Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

13.09.2006. КИЕВ. «Газета по-киевски»: в колледже им. Сухомлинского уже восемь лет изучают христианскую этику

Пока между родителями, учителями и министерством образования идут споры о том, допустима ли христианская этика в обычной школе, в Киеве, в украинском колледже им. Сухомлинского ее читают уже 8 лет. «Газета…» побывала на уроках духовной этики во втором и шестом классах.
- Это не богословский предмет, — говорит Лариса Крисальная, преподаватель этики и соавтор программы, — а предмет-размышление, попытка углубления в себя. Цель уроков – научить видеть, удивляться, ценить, принимать, и укрепить волю.
- Мы изначально и не ставили цели привести ученика в храм, — добавляет Василина Хайрулина, директор школы, — а почему этика именно христианская? Просто она основана на традициях нашего народа, нашей культуре. Почему мы должны использовать чужой опыт, игнорируя свой собственный?
- А кто читает у вас этот предмет? Тут же нужны особые специалисты. Их нет, их не готовят, — спрашиваю.
- Мы сами их готовим. Конечно, этот педагог должен иметь определенный уровень. Мы провели уже 2 семинара, и планируем открыть на базе нашей школы научно-практический центр.
Нашу беседу прервал звонок, и мы отправились во 2-Б класс на первый в этом году духовно-этический урок.
О счастье, золотой рыбке и общем океане
Класс оформлен характерно – вокруг доски расположились нарисованные ангелы. На партах – бумага, краски, ножницы. Тема урока на доске буквами в старославянском стиле: «Красота в звуках, красках, формах». Начинается урок с игры в ручеек, и как–то с самого начала вода становится одним из основных элементов в теме – ребятня «заплывает» за парты. Наталья Косяченко, в прошлом архитектор, нынче – учитель рисования и этики импровизирует по ходу. У нее своя методика работы, основанная на действии. То есть ученики мало слушают на уроке, и много делают. Долго слушать второй класс еще не умеет.
-Станем в круг, — снова поднимает учеников Наталья, едва те обсудили, какие в океане плавают рыбы и вспомнили Иова в чреве кита. – Игра называется «Золотая рыбка». Выбираем водящего – Золотую рыбку, то есть, и каждый себе загадывает желание. Кто чего пожелал?
- Я – счастья, — неуверенно заявляет мальчишка.
- А что такое счастье? – еще минут десять ученики вкупе с Натальей и Золотой рыбкой обсуждают, что такое счастье, и только после этого возвращаются за парты.
Молитвы во время уроков не звучат. Евангелие в слух не читают. Про Библию вспоминают мимоходом:
- Есть такая книга, которую можно читать всю жизнь, и никогда с ней скучно не станет, — говорит учительница. – Эту книгу можно взять на необитаемый остров. Как вы думаете, какая это?
- Наверное, энциклопедия? – отвечает сразу несколько школяров.
- Нет, энциклопедию всю прочтешь, все узнаешь – и дальше читать ее станет неинтересно. А эта книга (в руках учительницы появляется Библия) будет по-новому читаться каждый раз.
На этом теория снова заканчивается, и класс переходит к главному заданию урока – созданию океана. Наталья: «весь этот прекрасный мир создал Творец, а мы созданы по образу и подобию Творца, значит, тоже умеем творить». И дети – творят. В данном случае каждый по рыбе, ракушке, крабу или еще какому-нибудь обитателю океана, которого нужно нарисовать, вырезать, и приклеить на большой лист ватмана, раскрашенный сине-зелеными красками – выпустить в океан.
В общем, урок очень динамичный, похож скорее на современный тренинг – только с учетом нежного возраста участников.
«Человек – венец творения»
Это тема урока в 6-А классе. Сам кабинет строже, без ангелов. Но над доской иконы. «Этика – наука про ценности и духовно-душевный мир человека» — определение на доске.
- Чем принципиально отличается человек от животного? – спрашивает Людмила Степановна, преподаватель этики, оттачивающий свое мастерство в Московском институте им. Шолохова на факультете теологии. – Животное имеет веру?
- Имеют веру и человек, и животное – тянет руку ученик, — потому что животное может доверяться.
Вера, доверие – действительно очень близкие понятия. Но ответ корректируется учителем:
-То есть, и животное, и человек могут находиться в любви, — уточняет Людмила Степановна. Но верить может только человек.
На листах напечатаны Библейские истины: «Не делай другим того, чего не хочешь себе», «Не возвышай себя, чтобы не упасть». Идет обсуждение, затем короткий фильм о вечных ценностях. Поляна нарциссов, стихи Лины Костенко.
Ученики активны. Но и в 6-м классе это первый в году урок этики.
- Что запомнилось из прошлогоднего курса больше всего? – спрашиваю Настю Недосекову, ученицу.
- Нам показывали фильм про структуру воды. Вода под микроскопом. И в тот момент, когда возле воды ругались, ссорились – структура ломалась, все смешивалось. А когда говорили про любовь, голоса звучали ласковые и красивая музыка – было видно под микроскопом как будто снежинки расцветами. Структура воды становилась правильной. И вода – хорошей. Она, оказывается, чувствует. Не зря же в сказках бывает живая вода, и мертвая.
- А вам оценки ставят на уроках? – спрашиваю учеников. — Бывают в таком тонком, почти философском предмете правильные и неправильные ответы.
- За ответы нет. Нужно больше участвовать в обсуждениях – за активность ставят оценки.
Воспитательного смысла этики шестиклашки еще не осознают. В их представлении это несколько размытый предмет о чем-то просто хорошем.
- Мечтаю о Шотландии, о зеленых полях, посмотреть на руины, — ответил на вопрос, чем нравится урок этики Кирилл Джамал, — очень бы хотел поехать.
Старый вопрос: как приняли этот предмет родители? Разные вероисповедания, разные взгляды… И как же общая для всех, но пока толком нигде не внедренная министерская программа?
- Школа имеет статус экспериментального учебного заведения всеукраинского уровня. Экспериментировать с программой здесь разрешили «сверху». А родителей «приручили» постепенно.
- С духовной этикой у нас «родительских проблем» уже не было, — рассказывает Василина Хайрулина. – В самом начале, когда мы пели на уроках, перед пасхой писанки делали – были. А потом родители привыкли, и все «новые технологии» воспринимают нормально. Еще до официальной программы на уроках защиты жизнедеятельности мы стали вводить элементы «о защите души». Теперь это отдельный предмет. Что касается разных конфессий – мы в церковь никого не ведем.
Светлана Скарлош, «Газета по-киевски», 12.09.2006