Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Нестор (Анисимов) – просветитель народов Камчатки (К 50-летию со дня блаженной кончины)

Александр Караулов, Валерий Коростелев
50 лет назад, 4 ноября 1962 года, отошёл ко Господу митрополит Нестор (Анисимов), один из величайших миссионеров XX века, просветитель Камчатки, смиренный архипастырь, отсидевший за веру Христову более 8 лет в мордовских лагерях. Портал публикует заметку об этом замечательном человеке, присланную нам его крестником Александром Кирилловичем Карауловым.
Митрополит Нестор (Николай Александрович Анисимов) родился в Вятке 9/22 ноября 1885 года, в день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница». С раннего детства он отличался глубокой религиозностью. Окончив реальное училище, он поступает на миссионерские курсы при Казанской духовной академии.
В 1907 году по влечению души и воле Божией, получив благословение святого праведного Иоанна Кронштадтского, Николай Анисимов решается на подвиг миссионерства. 17 апреля 1907 года в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он принимает монашеский постриг с именем Нестора, 6 мая того же года рукополагается в сан иеродиакона, а спустя три дня посвящается в иеромонахи.
2 июня 1907 года отец Нестор выезжает на место своего миссионерского служения – на Камчатку. Два года иеромонах Нестор в суровых природных условиях добросовестно, часто с риском для жизни, исполняет свой пастырский долг, проповедуя слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников-камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь больным, немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору горячую любовь и доверие паствы, проживавшей в самых отдаленных уголках огромного края. Однако молодой пастырь не чувствовал полного удовлетворения от своей деятельности. Он понимал, что своими малыми силами он никогда не сможет решить проблем всеми забытой Камчатки. Нужно было привлечь к ним внимание сильных мира сего, духовенства, всех честных людей, желающих помочь ближним, страдающим от нищеты, болезней, пьянства, невежества и своеволия самодуров-начальников. Так возникла идея создания Камчатского благотворительного православного братства.
В начале 1910 года, получив благословение правящего архиерея, отец Нестор отправляется в Санкт-Петербург. Но в столице ему пришлось столкнуться с черствостью и даже враждебностью бюрократов Святейшего Синода и его обер-прокурора. Однако это не остановило молодого иеромонаха. Ценой больших усилий ему удается привлечь к идее создания братства широкую православную общественность и депутатов Государственной Думы. Решающую же роль сыграло личное участие святого государя Николая Александровича, святой государыни Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны. И в результате 14 сентября 1910 года во Владивостоке было открыто Благотворительное Камчатское братство в честь Нерукотворенного образа Всемилостивого Спаса, а вскоре появились его отделения в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах России. Выдающиеся люди разных сословий (духовенство, общественные и политические деятели, представители науки и культуры, купечество, предприниматели, аристократы) считали за честь быть членами и жертвователями братства. Деятельно помогали братству равноапостольный Николай, архиепископ Японский, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, святитель Макарий, митрополит Алтайский. Действенную помощь оказывала царская семья. Братству были подарены церковь, утварь, денежные средства, даны льготы по перевозке грузов. Официальным покровителем братства стал святой цесаревич Алексей.
В 1910-1917 годах на средства братства на Камчатке массово строятся церкви, часовни, школы, приюты, больницы и амбулатории.
Изучив тунгусский (эвенкийский) и корякский языки, иеромонах Нестор переводит на них Божественную литургию, частично Евангелие и избранные молитвы. За понесенные труды отец Нестор в 1913 году возводится в сан игумена. Уже тогда его стали заслуженно называть апостолом Камчатки.
Когда началась Первая мировая война, отец Нестор организовал и возглавил санитарный отряд «Первая помощь под огнем врага». В составе лейб-гвардии Драгунского полка он, верхом на коне, сопровождал воинов в кавалерийских атаках, лично выносил с поля боя раненых, перевязывал их, утешал и организовывал отправку в лазареты. За пастырское милосердие, исключительное бесстрашие и отвагу игумен Нестор был удостоен высшей военной награды для духовенства – наперсного креста на Георгиевской ленте, а также ряда боевых орденов с мечами и бантами (святой Анны 2-й и 3-й степеней, святого Владимира 4-й степени).
