Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Иеромонах Лонгин (Чернуха): «Работа современной церковной воскресной школы — это ликвидация духовной безграмотности»

ИЕРОДИАКОН ЛОНГИН (ЧЕРНУХА), куратор воскресной школы при КДА и С:
«Работа современной церковной воскресной школы — это ликвидация духовной безграмотности»

Отец Лонгин, как возникла и чем живет сегодня воскресная школа при КДАиС?
Она начала свое существование с момента возобновления в 1989 году на территории Киево-Печерской Лавры деятельности Киевской Духовной Семинарии. Работали со слушателями школы как преподаватели, так и некоторые студенты КДС. В 1992 году в Лавре возродилась и Киевская Духовная Академия, и уже в следующем году в школе произошли широкие преобразования. Прежде здесь было по одному детскому и взрослому классу. Продолжительность обучения взрослых не была четко регламентирована. В обоих классах изучались катехизис и Новый Завет, кроме этого, взрослым еще преподавали литургику. Теперь же программу для взрослых рассчитали на 4 года, хотя позднее перешли к трехгодичной. В первый год занятий взрослые изучают катехизис, Новый Завет и литургику. На протяжении второго года, при продолжении занятий по последним двум из названных предметам, слушатели знакомятся также с Ветхим Заветом, догматическим богословием и сектоведением. На третьем году обучения преподаются общецерковная история и основное богословие. Среди учебных курсов школы есть также христианская эстетика. Факультативно изучаются церковнославянский и греческий языки и церковное краеведение. Учащиеся детской воскресной школы разделены на возрастные группы: имеется один класс из школьников возрастом от 4-5 до 7 лет, два класса — с 8 до 10-11 и один с 12 и старше. Дети учат историю Церкви, православный курс христианской этики, жития святых. На детских занятиях присутствуют родители, которые призваны потом в домашней обстановке помочь школьникам освежить в памяти пройденный материал. Для всех слушателей школы проводятся экскурсии. У детей еще проходят утренники, просмотры детских поучительных фильмов, викторины, сладкие столы. Слушатели участвуют и в совместной молитве в храме. Сейчас мы разрабатываем экзаменационную программу и предполагаем ввести выдачу достойным слушателям свидетельств о прохождении нашего курса дисциплин. Такое свидетельство могло бы пригодиться тем, кто ощутит в себе призвание заниматься миссионерским служением. Когда-то у нас уже практиковалась выдача подобных документов, но ею в корыстных целях воспользовались вкравшиеся в ряды слушателей экстрасенсы. Тогда мы отказались от «корочек» и напомнили слушателям, что главная наша задача — нести им необходимые знания, а их задача — овладеть и воспользоваться этими знаниями для спасения души. Сегодня ситуация иная в том смысле, что учебный процесс больше отрегулирован и мы лучше знаем наших слушателей. Кстати, в отличие от приходских воскресных школ, у нас собраны слушатели с разных приходов. В своей работе наша школа не задается целью предложить слушателям огромное количество знаний. Главное — дать ключ к пониманию важнейших вопросов и базовые знания, которые потом помогли бы людям для самостоятельного труда на пути своего воцерковления. Надо отметить, что возрастной диапазон слушателей взрослых классов достаточно широк — от молодежи и до ветеранов Великой Отечественной войны. Для тех, кто после прохождения учебного курса во взрослой школе хотят продолжить общение между собой, учрежден клуб «Сретение». Его задача — дать возможность слушателям научиться проявлять самостоятельность и творческую инициативу в своей церковной жизни. Члены клуба готовят и обсуждают доклады на богословские и церковно-исторические темы, проводят у себя интересные встречи, литературные вечера, занимаются распространением листков миссионерского содержания, благотворительностью. Благотворительные акции проводятся разные. Например, собирание пожертвований для интернатов, домов престарелых, детдомов и монастырей. Начиная заниматься этим, мы выдвинули лозунг: зачем ждать заокеанской помощи, если наверняка у каждого есть хорошая, но уже ставшая ненужной вещь. И отклик превзошел ожидания: некоторые участники акции даже специально приобрели вещи для пожертвований. Еще одна форма благотворительности, в которой есть и миссионерство, — выступление с творческими программами в тех же детдомах и интернатах. Эти программы включают поучительные театральне сценки, духовную поэзию и песнопения. Пока что отзывы о качестве преподавания в школе у наших взрослых слушателей — а среди них немало людей с высшим образованием — хорошие. Но есть и критические замечания, которые мы, конечно, принимаем и учитываем в своей работе. Есть, разумеется, и проблемы. Одна из них — кадровая. В КДАиС много хороших студентов, которые могли бы преподавать в нашей школе. Но данный труд требует значительного времени именно в воскресные дни, а студенты часто не могут пожертвовать этим временем из-за других послушаний. У нас также мало преподавателей с педагогическим образованием, но этот недостаток покрывается старанием в работе. Существуют и материальные трудности: нужны средства на проведение мероприятий, приобретение учебных пособий. Возникают также порой проблемы в отношениях между слушателями, что, впрочем, объяснимо на фоне трудностей пути к подлинному воцерковлению.

