Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

24.10.2008. МИНСК. Обращение Святейшего Патриарха Алексия к участникам и организаторам круглого стола «Крещение Руси в судьбах России, Украины и Беларуси»

Уважаемый Михаил Владимирович, досточтимые участники круглого стола, представители академической и церковно-исторической науки, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы, вдохновляемы Святым Духом Божиим, находимся на новом этапе осмысления великого события Крещения Руси. Сама наша история возвращает нас к этому судьбоносному чуду, сформировавшему духовную национальную самобытность трех братских народов, определив тем самым их особый путь в истории.
Спустя малое время после Крещения Руси митрополит Иларион свидетельствовал о том, как святой равноапостольный князь Владимир обустроил новую Русь: «Всем быть христианами, – призвал своих соотечественников великий князь, – малым и великим, рабам и свободным, юным и старым, боярам и простым, богатым и убогим». В этом равноправном единстве всего общества, а вернее – в стремлении к нему формировалась Святая Русь.
Заповедь святого равноапостольного Крестителя Руси стала камнем, который он сам положил во главу угла, став первым строителем восточнославянской церковности и национальной государственности русичей.
Обращаясь к труженикам исторической науки, присутствующим здесь, мне хотелось бы сказать, что вы лучше других знаете, сколь трагическими были для народов отступления от этой заповеди святого равноапостольного князя Владимира. Вот почему так важно ваше просвещенное свидетельство нашим современникам о непреложности исторических и духовных законов бытия всего человеческого рода и каждого человека, приходящего в мир.
Плоды такого свидетельства в новейшее время нашей истории мы видим в том, как развивалась и укреплялась Православная Церковь в Белоруссии в период, прошедший со времени празднования 1000-летия Полоцкой епархии и Православной Церкви на Белой Руси в 1992 году.
В ту пору единение научно-исторических, социально-культурных, церковно-богословских сил общества во многом определило путь развития народа, страны и Церкви в Белоруссии.
Благодарю вас за этот гражданский, научный и духовный подвиг, который совершается вами, и в котором вы трудитесь ради блага грядущего поколения граждан Отечества.
С особым вниманием и благодарностью мы воспринимаем значительный вклад белорусских историков в создание многотомной «Православной энциклопедии». Общими силами мы стремимся создать живой, полнокровный, достоверный свод знаний о Церкви Небесной и о Церкви Земной.
Обращаясь к участникам круглого стола, не могу не вспомнить имя известного белорусского ученого мужа – архиепископа Афанасия (Мартоса). Со свойственной ему ясностью и богомудрием он в середине многомятежного ХХ века свидетельствовал о том, что святой князь Владимир возвел, по выражению владыки Афанасия, четырехугольный фундамент, на котором построена тысячелетняя «Палата» религии, нации, государства и культуры, и что сам Креститель Руси пребывает духовным родоначальником русского народа, украинцев и белорусов.
Следуя этой мысли, в нынешний благословенный день и час достойно есть всем нам вспомнить и как святыню сохранять в народном сердце апостольское свидетельство о том, что и каждый из нас и все мы — «сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19).
Я сердечно благодарю Вас, Михаил Владимирович за слова приветствия, и я рад присутствовать на завершении работы круглого стола на тему «Крещение Руси в судьбах России, Украины и Беларуси». Невольно вспоминается, как 20 лет тому назад мы отмечали 1000-летие Крещения Руси, и как изменилась религиозная духовная жизнь наших православных народов за эти 20 лет в духовном и нравственном отношении. Подавляющее большинство наших народов возвращается к отеческой вере, к святому Православию, которое утвердил на нашей земле святой равноапостольный князь Владимир, которого мы с благодарностью и молитвенно вспоминаем.
Находясь здесь, в выдающейся не только для Белоруссии, но для всего мира библиотеке, мне было особенно приятно видеть множество молодежи, которая приходит сюда, в эту сокровищницу знаний и читает здесь сохраняемые для потомков книги.
Я хочу передать библиотеке вышедшие тома «Православной энциклопедии», в работе над которыми принимают участие и белорусские ученые. 21 октября состоялась презентация 17 и 18 алфавитных томов. Экономический кризис, который испытывает сейчас мир, побуждает нас думать о том, как мы будем издавать энциклопедию дальше, но напомнил на заседании Советов о том, что когда мы взялись за эту работу, был не менее сложный 1998 год. Уже издано 18 томов, думаю, работа продолжится и дальше.
Также я хочу передать 12 томов Истории Русской Церкви митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Этот труд по истории Церкви одновременно источник знаний по истории России с комментариями на основе последних научных данных. Передаю также и мой скромный труд по Православию в Эстонии, который проливает свет на то, с какими трудами развивалось Православие в этой стране.
