25.01.2012. КИЕВ. Митрополит Павел, наместник Киево-Печерской Лавры: «Человек – существо вечное»
Александр ЯРОВОЙ,
кандидат филологических наук
- Владыко, разрешите начать с нескольких «прикладных» вопросов, возникающих в среде как прихожан, так и священства. Есть решение одной из синодальных комиссий, чтобы компонент «Свято-…» убрать из названия Лавры и других храмов (Свято-Вознесенского на Демиевке в том числе), кроме Свято-Духовского и Свято-Троицкого названий. Как Вы относитесь к этой пропозиции?
- Сегодня как раз мы этот вопрос уже рассматривали с нашим духовным собором. Есть свидетельства о том, что приставка «Свято-» была добавлена в постсоветское время, а раньше было: Киево-Печерская Успенская Лавра, Троице-Сергиева Лавра, Александро-Невская Лавра. Поэтому я думаю, что, кроме «Свято-Духовский», остальные приставки должны быть отняты для того, чтобы названия были как в древнюю историческую эпоху, до советского времени. А место действительно «свято» — хоть монастырь, хоть другой храм…
- Второй вопрос. Что главное для современного приходского священника? Есть разные виды служения: кто-то учит детей, кто-то храмы строит… В каждую эпоху свое. А сейчас?
- Во все времена для приходского священника было главное и первое: спасать человеческие души. Но без труда мы не выловим рыбку из пруда. Нужно иметь прежде дом, в котором глава есть Христос, дом Отца Небесного, о котором сказано, что «дом Мой домом молитвы наречется» (Мк. 11:17). Молитва вразумляет, просвещает, освящает всякого человека.
Современному священнику жребий выпал тяжелее, чем дореволюционному, потому что до революции строились храмы людьми, желающими построить храмы, чтобы увековечить свое имя, родословную. Как мы видим на территории Киево-Печерской Лавры (да и не только Лавры), все старинные храмы были построены тем или иным жертводателем. Много строил император, много строили дворяне, бояре – все, кто желал. На нашу же долю приходится просить у людей, которые имеют средства, чтобы они совершили это благое дело во имя Господа — и для славы Божией, и для своего личного спасения… Сегодня, в ХХІ веке, можно сказать, строительство храмов практически заканчивается. Возведено и отстроено более 10 000 храмов только в Украине.
Сегодня для священника главное, как и прежде, — чтобы он был глубоко верующим человеком, не спешил «идти в ногу» с современным миром. Священник должен быть путеводной звездой для своих прихожан, для верующих людей. На кресте часто писали в древние времена: «Будь верен Богу, людям, Отечеству». Только тогда человек может, если он работает над собой, спасти других. Сегодня наша задача – не ходить по водáм, не творить чудеса, как некоторым «младостарцам» хочется… Сегодня самое главное для священника – научить людей увидеть свое сердце, свою душу. Потому что если мы будем смотреть на чужие грехи, на чужие жизни, — это не спасительно и не принесет человеку никакой пользы.
Вот приходят люди в дом и смотрят, какая хозяйка там, хорошая или нет, как испечен хлеб, как накрыт стол… Так и священник. Если он содержит в чистоте свою душу, он будет содержать в чистоте храм, он будет удерживать свою паству от осуждения, от грехов… Невозможно совсем не грешить, человек имеет пораженную грехом природу, но все равно священник должен быть светочем, светом мира, солью земли — для того, чтобы спасать человеческие души.
- И третий из таких «практических» вопросов, — относительно крещенской воды. Если закупить бутилированную воду, ее приходится после освящения продавать. Но это чистая вода. Такой подход Церковь благословляет?
- Церковь благословляет, для удобства. Сегодня есть такие села и города, где невозможно наполнить сосуды чистой водой. Поэтому есть практика, что закупают воду и освящают. Естественно, Церковь не может такую воду раздавать, потому что она закупила бутылки, закупила саму воду… Кстати, к нам в Лавру приходит множество людей из Кабмина, из Администрации Президента, и просто люди, которые не пошли к источнику, а пришли к нам, и мы раздаем им воду. Лучше всего, конечно, набрать с колодца, из источников. Что касается Днепровской воды — вы знаете, верю в святость, не сомневаюсь в благодати, но все равно я бы не стал ее пить.
- А теперь — уже к основной части. Ваше Высокопреосвященство, какие воспоминания связаны у Вас с празднованием Христова Рождества и вообще святками?