В конце 1915 года отец Нестор был отозван с фронта, возведен в сан архимандрита; он вновь отправляется на Камчатку – продолжать свою пастырскую миссию.
16 октября 1916 года отец Нестор был хиротонисан во епископа и назначен правящим архиереем новообразованной Камчатской епархии. Годы, проведенные на Камчатке, владыка называл самыми счастливыми в жизни.
В числе немногих иерархов епископ Нестор не принял Февральскую революцию, считая ее происками врагов России. В 1917-1918 годах он участвовал во Всероссийском Поместном Соборе и выборах святого патриарха Тихона. После большевистского переворота, в разгар октябрьских революционных событий в Москве, владыка Нестор ходил с санитарной сумкой по улицам ночного города и, пренебрегая опасностью, подбирал раненых, оказывая им медицинскую помощь. По благословению Собора, как член комиссии по фотографированию и описанию повреждений, нанесенных Кремлю большевиками, епископ Нестор издал обжигающе-обличительную книгу «Расстрел Московского Кремля», признанную важнейшим документом эпохи. В этот же период владыка становится вдохновителем и организатором единственной искренней попытки (к сожалению, неудачной) спасения царской семьи. В марте 1918 года владыка впервые был арестован большевиками и около месяца находился в заключении. На свободу он был выпущен только под давлением Поместного Собора и верующих. Тогда на защиту молодого архипастыря встала вся православная Москва.
После завершения работы Собора епископ Нестор с большими трудностями – через Киев, Одессу, Крым, Турцию, Сирию, Египет, Индию и Китай – добирается до Петропавловска-Камчатского, где продолжает свое епископское служение. Однако вскоре владыка был изгнан большевиками из Камчатки.
Находясь в вынужденной эмиграции в Харбине (Маньчжурия), владыка тяжело переживал разлуку с любимой Родиной, однако не впал в уныние. С удвоенной энергией он продолжил свою пастырскую, проповедническую, милосердную и общественную деятельность и вскоре стал одним из признанных духовных лидеров дальневосточной ветви русской эмиграции. В 1921 году епископ Нестор основывает в Харбине Камчатское подворье, а позже Дом милосердия и трудолюбия, благодаря деятельности которого удалость сохранить тысячи жизней взрослых и детей, попавших в круговорот гражданской войны. Трудами владыки на территории Дома милосердия были построены церковь и часовня-памятник венценосным мученикам.
Несмотря на нестроения 1920-1930-х годов в церковной жизни на Родине и в Русском зарубежье, епископ Нестор последовательно отстаивал идеи единства страждущей Матери-Церкви. В этот период владыка посетил ряд стран Европы и Азии, встретился с иерархами Русской Православной Церкви Заграницей, предстоятелями ряда Поместных Православных Церквей, многими видными деятелями русской эмиграции; он совершил паломничество на Святую Землю. В 1938-1939 годах епископ Нестор занимался миссионерской работой в Индии и на Цейлоне (Шри-Ланка).
В 1933 году он был возведен в сан архиепископа, а в 1941-м – удостоился права ношения креста на клобуке.
Владыка Нестор никогда не заблуждался относительно природы большевистской власти в России. Ее богоборческую сущность он уяснил еще в октябре 1917 года, наблюдая за трагическими событиями штурма большевиками Московского Кремля, а также будучи активным участником многих событий гражданской войны на Украине, в Крыму, в Сибири и на Дальнем Востоке. Последовательный в своих взглядах, владыка Нестор всегда открыто выражал свое негативное отношение к большевистскому режиму – устно и в многочисленных книгах, брошюрах и статьях. Эта убежденность в неизбежности падения богоборческой власти не покидала владыку до конца его дней.
