Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «Раскол — это наша боль, наша болезнь, угроза делу Православия»

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «Раскол — это наша боль, наша болезнь, угроза делу Православия»

Ваше Высокопреосвященство, недавно Одесскую епархию посещал старообрядческий епископ и был радушно Вами принят. Каково нынешнее отношение нашей Церкви к старообрядчеству и их отношение к нам?

Прежде всего хочу отметить, что старообрядцы –– это наши православные русские люди, и с этой позиции необходимо строить с ними диалог. Раскол XVII века произошел, по моему мнению, из-за грубого вмешательства государства в жизнь Церкви и неправильности действий патриарха Никона по исправлению церковных книг и богослужебных обрядов. Исправления, действительно, были необходимы, но методы, которыми они проводились, были не всегда верными. Воздвигнутое гонение на придерживавшихся старых обрядов вызвало ответную реакцию. Нужно помнить, что несколько поколений русских людей (Киевские первосвятители-митрополиты, первые пять Всероссийских патриархов, преподобный Сергий Радонежский и др.) крестились двумя перстами и молились по общепринятым на Руси богослужебным книгам. Нельзя было резко ломать древнерусский уклад и традиции. Только постепенно, без насилия и при соборном решении, а не единоличными указаниями и действиями патриарха Никона нужно было проводить реформы. Кроме того, отмечая положительное значение исправления книг, необходимо сказать, что поспешность в этом благом деле привела в некоторых случаях к недоразумениям. Например, в чине оглашения перед святым крещением священник читал: «Запрещает ти, диаволе, Господь наш Иисус Христос, пришедый в мир и вселивыйся в человецех». Здесь ясно выражено, что диавола запрещает Господь, Который пришел в мир. В новых требниках это место «исправили» следующим образом: «Запрещает тебе Господь, диаволе, пришедый в мир и вселивыйся в человецех». Непонятно, –– говорят старообрядцы, –– кто и кому запрещает. По старым книгам в том же чине крещения священник просит Господа: «Молимся Тебе, Господи, ниже да снидет с крещающимся дух лукавый». В исправленном требнике: «Ниже да снидет с крещающимся, молимся Тебе, дух лукавый». Такое «исправление» соблазняло слушающих, которые думали, что иерей молится теперь «духу лукавому». В новых требниках была опущена мирная ектения таинства миропомазания и особые возглашения при помазании святым миром, которые произносились после слов: «Печать Дара Духа Святаго». В чине великого освящения воды на Богоявление справщики вписали в ектению новое прошение: «О еже быти воде сей, скачущей в жизнь вечную». «Зачем она там? –– спрашивает апологет старообрядчества Ф.Е. Мельников. –– Да и самое слово «скачущей» не совсем прилично в богослужебной книге, а применение его к воде –– курьезно». В кондаке Успению Пресвятой Богородицы в старых книгах читалось: «Гроб и смерть не удержаста» Богородицу, а в новых: «Гроб и умерщвление». Чем слово «умерщвление» лучше слова «смерть»? Кроме того, под «умерщвлением» обычно понимается насильственная смерть, чего Божия Матерь не испытала.
Вот эти недоуменные исправления, замена двоеперстия, отлучение от Церкви крестящихся двумя перстами, сопровождавшееся жестокими гонениями, породили разделение между русскими православными в XVII веке.
Одной из основных и важных задач церковной жизни, по моему мнению, является восстановление общения между старообрядцами, приемлющими священство, и Патриаршей Церковью. Снятие нашей Церковью в 1970 году анафем и объявление старых обрядов равноспасительными имеет важное значение в деле восстановления единства.
В начале XX века в церковных кругах рассматривался вопрос об установлении евхаристического единства со старообрядцами. Этим вопросом занимался и Поместный Собор 1917-1918 гг., но из-за революционных событий определенных решений принято не было. В наше апостасийное время православные должны объединиться и увидеть в себе братьев и сестер во Христе. Для этого нужно делать шаги навстречу друг другу. Необходимо создать особую синодальную комиссию, которая специально занималась бы этими вопросами. Нужно начать диалог на общецерковном и епархиальных уровнях. В Одесской епархии такой диалог и добрые взаимоотношения начались в юбилейный год 2000-летия Рождества Христова. В проводимой Одесской духовной семинарией конференции «Пасха наша Христос» принимали участие старообрядческие священнослужители. По просьбе Старообрядческого епископа Савватия один из его клириков проходит курс обучения в семинарии. Осознавая ответственность за будущее Церкви и народа, мы должны прилагать усилия для восстановления единства и молиться об этом.