- Я родом с Ровенщины, рос в многодетной семье. Самые живые воспоминания сохранились о том, как хористы местной церкви ходили колядовать. Они прославляли Христа. Это были действительно церковные святки! Другое, что запомнилось, — ставили вертепы. Было очень интересно увидеть, прости Господи, лукавого, который искушал Ирода и многих евреев, преследующих Богомладенца. Запомнилось, как мы спешили в храм ночью. У нас литургия совершалась где-то в 5 часов утра. В то время носили кирзовые сапоги, в которых немножко был носок задран… И вот, чтобы не так мерзнуть, мы заворачивали ноги в теплую хустку.
Дома было приготовлено кушанье, согласно традициям Украины, этого региона и нашей семьи. Хоть семья, повторю, и большая, но всегда было всего, Божьей милостью, в достатке. Покойный отец мой старался, чтобы мы ни от кого ничем не отличались … Елка всегда была у нас в доме! Жили мы на хуторе, дом был старенький, с восемнадцатого века, и если маленький теленок уже родился в то время, к Рождеству, то он обязательно был доме, потому что в сарае очень холодно. И мы все радовались этому событию: это было, как ясли.
- Ваш взгляд пастыря-архиерея на роль Церкви в современной Украине, в славянском и остальном мире.
- Я думаю, не стоит ставить вопрос о роли Церкви «в славянском и другом мире». Древние отцы и философы писали, что Христос принес цивилизацию в мир, принес изменения, поэтому и называется: новая эра. Для всего мира Христос принес освобождение от греха, разрушение греха в таинстве крещения.
Рождество Христово нам оповестило, что пришло время, чтобы мы приготовили свои души. Мы люди тленные, земные. А нам даны были и вертеп, убогие ясли, и Голгофа — это страдания, война с грехом, и славное Воскресение, которое мы принимаем с радостью.
Человек должен прислушиваться всегда к Церкви и жить по заповедям Господним, потому что человек – существо вечное, но на земле временное. И как мы здесь научимся, на земле, жить, так мы будем жить и в Вечности. Если наша жизнь обустроена по заповедям Господним, если мы действительно любим Бога не на словах, а жизнью, тогда нам нечего бояться смерти. Тогда Господь спасет всякого человека. Даже неверующий во едином часе может измениться и сподобиться стать причастником благодати Божией.
Читая страницы Священного Писания, где описывается, как Авраам встретился с Господом, мы получаем прямое свидетельство: если даже будет один праведник, Господь спасет то селение, тот город, в котором он живет. И я верю, что сегодня много праведных душ живет и молится в этом прекрасном, Богом сотворенном мире, поэтому мы еще живем. Конечно, люди, которые далеки от Церкви, живут (пусть не обидятся), таким «скотским» образом жизни. Они не смотрят на заповеди, они не смотрят на то, чтó есть человек, они не смотрят на окружающий мир, который сотворен Богом для того, чтобы ты почувствовал величество Творца, а себя царем творения, видя, что тебе приготовил Господь… Мы вмешиваемся в природу, искажаем экологию, отходим от веры, творим дела насилия… Что мы видим? Люди проповедуют вроде бы мир, а за этим обманным миром стоят войны, разрушения стран, убийство человека — творения Божия, а в лице человека самого Господа распинают.
Удивительно, что строят приюты для животных, судят людей за то, что лошадь пострадала или бездомную собаку переехала машина… Но как уничтожается человечество! Это самое страшное. Благодаря Церкви сегодня еще существует мир. Рождество Христово заставляет многих задуматься, люди соблюдают посты, стараются хоть немножко очиститься… Я не говорю, что мы живем (и священники, и архиереи в том числе) безгрешно, исполняем все заповеданное. Бывает, сердишься, бывает и позавидуешь, или скажешь плохое слово… Я не могу, например, утверждать, что делаю все, как полагается, но стараюсь жить по велению Евангелия, и в своей жизни более всего смотреть на путь Христа: и святой Его страдальческой Голгофы, и Святого Воскресения.
- Владыко, а какие основные духовные проблемы современного человека?
- Сегодня главные проблемы человека – это невежество и неверие. Сегодня общество старается в человеке раздуть те страсти и пороки, которые диавол предлагал Господу на горе искушений. (Как вы помните по истории евангельского повествования: когда Господь был поставлен на высокую гору и диавол показал, искушая Господа, все «блага мира сего»). Сегодня, к сожалению, Интернет подобен помойной яме, которая разлагает человека, полностью растлевает, нет ничего страшнее растления…
Вы знаете, когда гонения в Церкви, когда какие-то бедствия, то люди более объединены, а вот когда находит надолго так называемое «блаженство тела», оно очень вредит духу. Люди сегодня — практически рабы. До 1861 года это было рабство тела, а вот конец ХХ-го, ХХI-й век – это рабство души. Человек порабощен страстями и пороками. Он не имеет время для семьи: жена – для кухни, родители — для детей, для храма, для молитвы. Сегодня все погружены в хаос безбожия, разлагающего человека. Это есть духовная смерть. Современные изменения приносят человеку страдания. Нынешние беды человека – невежество, неверие, жестокосердие.