При этом он всегда оставался горячим патриотом Родины и непоколебимым поборником единства Русской Православной Церкви. Когда началась Великая Отечественная война, владыка решил, что в тяжкую для Родины годину испытаний он не вправе быть вне Матери-Церкви. В 1943 году, в самое трудное для страны время, когда исход войны еще никто не мог предвидеть, он тайно устанавливает связь с Московской Патриархией. Эти контакты в течение определенного времени приходилось скрывать, поскольку они в условиях жесточайшего режима японской оккупации представляли смертельную угрозу как для самого владыки, так и для его паствы. Тем не менее в проповедях владыки с новой силой зазвучала тема святого долга защиты Отечества от поработителей, находившая живой отклик среди прихожан и усиливавшая их патриотические настроения.
В июне 1945 года, еще до начала военных действий СССР против Японии, владыка Нестор совершает не просто смелый, но, учитывая условия того времени, поистине героический поступок – открыто поминает на богослужении имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. По его инициативе все харбинские архиереи подписали обращение к Патриарху Московскому с просьбой принять их и паству под свой омофор.
В августе 1945 года архиепископ Нестор вместе с другими русскими жителями Маньчжурии радуется приходу армии-освободительницы и встречается с ее командованием.
В 1946 году Святейшим Патриархом Алексием I владыка Нестор возводится в сан митрополита и назначается правящим архиереем Харбинским и Маньчжурским, Патриаршим Экзархом по Восточной Азии. Деятельность владыки на этом посту в тяжелые послевоенные годы была чрезвычайно плодотворной.
14 июня 1948 года, в день намечавшегося выезда из Харбина в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, владыка неожиданно был арестован китайскими властями и депортирован в СССР. Особым совещанием при МГБ СССР архипастырь был приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. В вину владыке поставили издание книги «Расстрел Московского Кремля», а также его церковную и общественную деятельность в период эмиграции. Наказание он отбывал в мордовских лагерях для содержания особо важных государственных преступников – Особлаге № 3 (Дубравлаге). Но тяжкие годы заключения, когда приходилось страдать от изощренных пыток, издевательств и унижений, не сломили волю архипастыря.
После освобождения в 1956 году владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским. Это была крупнейшая в Русской Православной Церкви епархия, включавшая в то время территорию Новосибирской, Томской и Кемеровской областей, Красноярского и Алтайского краев, а также Тувинской АССР (почти 20% территории СССР).
Отягощенный многими болезнями, полуслепой, владыка Нестор находит силы для того, чтобы проповедовать слово Божие не только в крупных городах епархии (Новосибирске, Красноярске, Томске, Кемерово, Барнауле, Бийске, Кызыле, Ачинске), но и в затерянных в лесах поселках, где, по его собственному выражению, никогда не ступала нога архиерея, а люди не видели епископа и его служения. Это привело к заметному оживлению церковной жизни епархии. Владыка протестует против закрытия храмов, ставит вопрос открытия новых приходов и духовной семинарии. Высокая активность митрополита Нестора вызывала крайнее неудовольствие властей, организовавших гонение на архипастыря.
В декабре 1958 года митрополит Нестор назначается управляющим Кировоградской и Николаевской епархией. В этот период владыка, несмотря на продолжавшиеся гонения, много ездит по епархии, совершает богослужения, проповедует слово Божие, протестует против закрытия храмов богоборческой властью. В трудное время, предшествовавшее закрытию Успенской Киево-Печерской лавры, владыка посещает обитель, чтобы утешить ее наместника и братию, укрепить в них уверенность в неизбежности победы веры Христовой.
В 1961 году владыка завершает написание удивительно искренней книги воспоминаний, выдержавшей в последние годы много переизданий.
Скончался митрополит Нестор 22 октября/4 ноября 1962 года в Москве, в день празднования Казанской иконы Божией Матери. При отпевании разрешительную молитву над почившим архипастырем прочитал Святейший Патриарх Алексий I. Похоронили владыку в ограде Спасо-Преображенского храма Патриаршего подворья в Переделкине.
Православный народ хранит благодарную память о великом миссионере, смиренном молитвеннике, милосердном пастыре, удивительном человеке, горячем патриоте, блестящем проповеднике и выдающемся церковном писателе.