Одной из острых проблем современной жизни нашей Поместной Церкви является деятельность Русской Зарубежной Церкви на канонической территории Русской Церкви в Отечестве. Владыка, как Вы считаете, может быть разрешен этот вопрос?

Зарубежная Церковь мыслилась ее создателями в 20-х годах прошлого столетия как свободная часть Русской Церкви, которая в Отечестве была гонима. После падения безбожной власти, когда Церковь вновь станет свободна, –– говорили основатели РПЦЗ, –– мы объединимся с Матерью-Церковью. Однако, как показала история, такого объединения не произошло, а положение еще больше усугубилось в 1990 году, когда Архиерейский Синод РПЦЗ в Нью-Йорке постановил открывать свои приходы в Отечестве. Но эта «миссия» зарубежников, можно сказать, потерпела крах. Те всего лишь несколько десятков «зарубежных» приходов на территории бывшего СССР показывают, что народ Божий не пошел за ними. Об этой своей ошибке говорят сегодня и в самой РПЦЗ. Ведь эти «зарубежные» приходы и даже «епархии» стали пристанищем для недостойных священнослужителей, которых Церковь отсекла от себя. Лишенный сана бывший архимандрит Валентин (Русанцов) из Суздаля, называемый в церковной среде «верным ленинцем», был «рукоположен во епископа» в РЗЦ, затем основал свою автономную «церковь», которой в настоящее время руководит из тюрьмы, отбывая там наказание за аморальную жизнь. Архимандрит Адриан из Ногинска, лишенный нашей Церковью сана за тяжкие преступления, был принят в РПЦЗ, а сегодня он уже филаретовский «митрополит». В 1994 г. архиепископ Зарубежной Церкви Лазарь (Журбенко) вместе с Валентином (Русанцовым), находясь в расколе от РПЦЗ, «рукоположили в архиереи» некоего Михаила Пашковского, который называет себя «епископом Агафангелом». Для скорейшего уврачевания собственного раскола Зарубежный Синод вынужден был признать хиротонию Агафангела-Пашковского.
В прошлом году новый Предстоятель РПЦЗ митрополит Лавр с Синодом запретили в священнослужении и исключили из состава епископата Зарубежной Церкви Лазаря (Журбенко). Однако его ставленник –– Пашковский –– еще продолжает свою антиправославную деятельность, о чем мной сообщалось митрополиту Лавру. Запрещенные в священнослужении за безнравственную жизнь священники-двоеженцы, расстриженные и вступившие в «брак» иноки принимаются «в общение» Пашковским. Его деятельность, как мне известно, вызывает нарекания и у руководства РПЦЗ, но из-за современного раскола в Зарубежной Церкви к нему пока не применяют канонических санкций.
В Русской Православной Церкви Заграницей есть достаточно много здравых сил, ищущих блага Церкви, с которыми можно и нужно вести диалог. И мы должны искать возможность восстановления утраченного единства двух частей Русской Церкви. Пришло время «собирать камни» и объединить общие молитвенные усилия ради нашего страждущего народа и будущего Православия в нашем Отечестве, пресекать возможными средствами антиправославную деятельность врагов Церкви, скрытых и явных, в рясах и светской одежде, которые препятствуют диалогу и добрым взаимоотношениям между иерархами, пастырями и мирянами, чадами нашей Церкви.

В прошлом году в Одессе была учреждена католическая епархия. Как это сказалось на отношениях между православными и римо-католиками?

