Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Священник Петр Холодный (РПЦЗ): «Вопрос о пиратском издании анафематствованным Денисенко «Закона Божиего» в Украине будет поднят на Синоде или на Соборе РПЦЗ»

23.01.2004. КИЇВ. НАВІТЬ ГОЛОВНИЙ РЕЛІГІЄЗНАВЕЦЬ УКРАЇНИ ЗАСУДИВ ІНТЕЛЕКТУАЛЬНЕ ПІРАТСТВО МИХАЙЛА ДЕНИСЕНКА

Відповідаючи на запитання журналістів відносно піратського видання Закону Божого священика Серафима Слободського (Російська Православна Церква Закордоном), здійсненого відлученим від Церкви Михайлом Денисенком (Філаретом), який не тільки без дозволу переклав на українську мову цей богословський труд, але й прикрасив його двома десятками своїх фотографій, єретичними вставками та суттєвими скороченнями, Анатолій Колодний осудив такі дії. За його словами, автор міг би подати позов «до цього Філарета». Колодний нагадав, що в Україні вже переслідують за плагіат і піратство, і він сам виступав експертом у справі по плагіату, де одному львівському авторові суд присудив штраф у розмірі 30 тис. грн. На думку Колодного, якщо хтось вирішив здійснити видання американського богослова, то він мав би був його видати у недоторканості, а свої «вставки» видати окремим додатком. Різко негативну оцінку «релігійному піратству» дав і президент Української асоціації релігійної свободи, редактор релігієзнавчого журналу «Людина і світ» Віктор Єленський (хоча самого тексту філаретівського видання він в очі не бачив).
Для Філарета ситуація небезпечна ще й тим, що він здійснив крадіжку інтелектуальної власності у американців, які досить хворобливо ставляться до подібних вчинків. Саме на вимогу американців український уряд тракторами нищить піратську продукцію. Як буде на цей раз — покаже час, адже потрібно буде якось нейтралізувати не тільки святотатственне видання, але й рекламні щити на вулицях Києва, де пропонується донести цей труд «у кожну оселю».

Священник Петр Холодный (РПЦЗ): «Вопрос о пиратском издании анафематствованным Денисенко «Закона Божиего» в Украине будет поднят на Синоде или на Соборе РПЦЗ»

— Отец Петр, Вы хорошо знали автора «Закона Божьего» протоиерея Серафима Слободского и его семью. Что он был за человек по убеждениям?
— Я казначей Синода Русской Православной Церкви Заграницей, родился и учился в Соединенных Штатах. Я действительно хорошо знал отца Серафима Слободского. Когда он скончался, я был молодым, но мой дедушка, который был священником, с ним дружил, поэтому я очень хорошо знал его семью. Был знаком также и с супругой отца Серафима, которая скончалась совсем недавно. Она была золотым человеком, ее звали Елена, но все величали матушкой Елочкой. Матушка занималась преподаванием в приходской школе, которая находится при церкви. В этом храме сейчас настоятель мой тесть — протоиерей Георгий Ларин. Эта приход и школа была основаны отцом Серафимом в городе Нояк, недалеко от Нью-Йорка. Сейчас это самая большая русская приходская православная школа за границей. Матушка преподавала в яслях, в которых воспитала всех нас — буквально пять поколений русских эмигрантов. Кто ни приходил в эту школу (а школа достаточно большая, там и сегодня учится около 200 учеников), все сохранили о ней прекрасные воспоминания.

— И одним из воспитательных предметов был «Закон Божий»?
— Естественно, главным предметом был «Закон Божий». Все проходило по книге отца Серафима Слободского, который горячо любил Русскую Православную Церковь и Россию.
«Закон Божий» переиздавался много раз и в Джорданвилле, и в России. Отец Серафим, конечно, этого не застал, но матушка очень радовалась, что его труд приносит много пользы.

