Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

20.10.2008. КИЕВ. Воинствующие атеисты жалуются на свое хуторянство

“Кто взялся исследовать, что, как, а главное – кто преподает религиоведение в современном вузе? Как преодолеть непрофессиональность, безразличие и отсутствие религиоведческого патриотизма? Не пора ли открыто обсудить эти проблемы не только в среде самих религиоведов, но и вынести их на Коллегию Министерства образования и науки», – подчеркивал автор бетселлера «Атеизм – познанная истина», «соучредитель» филаретовского патриархата, главный атеист Украины, профессор Анатолий Колодный во время коллоквиума религиоведов, который прошел в Институте философии НАНУ.
Как сообщила корреспондент униатского сайта РИСУ Светлана Ярошенко, в научном собрании приняли участие религиоведы Украины, Польши и России. Украинскую сторону представляли работники Отделения религиоведения Института философии им. Г. Сковороды и кафедр религиоведческой специализации Киевского национального университета им. Т. Шевченко, Киево-Могилянской Академии, Киевского национального педагогического университета, им. М. Драгоманова, Национального транспортного университета, а также Института им. св. Фомы Аквинского и Института востоковедения им. А. Крымского. Мероприятие инициировано Украинской ассоциацией религиоведов.
В своих выступлениях ученые обратили внимание на проблемы, с которыми столкнулись их коллеги в разных постсоциалистических странах. Общим для всех оказался вопрос самоидентификации религиеведения как науки в выделении себя или из теологии, или из научного атеизма со следующим определением себя как специфической отрасли гуманитарного знания.
Поиски предметного поля и объекта исследования, методов и средств изучения религии поставили перед исследователями этого феномена (?!) множество вопросов: от необходимости определить сущность религии к дисциплинарной структуризации науки из ее изучения и выделения специфичности каждой из ее составляющих. И до сих пор открытыми в мировом религиоведении являются вопросы о предметных пределах философии и феноменологии религии, философии религии и религиозной философии.
Собравшиеся размышляли не только над теоретическими, но и практическими заданиями методического обеспечения процесса преподавания в вузах религиоведческих дисциплин. Несмотря на уникальность опыта каждой научной школы, выявили и общие проблемы для ученых из Польши, Украины и России.
«Нет более важной проблемы для научного содружества как общение его членов, как обмен мнениями, научными концепциями, опытом изучения и преподавания, – говорит Людмила Филипович, доктор философских наук. Но она также отмечает, что наличие научного общества не всегда разрешает все коммуникативные проблемы. Потому что «мало только желания общаться, должны быть созданы определенные условия для него, например, профессиональные периодические издания, на страницах которых можно развернуть научную дискуссию, определить актуальные темы для последующего исследования, рецензировать статьи, монографии и тому подобное».
«Все национальные научные сообщества страдают от отсутствия религиозных и религиоведческих источников на национальных языках, – подчеркивает проблему Людмила Филипович. – Кроме Польши, которая благодаря деятельности специализированного издательства «Nomos» частично решила проблему овладения научными наработками западной религиоведческой науки, ни Россия, которая все-таки имеет антологию классиков религиоведения в виде двухтомника и хрестоматии, ни тем более Украина не готовы войти в западную науку о религии по причине недостатка знания о достижениях своих коллег. А это создает огромные трудности в научном общении, которое есть едва ли не главной причиной плохого представительства и Польши, и России, и Украины, в международных научных обществах историков, социологов, психологов религии».
«Постсоветское религиоведение является хуторянским», – убежден Виталий Хромец, заместитель директора Института философского образования и науки Национального педагогического университета, им. М. Драгоманова. От этого статуса, по словам Хромца, можно избавиться, налаживая связь с мировым содружеством и читая произведения зарубежных специалистов.
Сергей Головащенко, доцент кафедры философии и религиоведения Киево-Могилянской академии, отметил, что, в отличие от традиции перевода философских источников, в Украине отсутствует традиция религиоведческих переводов, а также отсутствует специализированное издательство религиоведческой литературы, а без его создания проблему не решить.
Религиоведы констатировали, что изъяны отечественного религиоведения, как и его наработка, имеет прямое отношение к качеству подготовки этих специалистов в вузах. В целом еще слабо используются достижения мировой и отечественной науки в учебном процессе. Следствием этого является отсутствие качественного учебника из религиоведения. И не только в Украине. Страдают от достаточного методического обеспечения и другие страны. Только-только стали выходить учебники по истории религии, этнологии и психологии религии в Польше, но еще не написаны учебники по феноменологии и психологии религии, религиозной философии или истории религиоведения в России.
Во время коллоквиума была презентована электронная версия учебника «Академическое религиеведение», заключенного Анатолием Колодным. Его печатный вариант стал своего рода бестселлером. Однако Алла Аристова, заведующая кафедры философии и педагогики Национального транспортного университета, говоря о специфике преподавания религиеведения в техническом учебном заведении, отметила: «Не всем студентам доступен уровень учебника «Академического религиеведения». И здесь ожидать помощи со стороны государства не приходится. Поэтому нужно разрешать такие проблемы совместно, через научные содружества».
Научные работники сошлись во мнении, что авторские учебники – хорошее дело, но они допустимы относительно методического обеспечения какого-то авторского спецкурса. Базовый учебник по религиоведению должен быть коллективным произведением, где каждый раздел пишется специалистом в той или иной отрасли религиоведения.
На сегодняшний день религиоведение имеет особенный спрос у современного студенчества, поскольку это связано с их экзистенциальными поисками. Религиоведы поставили вопрос, используют ли этот аванс преподаватели-религиоведы, делают ли все они, чтобы не потерять естественный интерес своих слушателей к религиям? И здесь возникает следующая проблема современного религиоведения – проблема кадров. Несмотря на то, что в Польше за последние годы выпущено около 700 религиоведов только Институтом религиоведения Ягеллонского университета, что в России насчитывается около 40 кафедр религиоведения в разных вузах, которые выпускают ежегодно бакалавров и магистров религиоведения, что Украина имеет из десяток религиоведческих факультетов или специализаций в рамках философских факультетов, проблема качественной подготовки специалистов не решена.
«Общество не нуждается в религиоведее – слабо теоретически образованного и практически ориентированного, далекого от знания традиции и современных проблем религиозной жизни, – сказав Виталий Шевченко, доктор философии. – Куда деваются все эти выпускники религиоведческой специализации? Готовя их, продумали ли мы, какими они должны быть, каким объемом знаний и навыками должны владеть, для чего мы их готовим, на выполнение каких научных, государственных, церковных функций?»
Религиоведы обеспокоены снижением общего уровня ученых и преподавателей религиоведения, выразили солидарную позицию относительно противодействия не квалифицированности и поверхностности в науке и преподавательской практике.
«Сделав за эти годы немало для становления и развития науки, религиоведы не имеют времени, а именно главное – права отсиживаться, ожидая спокойных условий», – говорить Людмила Филипович. Профессор отметил значительную помощь и сотрудничество со стороны Генриха Гоффмана, доктора философии, профессора Института религиоведения Ягеллонского университета, который реально помогает и украинскому, и российскому религиоведению выйти за пределы своих стран, стать известными в Польше, Европе, мире.
Резюмировать научный коллоквиум можно утверждением, которое прозвучало в обсуждении: «Религиовед – это не человек, эрудированный в плане религии. Это эксперт – теоретик и практик». Именно таких специалистов нужно выращивать в отечественной среде и выводить их на международный уровень.