Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Мир, человек и церковь
Мир, человек и церковь
Онуфрий, митрополит Черновицкий и Буковинский
Бытие как проявление всеблагой воли Бога, мир как результат Его созидающей творческой силы и человек как образ Божий получают в христианском учении безусловное признание, оправдание и смысл.
Христианство является одним из самых глубоких осмыслений жизни. Оправдание бытия и его абсолютной значимости в современных условиях противопоставляется факту нависшей над человечеством смертельной угрозы. Объявляя мир творением Бога, Церковь утверждает, что человек является главной, центральной фигурой всего творческого Божественного акта. Жизнь дана человеку во имя высшей, великой цели. Иерархичность, пирамидальность, устремленность к Горнему миру, к началу всякой иерархии — Пресвятой Троице — вот что представляется основой миропорядка, высшим оправданием смысла жизни, разгадкой ее многоликости и всеединства. И мир, и человек обязаны своим существованием высшей духовной основе бытия, содержащейся в Боге. Жажда бытия онтологически присуща человеческой личности; человек, являясь в мир, осознает неустранимую потребность осмыслить и оправдать свою жизнь. Бытие содержит в себе красоту, гармонию, привлекательность и силу, на основе которых непосредственно воспринимается его ценность. В христианском миропонимании ценность земного бытия определяется тем, что оно воспринимается не просто как фрагмент жизни, выхваченный из тьмы небытия, но как «иного жития, вечного, начало», как прообраз и предпосылка будущего всеобщего Воскресения. Земная жизнь является первой и безусловной ценностью, Божиим даром, власть над которым дается человеку. Ценность бытия, ценность мира как творения Божия получают свое единство в признании ценности человеческой личности, помещенной во временной поток земной жизни и призванной, в обладании своей природой и внешним миром.
Открывающийся человеку мир-космос и духовный внутренний мир, созидающийся в самом человеке, глубоко и таинственно взаимосвязаны, онтологически взаимообусловлены: и мир, и человек находятся в процессе тварного становления. Обязанность человека по отношению к миру определяется спектром действий, которыми человек должен хранить мир в его Богозданной гармонии и красоте, как среду выявления и актуализации свой личности и ее творческих сил. С этой точки зрения ценность мира приобретает неизмеримо глубокое содержание и смысл:
становление человека, осуществляемое им через заповеданное Богом овладение даром жизни, есть онтологический синоним обожения человека, раскрытие им, в условиях конкретной земной действительности, своего изначального богоподобия.
Признание абсолютной ценности бытия, ценности человеческой личности и ценности мира как области бытия человека, находящегося в процессе своего становления и развития, представляет одну из принципиальных метафизических предпосылок, позволяющих осмыслить и понять вопрос об ответственности человека за богозданный мир-космос в свете библейского понимания назначения человека как личности.
Личность человека как образа Божия неисчерпаема в своей динамике, в своем бесконечном раскрытии и осущетвлении. В богозданной личности человека сокрыта неизмеримая глубина Божественной любви и премудрости. По библейскому учению, человек не только часть мира, но и владыка его, и царь, и поэтому он вводится в творение последним. Мир создается и украшается Богом как некий дворец, и человек вводится в него как господин и владыка. Человек искони призван созидать и творить, искони он осознавал задачу овладения миром. Свою деятельность в мире человек воспринимал как некое священнодействие: в овладении природным процессом в мире и в овладении процессом собственного поведения, определяемого Богозаповеданным законом. При этом технические возможности человека должны быть подчинены благоразумному подходу к миру как среде обитания. Поучительный образ должного отношения человека к миру мы имеем в Священном Писании Нового Завета. В евангельской притче Господа Иисуса Христа о верном домоуправителе (Мф. 24; 45-51; Лк. 12; 42-48) человек представлен как назначенный Господином управитель большого дома, ожидающий возвращения своего Господина и обязанный дать Ему отчет в своей деятельности. С точки зрения богословского подхода к созиданию мира, здесь налицо тема благоразумного отношения человека к богозданному миру. Преобразующее воздействие человека на мир есть творческий процесс, совершающийся параллельно с внутренним преображением человеческой личности. Мир есть область, в которой человек обретает все ему неоходимое для бытия, в котором ему открывается вечно совершенный Бог. Природа была первым откровением человеку о Боге. Мир есть среда, в которой человеческое «я» встречается с Личным Богом и через это себя открывает, выявляет, осуществляет. В контексте мировой жизни происходит Боговоплощение и совершаются исторические события Нового Завета. Путь земной жизни человека получает свое высшее оправдание и смысл, так как этот путь реально пройден Христом. Мир есть область актуализации Церкви, ее космический лик. Весь мир, вызванный Богом из небытия, призывается стать Церковью, училищем благочестия. В этом смысле мир есть школа, в которой один Учитель — Христос (Мф. 23; 8).
