Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Полтавский и Миргородский Филипп, председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви

 О проблемах духовного просвещения
(Доклад на открытии V Покровских международных миссионерско-просветительских чтений
Киев, 23 октября 2012 г.)
Ваше Блаженство!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Всечестные отцы! Братья и сестры! Дамы и господа!
Разрешите приветствовать всех вас на открытии V Покровских международных миссионерско-просветительских чтений — традиционного представительского научно-практического форума, вот уже в пятый раз собирающего представителей духовенства и мирян из Украины и других стран для обсуждения важнейших вопросов свидетельства Церкви в современном мире. В этом зале собрались единомышленники, стремящиеся ко благу Святой Церкви и трудящиеся во славу Божию. Присутствующие здесь различны, каждый имеет свой опыт свидетельства, у каждого свои наработки и свое видение способов разрешения задач, стоящих перед нами. Единство же наше — во Христе, общность наша — в Святой Церкви, к которой каждый из нас принадлежит, питаясь от Святых Таинств, получая дары Духа для прохождения каждый своего служения. Об этом пишет великий просветитель апостол Павел: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 4-11).
Мы уже привыкли, что после приветствий и добрых пожеланий высоких гостей сразу начинается работа, и все доклады пленарного заседания имеют исключительно деловой характер. Однако сегодня, думаю, будет уместным вначале все же отойти от этой традиции, поскольку наши чтения юбилейные — пятые. И проходят они в год празднования юбилеев, важнейших для церковного свидетельства: двадцатилетия Харьковского Архиерейского Собора и Предстоятельского служения Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, десятилетия создания Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства.

То, что произошло 20 лет тому назад в Харькове, — удивительное свидетельство действия Промысла Божия в мире и в особенности промышления Божия о Святой Своей Церкви. Ситуация, с точки зрения светского «здравомыслящего человека», была для Церкви совершенно проигрышной и вполне безнадежной: только что возник раскол, поддерживаемый влиятельными политическими силами; Святая Церковь испытывала настоящие гонения; политический кризис усугублял атмосферу нестабильности и неуверенности. Однако слова Господни: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16.,18) — непреложная истина. Созданная Христом, созидаемая «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» (Еф. 2, 20), Церковь не только устояла против гонений, не только прошла через горнило соблазнов, но и окрепла. Церковь, освободившись от человеческого гнета, приобрела свободу в Духе.
Действием Промысла Божия совершилось и избрание нынешнего Предстоятеля Церкви — особенным действием благодати, всегда врачующей немощи и творящей промышление о Святой Церкви. Высокопреосвященнейший Владимир, занимавший тогда Ростовскую кафедру, взошел на древний Киевский митрополичий престол, приняв на себя не только знаки Первосвятительского достоинства, но и возложив на рамена тяжкий крест. Нести этот крест было бы совершенно невозможно силами человеческими. Но в том и величие Предстоятельского подвига Его Блаженства, что Митрополит Владимир полностью предал себя и свое служение в руки Божии, доверился Богу, Который есть Глава Церкви. И тогда, когда радетели о благе Церкви предлагали прибегнуть для «спасения Церкви» к человеческим методам, Предстоятель отвечал словами из службы новомученикам и исповедникам: «Не человецы спасают Церковь». Вот именно так, не человеческими усилиями, не политическими мудрованиями, но смиренным стоянием в Истине Церковь выжила.
И Блаженнейший Митрополит Владимир вошел в историю Церкви не только как мудрый домоправитель, устроитель виноградника Христова, но и как смиренный архипастырь, человек Божий и человек Церкви, умеющий увидеть в происходящем волю Божию и принять ее во спасение.
Церковь за двадцать лет новейшей истории расцвела и окрепла. Возрождены древние и построены новые храмы, на месте прежнего запустения восстают из небытия и созидаются новые обители, звенят колокола… Важнее же всего, что созидаются храмы человеческих душ. После десятилетий «нового вавилонского плена», после удушливой атмосферы принудительного безбожия люди, имея возможность дышать в церковной атмосфере, впервые начали ощущать стремление к Горнему, осознавать истинность древней церковной мудрости: «Душа по природе христианка».
