Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Виступ Предстоятеля Української Православної Церкви Блаженнішого Митрополита Володимира на єпархіальному зібранні духовенства Київської єпархії

Виступ Предстоятеля Української Православної Церкви Блаженнішого Митрополита Володимира на єпархіальному зібранні духовенства Київської єпархії

Поздравляю вас с днями Великого поста, который посылается нам, верующим людям, как ласка и милость Божия, чтобы за это время пройти достойно покаяние, встретится с Господом в Святом Таинстве Евхаристии и продолжать служение Богу, к которому мы с вами, недостойные, призваны. Пусть Господь даст Вам в это сложное время дар молитвы за себя и за народ Божий.
Наша Святая Украинская Православная Церковь в прошлом году исполняла свою священную миссию, проповедуя Евангелие, совершала дела милосердия в тюрьмах, больницах, домах престарелых и инвалидов.
Только в Киеве уже двадцать пять храмов при различных медицинских и других заведениях. За все мы благодарим Бога. Я благодарю вас за служение, которое Вы несете. Дай Бог, чтобы мы могли продолжать его дальше.
Наша Церковь сегодня насчитывает 10833 прихода, 176 монастырей, 3400 школ, 14 учебных заведений (среди них пять духовных семинарий и одна академия), целый ряд приходских школ и училищ. Верим и надеемся, что Милосердный Господь не оставит нас и будет помогать и в дальнейшем.
Народ смотрит с упованием на Церковь и на священнослужителей как на образец. А потому в зависимости от нашего поведения славится или хулится имя Боже, укрепляются или разрушаются наши Церкви.
Много разговоров возникло во время выборов и после них. Нас обвиняли в чем только можно. Но нам не привыкать, и будем надеяться на помощь Божью, как говорит апостол Павел: «Оправдавшись верою, мы получаем доступ к той благодати, в которой мы стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение. От терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 1-3).
Никто никому не давал никаких письменных указаний, не почитал обращений агитировать за того или другого кандидата на выборах. Правда, были случаи, когда пытались превратить амвон в трибуну для агитации. Конечно, о подобных фактах можно сожалеть, но все же нужно учесть, что при таком количестве приходов и верующих в нашей Церкви это неизбежное явление. Если общественность трижды голосовала, то можно простить того или иного священника, если он сделал что-то не то. Церковные люди — граждане государства со своим гражданскими и политическими убеждениями.
Сегодня возникает много проблем. Сменено прошлое руководство, начиная с местных органов власти и заканчивая нашим Президентом. Дай Бог ему здоровья и сил мудро и достойно исполнять свой высокий долг не только перед государством, но и перед Церковью, тем более что он верующий человек.
Мы еще раз убеждаемся, что не следует заходить в политические дебри, особенно нам, священнослужителям. Мы живем в демократической стране, где права верующих не только декларируются, но гарантируются. И это надо учитывать. В связи с назначением новых органов власти возникли странные ситуации, когда, несмотря на множество экономических, политических и социальных проблем, некоторые представители власти не спешат вникать в проблемы церковные, оставляют важные государственные дела и занимаются той областью, проблемы которой они, к сожалению, не знают. Это надо пережить и надо помнить слова новомученика свт. Патриарха Тихона, который в сложных для Церкви обстоятельствах говорил: «Чадца мои, не сходите с пути крестного, назначенного нам Богом».
Я желаю вам терпения. Главное — сеять в сердцах людей добро, мир и согласие. Думаю, что Господь молитвами Пречистыя Своея Матери и молитвами святых угодников Божиих, просиявших в нашей земле, пошлет нам помощь и самое главное — разум светлый, чтобы достойно исполнять свои обязанности, нести свой крест пастыря, совершать таинства и быть на высоте своего положения, быть готовыми дать ответ каждому вопрошающему.
Позиция нашей Церкви по проблемам церковного единства не меняется. Она еще раз изложена в постановлениях Священного Синода УП от 9 марта, опубликованных как в изданиях («Вісник прес-служби УПЦ», «Православна газета»), так и на официальном сервере УПЦ в интернете. Мы направили обращения к нашему Президенту и к верующим людям в связи с Великим постом, в которых указали те принципиальные позиции, которые мы исповедуем.
Желаю вам бодрости, не сгибайтесь перед любыми трудностями. В истории Церкви нет периодов, чтобы она долго благодушествовала, исполняя свою спасательную миссию. На все милость Божья.

