Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Академик Петр Толочко: «Наши предки и в страшном сне не могли представить, что кто-то из них станет русским, кто-то украинцем, кто-то белорусом»

Учредители праздника День Крещения Руси рок-музыкант Олег Карамазов и депутат Киевсовета Алексей Омельяненко устроили в Голосеевском монастыре пресс-конференцию, посвященную программе торжеств в честь 1025-летия судьбоносного для всех нас исторического события. Почему в Голосеево? Именно здесь лидеру «Братьев Карамазовых» пришла в голову идея международного праздника – после того, как с церковным днем памяти Крещения Руси его поздравил настоятель монастыря архимандрит Исаакий.
В пресс-конференции приняли участие Управляющий делами Украинской православной церкви Митрополит Антоний, директор Института археологии академик ПетрТолочко, член Национального олимпийского комитета, чемпион мира Александр Крикун, глава Киевской госадминистрации Александр Попов.
Последний в своем выступлении сообщил, что «практически все православные конфессии будут принимать участие в организации праздничных мероприятий». Объявление это выглядело сенсационно, поскольку, как мы помним, на 1020-летие Крещения Руси патриархи Константинопольский и Московский условием своего прибытия в Киев выдвинули недопущение на совместные мероприятия т.н. «Патриарха Киевского» (отлученного от Церкви Михаила Денисенко-Филарета), не говоря уже о лидерах более мелких «православных конфессий» Украины.
Это обстоятельство и предопределило первый вопрос корреспондента «2000» Александру Павловичу.
– До сегодняшнего дня было известно, что ни один в мире патриарх не согласен участвовать в общих мероприятиях с человеком, именующим себя «Патриархом Киевским и всея Украины Филаретом». Откуда у вас сведения о том, что согласие на участие в праздновании дали «все конфессии»?

– Я не совсем то имел в виду. При КГГА есть такая форма общения представителей всех конфессий, как Совет церквей. На заседании совета мы обсуждали и вопрос празднования 1025-летия Крещения Руси. И выяснили, что практически все конфессии – даже протестанты – имеют свой план мероприятий, посвященных этой дате. Поэтому, если не прямо, то косвенно, они будут присутствовать.

– Вы только что упомянули, что Киев – колыбель христианства на Руси. Но как это сочетается со «статусом» города, где впервые на Украине был проведен гей-парад «с благословения» возглавляемого вами ведомства. Ведь содомия по всем христианским понятиям – тяжкий грех.
— Во-первых, такого решения не было. Вы знаете, что парад не состоялся. Мы обратились в суд, и он запретил проведение парада.

— В центральной части города.
– Но то, что состоялось в другой части города, мы уже запретить не могли, потому что это не была центральная часть. Но если вас интересует мое личное мнение – не как должностного лица, а как человека – я считаю, что это не пример для нашего общества, и категорически против таких тенденций. Как человек православный, считаю, что это противоречит нашим традициям и морали. Я такого никогда поддерживать не стану. Хочу всем сказать: семья и дети – прежде всего.

– Можно ли считать это ответом вашему коллеге из Мюнхена, удивлявшемуся отсутствию мэра Киева во главе пестрой колонны?
— (смеясь) Я же не первый раз об этом говорю.

Собственно, «еврогейская» тема навеяла и вопрос Первому викарию Киевской епархии митрополиту Антонию.

Владыко, в приглашении на празднование 1025-летия Крещения Руси, направленному предстоятелем УПЦ Константинопольскому патриарху, говорится, что «введение христианства, как государственной религии Украины-Руси является праздником торжества Украинской государственности, ее европейской идентичности…». Но разве христианство зародилось в Европе? Апостолы, на сообществе которых была основана Церковь, были отнюдь не европейцами. Да и сама Европа сегодня предпочитает не упоминать в конституции ЕС о своих христианских корнях. Мы видим, какие «ценности» она нам предлагает. Почему же именно с «европейской идентичностью» ассоциируется для Вас Крещение Руси?
– Потому что именно Крещение – начало нашей европейской цивилизации. Именно тогда Русь стала равноправным государством с той же Византией. Речь не идет о современных негативных тенденциях в Европе. Мы говорим о лучшем из того, что связывает нас с европейской цивилизацией.