Петропавловская и Камчатская епархия возбудила ходатайство перед Священным Синодом Русской Православной Церкви о прославлении просветителя камчатских народов митрополита Нестора в лике святых.
Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем!
Православие. ру

Великое назначение русского человека
Памяти митрополита Кировоградского и Николаевского Нестора (Анисимова; + 1962)

Протоиерей Георгий Бирюков
4 ноября 1962 года – в этот день в Москве, не дожив пяти дней до своего семидесятивосьмилетия, скончался митрополит Кировоградский и Николаевский Нестор. Жизнь его была богата событиями. В миру он именовался Николаем Александровичем Анисимовым. Уроженец города Вятки. В 1905 году, когда многие жители России соблазнились репетировать революцию, двадцатилетний Николай поступил в число братии Казанского мужского Спасского монастыря. Окончив в 1907 году курсы по калмыцко-монгольским языкам при Казанской духовной академии, он принял монашество с именем Нестор и добровольно отправился миссионером на Камчатку. На своё миссионерство он просил благословение у отца Иоанна Кронштадтского и получил его.
По русским камчатским селениям тогда церковные приходы кое-где были. Но среди оседлых и кочующих туземных народностей – тунгусов, чукчей, коряков, алеутов и камчадалов – не было никакого духовного и культурного просвещения, не было для детей этих народностей и школ. Туземное население края ничего не знало, кроме своей примитивной дикарской жизни среди суровой природы. Его эксплуатировали самым жестоким образом всевозможные меновые торговцы, в основном из Японии и Штатов. За мишуру, за бесценок или за вино они скупали меха и обогащались, а туземное население спивалось и бедствовало. Эти безобразные явления подвигли молодого монаха к идее создать Камчатскую духовную миссию и Камчатское православное братство во имя Всемилостивого Спаса. Устав братства был нацелен на широкую духовно-просветительную и благотворительную работу с открытием Главного совета братства при епархиальном архиерее во Владивостоке и с отделениями в центральных городах России. Целью своей работы братство ставило сблизить Камчатско-Чукотскую окраину с деловым центром России, где тогда не знали своего отдаленного богатого края и не интересовались им, а потому отдавали всем на расхищение.
Первоначально проект создания братства получил крайне негативную оценку обер-прокурора Святейшего Синода Лукьянова. Однако отец Нестор проявил энергию и инициативу и смог заручиться поддержкой самого государя императора Николая II, его супруги Александры Фёдоровны, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, а также ряда депутатов Государственной Думы. В результате в 1910 году Камчатская православная духовная миссия и Камчатское православное братство во имя Всемилостивого Спаса были открыты. Молодой иеромонах Нестор смог убедить многих состоятельных людей коренной России оказать помощь в цивилизации её дальневосточной окраины. Камчатская Миссия получила не только средства, но и инвентарь для церквей, школ и приютов для детей кочующих инородцев. На «большой земле» делались жилые дома, в разобранном виде привозились пароходами, а затем собирались в селениях на обширных просторах Камчатки. Особое внимание братство уделяло колонии прокаженных, которую благоустроило. На братские средства были организованы походные аптеки, общины сестер милосердия. На реке Николке был возрождён трудовой мужской монастырь с храмом во имя Всемилостивого Спаса.
Изучив эвенкский, тунгусский и корякский языки, иеромонах Нестор перевел на них Божественную литургию, а также частично Евангелие, составил корякский словарь, на тунгусский язык перевел избранные молитвы и Заповеди Блаженства. За свои труды в 1913 году он был возведен в сан игумена. А труды эти были воистину апостольские. Отцу Нестору приходилось постоянно разъезжать на оленьих и собачьих упряжках по обширной, совершенно дикой территории, неоднократно рискуя жизнью, попадая в многодневные снежные бураны, терпя холод и голод, совершая богослужения даже во время землетрясений.
