09.01.2012. КОНОТОП. Рождественское послание епископа Иосифа
Рождественское Послание епископа Конотопского и Глуховского Иосифа
пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви Конотопской епархии
«И беспрекословно – великая благочестия тайна:
Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе,
показал Себя Ангелам, проповедан в народах,
принят верою в мире, вознесён во славе».
(1 Тим. 3,16.)
Возлюбленные о Господе пастыри, всечестное духовенство, иноки и инокини, боголюбивое казачество, братия и сестры во Христе – верный клир и вся богоспасаемая паства Конотопско-Глуховской епархии
Украинской Православной Церкви!
В эту святую и лучезарную ночь сердечно поздравляю всех вас с Рождеством Христовым, ибо ныне, по слову святого апостола Павла, «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков!» (Тит.2,11).
Две ночи в году для нас, верующих людей, являются особенно дорогими, ибо они святы и священны. Это светозарная ночь Светлого Христова Воскресения и благословенная ночь Рождества Христова. В эту святую ночь совершилась величайшая тайна явления на земле Сына Божия для нашего спасения. В эту святую ночь всколыхнулся и взыграл весь ангельский мир, воспевая дивную песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!»
Проходят века, но каждый год в этот священный день с душевным трепетом переживаются людьми события, произошедшие в Вифлееме. Так происходит потому, что нам известен весь путь Христов от Рождества до Воскресения, и к нам обращено Его Евангелие, указывающее путь к вечной жизни.
У любого из нас, прибегающего к преображающему покрову и заступничеству Господа нашего Иисуса Христа, могут быть разные жизненные пути обретения веры, надежды, любви – плодов благодати Духа Святого. Как говорил святитель Филарет, митрополит Московский: «В Евангелии мы видим два пути к рождающемуся Христу: путь волхвов и путь пастырей. Путь волхвов есть путь света и ведения, управляемый ясным знамением звезды, которую они видели на востоке и которая предводила их до Иерусалима и Вифлеема. Путь пастырей есть путь сени и тайны, путь веры. Прославим прославившего путь волхвов, не презрим пути пастырей. Если светлый путь ведения привлекает наши взоры, не забудем, что мы должны быть не путешествующими зрителями, но осмотрительными путешественниками». И какой бы путь мы ни избрали, каждый из нас призван к противостоянию грехам, соблазнам и порокам в своем сердце и разуме, к преодолению эгоистичного и потребительского отношения к ближним, к неизменному преображению собственной жизни, дабы исполнились в нас слова молитвы, обращенной к Спасителю: «Да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет Неприступный: и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих» (молитва Первого часа).
Радуясь в эту священную ночь вместе с небом и землёю, мы проникаемся пониманием, как знаменательно и поучительно для нас это священное событие, столь обильное Божественной любовию к людям. Молитвенно прославляя Творца неба и земли в эти мгновения, мы поражаемся тому, какая бездна премудрости и снисхождения явлена миру: Сам источник и Податель жизни – Сын Божий приобщился плоти и крови нашей (Евр. 2, 14-16), чтобы обновить и спасти человечество.
Придя на землю, Господь Иисус Христос преподал людям Своё Божественное учение и спасительные жизненные силы, которые оставил навсегда в основанной Им Церкви, в этом великом и вечном источнике всеспасающей и исцеляющей благодати Божией. Как же мы должны ответить на эту величайшую милость, дарованную нам точно говорит об этом один из учителей вселенских Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской: «Для того и воплотился Бог, как бы на иконе изображая и благочестие, и добродетель, чтобы каждый и каждая, взирая на Него, по возможности подражали Первообразу. Для того носит наше тело, чтобы и мы, сколько возможно подражали Его жизни».
В Навечерие Рождества Церковь предлагает для нашего назидания умилительные, глубочайшие по внутреннему своему содержанию песнопения. «Что Тебе принесем, Христе, — воспевается в одной из стихир, — яко явился еси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели — пение; небеса — звезду; волсви — дары; пастырие — чудо; земля — вертеп; пустыня — ясли…». И невольно в эти слова церковного песнотворца углубляется наша мысль: что же именно мы принесем Рождшемуся ради нас на земле? Лучшим даром для Господа станут наши очистившиеся от всякой скверны сердца, наш труд, наша любовь. Но еще от нас ожидает Христос самоотверженного служения нашим ближним, чтобы вся наша жизнь — и слова, и образ поведения, и тем более самые дела были живой, неумолкающей проповедью о Нем, нашем Спасителе и Боге. