Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Матушка Наталия Горященко: «Стать сестрой милосердия можно, только испытывая потребность помогать людям»

Церковь и благотворительность

Благая пора рождественских праздников стремительно врывается в суету будничной жизни. К сожалению, для большинства людей Рождество — это всего лишь повод собраться всей семьей за праздничным застольем. Мы стали забывать о вековых традициях нашего народа. А ведь наши отцы хорошо знали, что суть любого церковного праздника заключается не в том, чтобы вспомнить определенное событие, а духовно причаститься к нему посредством литургии, приобщения божественных таинств, дел милости. Это реальное свершение нашего спасения, которое дается нам не по заслугам, а как чистый дар от Бога. В этом мире нам ничего не принадлежит, мы обнаженные приходим на эту землю и забираем на тот свет только свершившиеся дела своей жизни. Именно с осознанием этого наши отцы и прадеды с особым вниманием и благоговением относились к делам милосердия и благотворительности.
Рождество — это действительно достойный повод для каждого человека, чтобы сотворить дела милости, подумать о бедных и неимущих. Повсеместно в стране проходят официальные благотворительные мероприятия. Мы же свой взор обратили в сторону тех людей, для которых милосердие — это не разовая акция, а образ жизни.

Матушка Наталия Горященко: «Стать сестрой милосердия можно, только испытывая потребность помогать людям»

Уже седьмой год в Киеве, при больничном храме Святого Михаила, первого митрополита Киевского, существует община сестер милосердия. Особая атмосфера человеческого тепла, искренности, неподдельной заботы — это первое, что чувствует каждый приходящий сюда. На сегодняшний день в сестричестве трудится около ста человек, сорок из которых — уже состоявшиеся сестры милосердия. Благодаря энтузиазму этих людей и усилиям настоятеля протоиерея Романа Барановского возрождаются православные традиции.
Матушка Наталия, которая вот уже второй год возглавляет сестричество, любезно согласилась поделиться с пресс-службой Украинской Православной Церкви своим пятилетним опытом служения Церкви и людям. Эта хрупкая женщина, с тонкими чертами лица, мягким, тихим голосом и кротким взглядом несет на своих плечах один из самых тяжелых христианских подвигов — подвиг бескорыстной помощи ближним.

— Как вообще возникла идея возрождения традиций сестричества? С чего все начиналось?
— Пример беззаветного и преданного служения Церкви и людям показали нам и святая мученица Елизавета, и святая императрица Александра Федоровна, и много других тружениц. За нашими плечами многовековой опыт социального служения Церкви. Другой вопрос, что сегодня необходимо начинать все с нуля. На нашем приходе служение началось с инициативы настоятеля прот. Романа, который организовал сестричество при больничном храме и людей, которые эту инициативу поддержали. Главное, на чем держится это дело, как мне кажется, — это внутренняя потребность служения людям, которую испытывают сестры милосердия.

— Одни ассоциируют сестер милосердия с монахинями, другие с сотрудницами «Красного Креста». Что общего и какие различия существуют между вами, монастырями и организацией «Красного Креста»?
— Думаю, главное наше сходство с монастырями заключается в нашей цели и предназначении — это душепопечение, служение Церкви и людям. Организация «Красный Крест» тоже создана для помощи людям, только в отличие от нас она имеет больше возможностей в реализации благотворительных проектов, имеет четкую систему. Наша община живет своими силами и держится на энтузиазме отца настоятеля и сестер. Сама структура нашей организации в корне отличается от монастырской. Среди наших сестер много семейных людей, которые послушание в сестричестве несут в свободное от работы и семейных проблем время.

— Как тесно вы контактируете с другими сестричествами? Наверное, незаменимы в плане обмена опытом семинары и конференции по вопросам милосердия?
— Из-за обилия работы часто встречаться с сестрами из других общин не получается. В основном общаемся на семинарах, которые проходят в Киево-Печерской Лавре. Недавно наши сестры ездили в Алупку на большой симпозиум, посвященный работе с ВИЧ-инфицированными. И для нас, конечно, такие конференции имеют огромное значение в плане обмена опытом. Современная сестра милосердия должна учитывать психологию современного общества, специфику тех проблем, с которыми чаще всего приходится сталкиваться при общении с больными людьми, особенно пораженными смертельными болезнями.