Таким образом, признание безусловной ценности мира как творения Божия и ответственности человека за его состояние содержит вполне конкретный смысл. Актуальным аспектом ответственности человека за мир в настоящее время мы называем «решение экологической проблемы».
В богословском подходе к решению экологической проблемы необходимо исходить из общих принципиальных основ христианского мировоззрения тринитарного богословия. Святая Церковь верит, учит и споведует, что творение мира есть действие Трех Лиц Святой Троицы. Святитель Василий Великий пишет: «В творении представляй: первоначальную причину — Отца, причину зиждительную, творческую — Сына и причину совершительную — Духа».
В основе бытия лежит великая творческая мысль Бога о мире и человеке. Святой Григорий Богослов учил о том, что «Мирородный Ум в Своих великих умопредставлениях рассматривал Им же составленные образы мира, которые впоследствии произведены, как настоящие». Как образ Первообраза, человек есть прежде всего личность, и, как личность, он отличается от всех вещей сотворенного мира. «Ведь лично то, — отмечает А.Ф. Лосев, — что оригинально, своеобразно, неповторимо, несводимо ни на что другое и прежде всего неразрушимо. Если что-нибудь разрушимо, это значит, что существует нечто более основное и более оригинальное, чем личность; и сама личность в этом случае, будучи составленной из чего-нибудь другого, вовсе не так уж оригинальна и неповторима… И если угодно объяснить происхождение личности так, чтобы все ее элементы были раз и навсегда связаны один с другим и не нужно было бы объяснять происхождение каждого такого элемента в отдельности, то единственный способ представить себе происхождение личности, в ее полной неделимости и в полной нерасторжимости составляющих ее элементов, — это представить себе, что эта личность, во-первых, сотворена, во-вторых, мгновенно и, в-третьих, из ничего». Человек — творение и образ Божий, носитель неизреченной Божией славы.
Конечная цель человеческого существования — обожение. Но начинается обожение уже в этом веке. Обожение как всемерное уподобление Божественной красоте, о котором говорит святой Дионисий Ареопагит, обозначает тот надмирный смысл человеческого бытия, с точки зрения которого земная жизнь человека получает свое высшее оправдание и безусловную значимость.
В подходе к проблеме личности нельзя отрывать индивидуальную жизнь человека от объективного мира природы, социальных связей, исторических и культурных условий, хотя необходимо при этом также воздерживаться от преувеличения роли внешних определителей в формировании личности. В православной богословской традиции признается одновременная причастность человеческого существования двум мирам: миру чувственно-воспринимаемых вещей и миру умопостигаемого бытия. При этом онтологическая значимость «мира сего» как «образа», который «проходит» (1 Кор. 7; 31) не умаляется, но, наоборот, неизмеримо возрастает, ибо мир имеет двойное значение для человека. Мир — это среда обитания, или, говоря библейским языком, «дом», в котором живет человек, в то же время мир — это и «лестница Иакова», ведущая на небо. Наш ум, говорит святой Дионисий Ареопагит, может восходить к «бесстрастному умозрению» «превосходящей наше слово и разум невещественности» не иначе, как посредством «вещественного руководства», ибо мир «следы умного благолепия имеет, и можно нам чрез оные (следы) возводитися к невещественным первообразам». Основные положения ареопагитского богословия получают свое объяснение в том, что человек как неповторимая личность есть явление не только духовного мира, но и явление мира природного, феномен истории и культуры. Поэтому тенденция к творчески оригинальному развитию личности осуществляется наряду с опорой на наследственную основу личности. Каждый человек несет с собой свою историю и частицу истории всего человечества, которая передается от поколения к поколению через многоразличные обычаи и традиции. В силу единства человеческого рода каждый человек разделяет участь первого Адама, и в духовном смысле он тоже Адам. Человек, как образ, отражает в себе нравственный порядок мира и порядок священной библейской истории.