Чему учит телевидение, в котором, кроме рекламы, почти ничего нет? Учат, как колоть наркотики, как убивать, как насиловать. И сегодня самой главной, я думаю, сатанинской, и как мы называем, масонской миссией есть то, чтобы растлить человека и привести его в совершенное истощение духа. Мы не имеем сегодня милосердия друг к другу. Заповеди блаженства гласят: «Блаженны милостивые», а сегодня, кроме злости и ненависти, в человеке, к сожалению, ничего нет.
-Сейчас многих церковных (да и мирских) людей безпокоят эсхатологические проблемы. Каждого, конечно, в свою меру представления… Что Вы скажете по поводу слухов о конце мира?
- Да, эсхатология – наука о конце мира. Проблема есть. Видите, человек думает, что он вечен. Да, подчеркнем, он вечен. Но на земле он – временный. И душа страдает и ужасается того, что она уже знает… Она по природе христианка, потому что мы носим образ Христа. Первая страница Библии говорит: «Сотворим человека по образу и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Образ мы получили Богочеловека, Христа, плоть Он принял человеческую впоследствии, а подобие мы должны воспитывать сами в себе. Это жизнь по Евангелию. Духовный человек — тот человек, который носит Святаго Духа. Он всегда исполнен радости.
Действительно, есть сегодня множество таких утверждений – неправедных, сразу говорю, неблагочестивых и пагубных для человека. Мы читаем Евангелие, которому нет равных книг, которое никто не может опровергнуть, потому что это Слово Божие, и оно – Истина. А тут слышим, что где-то там заканчивается календарь в 2012 году, где-то что-то… Но сказано, что о последнем времени никто не знает, даже Сын человеческий, хотя он – Богочеловек. Он как Бог знает, но как имеющий природу человека, тело, Он это не может знать. Поэтому — знает только Господь.
То, что это произойдет, мы знаем, и завершение уже приближается. Евангелие прямо свидетельствует, что в последние времена будут хулители Церкви, ругатели, что будут бедствия и разделения, что рассеянные народы будут возвращаться в свои земли. Восстанет брат на брата, появятся болезни, которых никто не сможет ни излечить, ни установить – отчего они? Все это сегодня мы видим. Изменения в природе — они есть. Сегодня 4 января, а на улице – «апрель». Сколько болезней! Что такое сахарный диабет? Все берутся лечить разными способами, но пусть покажут мне хоть одного человека, страдающего этой болезнью — вылеченным. Меня возмущает реклама: «рак – не вирок», «рак – это то-то и то-то»… И одна только еврейская клиника может лечить! Это – неправда. Это – шарлатанство. Это – обман. Это – полнейший абсурд. Потому что исцеление подвластно только Богу. Врачи могут помочь человеку на некоторое время, но полностью излечить — это во власти Божией. Если бы так легко все лечилось, как «лечит» Сандей, толкая в грудь человека, так зачем больницы? Не было бы столько страданий… Я удивляюсь безумству некоторых людей, которые на болезнях, на страданиях людей зарабатывают деньги! Всякие эти дополнительные питания, добавки – это все обман. Люди добрые, не верьте! Самое лучшее средство – это пост. И Церковь насколько мудро установила – четыре поста, плюс еженедельно среда и пятница – человек не будет себя перегружать. Старайтесь жить согласно церковного устава, и поверьте, будет хорошо… Будут, конечно, проблемы, так как мы имеем грех, разрушающий изнутри человека. Но если мы очистимся, не станет очень многих бед и страданий. Сегодня мы видим, как люди зарабатывают деньги на так называемых лекарствах. Да, они облегчают состояние, если действительно сделаны по совести. А если вредят?..
Мы сегодня видим, как женщины глупо поступают сами с собой – хотят изменить в себе образ Божий… Человек красив! Каков бы он ни был на лице, как его родили родители — он такой и красив. Все зависит от души. Если твоя душа искорежена, если она – зла, то будет лицо твое перекошено, глаза твои будут несветлые, потому что все зависит от сердца. Что в сердце человека – то у него и на душе и в теле.
