Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

19.10.2011. СИМФЕРОПОЛЬ. Отрывок из готовящегося издания «Православные святыни Крыма в изобразительном искусстве»

В настоящее время по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря и при его участии готовится альбом «Православные святыни Крыма в изобразительном искусстве». Составителем альбома и автором ряда глав книги является Татьяна Сергеевна Шорохова. Предлагаем вниманию читателей нашего сайта фрагмент из главы, в котором идет речь об интересных находках, связанных с историей храмостроительства в Крыму, а также о художниках, одними из первых запечатлевших святые места Тавриды.

ОДУХОТВОРЕННЫЙ ОБРАЗ КРЫМА
К художникам, одними из первых зарисовавших православные святыни Крыма, следует отнести «Крымского полуострова форст мейстера» Афанасия де Палдо. Знатокам истории Крыма работы А. де Палдо известны по графическим иллюстрациям к книге Павла Ивановича Сумарокова «Досуги крымского судьи или второе путешествие в Тавриду». Первая часть книги издана в 1803 году, а вторая — в 1805-м «по Высочайшему повелению» в Санкт-Петербурге. Книга напечатана в Императорской типографии, и на титульном листе содержит авторское посвящение «Его Императорскому Величеству…» Александру I. Иллюстрации в книге «Досуги крымского судьи» выполнены в технике гравюры. В настоящее время книга П. И. Сумарокова «Досуги крымского судьи» считается памятником, и труднодоступна.
В книге Сумарокова интересны описательные образы Тавриды, которые подкрепляются и образами зрительными. Известно, что рисунки Афанасия де Палдо Сумароков использовал для оформления первой части своей книги. Для нас важно, что де Палдо снимал крымские виды непосредственно с натуры. Среди них есть и изображения храмов в панорамных видах Симферополя, Евпатории, Бахчисарая, Севастополя, а также виды развалин Херсонеса, Инкермана, Георгиевского монастыря. Известно также, что рисунки А. де Палдо «выправлял г-н Сергеев».
Среди иллюстраций де Палдо обращает на себя внимание «Вид Севастополя или Ахтияра». Авторская копия этой работы хранится, в Эрмитажной коллекции Отдела рукописей Российской национальной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Петербурге. Рукотворная работа А. де Палдо заметно отличается от его же иллюстрации из книги П. И. Сумарокова: она напоминает гравюру Х. Г. Гейслера, проиллюстрировавшего своими рисунками труды академика Палласа, исследовавшего Крым в 1793–1794 годах. Акварель А. де Палдо с видом Севастополя является одним из листов дела № 272, в который входит рисованный от руки и раскрашенный «План Севастопольского порта или Ахтиара» и три вида морской крепости, к плану прилагаемых. На листах указано, что весь этот комплект из четырех листов «снимал с натуры мерою и иллюминовал М. Афанасей де Палдо».
В Российскую национальную (публичную) библиотеку план и виды Севастополя попали из библиотеки Эрмитажа, о чем говорит имеющийся на листах экслибрис. К плану дается авторское описание, из которого следует, что на карте Севатополя под литерой «С» изображен адмиральский храм Святителя Николая, под литерой «N» обозначена «Греческая церковь Первоверховных Апостолов Петра и Павла, выстроенная при мире 1791-го году обществом греков Служащия на флоте при войне», а под цифрой 15 обозначено «старое кладбище». В этих кратких сведениях содержатся подробности, проливающие свет на малоизвестные страницы истории храмового строительства в Севастополе.
На отдельных листах, прилагаемых к плану, изображены: «Вид берега Южной бухты и часть Павловского мыса», «Вид рейда Ахтиарской бухты и Павловского мыса», а также цветное панорамное изображение Севастополя-Ахтиара начала XIX века с изображением двух упомянутых храмов. Замечательна дарственная надпись на лицевой части листа, помещенная под рисунком: «Его Императорскому Величеству Вид города Ахтiара с юго-восточной стороны с положением освартовленных по пристаням кораблей и фрегатов. От Всеподданнейшаго усердия с благоговением снимал с натуры и подносит Крымскаго полуострова форстъ Мейстер, Депалдо». Рисунок выполнен в технике акварели. Размер листа 33,8 см на 100,0 см. В нашей книге воспроизводится фрагмент данного «Вида города Ахтиара». Не исключено, что в цветном исполнении это первая публикация данной работы А. де Палдо.
