Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

06.04.2005. ХЕРСОН. Православные Чернобаевского округа епархии приняли обращение к Президенту Украины в связи с посягательствами раскольников на храмы УПЦ


Благочинный Чернобаевского округа Херсонской Епархии настоятель
Св.Казанского храма пгт.Чернобаевка архимандрит Николай (Л.Н. Бузыка), настоятели храмов округа и члены общины обратились к Президенту Украины Виктору Ющенко в связи с попыткой раскольничьей религиозной организации «киевский патриархат» заполучить при поддержке властей в пользование храмы Украинской Православной Церкви. Ранее сообщалось о том, что в письме правящему архиерею губернатор области Б. Силенков предложил рассмотреть возможность поочередного служения в более чем двадцати храмах УПЦ.


Приводим полный текст обращения:


«Уважаемый Виктор Андреевич!
В последнее время в Херсонской области деятелями религиозной организации Украинская православная Церковь Киевского патриархата при поддержке некоторых средств массовой информации развернута кампания, направленная на дискредитацию Украинской Православной Церкви с целью оправдания «захвата» ее храмов, на разжигание национальной и конфессиональной вражды. В обращениях руководителя Херсонского подразделения Киевского Патриархата содержатся призывы крайне националистического толка: «Пусть Россия будет россиянам, а Украина — украинцам».


Спекулируя идеей создания Единой Поместной Церкви, они почему-то навязывают общественному мнению такой способ ее создания, при котором общины Украинской  Православной Церкви переходят в юрисдикцию Киевского патриархата. При этом игнорируется тот факт, что процесс создания Поместной Православной Церкви должен происходить обязательно в соответствии с Канонами (Правилами), установленными и действующими в Церкви. В противном случае будет создана не истинная Церковь, а религиозная организация, именуемая церковью.


Деятелями Херсонского подразделения Киевского патриархата и их сторонниками обществу навязывается ложное понятие о том, что храмы, передаваемые в собственность общин УПЦ, становятся иностранной собственностью — Московского патриархата, что народное достояние отдается за бесценок в собственность другого государства. При этом предлагаются совершенно дикие, с точки зрения цивилизованных норм права, идеи «перераспределения» храмов в пользу общин Киевского патриархата, а «первым шагом» к этому является просьба к главе облгосадминистрации о предоставлении храмов в поочередное пользование: «обеспечить … право на совместное пользование храмами, являющимися достоянием государства и памятниками архитектуры и истории» (21 храм). При этом обществу навязывается ложное понимание применения статьи 17 Закона «О свободе совести…», допускающей возможность предоставления храмов в поочередное пользование.


В отношении к православным общинам она не является обязательной к применению, поскольку Каноны православия запрещают такие действия: с точки зрения норм церковного законодательства это является церковным преступлением.  Государство в ст.5 Закона «защищает права и интересы религиозных организаций» и в ст.8 «признает право религиозной общины на ее подчиненность в канонических и организационных вопросах…», поэтому принудительное применение данной нормы о поочередном богослужении нарушает права и интересы общин, поскольку община автоматически «выдавливается» из храма: она не сможет пойти на подписание договора, приводящее к совместному пользованию.


Свои притязания областное руководство Киевского патриархата откровенно связывает со своим политическим предпочтением во время выборов: поскольку «мы поддерживали кандидатуру нынешнего президента Украины» и поэтому «мы имеем моральное право рассчитывать на изменение ситуации в нашу пользу» (из Обращения епископа Дамиана).


По поводу всего вышеизложенного мы хотим сказать следующее.


v    О создании Единой Поместной Церкви.


История Православия знает немало примеров, когда обретение политической независимости народов и строительство государственности сопровождалось  образованием Поместной Церкви. Иногда этот процесс был сложным, а порой — драматичным. Но всегда там, где политические деятели стремились создать Истинную Церковь, а не светское сообщество с религиозными атрибутами, процесс созидания Церкви рано или поздно входил в русло церковного законодательства. Поэтому мы считаем, что создание Единой Украинской Поместной Церкви должно осуществляться в соответствии с Канонами Православной Церкви, сформулированными по наитию Святого Духа в Апостольских правилах, на Вселенских Церковных Соборах и имеющими своим началом Истины вероучения, данного нам Господом Иисусом Христом.


v    Бесспорной истиной является то, что УПЦ КП — неканоническая церковь, ибо создана вопреки вышеуказанным нормам церковного права. При ее создании нарушены фундаментальные принципы:


·     соборности (она не была создана решениями Поместных Соборов РПЦ и УПЦ, они не созывались),


·     иерархической преемственности (она была прервана).


