Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Диакон Андрей Кураев: «Если у нас есть проблемы кризисы, дискуссии, — значит, мы таки живы!»

Диакон Андрей Кураев: «Если у нас есть проблемы
кризисы, дискуссии, — значит, мы таки живы!»

Рождественские Чтения — уникальный проект! Причем проект-долгожитель, ведь это уже тринадцатые Рождественские чтения! Уникальные и по значимости в интеллектуальной жизни СНГ. Я подчеркиваю — интеллектуальной жизни, не столько духовной и богословской, потому что богословы — это узкий профессиональный круг, и у нас есть площадки для встреч. А здесь есть возможность говорить не на богословскую тематику. Формат Рождественских чтений формулируется так: «Наш взгляд на Ваши проблемы». Проблемы общества в целом. Конечно, богословы — его часть, но это не обсуждение только наших проблем. Иначе были бы только секции, посвященные нюансам патристики или библеистики. Тогда бы чтения стали одной из многих-многих узконаучных встреч. И не было бы такого общественного резонанса. Мы же видим: приезжают люди с разным личным, социальным, педагогическим опытом. И вот они об этом опыте говорят. В этом году участники в целом подводят довольно пессимистический итог: общая картина жизни нашего общества, которая объективно диагностируется на таком представительном форуме, где есть несколько десятков секций, звучат тысячи докладов, в целом очень тревожная. Пожалуй, столь острых обращений к представителям власти, сделанных в рамках Рождественских чтений 2005 года, до этого никогда не было.
Это о необычных особенностях. А в целом Рождественские чтения — замечательная возможность для людей вырваться из своей глубинки и понять, что путь их поиска не настолько уникален, чтобы от его уникальности прийти в отчаяние.
Я успел побывать на многих секциях. Это мероприятие еще совпало и со днями снегопада. Соответственно, скорость передвижения в Москве стала крайне низкой. По-хорошему, я думаю, что на дни Рождественских чтений необходимо арендовать крупный учебный центр типа университета и возвращаться к доброй традиции, чтобы в обозримом комплексе, который можно обойти пешком, все эти секции работали.
Из интересных докладов на секциях отмечу выступление Михаила Леонтьева, известного журналиста. Отметил бы и работу секции «Православие и молодежная субкультура», где возникла дискуссия между ведущими и участниками. По одну сторону полемических баррикад у барьера был я и о. Олег Стеняев, по другую сторону — о. Максим Козлов и профессор МДА Михаил Дунаев. Речь шла о допустимости миссионерского обращения к миру рок-культуры.
Позиция моя и о. Олега Стеняева, как действующих миссионеров, была позитивной. Мы знаем, что это можно, и видим, что это нужно, а позиция теоретиков из Московской духовной академии была охранительской, что тоже понятно.
Утверждающим, что православная журналистика переживает кризис, напомню: бывает кризис, когда режутся зубки, кризис 3-х лет, 7, 11, 16 лет… Конечно, Церковь растет и переходит из кризиса в кризис. Точно также и Церковная журналистика. Тоже не без проблем. И слава Богу! Когда слышу, что Церковь болеет тем-то, у нее проблемы, меня эти сведения радуют! Потому что труп не болеет! Вот у трупа проблем нет. На кладбище царит полный консенсус! А если у нас есть проблемы, кризисы, дискуссии — слава Богу! Значит, мы таки живы!