Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

17.02.2006. ДНЕПРОПЕТРОВСК. На областном телевидении вышла программа, посвященная проблеме борьбы с ненормативной лексикой

В студию был приглашен клирик Свято-Троицкого кафедрального собора, руководитель Центра Православной Культуры «Лествица» протоиерей Игорь Собко, который в прямом эфире ответил на вопросы журналиста и зрителей.
— Отец Игорь, душа человеческая при нецензурной брани начинает чувствовать дискомфорт. Почему это происходит и как относится Церковь к сквернословию?
— Еще во втором веке церковный мыслитель очень точно и лаконично выразил внутренний мир человека: «Душа по своей сути христианка». Уже при творении в человеческой душе заложен Создателем голос Божий — совесть. Это своеобразный нравственный закон, от которого человеку невозможно избавиться. Именно она подсказывает человеку, «что такое хорошо и что такое плохо».
На всех этапах своей истории Церковь однозначно выступала против сквернословия, как греха. В уголовном кодексе матерное слово обозначено как мелкое хулиганство, а в Законе Божьем — это грех.
Ведь, что такое «слово»? Мы часто не придаем ему должного значения. Но на самом ведь деле мышление не может существовать без слов. «Слово есть необходимый результат мысли, и только в нем мысль достигает своего высшего напряжения и значения. Без слова нет вообще разумного бытия, разумного проявления бытия, разумной встречи с бытием». Именно эти слова были положены в начало одной из самых знаменитых книг А.Ф. Лосева «Философия имени». Слово — это не просто сочетание звуков и не просто имя вещи. Слово — это тайна, это дар Божий, выделяющий нас из всего животного мира. Словом можно лечить и воскрешать, укреплять и поддерживать даже тогда, когда кажется нет никаких надежд. Но словом можно и ранить, и разрушить, и даже убить. Ведь слово призывает и несет в себе дух, потому что «от избытка сердца говорят уста». Вот поэтому прежде чем что-либо и как-либо сказать, надо хорошо подумать.
— Сейчас пытаются доказывать, что наш народ матерился всегда. Действительно ли матерщина у нас наследственна?
— Нет, это не так! Корни матерных слов лежат в язычестве. Большинство из них восходит к языческому культу славян, впоследствии приумноженном языческими выражениями культа монголов. Языческие обряды и соответствующие ритуальные действия всегда сопровождались подобными словами. Там слова матерной брани носили чисто магический характер. Например, соответствующими словами, жестами и действиями вызывались духи плодородия. Выходя на брань, на войну, язычники также призывали соответствующих духов — языческих богов. Именно в этом смысле к матерным словам прилагается слово — бранное.
Матерная брань в древней Руси также использовалась в языческих мистериях и обрядах. Отсюда становится понятным, почему христианство выступает против сквернословия. По словам покровителя нашего Центра преподобного Иоанна Лествичника, эти «нечестивые, непостижимые и неизъяснимые слова внутри нас не душа наша произносит, но богоненавистник бес… такие слова не наши, но врагов наших».
– А как в прежние времена боролись со сквернословием?
—В Запорожской Сечи под угрозой строгого наказания плетью у позорного столба было запрещено употребление матерной брани. Запрещалась она и во время казацких походов. В правление государя Алексея Михайловича сквернословам вырывали язык, а указом Петра Первого их секли розгами. Император Николай I был прозван «палкиным» именно за то, что перевоспитывал матерящихся, пропуская через строй в пятьдесят палок. Думаю, что интересным будет и тот факт, что на Екатеринославском заводе Брянке, (ныне «завод Петровского» в Днепропетровске) самый большой штраф был за матерную брать, а потом за пьянство и воровство. Тогда обществом мат воспринимался как хула на Бога, святость, как вызов самому Творцу, направленный на осквернение благ Господних.
К сожалению, в советский период, мат, как богоборческий лексикон получил широкое распространение. Ведь если прислушаться, где чаще всего можно услышать скверные слова? Во всех питейных, развлекательных и игорных заведениях, где «кипит» страсть и сводится «на нет» человеческий образ Божий. Когда забывается Бог, начинает рождаться грех, в том числе и сквернословие.
— Неужели только потеря образа Божьего приводит к нецензурной брани? Есть ли другие факторы, подталкивающие человека употреблять матерные слова?
— Все знают прекрасную пословицу «Свято место пусто не бывает». Но многие не верно ее истолковывают. На самом деле это выражение очень глубоко раскрывает сущность всей проблемы человека. Внутренний мир человека не выносит пустоты, следовательно, от него самого зависит, чем нужно наполнить свою душу. Господь дал ему свой образ, но и при этом предоставил свободу выбора. Поэтому если человек не будет возогревать в себе желание приобрести добродетели и уподобиться Творцу, то благодать Божья его покинет и пустое место заполнится противоположным — злым и темным. Так что потеря образа Божия — это главная причина нравственного падения человека.
Но есть и второстепенные: круг общения, интересы, нехватка словарного запаса, нежелание знакомится с классической литературой, музыкой и поэзией, отсутствие нормального человеческого общения и стремление к западному образу жизни.
— Может ли государство и научная элита противостоять распространению сквернословия? Если да, то каким образом?
— Начать надо с самого себя. Это основной принцип борьбы с любым греховным недугом. Государственным чиновникам пора повернуться лицом к своим молодым гражданам и создать действующую систему государственной поддержки молодежи. Что же касается научной сферы, то мне известно, что подобной проблемой занимаются в Харькове и Москве. На базе институтов созданы центры, исследующие арготизмы (условные выражения и слова, применяемые обособленной социальной или профессиональной группой, её условный язык) и обсценологией – наукой о ненормативной лексике. Также психологи рассматривают этот вопрос как копролалию, т.е. когда человек без причины начинает ругаться матом и не может остановиться или испытывает к этому непреодолимое влечение. Эта болезнь в психиатрии носит название по имени французкого врача Жиля де ля Туретта — синдром Туретта.
— Вы, как руководитель культурного центра, что предпринимаете для решения данной проблемы? Чем Вы занимаете молодежь, чтобы они забывали о мате?
— Во-первых, молодежи нужно нормальное человеческое общение. Семья — как домашняя церковь, школа — как храм науки и любимая работа должны создавать молодому человеку здоровую среду. Ведь человек в общении реализует самого себя. Для всех кому небезразлично здоровое поколение, наше будущее и настоящее, центр «Лествица» предлагает посещать гуманитарный лекторий с современными педагогическими разработками и методиками. На таких встречах молодежь может обсудить все волнующие ее вопросы, посоветоваться с высоко квалифицированными педагогами и священнослужителями. Коллектив нашего центра предлагает молодому поколению обрести себя и найти смысл своей жизни.
Разве легко быть молодым? Ведь будем предельно откровенны, наша молодежь обладает огромным потенциалом и … он остается не реализованным. Во все периоды истории молодежь оказывалась в авангарде перемен и с энтузиазмом поддерживала перелом старых устоев. А что же сейчас? Сейчас — она существует в духовном вакууме. Качественное образование — возможность для немногих. Хорошая работа в большинстве случаев достается по протекции. Даже в храме молодежь далека от состояния комфорта — не так обут, не так одет, то не знаешь, этого не умеешь, и вообще…. Боюсь, что на все это молодежь ответит нам словами Гегеля: «Если моя теория не согласуется с фактами, то тем хуже для фактов». Сегодня, как и всегда, нужно понимать молодежь. Если этого не происходит и нам все в ней не нравится, значит, мы начинаем потихоньку стареть.
Записал Юрий Скубак