Благословением Его Блаженства, решением Священного Синода Украинской православной Церкви десять лет тому назад был образован Синодальный отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви. За истекшие десять лет совершилось многое. Были успехи (во всяком случае, так кажется нам, но о сем пусть судит Бог). Были недочеты. Однако все эти года с нами советами, благословением, молитвами — лично и на расстоянии — присутствовал любящий и заботливый Предстоятель Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Его роль и участие в миссионерско-просветительской работе Церкви сложно переоценить, и, кажется, только из будущего можно будет рассмотреть все грани такого служения Его Блаженства.
Сегодня же позвольте от имени всех нас — организаторов, участников и гостей Чтений — поблагодарить Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира за его неослабное внимание к духовному просвещению и миссии Церкви в современном мире. Примите, Ваше Блаженство, наши молитвенные благопожелания всесильной помощи Божией в Вашем служении, силы духа и телесной крепости, дабы и нам Вашими святыми молитвами, под Вашим Первосвятительским омофором нести каждому свое служение во славу Божию, на благо Святой Церкви.

Досточтимые слушатели!
С трибуны Чтений неоднократно звучали более или менее обстоятельные доклады, посвященные анализу проделанной работы, нынешнего состояния дел и планов на перспективу. Я позволю себе в коротком слове рассмотреть только несколько аспектов многогранного миссионерско-просветительского служения Церкви и указать наше видение решения стоящих перед нами задач.
Сегодня мы должны, не оставляя вниманием текущих задач, выработать общее видение, концепцию современного церковного образования как вообще, так и в частностях; как на сегодня, так и на перспективу.
Пробный вариант подготовленного проекта Концепции образования, как и концептуальный вариант документа о воскресных школах вызвали оживленную дискуссию. Сразу наметилось несколько точек зрения, порой полярных. Однако наша принципиальная позиция такова: хотя невозможно выработать любой документ, который бы удовлетворял абсолютно всех участников образовательного процесса, будущие Концепции образовательной деятельности Церкви, отдельных ее аспектов должны быть поддержаны теоретиками и практиками, священнослужителями и мирянами, самым широким родительским и преподавательским сообществом.
Мы не хотим искусственного документа, который бы представлял кулуарный интерес для узкого круга людей. Мы готовим современную общецерковную концепцию, и я был бы весьма признателен всем участникам форума, если бы они внесли свой вклад в формирование общей, согласованной позиции по концептуальным вопросам образования.
Однако в нашем свидетельстве в сфере образования, в концептуальных моментах нам следует быть точными в формулировках и придерживаться святоотеческого понимания основных проблем современной педагогики. В первую очередь это касается широкоупотребительного понятия «духовность».
В распространенном энциклопедическом варианте определения духовности говорится, что «Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди, просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы. В марксизме духовность ассоциируется с идеологией».
В психологическом понимании «духовность — это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. … С точки зрения психологии, духовность понимается как высокоразвитая форма психического, как высоконравственное начало в психической жизни, как стремление к идеалу, способность к самоанализу поступков и переживаний и т. п. В этом случае обычно противопоставляют духовность — высокую культуру чувств, мыслей и поступков и бездуховность — их низкую культуру, приземленность, корыстную направленность и т. п.».
Наконец, если рассмотреть общественное восприятие смысла духовности, окажется, что около четверти граждан понятие «духовность» связывают с верой в Бога, религией, Церковью; около пятой части считают, что духовность — это совокупность положительных моральных качеств человека, к ним можно отнести и тех, кто этот термин понимают как душевную чистоту, мир, гармонию; чуть менее десяти процентов полагают, что духовность — это, прежде всего, интеллектуальное богатство человека, его ум, кругозор, культура, воспитанность».
К сожалению, именно такими понятиями и оперируют часто те, кто приходит в Церковь, но еще не приобрел глубокой церковности и церковного понимания вещей. Это тем важнее, что часто именно неофиты наиболее активны, но в своей активности в Церкви они нередко реализуют тот нецерковных багаж, который иногда скорее вреден, чем полезен.
По учению Апостола Павла, духовный человек четко отличается от человека душевного. Духовным является тот человек, который имеет в себе действие Святого Духа, тогда как душевным человеком является тот, у кого есть душа и тело, но кто не стяжал Святого Дух а, дающего жизнь душе: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2, 14-15).
И в том же Послании к Коринфянам Апостол Павел проводит различие между духовным человеком и плотским. Плотской человек не имеет Святого Духа в своем сердце, но сохраняет все другие духовно-телесные функции человеческого существа. Поэтому очевидно, что термин «плотской человек» относится не к телу, но означает душевного человека, который лишен Всесвятого Духа и в своих действиях соотносится только со своим так называемым биологическим «Я»: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 3,1-3).