— Встречалось ли вам издание, осуществленное отлученным от Церкви Михаилом Денисенко (Филаретом)?
— Вы знаете, я познакомился со скандалом вокруг этого издания по Интернету, саму книгу я не видел. Мое личное мнение: если переиздавать книгу, то всегда нужно отдавать должное автору, и человек не имеет права вносить в нее свои коррективы и мнения. Мы живем в свободных демократических странах, поэтому, наверное, каждый имеет право на свое личное мнение. Мы, конечно, не имеем права запрещать людям говорить, согласны они с нами или не согласны. Но если человек хочет изменить общественное мнение, пусть он сам пишет и издает свои книги. Непонятно, зачем использовать и искажать чужой труд, делать вставки, которые, очевидно, были бы отвергнуты покойным автором.
Вы знаете, отец Серафим был человеком монархических убеждений, русским патриотом, очень любил Россию и воспитывал нас в таком же духе. Он любил Русскую Православную Церковь, так что я думаю, что он никогда не дал бы согласия на подобное издание. Вообще, некорректно брать книгу любого человека, вносить правки, вставлять какие-то свои новые мысли, противоположные убеждениям автора, и издавать. А о том, чтобы присваивать чужой труд и использовать его в политических целях, и говорить не надо…

— Какое мнение на сей счет у Русской Православной Церкви Заграницей?
— Это, скорее, вопрос к Собору или к Синоду. Насколько мне известно, права на книгу сохраняются за Джорданвилльским монастырем. Книгу впервые напечатали в Джорданвилле, а митрополит Лавр был в то время игуменом и всем заведовал. Мне известно, что монастырь не давал разрешения Денисенко ни на издание книги, ни на ее перевод на украинский язык. Я имею право на свое личное мнение, но не имею права говорить от лица Церкви, однако не сомневаюсь, что этот вопрос будет поднят на Синоде или на Соборе и что Русская Православная Церковь Заграницей скажет свое слово.

23.01.2004. ДОНЕЦК. ПЕРВЫЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ФИЛАРЕТА ПОЯВИЛИСЬ НА ЕГО РОДИНЕ
Бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет был изображен на иконе Страшного суда по благословению недавно почившего о Бозе глубокочтимого старца схиархимандрита Зосимы (Сокура) — основателя Свято-Успенского, Свято-Васильевского и Свято-Николаевского монастырей Донецкой епархии.
Схиархимандрит Зосима (в миру Иван Сокур) родился в 1944 г. С 1951 года жил в г. Авдеевке Донецкой области, где окончил школу в 1961 году. В 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1974 г. в Ленинграде окончил духовную академию и, защитив диссертацию, получил степень кандидата богословских наук. В том же 1974 г. принял монашеский постриг с именем Савватий и сразу же был рукоположен в диаконы и иеромонахи. Свою духовно-пастырскую деятельность вел в Донбассе, куда был направлен в 1976 г. В село Никольское о. Савватий попал в 1986 г. Незадолго до своей блаженной кончины был пострижен в св. схиму с именем Зосима и стал основателем двух монастырей — мужского и женского в селе Никольском. Схиархимандрит Зосима преставился 29 августа 2002 года.

20.01.2004. ЛЬВОВ. ГОРОД КОНТРОЛИРУЕТ КРИШНАИТСКАЯ МАФИЯ
Вот уже девять лет во Львове практически в одиночку гражданин Украины Михаил Нерозников ведет борьбу за своего малолетнего сына с сектой кришнаитов «Миссия Чайтаньи «Институт знания о тождественности», которая в свое время откололась от «Международного общества сознания Кришны». М. Нерозников, будучи в свое время женатым на сестре духовного лидера кришнаитов на Львовщине Э. Голяка, знает, насколько опасна эта тоталитарная секта. Как сообщил Михаил Викторович, его малолетнего сына Владимира еще в 1995 году, в четырехлетнем возрасте, незаконно (не получив согласия отца) вывозили ребенка на территорию Польши с целью психического воздействия. Ребенок до десятилетнего возраста не посещал школу, был ограничен в общении со сверстниками и питании. Ребенка в течение нескольких месяцев скрывали от отца, в то время как последний предпринимал решительные действия, пытаясь добиться, чтобы его сын начал посещать школу. В конце концов в 2001 году это ему удалось. Безуспешными остаются попытки Михаила Нерозникова добиться судебного слушания по делу о лишении матери ребенка Нерозниковой В.Э. родительских прав. В течение этих лет ему приходится испытывать давление со стороны криминальных структур. Конфликт приобрел известность во Львове, вылившись на страницы газет. Львовские юристы уже не решаются выступать в этом противостоянии на его стороне, так как кришнаитская секта использует коррумпированность чиновников, искажение информации, клевету. Лидер львовских кришнаитов Эдуард Голяк, скорее всего, будет использовать в этой схватке все ресурсы тоталитарной группы. Михаил Нерозников, естественно, также не откажется от собственного сына. Конфликт продолжается. И независимо от того, в какой мере между его участниками будет распределена правота, все они являются в первую очередь жертвами тоталитарной секты. Вот только платит за это ни в чем неповинный ребенок.
Пресс-служба Центра «Диалог»