Наша страна, Украина, переживает сейчас трудный период своей истории. Создается новое общество, в котором после многолетнего гонения на Церковь одной из основных задач властей Советской Украины была ликвидация или, по крайней мере, ослабление до крайности влияния духовного, церковного, православного воспитания на народ, отношение к вере меняется.
Предпринимались всевозможные меры, чтобы обрубить духовные, преимущественно православные, корни нашего Отечества. Но Господь не допустил, гонитель отступил и не смог извне разрушить в нашей стране Церковь Христову, которая более тысячи лет созиждет православную суть нашего народа, несет ему душевную красоту, силу любви к Родине.
На протяжении всей истории Святой Руси были неоднократные попытки со стороны Римской Церкви «просветить» нас латинским, католическим духом, отвернуть наш народ от православной веры. Русичи всегда давали достойный отпор любителям прозелитизма. Несмотря на это, наш народ всегда был и остается народом гостеприимным и справедливым, доверчивым (иногда даже очень) и милосердным. Поэтому в нашем Отечестве всегда находилось место для добрососедской, братской жизни людям многих национальностей.Будучи многонациональной, Украина оставалась и ныне является страной православной. Этот факт ни у кого не вызывает сомнений. Об этом говорит и официальная статистика, и вера народа, его характер, а также религиозные обычаи и обряды, которые зачастую из-за трудностей сохранились на уровне семейных традиций и обычаев.
После распада СССР и появления новых государств на их территориях необычайно интенсивно стали развиваться различные неправославные конфессии, секты и т.д. Ослабленное Православие сразу не могло, да и сейчас не может адекватным образом противодействовать духовной, религиозной, а чаще духовной политико-экономической экспансии.
Основными доводом католической экспансии является возрождение Католической церкви в том объеме, в котором она существовала до 1917 года. Никто в Ватикане и не думает принять во внимание, что изменилось демографическое устройство многих городов и сел компактного проживания: поляков во многих регионах Украины, России и Белоруссии давно уже нет! Все равно, раз есть стремление продвинуть миссию латинства на Восток, можно пойти и на разрушение устоявшихся добрых отношений между католиками и православными; можно отбросить доктрину Римского папы Иоанна ХXIII о «Джордаменто» и решения II Ватиканского Собора (1962-1965 гг.) о том, что Католическая и Православная Церкви-Сестры. Все это уже в прошлом. Мнение православных, которых большинство в Украине, не приняли во внимание: захотел папа приехать в Украину –– приехал; захотел перенести кафедру католиков восточного обряда (униатов) в Киев –– перенес; захотел учредить епархию в Одессе –– учредил. Так, 15 июля прошлого года в Одессе была впервые учреждена кафедра католического епископа, который практически будет главой Одесско-Симферопольской епархии.
Что бы не говорили апологеты расширения и укрепления католичества в Украине –– такой епархии никогда ранее не было. Показательно, что даже в средствах массовой информации возведение в должность епископа-ординария Бронислава Бернацкого озаглавлено не «восстановлением католической епархии в Одессе» и чем-либо в этом духе, а «В Одессе возрождается Римско-Католическая Церковь».
Такие действия Ватикана не только не способствуют нормализации отношений между православными и католиками, но еще больше разжигают чувство вражды, что не является христианским образом взаимоотношений. Это, безусловно, ведет к нарушению общественного мира и согласия между народами нашего общего дома –– независимой Украины, чего не видят наши политические руководители.

Какие проблемы может принести Украине новое «расползание унии»?

Те же, что и в предыдущих столетиях: конфликты, вражду, противостояние. В 1957 году в Аргентине профессор из университета в Буэнос-Айресе Евгений Онацкий издал «Украинскую малую энциклопедию», где на 85-й странице можно прочитать следующее: «Брестская уния –– одно из больших исторических несчастий украинского народа, которое расщепило Украинскую Церковь и сотворило из единого до тех пор украинского единоверного народа униатов и православных, которые на протяжении продолжительного времени вели между собой упорную борьбу, которая до сих пор не угасла…
Намерение поляков использовать Брестскую унию как способ окатоличивания и ополячивания украинского населения, принеся украинскому народу несказанные страдания, имели незначительный успех и хотя оторвали от украинского народа часть высших общественных слоев, все-таки создали в большей части украинского народа такой антикатолический комплекс, который на долгие годы вообще исключает всякую возможность осуществления действительного объединения Церквей» (Цит. по книге митрополита Андрея «Римська унія не для українців. Експерименти Риму над українською душею”. Виннипег, 1984, с.17).

Изменилось ли отношение православных к греко-католикам с тех пор?

