Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

22.12.2005. ДНЕПРОПЕТРОВСК. В Самарском монастыре освящены реконструированный притвор главного храма и новые колокола

Митрополит Ириней посетил Самарский Пустынно-Николаевский мужской монастырь, где по случаю престольного праздника в главном Свято-Николаевском храме совершил Божественную Литургию и праздничный молебен. По окончании богослужения владыка освятил реконструированный притвора главного храма и несколько новых колоколов.
По случаю знаменательного события, за усердное служение Святой Православное Церкви и за понесенные труды по возрождении древней Екатеринославской святыни, от имени Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Днепропетровский архипастырь вручил благодетелям Вадиму Данейкину и Анне Бедаревой медали святого равноапостольного князя Владимира І степени. Остальные труженики были награждены благословенными грамотами и одарены памятными подарками.
Историческая справка
К концу XIX столетия в Екатеринославской епархии, на огромном пространстве численностью свыше миллиона населения одного лишь православного (в то время «греко-российского») вероисповедания находился только один мужской монастырь — Запорожский Самарский Пустынно-Николаевский.
Он возник в 1602 году году при Самарской церкви, все чины и все порядки строгих общежительных обителей стали правилом и законом для всех насельников монастыря. С увеличением числа монашествующих и служащих при Самарской обители была учреждена общая школа, где все желающие обучались грамоте и Закону Божью.
Можно сказать с уверенностью, что расцвет обители совпал с расцветом Запорожской Сечи. Монастырь был святынею запорожцев, находился в зависимости от Запорожского войска и под управлением сечевого коша и считался «войсковым». И простые, и знатные казаки приводили сюда дары. Некоторые и жили здесь, другие же приезжали, чтобы завершить в стенах тихой обители свой бренный жизненный путь.
Но эта святыня на протяжении XVII столетия неоднократно подвергалась нападениям. В 1635 году поляки напали на обитель и похитили большую часть монастырского имущества. Но казаки жестоко наказали грабителей – многих убили, в том числе и их командира Шпалковского, и имущество возвратили в обитель.
В период национально-освободительных войн монастырь был до основания уничтожен. Но, несмотря на перенесенную тяжесть войны, самаряне уже с 1670 года начинают восстанавливать обитель: вновь строится церковь, «выписали» из Киевского Межигорского монастыря иеромонаха и возобновили богослужения. Следствием явилось то, что уже в апреле 1672 года все работы по благоустройству монастыря были окончены, торжественно освящен Свято-Николаевский храм и открыта возобновленная обитель.
Но еще не один раз монастырь будет уничтожаться, и не один раз восставать из пепла.
Только в 1739 году монастырь был полностью обновлен и вернул себе значение религиозного центра Запорожья.
Двадцатилетнее царствование императрицы Елизаветы Петровны (1741-1762) представляет особую, славную и блестящую эпоху в истории Самарского Пустынно-Николаевского монастыря. В это время в обители распорядок жизни и повседневных занятий был устроен по уставу святой Афонской горы. Были организованы школы и больницы, а численность крестьян, вотчинников и прислуживающих, которые работали на монастырь, достигла 500 человек. Монастырю принадлежали слобода Черненная, четыре хутора, озеро Соленое и речка Протовча, мельницы и пасеки, в общей сложности 20 тысяч десятин земли. В 1747 году полковник Самарской паланки Кирилл Красовский из своего состояния пожертвовал монастырю богатый остров на Днепре, именуемый с незапамятных времен «Монастырским».
После уничтожения Запорожской Сечи в 1775 году Самарский монастырь благодаря искусной и благоразумной дипломатии настоятеля иеромонаха Иессея сохранил свои владения и приобрел самостоятельность.
Начало XIX столетия складывалось для Самарского монастыря очень успешно. Обитель не только всячески поддерживало жителей близлежащих округ, но и постоянно доставлял продовольствия для Архиерейского дома и епархиальной семинарии.
Но уже с 1840-х годов находим Самарский монастырь в совершенно ином положении – заметный упадок и охлаждение богомольцев к святыне, сокращение числа братии и запустение. К 1871 году новый настоятель монастыря нашел еще недавно величественной обители трех престарелых иеромонахов, одного аналогичного иеродьякона, одного монаха и двух послушников.
Окончательно пришел в упадок Самарский монастырь в период безбожного режима. После Октябрьской революции монастырь принадлежал приверженцам так называемой соборно-епископиальной церкви (сторонники архиепископа Григория) и имел 25 послушников. В дальнейшем монастырь был упразднен и в 1928-1929 годах был передан под дом инвалидов, который переведенный в 60-х годах в другое место. В братских келиях устроили интернат для девочек с психическими отклонениями.
Возрождаться в очередной раз из руин и пепла он начал десять лет назад. Первыми поселились там монахини ныне действующего Свято-Тихвинского женского монастыря в Днепропетровске. В 1995 году было принято решение о создании на территории интерната женской обители. Предполагалось, что это будет благотворно влиять на воспитанниц интерната, но Божиим Промыслом было предначертано возвратить монастырю его предназначение.
12 марта 1998 года Священный Синод заслушал рапорт Архиепископа Днепропетровского и Павлоградского Иринея о преобразовании Свято-Николаевского Самарского пустынного женского монастыря и Свято-Николаевского прихода в г.Новомосковске в мужской Свято-Николаевский Самарский пустынный монастырь.
Сейчас наступило благодатное время для возрождения былой красоты, славы и величия Самарского Пустынного-Николаевского мужского монастыря. И насельники, во главе с наместником архимандритом Досифеем (Савеловым) прилагают к этому все усилия.
Подготовил Юрий Скубак