20.01.2004. ЗАПОРОЖЬЕ. В ГОРОДЕ ПРОШЕЛ АНТИСЕКТАНТСКИЙ ТРЕНИНГ
В помещении запорожского Центра «Диалог» прошел тренинг по полемике с вербовщиками тоталитарных сект. В полемике приняли участие запорожские педагоги, преподающие «Основы православной культуры», а также слушатели православных богословских курсов, которым читается курс сектоведения.
Ролевая игра заключалась в имитации встречи двух «усредненных» сектантов с аудиторией, в которой присутствует слушатель курса православного богословия и сектоведения. Задачей последнего было в сложных психологических условиях раскрыть сектантскую сущность вербовщиков и убедительно опровергнуть их беспочвенные нападки на Православную Церковь.
Слушатели курсов достойно противостояли опытным сектоведам и привели аргументы по всем ключевым точкам спора. Это стало неплохим уроком для будущих диспутов и обозначило наиболее актуальные и трудные темы в данной проблеме.
В Крыму подобные тренинги проводятся регулярно. Запорожский Центр «Диалог» также намерен продолжить эту практику и организовать такие «бойцовские клубы» для начала со слушателями всех курсов православного богословия при запорожских храмах.
Пресс-служба Центра «Диалог»

27.01.2004. ОДЕССА. ПРИ ЕПАРХИАЛЬНОМ ОТДЕЛЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАТЕХИЗАЦИИ И МИССИОНЕРСТВА НАЧАЛ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»
По благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела при отделе катехизации и миссионерства Одесской епархии создан сектор, занимающийся вопросами преодоления последствий воздействия тоталитарных сект на граждан. Идея создать «телефон доверия» назревала давно. Вначале создание такой линии связи с пострадавшими от сект планировалось как справочная и по другим духовным и церковным вопросам. Но в связи с большой численностью тоталитарных сект, а также людей, страдающих от их воздействия, было принято решение работу «телефона доверия» направить на борьбу с сектантством. Организаторы ставят своей задачей оказание своевременной психологической, информационной и юридической помощи людям, которых непосредственно задела разрушающая деятельность сект (на связи с пострадавшими будут находиться православные психологи и сектоведы). К тому же с помощью обращающихся можно будет полнее овладеть информацией о численности, роде и сфере деятельности тоталитарных сект. А это даст возможность эффективнее бороться с ними, доносить до граждан разрушительные и пагубные примеры влияния на духовное и физическое здоровье нации.
Служба «телефона доверия» просит обращаться по номеру: (048) 721–04–26.
Пресс-служба «Единого Отечества»