Пусть эти книги дополнят сокровищницу знаний Национальной библиотеки и будут моим вкладом в нее в день круглого стола посвященного 1020-летию Крещения Руси.
Участники Международного круглого стола «Крещение Руси в судьбах народов России, Украины и Беларуси», посвященного 1020-летию Крещения Руси, отмечают основополагающее значение принятия христианства в его восточной греко-византийской традиции в формировании национальной идентичности, в развитии государственного устройства и в геополитической интеграции русского, украинского и белорусского народов.
Православие явилось исключительно важным фактором развития, а в определенные исторические времена – и сохранения национальной культуры и языка каждого из братских народов, объединенных не только своим происхождением, но и общей купелью Днепровского Крещения. Единство духа и общность веры укрепили глубинные связи русских, украинцев и белорусов, которые более тысячи лет слышат, воспринимают и передают Слово Божие на своих родных языках, приумножая и взаимно обогащая свои национальные сокровищницы культуры и науки.
Период распространения христианской веры на белорусских землях отличался миролюбием и непринуждением. Этой исторической особенности в современных условиях неукоснительно следует в своем служении Белорусская Православная Церковь.
Переживая периоды лихолетия и неоднократно ощущая на себе несправедливость, жестокость и притеснение, Православная Церковь на землях Белой Руси, тем не менее, уже 1020 лет совершает миссию христианского просвещения, духовного образования национально-патриотического воспитания и национального белорусского народа, следуя заповеди Основателя Святой Церкви Господа Иисуса Христа, которая гласит: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19).
В течение двадцати последних лет, последовавших со времени празднования в 1988 году 1000-летней годовщины Крещения Руси, в независимых государствах России, Украины и Беларуси происходила историческая переоценка места и значимости в жизни общества религии в целом и христианства в частности.
Демократизация государственно политических-политических институтов, развитие конституционно-законодательной базы и расширение процессов социально-политической активности граждан каждой из трех стран создали предпосылки и способствовали активизации процессов возрождения религиозного самосознания людей, восстановления исконно доминировавшей в обществе системы религиозных христианских ценностей и морально-нравственных требований общества к самому себе и к международному сообществу в целом, и к проблемам современной европейской интеграции.
В белорусском обществе Православная Церковь была и остается одной из основ конфессионального мира и согласия. Во многом благодаря мудрой позиции Белорусского Экзархата, стремлению его руководства к диалогу с представителями разных конфессий, в Беларуси нет конфликтов на религиозной почве, которые разжигаются сегодня во многих регионах мира и сотрясают немалое число стран ближнего и дальнего зарубежья.
Государственные власти и светские общественные институты России, Украины и Беларуси со свойственными каждой стране особенностями придают высокое значение возможностям объединительной и консолидирующей миссии Православной Церкви, ее активному и деятельному участию в процессах общенационального сплочения народов и их международной интеграции.
Оставаясь вне политики, Православная Церковь в свою очередь проявляет деятельное участие в социальном служении обществу, неотъемлемой частью которого являются все ее члены.
Православная Церковь настойчиво и целенаправленно проводит в жизнь идеалы общенационального единства, социального мира и общественной стабильности. Благодаря общей христианской вере, религиозный фактор был и доселе остается доминирующим средством объединения народа в цельный организм как в религиозном, но и общественно-политическом смысле.
Сегодня особенно важным является значение социальной миссии Православной Церкви, ее партнерские отношения и соработничество с иными религиозными объединениями, общественными организациями и государственными институтами.
Сотрудничество Белорусской Православной Церкви с государственными учреждениями и организациями в тех сферах жизни общества, которые представляют собой область взаимной ответственности Церкви и государства, юридически обосновано и закреплено как на конституционном уровне, так и в специальном Соглашении о сотрудничестве Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви.
Участники научного форума подтверждают высокую историческую и современную значимость христианства, отдают долг многовековому подвигу своих православных соотечественников, сохранивших христианскую честь и достоинство в исторических испытаниях, а также всемерно поддерживают взаимно направленные инициативы Православной Церкви и государства в России, Украине и Беларуси, направленные на продолжение и развитие объединяющих религиозных и гуманистических традиций, начало которым было положено 1020 лет назад в дни Крещения русичей в водах Днепра святым равноапостольным князем Владимиром.

Седмица.Ru