Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

27.01.2011. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Режиссеры, представившие свои работы на «Международной Киноассамблеи на Днепре-2011», встретились с журналистами и общественностью региона

21 января в пресс-центре Днепропетровского филиала Киевского института проблем управления имени Горшенина состоялась встреча с почетными гостями «Международной Киноассамблеи на Днепре-2011», посвященная современному документальному кино. Лозунг кинофорума этого года: «Правда о нас — в документальном кино».
В пресс-конференции приняли участие известнейшие режиссеры-документалисты трех стран Украины, России и Беларуси. Это руководитель Центра Православной Культуры «Лествица», заслуженный работник культуры Украины протоиерей Игорь Собко, режиссер Александр Столяров (Киев), главный режиссер телеканала «Культура» Сергей Головецкий (Москва), режиссер Александр Куприн (Москва), режиссер Галина Адамович (Минск) и режиссер Александр Киселев (Санкт-Петербург). Все они привезли на киноассамблею свои новые работы. Некоторые из них будут представлены общественности впервые.
Как исполнительный директор этого кинофорума протоиерей Игорь Собко отметил: «Это – уже вторая «Киноассамблея на Днепре». И мы стараемся с помощью друзей — режиссеров показать у нас в Днепропетровске настоящее документальное кино. Именно то кино, которое, прежде всего, поможет человеку просветить ум и сердце. Это — не только православное кино. Все представленные картины будут рассказывать о самых высших человеческих ценностях, окружающих нас и данных нам даром Божьим. Прекрасно, что на этой киноассамблее присутствуют гости – интереснейшие режиссеры, каждый их которых имеет свой почерк, стиль, киноязык. Думаю, зрители это обязательно оценят».
На киноассамблеи также будет присутствовать наш земляк известнейший кинооператор, заслуженный деятель искусств России Юрий Клименко.
Одним из главных достоинств кинофорума — после просмотра каждого фильма днепропетровский зритель сможет пообщаться с режиссером картины, выразить свои субъективные впечатления и задать интересующие вопросы.
Киевский режиссер Александр Столяров подчеркнул: «Вашему городу очень повезло. Лучший сборник документальных фильмов будет показан именно днепропетровской публике. Вы увидите работу блестящего режиссера Александра Киселева — настоящая, высокая, духовная мужская документалистика. Будет показан настоящий шедевр – фильм о писателе Андрее Битове Сергея Головецкого. Вы увидите удивительно тонкое документальное кино не только Украины или России, а всего бывшего СССР. Это будет настоящий праздник, поскольку ни одному украинскому городу такие «сливки» кинодокументалистики собирать еще не удавалось».
Режиссер из Минска Галина Адамович призналась: «Я с удовольствием принимаю участие в этом кинофоруме, потому что я знаю практически всех представленных кинодокументалистов. А это — категория людей, с которым можно смело отправляться в любую поездку, в любое приключение, все будет хорошо и интересно. И, кроме всего прочего, это — часть моей профессии. Одно дело снять и смонтировать кино. И совсем другое — показ кино и наблюдение за реакцией на твою работу зрителей. А сегодня документалистам очень не хватает обратной связи со зрителем. Кино, как любая творческая работа, забирает очень много сил, не только духовных, но и физических. А надо получать и что-то от зрителей, их эмоции, их сопереживание героям твоей ленты. А иначе, как на таких вот форумах, такой живой реакции получить не возможно. На ассамблею я привезла совершенно новое кино «Инокиня», работу над которым наша группа закончила буквально недели три назад, перед самым Новым годом».
Александр Киселев рассказал о своем видении проблем современной кинодокументалистики: «Я не знаю, как обстоит дело с кинодокументалистикой в Украине, но у нас в России с этим есть достаточно серьезные проблемы. Более того, были у меня в жизни несколько раз периоды, когда я думал вообще перестать снимать документальное кино, поскольку считал, что оно уже не очень-то и нужно людям. А многие каналы телевидения документальное кино вообще не особо хотят показывать. У них есть такой тонкий вариант отказа: «Фильм великолепный, но он не в формате». Что такое «формат» я до сих пор понять не могу.