Согласно Апостолу Павлу, духовный человек — это тот, кто стал сыном Божиим по благодати: «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления. Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8,12-16). Духовным является тот человек, который свидетельствует о Святом Духе внутри своего сердца и твердо знает, что он является жилищем Святого Триединого Бога.
Более того, Апостол Павел говорит и категоричнее: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. VIII, 5-8).
Итак, попытка называть воспринимаемые по-светски возвышенность, утонченность, эстетизм и «культурность» как «духовность» приводит к тому, что мы подменяем важнейшее понятие воспитания и вместо действительной духовности воспитываем чувственность и душевность, которые, как уже показано, с духовностью сильно разнятся. И потому нельзя допустить, чтобы в документах церковных и произведениях православных верующих педагогов-теоретиков и практиков занятия спортом или вышивание бисером назывались развитием духовности.
Возвращаясь к теме свидетельства, хочу отметить, что наша Церковь — Церковь мучеников. И свидетельство мучеников как в древние времена, так и во времена новейшие является основанием всякого свидетельства Церкви. По словам Блаженнейшего Митрополита Владимира: «Как человек может выразить Истину? Всем своим существом. Истина не требует мученичества, но мученичество является одной из форм выражения Истины перед вызовом лжи. Мученичество есть свидетельство неложности Истины. Всемирный, вневременный характер мученичества только подтверждает неземной характер идеалов мученичества: быть со Христом, с Творцом, для Которого смерть не является преградой, а только очередным испытанием… Особенно важен для нас опыт новомучеников, относительно недавно пострадавших за веру, христианские убеждения, а значит, живших в мире, подобном нашему современному миру с его традициями и обычаями. Этим они ближе для нас, потому что жили и чувствовали почти как мы. Если мучения первых веков христианства были направлены на тело человека, то мучения ХХ века характеризуются большим психологическим давлением и насилием над личностью. Конечно, в такой обстановке возникает больший соблазн поклониться «золотому тельцу». Убеждения отказаться от веры принимают очень утонченные психологические формы. Пример стойкости новомучеников более близок нам, чем пример мучеников первохристианского времени. Условия жизни новомучеников более понятны нам. В годину гонений в советский период … средства массовой информации убеждали в отсутствии необходимости Бога. Воздух был пропитан атеизмом. Психологическая коллизия состояла в отказе от своих христианских убеждений и принятии безверия как религии большинства. Наступали времена Максима Исповедника… Подвиг Максима Исповедника показал, что не та религия верна, которой придерживается большинство, но та, которая истинная, хоть и малочисленная по количеству своих приверженцев… Свидетельство новомучеников представляет собой форму проповеди — проповеди образа Божиего в человеке, который неизгладим, если человек сам не позволит себе его растоптать. Этот образ Божий в человеке и животворит тело и дух во время любых испытаний, если человек твердо решился следовать тому, что избрал, — Богу, Его заповедям».
Потому глубокое изучение наследия новомучеников, использование их опыта является для нас важнейшей задачей. Хотелось бы, чтобы и на этом форуме мы уделили этой теме достаточное внимание.
Как никогда остро стоит перед нами и проблема кадровая. Есть неплохие наработки, есть достаточно выверенные программы преподавания различных предметов для различных направлений церковного образования и просвещения. Однако мы ощущаем кадровый голод.
Сегодня мы еще раз свидетельствуем, что возложить преподавание Закона Божия в воскресных школах, преподавание христианской этики в системе светского образования, преподавание теологии на кафедрах светских вузов только или по преимуществу на духовенство — путь, обреченный на неудачу, хотя бы вследствие практической загруженности клириков совершением богослужений, Таинств и треб, духовным руководством, социальным служением и т.п. В то же время исключить из образовательного процесса клириков, призванных уже в силу своего положения в Церкви к учительству, также не представляется целесообразным.
На наш взгляд, кадровое обеспечение образовательного процесса должно идти следующим образом: основную массу предметов как в воскресных школах, так и в системе светского образования должны преподавать миряне, имеющие достаточное педагогическое образование и богословскую подготовку в учебных заведениях, признанных Украинской Православной Церковью. Кроме, скажем, богословско-миссионерских отделений духовных школ, в Украине есть и достаточное количество педагогических вузов; компетентные и уполномоченные на то представители Церкви могут ходатайствовать о признании Церковью дипломов указанных вузов как основания для преподавания предметов духовно-моральной направленности, при условии соответствия лиц, имеющих такие дипломы, определенным моральным и мировоззренческим требованиям Церкви.
