Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

09.12.2005. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Городской отдел образования утвердил программу по христианской этике для общеобразовательных школ

«Этика веры» — именно так называется пособие с методическими рекомендациями для проведения уроков в 5-6 классах средних общеобразовательных школ. Этот коллективный труд педагогов городских воскресных школ под редакцией преподавателя высшей категории Елены Роговой издан по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея и уже нашел добрый отзыв со стороны светских учителей.
Это событие прокомментировал митрополит Ириней в своем интервью:

— Уже со следующего полугодия предмет «Этика веры» будет преподаваться в школах Днепропетровска. Почему его введение в школьный курс стало актуальным именно сейчас?

– Прежде всего, я хотел бы уточнить, что речь идет о преподавании этики православной веры. В разработанной программе «Христианской этики» мудро и в то же время предельно просто раскрывается сущность нравственных категорий. Авторы пособия, обращаясь к читателям – а это и учителя, и родители, излагают предмет доступно и понятно.

— На Ваш взгляд, какова нынешняя молодежь?

— Современная молодежь — очень разная. Было бы неверно ограничиваться поверхностным суждениями и всех стричь под одну гребенку. Именно ей свойственно стремление к идеалам и идеалам высоким. Помнить об этом, сберечь то лучшее, что дано человеку Богом –– такова высокая миссия православных педагогов и священников в деле формирования общества-носителя высоких моральных ценностей. Лучше, чем Псалмопевец не скажешь: «Как юноше в чистоте содержать путь свой? — Хранением себя по слову Твоему» (Пс. 118, 9).
И родители, и учителя, и школьные психологи ясно осознают, что в самом начале жизненного пути ребенку необходимо дать точные ориентиры, некий моральный закон, который бы в дальнейшем определял всю его жизнь. Воспитать надо не только всесторонне развитого, интеллигентного, но и доброго, совестливого человека. Чтобы он умел сорадоваться той радости, которая его окружает. Чтобы он мог искренне сострадать ближнему, когда тот в беде. Ведь от рождения человеку даны Богом ясность сознания, честность чувств, чистота и открытость сердца. Эти качества необходимо взращивать, беречь, не допускать роста плевел: зависти, подлости, обмана. И все те, кому дороги дети, это понимают. Ими прилагается максимум усилий, чтобы воспитать в молодых сердцах свободу во Христе и не допустить засилья разнузданности и вседозволенности. Ученикам надо дать полезную информацию и в то же время не ограничиться формальным изложением материала. Ведь неслучайно говорят, что знания преподаются, а не просто даются. Донести материал следует так, чтобы человек принял его, запечатлел в своем сердце, сроднился с ним внутренне. Безличная проповедь христианства невозможна, это подмена любви законом. Тем более невозможна безличная христианская педагогика.

—Как решается вопрос с квалифицированными преподавателями?
—Несомненно, столь важный предмет должен преподаваться сведущими людьми. На епархиальном уровне уже созданы и работают катехизаторские курсы, к работе подключились и выпускники духовных семинарий. Недавно открылся при Свято-Тихвинской женской обители методический кабинет. Цель его работы – оказание экстренной методической помощи учителям, желающим преподавать в школах предмет «Христианская этика». На сегодняшний день сотрудники метод-кабинета востребованы в широкой учительской аудитории: их доклады слушают и в институте последипломного образования, и в общеобразовательных школах, и на кафедрах педагогики и психологии вузов нашего города. Мне хотелось бы особо обратиться ко всем учителям, руководителям школ: не бойтесь говорить о Православии, об исконной вере своей земли. Не нужно преподавать смесь из религий мира. Необходимо в полной мере раскрыть глубину, красоту, богатство своей религии, а затем уже рассказать и о других религиях. И этим мы ни в коей мере не умалим статус своей страны в глазах мировой общественности. Даже наоборот! В свое время в Японии проповедовал наш первый миссионер святой равноапостольный Николай (Касаткин). Буддисты его глубоко уважали и всегда приглашали на свои многочисленные собрания. С престола они убирали статую Будды, ставили кресло для православного священника и слушали его. Почему был такой искренний, неподдельный интерес? Да ведь Владыка Николай излагал не только знания, он искренне делился со слушателями своими убеждениями. И это шло от чистого сердца, глубокой, несомненной веры. Свидетельство Церкви о спасении души обращено ко всем – без жесткой градации пола, возраста, национальности. В своем пастырском служении он полностью соответствовал сказанному однажды апостолом Павлом: «…для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона как чуждый закона, не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых » (1 Кор. 9,20-22).

— Наверное, нужно обладать каким-то особым даром, чтобы настолько владеть вниманием аудитории, обучать других?