— Какая категория больных имеет для вас приоритетное значение?
— Для нас все нуждающиеся в помощи и защите равны. Но нужно отметить, что весьма актуальна сегодня работа по реабилитации людей, пострадавших от оккультных сект. Этот аспект сестрического служения имеет огромное значение в наше время, и мы уделяем этой проблеме максимум внимания. Очень часто приходится встречаться с жертвами оккультизма, тоталитарных сект, и в общении с ними нужен особый такт. Сегодня эта эпидемия не менее страшна и опасна, чем СПИД, и требует особого участия со стороны не только сестер милосердия, но и всей церковной полноты. В основном мы общаемся с пациентами больницы. Часто среди них встречаются сектанты, которые весьма резко реагируют на наше появление в палате. Мы никогда не вступаем в дискуссии, не пытаемся в чем-то убедить, тем более, если встреча произошла в кардиологическом отделении. Но очень многие, сами побывавшие в секте, задают вопросы, начинают задумываться и впоследствии приходят в храм.

— И сестры оказывают таким людям помощь без профессионального знания психологии?
— Главное в этом деле не знания теории психологии, а искренняя любовь.

— Что нужно для того, чтобы стать сестрой милосердия?
— Искренняя вера и самоотверженная любовь к ближнему.

— Есть ли необходимость заканчивать курсы медсестер? Предусмотрены ли у вас курсы для вновь прибывших?
— Прийти к нам может любой желающий, для этого не требуются специальные знания. Главное — иметь искреннее желание служить ближнему, а работы у нас на всех хватит! Я уже говорила, что у нас нет такой профессиональной организации, как, например, в Москве. Мы не практикуем медицинское обслуживание. Главная наша задача — душепопечение. Каждую неделю мы обязательно посещаем всех пациентов больницы, общаемся с ними, напоминаем, что главной причиной телесной болезни являются наши душевные язвы. Очень много людей нуждается в элементарной помощи и поддержке, нас ждут в тюрьмах, детских домах, приютах, и мы пытаемся уделить хоть малую толику внимания всем, кто в нем нуждается. При необходимости оказываем посильную медицинскую помощь, но в пределах своих ограниченных возможностей. В сестричестве для каждого найдется послушание по силам, времени, состоянию здоровья.

— Тем не менее многие воспринимают вас именно как обычных социальных работниц.
— Да, многие обращаются за помощью, как в обычную организацию «Красного Креста». Но наши возможности ограничены. Главные наши проблемы — отсутствие помещений, нехватка средств, медикаментов. И тем не менее мы просто обязаны хоть чем-нибудь помочь каждому приходящему. Часто приходят люди опустившиеся, мы их кормим, даем одежду, но только с одним условием — они должны потрудиться во славу Божию. Трудятся старательно, с желанием, но привести таких людей к Церкви очень тяжело. Лукавый крепко держит их в своих когтях. Были случаи, когда некоторые из них начинали нормальный образ жизни, помогали сестрам на разных послушаниях, но спустя несколько месяцев возвращались к прежним соблазнам.

— Расскажите о своем первом опыте общения с пациентами больницы.
— Перед первым в своей жизни обходом больных я очень переживала, особенно смущала мысль о посещении отделения с онкобольными. На мой вопрос, как себя вести и что говорить, духовник ответил евангельскими словами: «… не заботьтесь как и что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». И действительно — Господь управил, с Его помощью удавалось найти нужные слова, установить контакт с людьми.

— Наверное, общение с незнакомыми, часто раздраженными, унывающими людьми проходит не всегда гладко? Ведь в городской больнице лежат самые разные люди, у каждого свое индивидуальное восприятие религии, отношение к Церкви, вы сами упомянули о сектантах.
— Безусловно, бывают разные случаи, и реакция у людей бывает самая разнообразная — от слез благодарности до полного неприятия и хуления. Если человек не хочет общаться с нами, то мы не настаиваем. Как правило, наиболее резко противятся сектанты. Учитывая специфику того места, где приходится общаться с людьми, мы пытаемся действовать осторожно, мягко, неназойливо. Основной принцип для нас в этом вопросе: «не навреди». Главное в послушании сестры милосердия — терпение и такт. И самой большой радостью и наградой для нас является воцерковление тех наших подопечных, которые раньше были абсолютно неверующими людьми.

— Таких случаев было много?
— Достаточно. Совсем недавно на наших руках от страшной болезни в возрасте 50-ти лет умерла женщина. У нее была семья, часто приезжали дети. С первой нашей встречи она призналась, что всю жизнь была неверующим человеком, но сразу откликнулась на наше приглашение прийти в храм. Последние три месяца посещала все службы, исповедывалась, причащалась. Более того, она каждый день приходила помогать нам в наших повседневных делах. Теперь не только батюшка и все наши сестры, но и прихожане храма молятся за упокой ее души.
Кроме того, у нас было много случаев чудесных исцелений. Да и само перерождение человека, которое происходит на наших глазах, воспринимается нами как чудесный дар Божий!