…Конец мира неизбежен, но мы имеем возможность продлить дни бытия человечества на земле. Если мы покаемся, если мы обратимся ко Господу всем сердцем, тогда и Господь продлит дни. Но сегодня, как вы видите, Церковь Христову стараются всячески опорочить, всячески разделить, разломать, оклеветать, очернить. Не Церковь виновата. Церковь сама – непорочна. Виновен сам человек. И если в Церкви нездоровье– это нездоровье людей, мы это не отвергаем, мы это знаем. Ведь каждый человек – это есть часть Церкви. И все зависит от нас самих.
Вот сегодня некоторые люди говорят: «Ой, церковники такие-сякие, они работала с коммунистами…» А теперь появились разные секты, любого характера и масти. Лучше стало? «Разделяй и властвуй…» Чем дальше от Церкви, чем дальше от истинного пути, тем больше дебри, обрывы, ямы, и человек там гибнет. Поэтому мы должны обратиться всем сердцем к щедрому Богу.
- Какая роль Церкви в современной общественно-политической жизни?
- Вы знаете, для меня этот вопрос непонятен: Церковь для всякого человека – это Церковь. Она не должна подстраиваться под кого-либо. Она не может быть «карманной» Церковью Президента, парламента, других людей. Церковь обличает не человека, Церковь обличает страсти и пороки. Господь судит не по лицеприятию, Господь судит по нашему состоянию души, по нашей жизни.
Власть должна, обязана сохранять ту Церковь, которая есть в стране, хранить ее свято и бережно. И как раз православная Церковь, каноническая Церковь – это та религия, вера государственная, которую принял основоположник страны-Руси – князь Владимир. Он был человеком умным, образованным на то время, и стал человеком святой жизни, ибо в себе соединил все для того, чтобы прославить Господа и спасти весь свой народ.
Никакая другая религия, которая сегодня сюда приходит с востока или запада, не будет спасительной для наших людей. Мормоны, «сандеи» эти все — никогда в жизни не будут поддерживать Президента и его правильный курс, который он держит для укрепления мира. Им самое главное — разрушить устройство страны. Мы сегодня не понимаем этого. Но когда это все даст результат, тогда поймем. Вот, если вы помните, было «белое братство», что оно принесло?..
Меня еще одно возмущает. Мы воспитываем детей. Государство тратит деньги. И эта молодежь, которая не спилась и не скололась, действительно умная, — уезжает за границу. Тогда зачем эта страна? Они становятся рабами других, потому что множество передовых научных исследований исходит от славянского мира. И это засвидетельствовано много раз. Мы ехали в Израиле в машине с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, и я услышал такое объявление: в мире пять тысяч шестьсот крупнейших ученых, из них более трех с половиной тысяч – славяне! Это действительно человеческий ум, облагодетельствованный Богом. До сегодняшнего дня никто не нашел тех препаратов, какие нашли наши ученые-медики. А какие достижения в космической и других областях! Поэтому нашей стране нужно сегодня побеспокоиться о сохранении веры, о сохранении государственности и сохранении своего народа. Сказано в Библии: если государство (чиновники!) подняло цену на хлеб, да будет проклято. А у нас сегодня делают что хотят, и народ для них нужен только когда выборы… К сожалению.
- Владыко, Церковь и молодежь: речь идет о поколении погибающем или многообещающем? Как вообще помочь молодым?
- Никогда не напьешься воды, не приложив труда, и никогда не достигнешь цели, не выйдя из дома. Так и здесь. Молодежь должна помнить: если она хочет быть спасена, если она беспокоится о благе, если она хочет чего-то достичь — она должна идти к свету. И этот Свет есть Господь. Как бы не мудрили мы, как бы не старались, все равно: если человек достиг чего-то в науке – это не его заслуги. Достиг в какой-то другой отрасли – это не его заслуги. Следует помнить, что именно Господь дает все для человека.
Заставить молодежь насильно – это не-воз-мож-но. Это нужно прививать родителям с детства, будут всходы, как бы кто не мешал.
Церковь сегодня жизненно необходима. Многие говорят: вам надо пойти… Куда? С ними танцевать? Нет. Пойти, чтобы с ними уколоться? Нет. Пойти с ними на дискотеку? Нет. Если у молодого человека болит зуб, он идет к врачу. Если он хочет кушать, то идет в магазин. Так и здесь: человек должен почувствовать, что у него болит душа. Да, веселья никто не отнимает: веселитесь и радуйтесь. Но должны помнить, что есть еще время и старости, время смерти и Воскресения. Поэтому сегодня мы не должны ослабевать, а должны учить, должны проповедовать. Наилучшая проповедь – это жизнь священника, она должна людям свидетельствовать.