В 1914 году отец Нестор по делам братства приехал в Москву. Здесь его застало начало Первой мировой войны. Добровольно, по благословению своего епархиального архиерея, он возглавил санитарный отряд «Первая помощь раненым воинам под огнем врага» и руководил им на передовых позициях. Лично оказывал помощь раненым, напутствуя и направляя в госпитали и лазареты. При этом одновременно он стал и военным священником в Лейб-гвардии Драгунском кавалерийском полку. Во время боёв в Восточной Пруссии ему вместе с полком неоднократно приходилось бывать в конной атаке. Лично вывез с поля боя несколько раненых. А однажды игумен Нестор спас полковой штандарт. За спасение полкового штандарта отец Нестор был награждён наперсным крестом на Георгиевской ленте. За спасение раненых, за участие в кавалерийских рейдах по Восточной Пруссии он получил боевые ордена: Святого Владимира с мечами и бантом IV степени, Святой Анны II и ІІІ степеней с мечами на ленте и бантом. В1916 году игумен Нестор был вызван с фронта по постановлению Священного Синода и поставлен в первого самостоятельного епископа Камчатского и Петропавловского. В 1917-1918 годах участвовал в Московском Всероссийском Поместном Соборе и избрании святителя Тихона патриархом Русской Православной Церкви. Во время октябрьского переворота и последовавших боёв в Москве оказывал помощь раненым на московских улицах. Написал брошюру «Расстрел Московского Кремля», содержавшую описание ущерба, нанесённого Кремлю вооружёнными красногвардейцами во время революционных событий 1917 года. В марте 1918 года был арестован, но через месяц – освобождён, после чего покинул Москву, выехал в Петроград, а оттуда в Киев, где передал генералу-монархисту Келлеру икону Божией Матери «Державную» от Патриарха Тихона в благословение на борьбу с большевиками.
В 1919 году вернулся в свою епархию на Камчатку, совершив путешествие через Одессу, Турцию, Сирию, Египет, Индию и Китай, так как из-за разгоравшейся гражданской войны прямой путь через Сибирь был закрыт. С Камчатки был изгнан в следующем году большевиками, после чего перебрался в город Харбин в Манчжурии, в полосу отчуждения Китайской восточной железной дороги. В 1921 году епископ Нестор учредил в Харбине Камчатское подворье, где организовал дом милосердия и трудолюбия. Основал приюты для детей-сирот, для старцев и калек, для юношей-наркоманов, для глухонемых, для душевнобольных; школы с различными прикладными искусствами; бесплатные столовые для бедноты, бесплатные амбулаторию и зубоврачебный кабинет в доме милосердия. При этом епископ Нестор активно поддерживал белое движение, проповедовал в казачьих частях. Был награждён орденом святителя Николая, которым в колчаковской армии награждалось военное духовенство. Имел отношение к перевозке мощей святых мучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары с Урала через Харбин и Пекин, а затем – кораблём – в Иерусалим. Летом 1922 года участвовал в работах Приамурского Земского Собора во Владивостоке, восстановившего монархию в России и избравшего генерал-лейтенанта Дитерихса правителем Приамурского земского края. С подавлением последнего очага белого сопротивления в России епископ Нестор окончательно обосновался в Харбине, продолжая уже начатую деятельность. В 1933 году возведен в сан архиепископа. Неоднократно паломничал на Святую Землю. В 1938 году архиепископ Нестор посетил Южную Индию, куда был приглашен Индусским Католикосом-Патриархом Мар-Василиусом, возглавлявшим христианскую церковь, которая имеет свое начало от первого века, от Апостола Фомы, проповедовавшего Христово учение в Индии. Шестьсот тысяч индийских христиан во главе со своим Патриархом, митрополитами и всей паствой возжелали воссоединиться с нашей Русской Православной Церковью, которую, изучив, считали среди всех христианских церквей непогрешимо преемственной от Апостольских времен, сохранившую чистоту Христова вероучения.