— Вы знаете, да. И это тот бесценный дар, который не мыслится без постоянной работы над собой. Сегодня порой замечаешь, что многим деятелям Церкви не хватает гибкости, творческой отзывчивости, готовности уделять внимание своим пасомым. Нужно быть не отягощенным косностью, чтобы достучаться до каждого сердца. Православный священник должен заботиться не только о тех, кто уже пришел в храм, но и думать о тех, кто только ищет к Богу дорогу. Для этого надо очень много знать. Это касается и учителей, и священнослужителей. Мера ответственности и тех, и других за вверенных им людей чрезвычайно высока: недобросовестность того и другого имеет тяжелые последствия. С молодыми надо общаться деликатно и толерантно – уж очень многое сейчас отталкивает людей друг от друга. И если отказаться от предвзятых мнений, уважать Богом дарованную человеку свободу, найти в себе способность не только поучать, но и вслушиваться, то окажется, что встречи с молодыми и радуют, и обогащают.
Неоценима также роль самообразования. Как говорят святые отцы: «Если ты думаешь, что стоишь, то ты уже падаешь». Это касается и знаний, их никогда не бывает достаточно, их нужно неустанно приобретать. На собственном опыте я понял, как важно не только внимательное и вдумчивое чтение, но и фиксирование информации. В этом очень помогает составление каталогов по прочитанному: алфавитного, календарного. Очень ценно, с моей точки зрения, получать знания, хранить их, чтобы поделиться ими с остальными…

— А ведь Вам приходилось в жизни быть и учащимся, и учителем?

— Конечно же: сначала учишься, потом учишь…и опять-таки учишься. Хочу рассказать о дорогом моему сердцу педагоге – Дмитрии Дмитриевиче Вознесенском. Это он научил меня не потерять ценное. Это он воспитывал подопечных своим святым образом жизни. Это он держал всех семинаристов вверенного ему класса в поле зрения, я бы сказал своей души: радость ученика была его радостью, ошибки учащихся – его болью. Однажды нашего мудрого учителя до слез ранило небрежное отношение к хлебу одного из учеников. Не было долгих назидательных речей, а только – тихий, трогательный рассказ о хлебе из блокадного Ленинграда. Слова наставника исходили из глубины души и проникали в сердце каждого ученика. Таков он, настоящий учитель. Он учит своей жизнью, своей убежденностью. За 45 минут можно просто прочесть лекцию, сухо изложив факты. Это никакой пользы не принесет, более того, вызовет обратную реакцию со стороны слушающих. В сердце ребенка остается учитель, которого он слушает даже с каким-то трепетом. Вот и я когда-то благоговейно внимал Дмитрию Дмитриевичу и не задумывался, что быть учителем нелегко. Почему? Я только потом понял, когда пришлось работать преподавателем канонического права. Чтобы приготовить доклад на 40 минут, приходилось по многу часов над ним работать. Трудиться и не расслабляться – такой совет дал мне однажды один из профессоров-наставников. И я придерживался его: тренировал зрительную память, не давал «лениться уму», постоянно питая его информацией, овладевал искусством составления и произнесения проповедей. И в этом мне очень помог опыт митрополита Никодима (Ротова). Ни одной проповеди он не произносил без подготовки. И говорил всегда поэтично, возвышенно, наделяя каждое слово бесконечной внутренней силой и подчеркивая его смысл. Этот человек был настоящим проповедником и говорил так, чтобы каждое слово проникало в самое сердце. Да…удивительный и ценный опыт прошлых лет. Что же тогда говорить о тысячелетнем опыте Православия на святой нашей земле! Ведь именно его мы должны сохранить и передать молодому поколению.

— Ваши пожелания педагогам христианской этики. Ведь их поистине можно назвать первопроходцами в этом деле?

— Самое главное — посеять в юных душах любовь и почтение к своей вере. Мое величайшее стремление и первоочередная задача – сделать все возможное, чтобы приобщить молодежь к святости и благочестию. К этому я призываю и вас, дорогие педагоги! Дерзайте, учителя! Я уверен, что в каждой общеобразовательной школе найдутся 2-3 преподавателя, искренне преданных Православию, которые возьмутся за предмет «Христианская этика», и у них все получится. Непременно! А я со своей стороны и все методисты-консультанты будем всеми силами помогать. Уже выпущены методические пособия. Я думаю, что руководители школ должны обращаться в отдел религиозного образования и катехизации епархии для того, чтобы ознакомиться с программами. Кроме того, планируется каждый месяц проводить семинары, круглые столы, педагогические мастер-классы. Надеюсь, что наши встречи будут плодотворны. И да благословит Господь всех тех, кто прилагает все свои силы в деле воспитания молодежи!
Беседовал Скубак Юрий