В конце 80-х –– начале 90-х годов XX века западноукраинские католики при поддержке Ватикана и националистических сил практически уничтожили три епархии нашей Церкви: Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую. Историкам еще предстоит описать формы и методы «возвращения» Украинской Греко-Католической Церкви из-за рубежа в Украину. Разумеется, Ватикан и его передовой отряд, «троянский конь» –– униатизм, не остановятся в своем стремлении окатоличить православное население Украины, России, Белоруссии да и других стран.
В чем был смысл унии с Римом? Окатоличивание православных! Примеры? Их множество. Уния расползается, растекается по Украине. В свое время украинский гетман – патриот Богдан Хмельницкий и знаменитый митрополит Петр Могила, да и наш Кобзарь, совесть украинской души, Т. Г. Шевченко боролись, просвещали народ, предостерегали против унии и униатов, против католиков и папства.
Делаются ли выводы? Увы, нет. Пригласили, естественно, по настоянию и инициативе Ватикана и лично папы, Римского папу в Украину. Говорили: государственный визит, папа –– глава государства и т.д. А на деле –– в Киеве теперь униатский кардинал, который мечтает стать патриархом (12-тым в системе Католичества). Пока, правда, не получается. Был отказ еще в 1972 году, когда Павел VI отказался возвести кардинала Иосифа Слипого в патриархи. Так повторилось и в прошлом году во время папского визита в Украину.
В Одессе никогда не было униатов. Теперь же в кафедральном соборе Католической епархии совершаются униатские службы. Я уже не говорю о восточных областях Украины, о Донбассе…
Ныне мы с вами свидетели реванша (так назвала католическая газета «Oservatore Romana» восстановление, а по сути мощный, почти военный маневр по замене православных храмов на униатские), униатизма в Украине. Беда нашего народа заключается в том, что за 300 лет существования унии украинцы западных земель нашего Отечества стали ассоциировать свою самобытную культуру, обычаи и обряды с униатством, в котором католичество перемешано с православным богослужением. Даже в этой экклезиологической смеси идет постоянный процесс, как выражаются католики, «очищения от посторонних примесей», имеется в виду византийский обряд. Поэтому не случайно многие униатские епископы за пределами Украины в период существования Советского Союза носили не рясы, клобуки и панагии, а переходили на латинскую форму епископского облачения. Я уже не говорю о том, что греко-католики приняли все догматы, имеются в виду новые догматы латинства, вместе с латинянами служат и причащаются.
Каждый православный христианин не может безучастно наблюдать за тем, как медленно, но с настойчивым постоянством берут в религиозный плен нашу Православную Украину ватиканские миссионеры и их униатские пособники.

Вы участвуете в консультациях между Московским и Константинопольским Патриархатами по проблеме преодоления расколов. Каково отношение Православной Церкви к расколам вообще и к украинским расколам в частности?

Отвечая на предыдущие вопросы, я уже говорил о той позиции, которую занимает наша Украинская Православная Церковь да и все Православные Церкви-Сестры по отношению к расколам. Эта позиция официально признана и зафиксирована в посланиях Восточных Патриархов, на межправославных встречах и совещаниях. Наконец, почти все Православные Церкви в той или иной мере страдали и ныне страдают от внутренних расколов. Природа расколов остается неизменной: гордость житейская, отсутствие преданности делу служения Господу, а значит, служения народу Божию, предательство и преступность в отношении своего пастырского долга, невозможность и нежелание противостоять внешним искушениям, соблазнам и угрозам от расколоучителей. А паства раскольников –– это жертвы манипуляций и игры на чувствах «патриотизма», национальной озабоченности, стремления к независимости как пониманию благосостояния и спокойной жизни. Наконец, последнее, хотя, очевидно, можно было бы назвать еще целый ряд причин раскола в любом обществе, как и в Православных Церквах, это падение нравственного уровня жизни, служения и преданности своему призванию со стороны отдельных «пастырей».
Все же раскол –– это наша боль, наша болезнь, угроза делу Православия. Раскольники –– это наши люди, украинцы, русские и т.д. Мы не можем просто констатировать факт раскола, предавать анафеме расколоучителей или ересиархов. Наша Церковь, как чадолюбивая Мать, страдая, ищет путь уврачевания расколов. В первую очередь в молитвенном стоянии за Православие. Когда переживаешь боль утраты близких людей, ушедших или завербованных в раскол, с особым чувством воспринимаешь слова святителя Василия Великого из его Литургии: «Господи… малодушные утеши, расточенные собери, прельщенные обрати и совокупи святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви».
Что касается расколов в Православии, скажу, что всякий непредвзятый гражданин Украины, верующий или неверующий, христианин или представитель другой религии, понимает: раскол в Православии в Украине имеет корни в политической сфере и питается, «снабжается» «иерархами» и «духовенством», нарушившими Апостольские правила, нравственные законы Церкви и Общества, а также неверующими и отвергнувшими церковную присягу перед Крестом и Евангелием, на Престоле Святом и поправшими святое Место –– алтарь службы Богу в Храме Творца, Божественную благодать хиротонии –– апостольской преемственности.