Архиепископ Нестор ознакомился с церковно-догматическими установлениями Церкви этих индийских христиан. В свою очередь, сам он привез им на английском языке установления и канонические правила Вселенских Соборов для ознакомления, так как представители их иерархии из за территориальной отдалённости от православного мира не участвовали в последних четырех Вселенских соборах. Строго канонического отступления в жизни индусской церкви не оказалось, а в то же время церковная дисциплина и твердость веры индусов были на очень высоком уровне. После совещаний архиепископа Нестора с представителями этой Церкви, было согласовано воссоединение с Русской Церковью, намеченное на 1939 год. Но в 1939 году началась Вторая мировая война. Япония, владевшая Манчжурией, и Англия, владевшая Индией, воевали друг против друга. Путь из Харбина в Индию был отрезан линией фронта, и связь с Индусской христианской Церковью была потеряна на долгие годы.
Следует отметить также пребывание архиепископа Нестора на Цейлоне, через который лежал его путь в Индию. Местный португальский католик-ксёндз, отец Василий Альварец, вошёл в конфликт с иезуитами. В результате духовных поисков ксёндз решил вместе со своей темнокожей паствой перейти в Православие. Он упросил владыку Нестора принять в дар русской Православной Церкви построенный им костёл и принадлежащую ему усадьбу. Дар был оформлен нотариально. В день преподобного летописца Нестора и мученика Нестора Солунского (покровителя владыки) архиепископ Нестор освятил этот храм и отслужил первую Божественную литургию в бывшем костеле. За Литургией молилась паства отца Василия, а также православные греки и все четверо русских, жившие тогда на Цейлоне. После отъезда владыки Нестора в Харбин местные иезуиты начали с помощью подкупленных людей причинять неприятности вновь созданному православному приходу. Они подали в суд на владыку Нестора за якобы незаконный захват ватиканского имущества. Однако суд признал законным хозяином архиепископа Нестора. К сожалению, начавшаяся вскоре война Японии с Англией и Америкой преградила сообщение с Цейлоном, и владыка Нестор остался в неведении о дальнейшем положении первого православного храма на Цейлоне.
В годы Второй мировой войны архиепископ Нестор продолжал окормлять свою харбинскую паству. Многих русских молодых людей он спас от службы в японской армии. В 1945 году от имени православного населения Харбина владыка Нестор приветствовал победоносные советские войска, разгромившие японцев. Был воссоединён с Московским Патриархатом, возведён в сан митрополита Харбинского и Манчжурского, экзарха Юго-Восточной Азии. Владыка ещё успел открыть в Харбине русский лицей имени святого Александра Невского. Однако у чекистов память долгая. Когда митрополит Нестор прибыл в 1948 году в Москву для участия в праздновании 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, то был там арестован. Ему вменили в вину изданную тридцать лет назад книгу «Расстрел Московского кремля», а также участие в перенесении с Урала в Иерусалим нетленных мощей святой мученицы Елисаветы и служение панихид по расстрелянной царской семье. Действительно, книгу о варварстве красных в завоёванной ими Москве владыка Нестор издал. Действительно, отношение к перенесению мощей святых Елисаветы и Варвары в Иерусалим он имел. Действительно, у себя, на Камчатском подворье в Харбине, владыка Нестор в 1936 году построил часовню-памятник венценосным мученикам: императору Николаю II и убитому хорватским террористом югославскому королю Александру Карагеоргиевичу, большому другу России. Действительно, владыка Нестор регулярно служил панихиды по расстрелянной царской семье. Спорить с чекистами было не о чем.
Шестидесятичетырёхлетний митрополит был посажен в концлагерь Явас в Мордовии, откуда вышел только в 1956 году, после смерти Сталина. Был назначен управлять Новосибирской епархией, но, несмотря на годы концлагеря, политику партии понимать так и не научился. Принимал в епархию священников – бывших узников советских концлагерей, а также выходцев из катакомб. Наконец, за препятствие властям закрытию приходов был уволен «на покой». Силы у старика ещё были. Через год с небольшим митрополита Нестора назначили на Кировоградскую епархию. Там он продолжал прежнюю деятельность, отстаивал закрываемые храмы, защищал права верующих, много проповедовал.