– Тогда насколько корректно в данном послании употребление термина «Украина-Русь», – обращаюсь уже к Петру Петровичу Толочко – Один из учредителей праздника телепродюсер Юрий Молчанов рассказывал мне, что на данной формулировке настаивал в 2007 г. тогдашний президент Ющенко, хотя нардеп Василий Горбаль подавал законопроект с топонимом «Русь». Тогда удалось «Русь» отстоять. Сегодня же церковь рассылает приглашения принять участие в праздновании «Хрещення України-Руси»… Не поменялось ли что-то в исторической науке за это время?

– Не хотел бы говорить о человеке, которого вы помянули…
— … Тем более, в святой обители, каюсь!
— … а что касается формулировки… Она сужает само явление. Крещение, конечно же, было не Украины, а Руси – от Киева до Новгорода и от Волжско-Окского междуречья до Карпат. Наши предки и в IX, и в XIII столетиях в страшном сне не могли представить, что кто-то из них станет русским, кто-то украинцем, кто-то белорусом.

Мы пытаемся вбросить в прошлое современную национально-государственную номенклатуру, и, тем самым, себя обкрадываем, потому что крестился огромный восточнославянский мир, а мы сводим явление к Среднему Поднепровью. Мне это не нравится. Потому то и проведем в дни празднеств научную конференцию под недвусмысленным названием «Крещение Руси».

— Не той ли природы и явное преувеличение украинскими националистами и идеологами автокефалистского крыла в УПЦ исторической роли крещения дружины князя Аскольда (или, как они пишут – Оскольда) в 866 г.
– Этот попытка девальвировать апогей Крещения – когда христианство стало государственной религией Руси, когда церковь взяла ответственность за воспитание людей, когда с православием прошло просвещение, архитектура, искусство.
988 год – действительно год обретения нашей идентичности. Но когда сегодня наше правительство и правящая партия заявляют, что Украина, мол, осуществляет свой выбор вхождением в Европу, я думаю, что они либо не понимают, что такое цивилизационный выбор, либо лукавят. Этот выбор за нас сделал святой Владимир – когда Русь вошла в Византийское содружество наций. И мы обрели православную культурную идентичность. Ее изменить практически невозможно.

– И, тем не менее, не в том ли смысле всей этой истории с Аскольдовым крещением (если оно было), чтобы как раз изменить идентичность? Дескать, «мы крестились раньше, чем весь это финно-угорский варварский мир, никакой, на самом деле, не русский».
– Я этого никоим образом не исключаю. Но меня тут волнует не позиция националистов – с ними всё понятно – им надо показать, что «истинное» крещение было принято еще тогда, когда не было раскола на православную и католическую церковь (при Владимире разделение уже фактически существовало, хотя юридически не было оформлено)…

— …Й тому ми, не виключено, споконвічні католики.

— Да, да, да! А Владимир, мол, не на того коня поставил, не оттуда брал… Но, повторюсь, меня волнует позиция канонической Украинской православной церкви. Они в прошлом году провели пышные торжества по случаю «1150-летия образования киевской митрополии». Это невообразимо! Во-первых, никакой митрополии не было. Об этом нет ни одного исторического свидетельства. Но тут, видимо, важнее для них – раз уже была «своя церковь», то, какое значение имеет крещение Владимира? И такая двойственность украинской церкви больше приносит вреда, чем националисты. С теми все понятно: «В Европу! В Европу!». А вот некоторые служители церкви почему не могут сориентироваться? Так нельзя… И сами идут, и паству, ничего не подозревающую, ведут.
Дмитрий Скворцов,
«2000»