— Кроме пациентов первой городской клинической больницы, при которой действует ваше сестричество, кто еще входит в сферу вашего попечения?
— Часто мы с сестрами ездим в Глеваху, где находится психоневрологическая больница. Там располагается много разных отделений — тюремное, туберкулезное, детское. Слава Богу, находятся спонсоры, и мы приезжаем к нашим больным не с пустыми руками.

— Как вас там встречают?
— С пасхальной радостью! Там для нас просто рай! Мы только подходим к больничному корпусу, а они уже выглядывают в окна, приветственно машут руками. И дети, и взрослые без стеснения выражают чувство радости от общения с нашими сестрами. С нами обязательно приезжает священник, у которого исповедуются и причащаются пациенты, и нужно отметить, что они всегда с усердием готовятся и ждут этого дня с нетерпением, как самый большой праздник. Больничный персонал тоже с теплотой и благодарностью относится к нашим визитам. Говорят, что общение с нами и священником помогает пациентам реабилитироваться. Сейчас там строится больничный храм, при котором община планирует создать Марфо-Мариинскую обитель. Мы хотим создать общину по примеру святой великомученицы Елизаветы, которая посвятила себя служению ближним. Планируем с Божией помощью построить реабилитационный центр, где функционировала бы благотворительная трапеза, оказывалась психологическая помощь и многое другое. Для этого нужны немалые средства, но мы верим, что найдутся люди, которые не останутся равнодушными к этому благому делу.

— Вы упомянули, что посещаете тюрьмы…
— Да. Так сложилось, по Промыслу Божию, что наше сестричество окормляет женскую исправительную колонию строгого режима города Чернигова. Плодом нашего частого посещения стало регулярное причащение заключенных. И отбывающие срок, и тюремный персонал стали свидетелями того, как после принятия святых божественных таинств реально улучшается психическое и телесное здоровье у причастившихся! Нужно отметить, что там благодатная почва для евангельской проповеди. Уже через неделю после того, как мы завезли духовную литературу в изолятор, многие регулярно стали читать Псалтирь, даже разделили между собой очередь чтения по кафизмам. Эти люди находятся в очень тяжелом положении, каждый день от них приходят письма, которые наполнены человеческой болью, страданиями, отчаянием. И только благодаря внутреннему упорству и терпению сестер, удается вытащить этих людей из депрессивного состояния, отвлечь от страшных мыслей о самоубийстве. Это тяжелейший труд, требующий не только внутренней духовной силы, но и материальной поддержки. Нужно сказать, что каждый раз после посещения тюрьмы мы привозим с собой пачку заявок на медикаменты. А ведь мы своими силами помогаем людям, ищем спонсоров, ходим по городу с карнавками, собирая пожертвования. На эти средства покупаем лекарства, приобретаем теплые вещи, продукты. Ведь выжить в тюрьме, если никто не помогает, человеку очень тяжело. А когда видишь, что заключенный читает Евангелие, Псалтирь, то ему вдвойне хочется помочь! Хочется стимулировать эти попытки, поддержать тяготение к Богу. После наших визитов весьма улучшилось отношение к заключенным со стороны тюремной администрации — они тоже воцерковляются. В тюрьме даже улучшилось питание. Одна из животрепещущих проблем сегодня — социальная и психологическая реабилитация бывших заключенных, у которых после выхода из тюрьмы нет никаких перспектив. Весьма радостным является для нас, когда после освобождения в сестричество приезжают наши «старые знакомые». И хотя у нас очень тесно, помещений катастрофически не хватает (есть сестры, которые спят просто на полу), мы никогда не отказываем в приюте. Некоторые, выйдя из тюрьмы, продолжают свое воцерковление уже в общине, работают вместе с сестрами, так с нами и остаются. Есть такие, которые, воцерковившись, обучившись у нас шитью, вышиванию, идут в мир и живут полноценной жизнью, выходят замуж, рожают детей.
Кроме того, на попечении наших сестер находится Свято-Никольский храм на Иорданском источнике, который находится на Подоле. В этом храме сестры несут различные послушания, общаются с прихожанами.

— Матушка, расскажите о ближайших планах и проектах Вашего сестричества.
— Мы хотим с Божией помощью создать под Малином (Житомирская обл.) женскую обитель на том самом месте, где в 30-х годах безбожники разрушили монастырь и сожгли храм вместе с монахами. Там струится чудотворный источник Божией Матери. Мужской монастырь возле маленькой речки уже возродили, и рядом, на другом берегу, мы созидаем женский монастырь.

— Откуда у вас берутся силы одновременно нести столько послушаний?
— Сила Божия в немощи совершается! Слава Богу за все!

Интервью вел А.Коваль