— Ваше Блаженство, как Вы прокомментируете визит госсекретаря Александра Зинченко в Константинополь и его встречу с Вселенским Патриархом?
— Я думаю, что все, кто знаком с прессой, читали информацию и комментарии по этому поводу. На днях у меня была встреча с архиепископом Константинопольского Патриархата Всеволодом из США, который передал нам приветствие от Константинопольского Патриарха и рассказал о беседе Святейшего Варфоломея с украинской делегацией. Константинопольский Патриарх заявил, что все проблемы, касающиеся Православия в Украине, должны решаться исключительно на основе церковных канонов, и это полностью совпадает с позицией нашей Церкви.

— Говорят, Вы направили послание Президенту, в котором предупредили о недопустимости форсирования процесса объединения Церквей в Украине. И второй вопрос: правда ли, что анафематствованный Филарет предлагает назвать нас Русской Православной Церковью?
— Начнем со второго. Мы имеем свой статус и зарегистрированы задолго до появления филаретовского раскола. Раскольники давно мечтают и о многом, но, как говорится, мечтать невредно. И по второму вопросу. Да, действительно, мы обращались к Президенту, чтобы власти не форсировали этот процесс и не способствовали новым расколам. В свое время власти так «объединяли» Церкви, что из двух стало три…
Трагический опыт, и не только Украины, свидетельствует, что вмешательство государства во внутренние дела Церкви приводит лишь к новым болезненным нестроениям.

— Какие вопросы Вы обсуждали на встрече с Президентом России Владимиром Путиным?
— Это была дружеская беседа. Мы говорили об истории. Украинская Православная Церковь — это не «московская» Церковь. Наша Церковь идет от святого князя Владимира и распространилась на все восточнославянские народы. Она беспрерывно существует уже тысячу лет на нашей земле, не уклоняясь ни в какие расколы. А то, что отпало от нее в 1992 году, является неканоническим религиозным объединением, как бы оно себя ни именовало. Владимир Путин сказал, что наш Президент хочет поговорить об этих вопросах.

— Как Вы относитесь к ликвидации Госкомитета по делам религий?
— Регистрировать общины будет Министерство юстиции. Это уже известно. Должен в государстве существовать какой-то орган (разумеется, не такого масштаба и значения), который бы способствовал тому, чтобы Предстоятели Церквей могли непосредственно общаться с главой государства, как это принято в цивилизованных странах.

— Ваше Блаженство, раньше существовал Устав Православной Церкви. Но он издан еще во времена Союза. Сейчас многие люди спрашивают, нет ли у нас нового Устава? И второй вопрос: сейчас многие просят окрестить их детей с именем Руслан? Когда говоришь, что этого имени нет в святцах, и предлагаешь другие, менее популярные имена, они недоумевают и просят, чтобы Блаженнейший Владыка дал личное распоряжение разрешить давать это имя при крещении.
— В принципе, Церковь может крестить любого человека с любым именем, есть оно в святцах или нет. Но по нашей вере каждый человек имеет небесного покровителя. И лучше, если небесным покровителем будет кто-то из святых. Нужно людям объяснить: вы хотите, чтобы ваш ребенок имел небесного покровителя? Не хотите — называйте, как вам хочется. В «Настольной книге» Булгакова можно найти рекомендации, что говорить родителям в таких случаях. Он говорит, что имя можно менять перед Причастием, перед Чашей.
Что касается Устава Церкви, это не составляет особой трудности, мы можем его отпечатать и дать каждому, потому что придется доказывать свои права еще не в одном месте и не один раз.

— Как поступать, если родители по каким-то причинам утратили общение с крестными своего ребенка и просят назначить других крестных?
— Новых крестных назначить нельзя. У нас, к сожалению, 80 процентов, наверное, таких крестных, которые с момента крещения в глаза не видели детей, которых крестили. В народе говорят: не та мать, которая родила, а та, что крестила. Но ставить новых — это неверно, конечно. Если уж так случилось, надо самим заботиться о своем ребенке, его духовном росте и т. д.