Но необычайно приятно, когда есть кому кино показать. У меня лично были случаи, когда я возил на европейские фестивали кинодокументалистики свои фильмы, и там, в залах, народа всегда полно. Не только на моих лентах, на любых. Но в России собрать зал на такой фильм чрезвычайно трудно. Поэтому каждый выход на зрителя для нас, режиссеров-документалистов, действительно большой праздник».
Московский режиссер Александр Куприн сказал: «Судя потому, что на ассамблее представлено много российских режиссеров, то отклик на наши работы в Украине достаточно большой. Мне трудно говорить об украинской аудитории, хотя у меня много родственников живет в вашей стране. Но могу сказать, что многие ваши телеканалы с удовольствием показывают российское документальное кино, притом, что в России, как говорил Александр Киселев, с этим очень туго. Мы, документалисты России, сейчас думаем над созданием альтернативного проката документального кино. А такие форумы, как ваш днепропетровский, и есть один из вариантов альтернативного проката.
На форуме я представляю совершенно телевизионный фильм, то есть, то, что абсолютно «в формате». Это — небольшой сериал о православных святых. И мне очень интересно, как откликнется украинская аудитория на эту работу».
Главный режиссер телеканала «Культура» Сергей Головецкий подытожил все предыдущие выступления: «В Днепропетровске я впервые, хотя все мое детство прошло на Днепре, в Могилеве. И рад снова увидеть свою родную реку. Сейчас в мире возрождается интерес ко всему, что описывается выражением «нон фикшн». А в документалистике ничего придумать нельзя. Там все основано на документальных фактах. В советское время у нас был очень высокий потенциал документального кино. А у документального кино высок потенциал к объединению людей. И все, что может людей объединить, уже благо.
Беда в другом. Телевидение дает возможность выхода документального кино на миллионные аудитории. Но «рулят» на телеканалах люди, далекие от документалистики. Эти люди в основном работали с информацией, более того — в пространстве политтехнологий. Так они и документальное кино пытаются превратить в инструмент манипуляций сознанием зрителей. В результате документалисты оттеснены на периферию процесса.
Но обратный процесс уже пошел. И надобность в профессионалах растет. Можно привести такую аналогию: разогнали филармонию. Музыканты разбежались выживать, кто как может. Кто-то устроился играть «Мурку» на крутых свадьбах. А им для такого творчества хватает и игры двумя пальцами.
Теперь настало время разжимать кулак и играть всеми пальцами сразу. И дело в том, что на это оказались способны лишь те, кто не играл «Мурку» по свадьбам. А люди, игравшие на свадьбах двумя пальцами, уже ничего, кроме «Мурки», играть не могут. А люди уже снова требуют классики, не модерновых выкрутасов, а старой доброй проверенной временем классики.
Вот и в документальном кино та же самая ситуация сегодня. И такая ассамблея для меня, прежде всего, контакт со зрителем, которого в России я практически лишен. Нас, документалистов, дома в России сейчас меряют рейтингами. Что такое «рейтинг», кто его считает?
Как-то разговаривал я со своим коллегой. И мы обсуждали ролики, крутящиеся в интернете. Он говорит: «Вот этот имеет 4000 показов в месяц, а этот — 7000». Я ему говорю: «Знаешь, я вот выложил документальный фильм своего коллеги об Алине Кабаевой. Так его за месяц просмотрело больше 14 тысяч человек. Это — рейтинг или нет?». А он мне отвечает: «Серега, рейтинг любого порноролика — еще справа три нолика! Это, чтоб ты понял, что такое рейтинг».
Поэтому рейтинги — величины дутые. Куда важнее живая реакция зрителей. Чтобы был с ними диалог, поскольку мы иногда не понимаем, что действительно хочет зритель. Между нами поставили посредника, который обманывает и нас, и зрителей. Нам говорится, что зритель хочет того-то, а зрителю подсовывает что-то другое и говорит: «Смотрите сюда, вот это и есть то, что вам надо!».
Поэтому на таких форумах у нас всех есть возможность увидеть друг друга. Мы предложим зрителям свои ленты, а он нам скажет: хороши они или плохи, и куда нам дальше двигаться. Это — прекрасно, и хороших всем нам просмотров кино!».
Также в рамках кинофорума с его почетными гостями прошли прямые телеэфиры на региональных телеканалах, и состоялась встреча с представителями власти в Днепропетровском областном совете.

Пресс-служба Днепропетровской епархии
(По материалам Регионального информационного центра Днепропетровск — http://dp.ric.ua)