Именно поэтому Киевский Патриархат в течение 12 лет так и не получил официального признания во Вселенском Православии. Поэтому предлагаемый деятелями Киевского патриархата способ создания Единой Церкви на деле станет переходом из канонической Церкви в неканоническую, а точнее, из Церкви — в светскую организацию. Сущность такого способа действий — богоборческая. В результате вместо Единства Церкви произойдет ее катастрофический раскол: массовое отпадение от Церкви, от Бога.


v    Именно поэтому для нас недопустимыми являются предложения о перераспределении храмов и поочередности богослужений, ибо сущность таких действий — это завуалированный очередной этап гонений на Православие, кощунств и осквернений ее святынь.


v    Не от нетерпимости и непримиримости исходит наше неприятие таких предложений. Мы считаем, что каждый вправе делать свой выбор. В гражданско-правовом отношении организация УПЦ КП имеет полное право на свое существование, и ее члены могут удовлетворять свои религиозные потребности так, как им хочется. Но для члена Православной Церкви нарушение Уставов и Канонов — это разрыв связи с Богом, это потеря благодатного богообщения и возможности спасения. Потому что в сердце православного христианина  начертаны слова Спасителя: «Любящий Меня, соблюдает заповеди Мои».


Господь, посылая первых иерархов Своей Церкви — апостолов на служение сказал им: «… научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28,19).


Мы к себе относим слова, обращенные Господом к Ангелу церкви: «…ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся от имени Моего… И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушений, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се гряду: держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога… Имеющий ухо, да слышит, что Дух говорит церквам.» (Откр.Ин. 4,8-12)


v    О последствиях ошибок при создании Единой Церкви  для Украинского государства.


В создании Единой Поместной Церкви видят условие процветания Украины, ее государственного могущества. Это вполне справедливо. Однако Господь в Своем Откровении — Священном Писании, на примерах истории израильского народа показывает, что условием процветания народа является не наличие формальной организации,  а высокий уровень его духовности, которая состоит в соблюдении и сохранении в неизменности заповедей и чистоты веры; что за отступление следует расплата — утрата политической независимости и государственности.


История последующих времен и современная подтверждают это: некоторые, имеющие Поместные Церкви государства не только не обладают политическим и экономическим могуществом, но утратили и государственность.


Поэтому мы считаем, что никакое формальное сообщество, созданное неправедно, вопреки канонам Церкви, с помощью силы, административного ресурса, обмана, юридических ухищрений, даже если оно будет создано и назовет себя Церковью, не приведет к достижению целей процветания. Посягательство на Церковь, учрежденную Господом, даст обратный эффект. Господь сказал: «Вот Я предлагаю Вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые Я заповедую Вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую Вам сегодня… (Второз., 11, 26)»; «…будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь (Бог твой) в голоде, в жажде, в наготе, и во всяком недостатке» (Втор. 28,48). Никакие программы, нацеленные «навстречу людям» не будут исполнены, так как учинение раскола Церкви влечет за собой раскол общества, противостояние, раздоры, отсутствие согласия: «… вот я напою вином до опьянения всех жителей сей земли… и сокрушу их друг о друга…», — говорит Господь (Иер.13,13).


 


Уважаемый Виктор Андреевич!


Как Президент Украины Вы являетесь гарантом соблюдения конституционных прав и свобод, на Вас сейчас устремлены взгляды мирового сообщества, каждый Ваш поступок и каждое Ваше действие сейчас оцениваются с позиций того, насколько они адекватны задекларированным Вами предвыборным обещаниям о преодолении наследия тоталитаризма, о создании гражданского общества, в котором господствовало бы верховенство права, а также тем программам развития, которые реализуются сейчас.


Поэтому мы обращаемся к Вам с просьбой принять меры, направленные на то, чтобы ввести действия органов государственной власти, деятелей Киевского патриархата и средств массовой информации в русло Закона. Мы призываем Вас к тому, чтобы по отношению к Украинской Православной Церкви, которая пока является единственной канонической  православной церковью, в которой действует благодать Святого Духа, сохраняющая нас и все мироздание и удерживающая натиск мирового зла, соблюдались нормы нравственности, справедливости, законности. Решения, которые Вами будут приняты, возымеют судьбоносное для Украины значение.


Да ниспошлет Господь на Вас Свою благодать, просвещающую и умудряющую, и дарует Вам государственную мудрость в решении данных проблем».