Между тем в советской стране шла хрущёвская оттепель. Оттепель для работников культуры, но не для служителей культа. Вознесенскому, допустим, дали свободу говорить, а многих священников в эти годы свободы лишали вовсе. Тучи собирались и над митрополитом Нестором. Представьте себе, что означала для священнослужителя в 1961 году публикация в журнале «Огонёк» статьи некого Степанчука под названием «С крестом и автоматом»(!!!): «…Из железных ворот на улицу выезжает лакированный черный «ГАЗ». Рядом с шофером, не отвечая на приветствия прихожан, сидит митрополит Нестор. Тускло поблескивают на его рясе царские ордена. Семидесятишестилетний митрополит Нестор любит быструю езду. Несколько нерасторопных пешеходов поплатились за эту любовь тяжелыми увечьями… Людям преклонного возраста свойственно нет-нет, да и обращаться к прошлому. Нестор вспоминает приемы у царицы и Столыпина-вешателя, кровавые походы с армией Колчака. Антисоветские клеветнические статьи, теснейшее сотрудничество с белоэмигрантской фашистской организацией. Нестор, как мог, вредил своей Родине…»
Митрополит Нестор действительно часто надевал ордена, полученные за участие в боях в Восточной Пруссии. Он их вполне заслужил. Остальное можно считать злобным выпадом советского пропагандиста. Очевидно, безбожная власть взялась за митрополита всерьёз. Стряпалось новое дело. Это видно из характеристики на митрополита, составленной 28 августа 1961 года уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви по Кировоградской области УССР Кравченко: «Анисимов Николай Александрович (митрополит Нестор) служит Управляющим Кировоградской епархией… В 1914-1915 гг. добровольно (как указывает сам Нестор) служил в царской армии, имеет награды: высшую духовную награду наперсный крест на Георгиевской ленте, Владимира с мечами и бантом 4-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени с мечами и бантом, орден св. Николая с мечами и бантом, звезду 1-ой степени Всемилостивейшего Спаса «Камчатского православного братства». Из выше приведенных данных видно, что Нестор (Анисимов Н.А.) прошел большую школу в царской империи и по убеждениям является монархистом, реакционным религиозником православной церкви. Находясь Управляющим Кировоградской епархией, ведет замкнутый образ жизни, занимает отдельный большой дом для жилья, хотя семьи не имеет, служебные приемы проводит не в управлении епархии, а дома. В доме, где он живет, организовал «домашний храм», якобы для личного духовного удовлетворения. При печатании критических статей в газетах и журналах (смотри журнал «Огонек», №22 за 1961 год), в которых упоминается митрополит Нестор, реагирует болезненно, заявляет, что он этого не заслужил и, как он выражается, его знают за границей, как известную личность среди духовенства в России… Имея 77 лет, состояние здоровья болезненное, память притуплена; проявляет забывчивость, но, как правило, по всем вопросам, ему рекомендованным, соглашается. Большинство же текущих вопросов практически, по его поручению, разрешают по епархии его доверенные лица… Архиерейские службы Нестор в соборе проводит редко,… однако ведет активную работу по укреплению церкви в области…»
На этот раз чекисты не успели. Владыка Нестор скончался 4 ноября 1962 года от кровоизлияния в мозг в Москве, куда он приехал на операцию. В день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 6 ноября 1962 года он был похоронен в Переделкино, в ограде храма Преображения Господня, у алтаря под тихой сенью деревьев. Проводил его в последний путь Святейший Патриарх Алексий, прочитав разрешительную молитву и простившись. Многочисленное письменное наследие митрополита Нестора только недавно начало изучаться и издаваться. Его богословские труды и воспоминания полезны для чтения.

Всем нам владыка Нестор оставил завет, которому должен следовать каждый русский человек: «Куда бы судьба и события ни забрасывали меня, я всегда и везде помнил не только о своем пастырском сане, но и о великом назначении русского человека, во всех своих поступках и помыслах стремясь проявлять присущие нашей великой нации чувства сердечного, участливого отношения к людям».