Христос Спаситель — образ нового бытия. Он воспринял всецелую физическую и нравственную природу человека, которая и до воплощения имела духовное основание в Нем.
Христос как Сын Божий и Сын Человеческий прошел и освятил возрасты человеческой жизни, прошел и путь смерти, даровав человеку освобождение от смерти, воскресение и обожение. Христос освятил и обожествил человеческое естество во всей его полноте. Поэтому и облечение человека во образ Христа, как Нового Адама, есть подлинное его преображение. Оно включает просвещение ума, очищение чувств, исправление воли, примирение совести, освящение тела, воскресение души, всецелое обновление человека, по образу Создавшего его: как Христос воскрес из мертвых, так и человек должен ходить в обновленной жизни (Рим. 6; 4). В нравственном преображении человека православная богословская традиция усматривает опять-таки иерархическую структуру: тело прекрасно душой, душа прекрасна умом, ум прекрасен Божественным озарением. Человек прекрасен благодаря своей причастности Богу, озаренности со стороны Абсолютной Божественной Личности. Оправдание созданного Богом мира и человека составляет важнейшую посылку и неотъемлемый элемент служения Церкви. В жизни Церкви оправдание мыслится не только в абсолютном мировоззренческом плане, но несет в себе вполне конкретное содержание и смысл. Актуальным аспектом оправдания мира и человека является осуществляемая Церковью миссия освящения: благоговейное отношение к существующему естественному богоустановленному порядку жизни и возведение его на новые высшие ступени бытия в его приобщенности к Богу. В настоящее время человечество, в своем большинстве, к сожалению, переживает упадок духа и нравов, не имеет истинного понятия о том, что является святым, в подлинном смысле, и живет так, как будто вообще в структуре бытия нет высшего и освящающего Начала. Потеря благоговения перед жизнью, равнодушие к содержанию и ценностям жизни весьма характерны для внутреннего мира личности, не знающей высшей, Божественной цели бытия. По своей внутренней сущности такое отношение к жизни есть клевета на жизнь и на человека — образ Божий, и оно характерно для падших ангелов. Этому равнодушному и безответственному отношению к жизни, угрожающему своими гибельными последствиями, Святая Церковь на протяжении истории, вопреки древнему и новому скептицизму, противопоставляла исповедание великой тайны бытия, учила дорожить Божественным даром жизни и призывала к благодарению Бога за этот дар.
Основанием и гарантией спасительности миссии Церкви являются события Боговоплощения и Пятидесятницы. Своим пришествием в мир Сын Божий освятил естественный порядок жизни и, освободив падшего человека от всех онтологических и нравственных аномалий, ввел его в новый, высший порядок бытия. Миссию освящения Господь наш Иисус Христос преподал учрежденной Им Церкви. С того дня, когда горница с находившимися в ней Апостолами осветилась огнем сошедшего Святого Духа, начинается историческое бытие Церкви, ее историческое призвание. Свое предназначение Церковь видит не в том, чтобы господствовать в мире, но в том, чтобы служить миру и спасать человечество, ибо и Христос, Господь и Владыка всех, пришел в мир не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить людям и положить душу Свою за избавление многих (Мф. 20; 28).