Как проявляется межправославное единство? Существуют ли разногласия между Поместными Церквами и как они разрешаются?

Мы веруем и исповедуем: «Единую святую Соборную и Апостольскую Церковь». 15 автокефальных православных церквей представляют собой Единую Православную Церковь, объединенную православной верой, таинствами, апостольской преемственностью, постановлениями 7-ми Вселенских и 10 Поместных соборов. Православные Церкви в разных странах прошли определенный путь становления своей церковной жизни. Как правило, автокефалия церковная появлялась там, где устоялась поместная церковь, где была необходимость преодолеть средостение и, главное, где не было единоверного и братского народа. Примеров можно привести множество: появление Константинопольской церкви вслед за Иерусалимской, Александрийской, Римской и Карфагенской было связано, в первую очередь, с тем, что столица Римской империи была перенесена (в 330 году) Константином Великим из Рима в Константинополь. Возьмем, к примеру, Элладскую церковь, которая приобрела автокефалию в 1870 году в связи с тем, что Константинопольская церковь находилась (с 1453 года) в плену у жестокой Оттоманской империи.
Православие –– это живой организм, в нем также бывают проблемы, разногласия, даже кризисы, но, подчеркиваю, эти разногласия никогда не носят догматического характера. Единство веры всегда стоит непоколебимо. Раскольники в одной церкви рассматриваются так же, как и раскольники во всех церквах, и с ними (с раскольниками) все Поместные Православные Церкви, по сложившейся традиции, обязаны не общаться. Это всегда совершалось в единстве и синхронно, как и причисление к лику святых. Если одна Православная Церковь причисляет к лику святых и извещает об этом Церквам, то они вносят в свои Святцы святых угодников Церкви-Сестры.
Различные вопросы и разногласия всегда решались в духе братской любви на основании признаваемых всеми православными канонических правил –– закона жизни Православной Церкви. Если случаются разногласия в толковании и прочтении этих правил, то в стремлении разрешить проблему Православная Полнота –– все общество Православных Церквей-Сестер: и молитвой, и поддержкой, и увещеванием, и призывом, и напоминанием, и братским обращением стремится восстановить православное единство во взгляде на предмет разногласия или разнопонимания.

На юге Украины растет число мусульманских общин. В Одессе традиционно велика иудейская община. Как Православная Церковь должна строить свои отношения с нехристианскими религиями и их представителями?

Исторически сложилось так, что в нашем православном Отечестве, Руси Святой, жили представители не только разных христианских исповеданий, но и разных религий. Это иудеи, мусульмане, буддисты, представители других религий. Справедливости ради необходимо отметить, что большинство последователей этих религий по разным причинам оказавшихся в одной стране, причем православной, осознавали гостеприимство и миролюбие наших предков, которые не только принимали разные народы в свою страну, но и давали им возможность жить по вере их предков. Как правило, граждане нашей страны, исповедующие нехристианские религии, никогда не занимались прозелитизмом, жили мирно с согражданами-православными, были добрыми соседями и даже друзьями –– уважали православную веру большинства. Они занимались и занимаются духовным и этническим окормлением своих единоверцев, часто подчеркивая признательность православным за возможность (вместе с полным обеспечением гражданских прав и свобод) осуществлять свое предназначение для своего народа. Я считаю, что наша Святая Православная Церковь, будучи верной Святому Православию, не смешивая догматические и вероучительные особенности с гражданскими обязанностями и взаимоотношениями с согражданами различных религий, следует заповеди Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божиими» (Мф.5,9).