Руководство вашей школы старается постоянно быть в курсе всего, что происходит в сфере отечественной церковной педагогики. Каков в этой связи ваш взгляд на нынешнее положение православной воскресной школы в Украине?
Для сравнения — небольшой экскурс в историю. Первые отечественные воскресные школы возникли в Киеве, организованные трудами Пирогова на базе Киевского Университета имени святого князя Владимира. Их задача состояла в повышении общеобразовательного уровня детей при внедрении в педагогический процесс новых методик обучения. Возможность работы таких школ предоставлялась только в воскресенье, отчего они и стали называться воскресными. Время показало их эффективность и необходимость новаторства в педагогике. Но нынешнюю воскресную школу в сравнении с элементами гражданской системы образования можно приравнять к специальной школе типа музыкальной или к кружку во Дворце детей и юношества. Работа современной церковной воскресной школы — это ликвидация духовной безграмотности. Но в силу кадровых и материальных проблем эти школы не в состоянии дать православным учащимся цельное образование. И, не говоря уже о проблеме христианского воспитания через школу, возникает и раздвоение познавательного взгляда на мир: естественные науки в светских средних школах по-прежнему базируются на эволюционной гипотезе, хотя последняя и в научном мире воспринимается как спорная, а, кроме того, существует поддерживаемая многими учеными креационная теория. Впрочем, тем, кто всерьез переживает об организации полноценного среднего образования в православной среде, необходимо проявить гораздо большую активность, начиная со встречи с церковным священноначалием, представителями Министерства образования и науки. В ходе этих контактов должна быть разработана четкая и продуманная до мелочей программа действий. Заниматься этим должны все православные — и духовенство и миряне. Необходима подготовка собственных, православных педагогических кадров. Очень многое зависит от родителей. Понятно, что поколение нынешних родителей воспитывалось в пассивной среде, и потому теперь они недостаточно активны. Даже те, кто берет на себя труд выбора для ребенка хорошей школы, спохватываются только тогда, когда чадо пора отводить на первый урок. И еще — родителям надо быть сплоченнее.

А с каких шагов можно было бы начать?
Во-первых, создать в лоне Церкви профессиональную группу, которой было бы поручено заниматься именно педагогической сферой. Причем не между другими послушаниями и не в качестве энтузиазма. Это должна быть их основная работа, достойно оплачиваемая, за которую можно было бы и соответственно спрашивать. Оплату этой работы и связанных с ней мероприятий можно было бы осуществлять из специального фонда, который имеет смысл учредить для данной цели. Мне кажется, что по принципу «с миру по нитке — голому рубашка» каждый приход изыскал бы возможность внести в этот фонд свою лепту. Свой вклад должно внести и государство.

Кстати, протестанты уже стучатся к чиновникам: «Пустите нас в школу!»
Честно говоря, при нашем законодательстве было бы странно, если бы не стучались. Ясно, что детям они могут преподнести только свое видение христианства. Но они готовы идти в школу, потому что поработали над программами и методиками, обучили кадры. Мы в этом отношении отстаем. Тем более необходимо браться за дело. А пока наиболее приемлемым для нас мог бы стать опыт литовских коллег. У них разработано несколько вариантов школьного курса «Основы нравственности», один из которых готовили нерелигиозные педагоги, а остальные — представители традиционных для Литвы конфессий. Кстати, православная версия курса пользуется сейчас в СНГ большой популярностью и переиздана в России. Какой из вариантов будет преподаваться тому или иному учащемуся — выбирают родители. Думается, это вполне соответствует провозглашенным в законе демократическим принципам и правам родителей как налогоплательщиков. Наличие же разных вариантов упомянутого курса является хорошим познавательным стимулом для учителей и родителей, которые, чтобы сделать выбор, должны понять разницу между предлагаемыми ученику версиями «Основ нравственности».

А нельзя ли поставить перед Министерством образования вопрос о том, что поскольку протестантское видение христианства чуждо духовным традициям нашего народа, то протестантам в школу путь должен быть закрыт?
Безусловно, что с нашей точки зрения нежелательно открытие перед неправославными конфессиями шлагбаума на дороге в школу. И очень хотелось бы верить, что у нас в повседневной жизни граждан действительно столь сильны традиции Православия, что мы можем так говорить, как Вы сказали, о всех остальных. Но практика показывает, что безбожие и отрыв от православных традиций поразили наш народ гораздо глубже, чем многие православные думают. В этой связи нам предстоит еще очень много трудиться в деле миссионерства по отношению к родной стране.

беседу вел Владислав Дятлов.