— Много вопросов возникает сейчас по поводу земельных участков, выделенных Церкви. Хотелось бы, чтобы в Митрополии был юрист, который бы помогал разобраться в каждом спорном случае.
— Юрист в Митрополии у нас есть. Он работает, консультирует. Вопросов много придется решать.

— Во многих храмах вывешен прейскурант на совершение таинств. Как Вы к этому относитесь?
— Этого быть не должно. Ни в коем случае. Священнодействие превращается в торговлю, в натуральный магазин. С этим нужно бороться. Тот, кто сидит «за ящиком», не должен писать никаких ценников. Задача для каждого священника — уничтожить это нововведение. Верующие могут делать пожертвования, но, естественно, без всяких прейскурантов.

— В будущем году состоятся выборы в Верховную Раду. Ожидается такой же смерч, как и в прошлом году.
— Следует ожидать, что выборы пройдут тоже неспокойно. Пока мы учимся демократии, демократию проповедуем, а как до дела — где нам взять демократа?

— Я служу в больничном храме и наблюдаю, что по палатам ходят самозваные священники — исповедуют, причащают. Кто они, неизвестно.
— Это большая проблема. Людям нужно объяснять, оберегать их от всяких шарлатанов, которые окропляют, освящают, берут заказы на различные священнодейства. Далеко не нужно идти. Посмотрите, что делается у ворот Лавры.

— Сегодня в храмах не регистрируют рождение, венчание, смерть. Нельзя ли вернуть эту традицию?
— Документацию по этим вопросам ведет у нас государство. Церковь отделена от государства.

— Есть такая государственная структура — похоронное бюро. При нем работают священники непонятного происхождения. Спрашиваешь людей, кто отпевал, говорят «священник из похоронного бюро». И люди думают, что покойника отпели, как следует.
— Такая ситуация имеет место во многих епархиях. Это так называемые фирмы или бюро, а в действительности какая-то «похоронная мафия». Но искоренить ее непросто. Возможно, они с кем-то делятся, и кто-то их поддерживает. Недавно мне пришло письмо из Хмельницкого по этому поводу. Спрашивают, почему мы ничего не делаем. Рассказывают, что покойную мать три раза отпевали. Сначала в похоронном «кооперативе», потом, как выяснилось, у филаретовца, и только потом у нормального священника. К сожалению, такая сложилась ситуация. И людям нужно все разъяснять.

— Много ли сегодня случаев претензий раскольников на наши храмы?
— На сегодняшний день, слава Богу, такие случаи довольно редкие. В Тернопольской епархии священник объявил голодовку. Закрылся в храме, служит там день и ночь. А филаретовцы стоят на улице и смеются: захочет есть, мол, откроет.
Президент может не знать, что происходит в этом плане. Одни симпатизируют одной конфессии, иные — другой, третьи — харизматам. В Херсоне раскольничий епископ требует «поделиться» храмами. Людям забивают головы. Нужно просвещать людей, но не так, как один батюшка говорил, мол, все, кто вступил в Евросоюз, уже давно горят в котлах на самом дне.

— Будет ли принято определение по канонизации матушки Алипии, тело которой покоится на Лесном кладбище?
— Это уважаемая старица, многие ее почитают. Но не так много времени прошло после ее смерти. Нужно, чтобы само время расставило точки над і. Почитают люди, акафисты пишут. У нас это очень быстро делается. Так, в самодельном «акафисте» одному неканонизированному — что он спаситель наш, душу свою положил за нас и спас нас!?

— Можно ли в случае попытки захвата храма обороняться физически? Не будет ли за это церковного прещения?
— Прещения не будет. Ведь вы защищали не какую-нибудь партию, а свой храм, Дом Божий. Однако драки надо избегать.

— Приближается большое событие — Ваш юбилей. Как мы будем его отмечать?
— Молиться будем, батюшка.

Материалы подготовил Валерий Полищук