Церковь преображает мир, дарует ему новую жизнь, вводит в свою ограду и приобщает к полноте жизни с Богом. При этом Церковь освящает и весь естественный строй жизни и предлагает человечеству путь и силы к новому творчеству. Это творчество заключается в нравственном обновлении и преображении личности; оно зависит от степени причастности человека к Богу, его облеченности во Христа. Поэтому ценности, создаваемые творчеством человека, получают свое безусловное достоинство тогда, когда отражают степень духовного преображения его личности, когда несут в себе отблеск его личной святости и озаренности Духом Святым. Как ценность человеческого разума определяется степенью его близости к Логосу — Определителю общего миропорядка вещей, так ценность человеческого творчества определяется той степенью преображенности и просветленности человека, которая делает его личность и его творчество духовно прекрасными. По мысли русского мыслителя В.С. Соловьева, «во всех вещах, и во всех личностях, и во всем обществе, и во всей истории, и во всем космосе — прекрасной является только озаренность со стороны надмирного и абсолютно-личного Начала, то есть только отражение во всем абсолютного лика Божия». Долг человека в том, чтобы, приобщаясь к абсолютной Божественной Красоте, спасти земную красоту от непрерывного разрушения, ввести ее в порядок нетления и вечности. И если Церковь предлагает миру прекрасное, в плане творчества, и истинное, в плане нравственных ценностей, то прежде всего потому, что от красоты мир чает спасения, а от истины — приобщения к Богу.
Всемирно-историческое значение христианства состоит в том, что, возвещая спасение, оно ставит человека перед осознанием его назначения в жизни. Христианство определяет новое миросозерцание человека, оно подчеркивает равенство всех людей перед Богом, оно призывает к искоренению зла во всех сферах человеческой жизни: личной и общественной.
Все явления древнего мира: войны, рабство, жестокие казни были закономерны в том смысле, что они, как отмечает В.С. Соловьев, логически вытекали из принятого всеми миросозерцания, определялись общим состоянием сознания.
Христианство изменило нравственное сознание человека, и человек существенно изменил свою жизнь. Сегодня между христианским идеалом и его реальным осуществлением в жизни имеется дистанция огромного размера, однако христианство как феномен истории и культуры, Православная Церковь как богочеловеческий организм, с ее учением и традициями, являются светлым ориентиром человечеству на пути к нравственному совершенствованию.
Главным источником силы, необходимой человеку для духовно-нравственной борьбы, Церковь представляет Святую Евхаристию. Таинство Евхаристии возводит человека к переживанию бытия в его основном содержании и свойствах, каковыми являютсягармония, красота и духовная сила. Во-первых, Святая Евхаристия ставит человека перед тайной смерти и Воскресения Христа и, связанной с этой тайной, таинственностью человеческого существования. В таинстве Святой Евхаристии Христос соединяет верующих с Собой.
Святая Евхаристия открывает миру то, чем он должен стать: вселенской общностью в Теле Христовом, царством правды, любви и мира в Духе Святом. В жизни мира Святая Евхаристия как явление освящающей миссии Церкви противостоит тенденциям к разобщению, ненависти и вражде и, будучи залогом преодоления человеком смерти и тления, утверждает естественный порядок жизни, возводя его к высшей идеальной полноте бытия.
Из всего вышеизложенного можно кратко заключить, что мир и человек имеют в себе неоценимые и неизмеримые дары Творца. Признание безусловной ценности мира как творения Божия заключается в его предназначении быть средой обитания человеку, в которой человек находит все необходимое для земного бытия, а также своей неотъмлемой богоустановленной красотой и гармонией служить человеку в качестве открытой книги «премудрости Божией», разумно читая и изучая которую человек взрастает в постижении высшего разума и премудрости Творца. Признание ценности человеческой личности заключается в том, что человек имеет на себе светлые черты образа Божия с его неотъемлемым правом на бытие, на блага, даруемые бытием, и при содействии всеосвящающей миссии Церкви на приобщение к вечным ценностям Царства Небесного, которые Господь уготовал любящим Его.
Доц.-архим. Ианнуарий (Ивлиев). Пост-традиционное общество и катехизация. Проблемы и задачи.