На сегодня везде и всюду Евангелие проповедано. Но вот, бывает, многие приходят, когда нужно им повенчаться. Например. Я заставляю, прошу, чтобы они пришли на беседу. Пришли они причащаться. Поисповедовались кое-как. В большинстве случаев за них исповедуется священник, потому что… «Чем согрешил?» — «Ничем». «Ну может, вы в храм не ходили?..» -« Я имею Бога в сердце…» Хорошо, ты имеешь Бога в сердце. Но если ты любишь девушку, ты ж не говоришь: я дома, но я ее люблю! Ты же бежишь к ней, торопишься… «Может вы обманули?» – «Нет». «Может, вы родителей не почитали?» – «Да что вы! Мы с родителями…» «Может, вы блудом согрешили?» — «Нет. Мы живем гражданским браком». А что такое «гражданский брак»? Это блуд, подписанный в РАГСе.
Господь сказал: «Без Меня не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5). Поэтому нынче как раз молодые должны помнить, что без Бога их жизнь будет мрачная и тяжелая. Они должны всегда стремиться приходить в храм, заставить себя. Первый день очень тяжело прийти в храм. Ну пришли, побыли — хоть полчасика, хоть минут двадцать. Помолитесь, чтобы Господь помог и открыл тот путь, который ведет ко спасению, к Царствию Божию.
И не надо бояться, что тебе кто-то сделает замечание. Ученик, хоть и не выучив урок, идет на этот урок. Преподаватель двойку ставит – но ученик не боится. А некоторых, видите ли, обидели: «я никогда не пойду в Церковь». Не иди. Церковь не нуждается в нас, мы нуждаемся в Церкви! Человек должен помнить, что если пришел к хирургу, то хирург не спрашивает, как тебе резать нарыв. Он привязал твою руку, почистил, вырезал, а ты ори хоть до посинения. А здесь тебя никто не режет, не бьет, здесь тебе дают лекарство для исцеления твоей мятущейся многострадальной души..
Любил пить – перестань, потому что это вред для твоей души, принимал наркотики — отвыкни от этого, ругался матом – хватит. Вот говорю: вы курите? Сколько? Две пачки в день? А давайте сегодня скурим 39 сигарет. Завтра – кури, но 38 сигарет… И дойдешь до одной, и бросишь потихоньку. Проси помощи у Бога, а у Него хватит средств и милости дать тебе ум, чтобы ты смог спастись.
- И заключительный вопрос. Ваше благословение для еженедельника «2000» и вообще украинской журналистики. Что должны делать пишущие?
- Я благодарю Бога за величайшую милость – общение с журналистами газеты «2000».
Есть журналисты, как и священники, одаренные, а есть и бездари, как везде. Хочу сказать только одно: друзья, если пишете, пишите правду. Пускай она будет горькая. Пишите историю, какая она ни есть. Мы ее сами делаем, мы ее сами пишем. Но и Господь исцеляет эту историю разными способами…
Хочу также попросить вас, чтобы вы писали больше о святости жизни людей. К сожалению, сегодня многие журналисты забывают, что они – люди смертные. Меня очень удивляет, когда говорят: мы за справедливость, а сами — обманщики, извините за слово, «брехуны». Сами себе врут и всех обманывают. Говорите все, как есть.
Я прошу и молюсь, насколько это Богу угодно, чтобы Господь помог каждому человеку пронести свой крест. Чтобы Рождество Христово родило в каждом сердце чувство покаяния, чтобы вифлеемская звезда освещала жизненный путь каждого. У нас в жизни столько проблем! У нас в жизни столько есть и радостных, и тяжелых дней… Поэтому чаще обращайтесь к Богу. И ваше одно слово, написанное на страницах газеты, журнала, слово на телевидении, радио, — может исцелить душу, а может и поразить ее. Не бросайте людей в отчаяние: люди не видят света, видят безысходность. Стоит ли так делать?
Нужно больше писать о прекрасном мире, Богом сотворенном, о том, насколько прекрасен человек, прекрасна семья, все что ни есть светлого и радостного – такая правда будет приносить людям счастье. Вот почему в те, «мои», времена, пятьдесят лет тому назад, мы радовались каждому празднику, радовались каждому дню, радовались каждому человеку!..
И пускай родившийся Богомладенец благословит каждого из вас на жизненном пути, и пусть будет в ваших сердцах мир, и радость, и благодать Святаго Духа. Аминь.
Беседу записал Александр ЯРОВОЙ
Фото: «Газета 2000″
25.01.2012. ДЖАНКОЙ. В епархии прошел III Рождественский детский фестиваль