26.01.2004. ДНЕПРОПЕТРОВСК. БИБЛИОТЕКА «ЛЕСТВИЦА» ПРЕДЛАГАЕТ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ФИЛЬМ «ОСТОРОЖНО: СЕКТА!» (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)
«Осторожно: секта!» — цикл из 5-ти видеокассет, созданный на технической базе «Лествицы» по лекциям Александра Дворкина — доктора философии, кандидата богословия, профессора и заведующего кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского богословского института в Москве. В фильме представлены ответы на 26 актуальных вопросов по антисектантской проблематике: Что такое «тоталитарная секта»? Чем секты опасны для государства? Собираются ли секты объединяться? Почему в странах, которые называют «протестантскими», более высокий уровень жизни, чем в православных? «Гонят» ли православные сектантов, которые признают Триединого Бога? Кто такой «пастор Алексей Ледяев»? Кто такой Виссарион? Что такое Богородичный центр? Кто такая Анастасия? Почему фашисты в Германии преследовали «Свидетелей Иеговы»? Пятидесятники утверждают, что обладают даром говорить на разных языках. Что за этим стоит? Итоги диспута с Сандеем Аделаджей в программе «Подвійний доказ» на канале 1+1.
Пресс-служба Центра «Лествица»
09.02.2004. САРНИ. ФІЛАРЕТІВЦІ ВЧИНИЛИ ХУЛІГАНСЬКИЙ НАПАД НА ПРАВОСЛАВНИЙ ХРАМ
8 лютого о дев’ятій годині ранку під час Божественної літургії біля п’ятнадцяти активістів Київського патріархату разом зі студентами Рівненського духовного училища КП увірвалися у храм на честь святого Олександра Невського міста Костопіль Рівненської області, вчинили хуліганський напад із застосуванням сльозоточивого газу, а також побили священиків канонічної Церкви ігумена Іларіона (Клебан), протоієрея Олександра Дзюбока, протоієрея Євгенія Собчука та протодиякона Сергія Середи. У такий спосіб молодики хотіли захопити храм. Як повідомили в Сарненському єпархіальному управлінні, в храмі також відбувся акт вандалізму — були розбиті ікони та розкидане церковне начиння. Протягом п’яти годин віруючі УПЦ відбивалися від хуліганських дій філаретівців. Наряд УВС Костопільської міліції та наряд обласного «Беркута», які прибули на місце злочину, допомогли віруючим захистити храм.
Прес-служба Сарненської єпархії

09.02.2004. САРНИ. ВІРУЮЧІ ЄПАРХІЇ ПОПРОСИЛИ ВЛАДУ ЗАХИСТИТИ ЇХ ВІД НАПАДІВ З БОКУ РОЗКОЛЬНИКІВ
Віруючі Сарненської єпархії звернулися з заявою (2134 підписів) на ім’я голови Держкомрелігій В. Бондаренка, голови Рівненської облдержадміністрації М. Сороки, голови Рівненської облради Р. Василишина, голови Костопільської райдержадміністрації М. Кривка, голови Костопільської міськради Є. Денисюка та до Предстоятеля Української Православної Церкви Блаженнішого Митрополита Володимира з проханням захистити прихожан костопільського храму на честь святого благовірного князя Олександра Невського від розбійницьких нападів з боку розкольників.
Прес-служба Сарненської єпархії

11.02.2004. КИЕВ. «МИТРОПОЛИТ МОИСЕЙ» РЕШИЛ ПРИВЛЕЧЬ К СУДЕБНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ ТОЛЬКО РАССТРИГУ ФИЛАРЕТА (МИХАИЛА ДЕНИСЕНКО), НО И ЕГО «ЕПИСКОПОВ»
Глава «Украинской Автокефальной Православной Соборной Церкви митрополит Моисей» Кулик на пресс-конференции в УНИАНе дал подробные разъяснения по поводу судебного иска на имя главы раскольничьей группировки УПЦ-КП Филарета. Речь идет о «клеветнических измышлениях о митрополите Моисее», содержащихся в письме, направленном М.Денисенко в Закарпатскую областную госадминистрацию. Кроме того, в Шевченковском районном суде по иску «митрополита Моисея» уже началось разбирательство в связи с распространением «епископом» Черкасским Иоанном Еременко листовок, содержащих негативную информацию о «митрополите». Подобный иск вскоре будет подан и против «архиепископа» Переяслав-Хмельницкого Димитрия Рудюка, печатно нанесшем оскорбления главе УАПЦ-соборноправной в одной из книг, составителем которой он является. Оценивая дискуссии о каноничности-неканоничности Филарета (Денисенко), «митрополит Моисей» заявил, что «он, безусловно, признан мировым православием… как анафема».