Слово Митрополита Минского и Слуцкого Филарета на открытии Аверинцевских чтений
Слово Митрополита Минского и Слуцкого Филарета на открытии Аверинцевских чтений
Ваше Блаженство, Блаженнейший Владыка Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры!
Вклад, сделанный Сергеем Сергеевичем Аверинцевым в мировую культуру, побуждает говорить о нем как о выдающемся ученом-гуманисте наших дней. Полагаю, в дни работы настоящих Чтений мы не раз получим возможность подтвердить это определение.
Однако, вспоминая образ этого великого труженика, сердце подсказывает, что не только высокая ученость и широчайшая эрудиция были качествами, которые отражали суть его личности.
Вспоминаю, как в мае 2000 года столица Беларуси имела честь приветствовать Сергея Сергеевича у себя в гостях. Он намеревался прочесть несколько лекций для ученой и учащейся аудитории Минска. Организаторы встречи предварили первое выступление гостя перечислением его высоких званий и титулов. Но далее по всему стало ясно, что слово берет не мэтр европейских академий и университетов, а смиренный раб Божий Сергий. Весь его облик, интонация и манера речи подтверждали слова премудрого Екклесиаста: «Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» (Притч. 15: 33).
Мне представляется важным этот факт, поскольку в цельной личности Аверинцева смирение было не только личным качеством, но и методологическим принципом его культуроведческих изысканий.
Его смирение как исследователя культур основывалось на памяти о Творце — Попечителе «всякаго язы́ка». Господь наш Иисус Христос молился к Отцу Небесному: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). И Сергей Сергеевич искал в различных культурах Ближнего Востока и Европы знамения объединяющего Божьего Промысла. Палестина и Сирия, Греция и Рим были для него поистине общей колыбелью христианской цивилизации.
Вспомним, к примеру, как в его предисловии к сборнику переводов отеческих писаний «От берегов Босфора до берегов Евфрата» упоминаются антиохийские ученики Христовы, которые впервые употребили для своего наименования слово «христианин».
«Еврейский, греческий, латынь присутствуют в этом гибридном антиохийском неологизме, — пишет Аверинцев — и не просто присутствуют, но взаимно пронизывают друг друга и просвечивают друг сквозь друга».
Это мимоходом сделанное замечание есть, на мой взгляд, образец смиренного и тихого свидетельства о великой объединяющей миссии Христа Спасителя. Простое размышление доказывает, что не громогласный пафос приближает слушателя к пониманию Истины, но глубина и основательность произносимых слов. И дело даже не в том, что в недавние времена понятие «христианин» не звучало громко. В этой деликатности скрыт определенный метод мышления, выраженный в словах самого Сергея Сергеевича: «Мысль …дает не указание пути, а образец поступи».
Действительно, он не навязывает читателю собственного понимания путей просвещения, авторского видения предметов и явлений. Аверинцев осторожен в использовании емких метафор, говорящих скорее об авторе, нежели о предмете его речи. Аверинцев дорожит свободой читателя и не лишает его радостного труда самостоятельно вслушиваться в голоса отдаленных веков.
Собеседник приучается автором к долгой мысли, к великодушию в прямом смысле этого слова — то есть к способности вместить в «расширенное сердце» разнородные вещи.
«История литературы — говорит он — не просто предмет познания, но одновременно шанс дышать “большим временем”, вместо того чтобы задыхаться в малом». Именно к участию в «большом времени» приглашает нас Аверинцев своими трудами по византийской поэтике, русской культуре, риторическим основам рационального мышления.
Будучи также и гражданином «большого мира», Сергей Сергеевич любил называть себя «средиземноморским почвенником». Тем самым он как бы становился соотечественником преподобного Ефрема Сирина, Григора Нарекаци, Данте Алигьери. Их труды, направленные на постижение Богооткровенной истины, вдохновляли и самого Аверинцева в деле свидетельства о непрекращающемся диалоге любящего Бога и спасаемой Им твари.
Аверинцев не смущался сложными, драматичными, нередко трагическими переплетениями исторических судеб всего сотворенного. Потому и любил он сложность христианского богословия. «Любая точка зрения в сравнении с традиционным вероучением…, — пишет он, — представляется мне непозволительным и прямо-таки невыносимым упрощением, которого не должна принимать совесть моего ума».
Чистота «совести ума» оставалась всегдашней заботой Сергея Сергеевича. Защищая ее, он удивительным образом сочетал ответственность активной позиции современника и покой вошедшего в Удел избранного чада Божия. По-видимому, это чувство было сформировано навыком, определенным некогда Спинозой как задача философа: не плакать, не смеяться, но понимать.
Так, размышляя о причинах возникновения в ХХ веке тоталитарных обществ, Аверинцев писал: «Только полная открытость навстречу вопросам, полная честность и трезвость в отношении их может действительно отнять шанс у возвращения тоталитарных тенденций в будущем. Воспитания интеллектуальной честности не заменит тренировка самых “правильных” готовых реакций на слова».
Только личность, воспитанная на извечных добродетелях рассудительности, воздержанности, смирения и любви может стать основанием духовно здорового общества. Аверинцев предупреждал о недопустимости превращения демократии в управление массами с помощью ярких лозунгов и эффектных политических жестов. Напротив, по его мнению, демократия призвана создать условия личного выбора, а также возможность его разумной публичной аргументации.
Как отрадно ощущать простор и солнечную ясность слова Сергея Сергеевича в эпоху, когда особенное внимание к слову, к языку часто оборачивается насилием над ними! Но мы должны помнить, что эта ясность — вымоленная: «Низложи силою Твоею / Беса глухого и немого, / Подай несмутимую ясность, / Благую членораздельность».
Это отрывок из «Моления о словах», вошедшего в опубликованный издательством «Дух и літера» сборник Аверинцевских «Стихов духовных». С благодарностью хочу отметить, что это уже третья книга Сергея Сергеевича, опубликованная досточтимым издательством.
Очень важно, чтобы взвешенное слово Аверинцева становилось доступным нынешнему поколению молодых людей, ищущих собственного голоса посреди житейского шума.
Верю, что, приобщаясь к содержательному богатству его трудов, люди всех поколений смогут научиться строгому, ответственному мышлению деятельного христианина.
Надеюсь, что наши Чтения станут очередным шагом в этом направлении и желаю всемерной помощи Божией всем их участникам и организаторам.
Митрополит Минский и Слуцкий
Патриарший Экзарх всея Беларуси
8 сентября 2004 года,
Киев