И человек свободен принять это слово или не захотеть его услышать.
Человек может, как это страшно ни звучит, отвергнуть Бога и лишиться Божьей помощи. Именно так и произошло с нашим народом в минувшем трагическом столетии.
Но человек свободен стать и на путь спасения. И те, кто прозрел духом этот путь, обращают своё слово к человеку. Слово Святителя Луки, воплотилось в апологетическом трактате «Дух, душа, и тело» и хотя при жизни автора он не был опубликован, его многократно перепечатывали и читали верующие в разных городах страны. Эта книга послужила прочным фундаментом к созданию целой библиотеки опирающейся на неё религиозных философских произведений. Известна высокая оценка, которую получили труды и деятельность Святителя Луки у таких видных его современников – ученых, как академик-хирург Сергей Сергеевич Юдин (Москва), академик–офтальмолог Владимир Петрович Филатов (Одесса), физиолог-академик Леон Абгарович Орбели. А, сколько смятенных волной атеизма душ вновь обрели в своих сердцах веру, получили ответ на те вопросы о сущности взаимодействия науки и религии, которые в ту эпоху было невозможно произнести публично!
Фундаментальный труд «Дух, душа и тело» без сомнения является одним из самых значительных богословских исследований XX столетия, его актуальность невозможно поместить в какие-то заданные временные рамки, ибо она поистине непреходяща.
Более полувека минуло со времени написания Святителем Лукой исследования «Дух, душа и тело». Срок по историческим меркам небольшой, но он вместил в себя огромные по масштабам, качественные сдвиги в общественном сознании, идеологии, науке. Из духовного вакуума атеизма, отечество наше обратилось к неведомому для секулярного общественного сознания духовному миру. Но утрата тысячелетней духовной традиции предков, почти вековой разрыв с корнями, питавшими и оберегавшими мировосприятие православного славянина от духовной агрессии, привели к плачевным последствиям: общество прельстилось «тайнами» и «загадками» неоязычества, восточных религий и т.д.
Искренний поиск духовного смысла, тяготение к духовной жизни многих привело в ловушки оккультных сект и деструктивных культов.
До неузнаваемости, качественно изменилась наука. Появились принципиально новые взгляды на основы жизни. Ещё вчера бывшие незыблемыми аксиомами, многие постулаты переходят в разряд фактов минувшей истории развития науки. Как это похоже, на строки, с которых Святитель Лука начинает первую главу своего труда: «…до недавнего времени царила безусловная вера в основные догматы науки… и вот великие научные открытия …. неожиданно расшатали самые устои этого здания и заставили пересмотреть основные идеи физики и механики».
Мы же ныне добавим, что с тех пор научные представления еще более изменились. Появились компьютерные технологии, генная инженерия, клонирование, репродуктивные и реанимационные технологии.
Научные открытия, разработки перешли из области чисто научного знания в область пограничную с миром духовным, в область, где действуют законы и нормы, как научного познания, так и мира трансцендентного. Каждый шаг в этом пространстве имеет последствия поистине вселенского масштаба, покушается на основы бытия. И, соответственно, становится все более значимым для судеб человечества.
Сегодня весь мир стоит перед решением многих биоэтических проблем в медицине. Чудовищная идея эвтаназии (заключающая в себе двойной грех убийства – со стороны врача, и самоубийства – со стороны пациента), всевозможные формы детоубийств (абортов), вопросы трансплантации органов и тканей, сочетание медицинской и религиозной классификации смерти, идея создания генной терапии, внутриутробная диагностика и лечение… Как при этом не ошибиться, не согрешить перед Богом? Пусть же для всех нас живущих в бурном XXI веке апологетический труд Святителя Луки, (который возвращал к жизням тысячи людей, а не задумывался об их «безболезненном уходе» из жизни») станет той путеводной звездой, которая приведет наш разум к Божественной истине.
Его книга «Дух, душа и тело» – это слово святости, свет всем нам, свет, освещающий наш путь и просвещающий наши души. Это откровение о жизни человека не только здесь, в этом мире, но и в мире ином, где свойства души человеческой раскроются во всей полноте, ибо как пишет Святитель Лука, завершая свою книгу, поясняя слова Святого апостола Павла из 15 главы первого послания к коринфянам: «В землю посеянное, зарытое зерно как бы истлевает, оно перестает существовать как семя, но из него вырастает гораздо большее, чем оно, несравненно более совершенное и по сложности, и по форме новое растение. Бог дает ему форму и красоту и полную пользы и прелести жизнь».
Так пусть же и наша нынешняя конференция, посвященная книге Святителя Луки «Дух, душа и тело» календарно завершив свою работу, не канет в вечность, а молитвенным предстательством и ходатайством нашего святителя – прирастет новыми, обильными и прекрасными плодами. Плодами, которые будут душеполезны и спасительны для наших современников и подвигнут всех нас к новому изучению великого духовно–богословского и научно-медицинского наследия, которое оставил всем нам Святитель Лука.
Будем же всегда хранить святую память Святителя Божия, неустанно призывая его святое имя в наших молитвах: «Святителю отче наш Луко, моли Бога о нас!», ибо по его молитвам мы будем теми детьми, о которых он не однократно возносит свои молитвы в этом Богом хранимом граде Симферополе. Память о нем, да будет той духовной тропинкой, которой предстоит пройти нашей прекрасной молодежи, познав эту замечательную книгу «Дух, душа и тело».
Вам Всем участникам и гостям, дорогим присутствующим на этой конференции, желаю подвигом добрым донести до наших современников выдающийся труд Святителя Луки, и да дарует Всемилостивый Господь всем нам силу для этого.