Известно, что Севастополь назывался Ахтиаром с 1797 по 1826 год. Так как книга Сумарокова с иллюстрацией «Вид Севастополя или Ахтияра» напечатана уже в 1803 году, то легко установить дату появления на свет этого рисунка А. де Палдо: между 1797 и 1803 годами. Дарственную же подпись под изображением Афанасий де Палдо мог выполнить и в более поздние годы, когда у него появилась возможность преподнести свой дар императору Александру I.
Данная находка в фондах Российской национальной библиотеки является для исследователя настоящей удачей, так как и сегодня, большинство крымских краеведов не располагают сведениями, какое имя скрывается за буквой «А» предваряющей фамилию де Палдо, порой неверно расшифровывая его. Теперь же стали известны и должность, и имя форст мейстера Афанасия де Палдо — одного из первых крымских рисовальщиков, и, что немаловажно, верноподданного русского Царя. Ведь именно это качество художника позволило сегодня установить пусть и небольшую, но важную научную истину.
Обратившись к иллюстрациям ко второй части путевых записок Сумарокова, обнаружим немало интересующих нас изображений Таврических святынь. Мы находим здесь, в первую очередь, географические объекты, связанные с давним историческим прошлым христианского населения Крыма. Представленные в графических рисунках горы и долины, и сегодня хранящие в себе материальные следы духовной жизни православного населения Тавриды, относят нас к византийскому времени истории края, а также к периоду, последовавшему за турецким вторжением на Крымский полуостров. Надо полагать, в годы пребывания в Крыму П. И. Сумарокова эти следы многовековой жизни христиан на Таврическом полуострове были еще более явственными. «Качи-Кальон», «Теппе Кирман», «Мангуп», «Черкес Керман», «Остатки церкви в Теппе Кирман» — такими названиями изобилуют иллюстрации ко второй части книги «Досугов…».
Изображения крымских видов в книге анонимны, и понадобилось целое исследование, чтобы выяснить, кто является иллюстратором ко второй части «Досугов крымского судьи». Такое исследование провела искусствовед Надежда Николаевна Гончарова. Благодаря ей авторство данных иллюстраций ни у кого не вызывает сомнений: имя этого живописца Емельян Михайлович Корнеев (1780–1839).
Е. М. Корнеев «принадлежал к ведущим представителям видовой графики, одного из интереснейших явлений в искусстве конца XVIII – первой четверти XIX века», — утверждает Н. Н. Гончарова. Возможно, по чувству скромности или, наоборот, самодостаточности художник Емельян Корнеев имел привычку не подписывать своих работ; «это обстоятельство… и явилось, по-видимому, причиной, по которой этот художник ныне оказался практически неизвестным» — пишет исследователь. Но сейчас комплекс произведений пейзажиста Е. М. Корнеева выделен и научно описан. Ценители искусства получили возможность узнать о творчестве талантливого графика достаточно широко, в том числе открыв для себя и виды Крыма, запечатленные этим художником, а его имя и творческое наследие стало неотъемлемой частью крымского краеведения.
Татьяна Шорохова
Современные художники Крыма — продолжатели художественных традиций по «снятию», как говорили в старину, видов монастырей и храмов — приглашаются принять участие в проекте «Православные святыни Крыма в изобразительном искусстве». Подробности можно узнать в объявлении на главной странице сайта Симферопольской и Крымской епархии.
Работы принимаются до 1 декабря 2011 года.
Симферопольская и Крымская епархия