Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор: «Решение поступить в духовную школу должно быть плодом веры»

Епископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор: «Решение поступить в духовную школу должно быть плодом веры»

– Ваше Преосвященство, Вы прошли большой путь ученичества, закончили семинарию, академию, были ректором Почаевской духовной семинарии. Чем отличается Духовная школа 70 — 80-х годов от нынешней?

– Говоря об особенностях Духовной школы 70-х 80-х годов, следует отметить, что профессора того времени выдержали серьезные испытания веры в сложных условиях богоборческого режима. Это люди не только большой эрудиции, но и крепкой веры, способной зажигать сердца других. Так, например, Московские духовные школы существовали в монашеской среде Троице-Сергиевой Лавры. Тогда там жили замечательные старцы, духовно окормлявшие семинаристов. Перед тем как поступить в семинарию, многие ребята проделывали сложнейший путь исканий. Решение поступить в духовную школу должно быть плодом веры. Это был действительно выбор, стоивший многих душевных и телесных сил, так как попытки связать свою жизнь с верой пресекались советской властью. Многие юноши, поступающие в семинарию, обретали веру в атеистических семьях. Наши духовные школы образовались сравнительно недавно, поэтому и не имеют той традиции и уклада жизни, которые присущи школам, созданным исповедниками и подвижниками духа.
Почти все воспитанники духовных школ того времени, как правило, заканчивали обучение в сане священнослужителя. Сейчас не так. Некоторые студенты, получив дипломы, так и не определяются на церковное служение. Многие воспитанники, выпускники духовных школ и новопосвященные священнослужители боятся трудностей, возникающих в пастырской жизни. Воспитанникам же того времени было присуще стремление пережить трудности и проявить жертвенность в осуществлении пастырского подвига.

– Какие проблемы стоят сегодня перед духовным образованием в Украине?

– Не только сегодня, но и всегда перед духовными школами на первом месте стояла проблема воспитания добрых пастырей Церкви Христовой. Школы обязаны не только дать учащимся богословские знания, необходимые для выполнения пастырских обязанностей, но и научить эти знания применять в жизни. Сделать из студента не только хорошего миссионера, проповедника, но и доброго руководителя человеческих душ.
В связи с этим очень важно, чтобы в семинарию поступали люди с идеей в душе, а не меркантильными интересами.

– Что Вы можете сказать о преподавательском составе духовных школ Украинской Православной Церкви?

– Люди, составляющие преподавательский состав духовных школ, должны сознавать важность церковного послушания, которое на них возложено. Преподаватели должны давать не только обширные знания по богословским предметам, но и передавать опыт духовной жизни, указывая воспитанникам на необходимость соответствия знаний личным религиозным переживаниям и личной жизни.

– Не кажется ли Вам целесообразным ввести в программу духовного образования светские предметы, например, языки, отечественную и зарубежную литературу?

– На мой взгляд, такие светские предметы в духовных школах могли бы преподаваться разве что факультативно, так как у студентов остается мало времени после занятий предметами первоочередной важности. А вместо зарубежной и отечественной литературы я бы рекомендовал читать святоотеческие труды, так как именно из них будущий пастырь, как и всякий христианин, сможет почерпнуть знания, необходимые для спасения души.

– Ежегодно духовные школы выпускают несколько сотен будущих пастырей. Быть может, скоро отпадет потребность в духовных школах…

– Думаю, что потребность в духовных школах никогда не отпадет. В настоящее время открывается много новых приходов, и все они ждут достойных пастырей. Например, в Каменец-Подольской епархии нужны священнослужители, которые смогли бы организовать церковную жизнь на приходах. Если с течением времени все приходы нашей Церкви будут иметь своего настоятеля, то некоторые духовные школы можно было бы преобразовать в миссионерско-катехизаторские центры по подготовке кадров для работы в вузах, школах, приютах, интернатах и детских садах. Так что перспектива у духовных школ огромная. Необходима лишь хорошая духовная закалка.

– Всегда находились люди, преимущественно из числа интеллигенции, сомневающиеся в образованности православных священников: «Они, мол, только и умеют молиться»…

– Не секрет, что в среде православного духовенства есть люди, не обладающие высокой образованностью. Особенно это касается старшего поколения. Справедливости ради надо сказать, что это не вина священника. Для них высшее светское образование было практически недоступно. Но благодаря таким священнослужителям наш народ был крещен во времена гонений на Церковь. Надо сказать, что положение Церкви в современных условиях изменилось, и наши священнослужители имеют возможность получить хорошее образование. И кроме молитвы они умеют убеждать людей в важности православного учения. Духовное возрождение народа, которое мы наблюдаем сегодня, происходит благодаря самоотверженному труду священнослужителей. А вот то, что многие интеллигенты считают молитву развлечением, говорит об их неспособности углубиться в духовную жизнь. Это большая духовная проблема, не решив которую, они так и не сумеют приблизиться к Богу и понять смысл религиозной жизни.

– В Конституции Украины есть положение о том, что «Церковь отделена от государства, а школа отделена от Церкви». Насколько этот тезис устраивает православных?

– Православной Церкви нужен статус юридического лица. С решением этой проблемы наступит «потепление» в церковно-государственных отношениях, в том числе и в вопросах доступа Церкви к вузам и школам. Православная Церковь, духовно воспитывавшая наш народ на протяжении 1000 лет, сегодня юридически лишена возможности влиять на воспитательный процесс нашего народа. Так было в период советской власти, так дело обстоит и сейчас. В нашей стране есть конфессии, претендующие на роль законоучителя. Но не нужно забывать, что в истории нашего народа лишь Православие считалось духовной основой украинской нации. Поэтому и право на воспитание надо отдать священнослужителям канонической Православной Церкви, которая показала народу идеал благочестия и святости. Ибо, утратив этот идеал, мы пришли в полное убожество…

– Сейчас много говорится о преподавании Закона Божьего в светских учебных заведениях. Насколько целесообразно религиозные дисциплины вводить в программу для светских школ?

– Религиозные дисциплины вводить в школьную программу целесообразно лишь в том случае, если в учебном заведении есть верующие учителя. Потому что со знаниями они передают и тайну нашей веры, чего не сможет сделать светский человек, к тому же еще и неверующий. Если этим будут заниматься светские люди, такое преподавание утратит смысл.

Записал Александр Андрущенко