Вопросы же руководства, в особенности духовного окормления, системой воскресных школ, консультативную помощь и, при потребности, преподавание определенных предметов в системе общего среднего образования, а также большyю (или даже бoльшую) часть предметов вузовского цикла следует осуществлять духовенству. Разумеется, для преподавания не будет достаточным только наличие духовного сана и определенного опыта безукоризненного пастырского служения. Крайне важным будет и светское образование пастыря-преподавателя, педагогическое или гуманитарное.
Однако позволю себе возвратиться к теме, которой касались, наверное, в течение всех предыдущих форумов. Преподавание любого предмета в светской школе в первую очередь требует качественной профессиональной подготовки педагога, математика, биолога или филолога. В принципе, даже учитель средних нравственных качеств сможет, при соответствующем опыте, образовании и методическом обеспечении, научить ученика или студента основам математики, биологии или филологии. В образовании же церковном, и не только в системе воскресных школ, но и в церковном свидетельстве в системе образования светского, важна сама личность педагога. Говоря о Боге, Церкви, жизни во Христе, педагог передает свой личный опыт встречи с Богом, свое личное переживание христианства. Если иначе — то все сведется к заучиванию некоторых сведений о христианстве, тогда как изучение христианства естественно подразумевает знакомство со Христом, а уж через Него — Который есть «Пусть, и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6) — восприятие христианства.
Опасным потому является попытка привлечения к преподаванию духовно-нравственных дисциплин людей малоцерковных, не живущих литургической жизнью. Нельзя изучать нечто о христианстве, да еще из уст непричастных Христу людей. И потому сегодня перед всей Церковью стоит задача молитвенного подвига воспитания таких преподавателей, которые имели бы и качественное педагогическое образование, и образование духовное, и личный опыт христианства, а не только некоторые «сведения о Христе».
Любое преподавание любого духовного предмета харизматично. Учитель делится с учеником своими духовными богатствами, и делиться может только тем, что сам стяжал. Потому мы скептически относимся к попыткам совершенной унификации всего, что касается церковно-преподавательской деятельности. Сложно (точнее, невозможно) систематизировать, классифицировать и унифицировать все, что касается духовного измерения жизни. Лучше, вероятно, говорить о неких общих направлениях деятельности, оставляя, однако, достаточно большой простор для творчества, для личного опыта, личной харизмы учителя.
Безусловно, проблемой является признание государством дипломов духовных школ. Поиски механизмов такого признания сегодня ведутся на различных уровнях. Мы свидетельствуем: такое признание нужно вовсе не для поднятия престижа Церкви или для возможности проникновения выпускников духовных школ в систему образования. Такое признание должно отразить исторический факт: система духовных школ дает серьезное гуманитарное образование, вполне сравнимое с высшим светским. Напротив, непризнание церковных дипломов говорит сегодня о дискриминации по признаку принадлежности к религии важной и исторически, и практически ветвей системы образования — церковной.
Пока не увенчались успехом и попытки законодательного подтверждения права Церкви основывать учебные заведения. Это также весьма печально, поскольку здесь также Церковь находится в неравном положении по сравнению с другими институтами общества. Думаю, что в итоговом документе Чтений нам следует указать нашу совместную позицию: церковные дипломы должны быть признаваемы государством, а Церковь должна иметь право основывать учебные заведения светского характера с преподаванием в них на основе христианского мировоззрения.
Миссия Церкви сегодня разнообразна и не ограничивается только системой образования. Церковь свидетельствует о Христе, совершая социальное, тюремное служение, окормляя военнослужащих, опекая институт брака и семьи. Однако главным делом Церкви является призыв ко Христу, спасение всех и каждого.
Впрочем, как уже было говорено ранее, мы несем различные служения Одним Духом в Единой Церкви. «Как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием. Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; … Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12. 4-11, 16, 18)
Бог – свидетель наших стараний. Богу же и подобает благодарность и хвала за наши достижения. Милостивый Бог также да исправит наши погрешности и ошибки. Мы же, с радостью воспринимая волю Божию, благую, угодную и совершенную (Рим. 12, 2), будем и впредь каждый возделывать ниву, врученную нам Творцом. В этом да поможет всем нам Бог.
Благодарю за внимание.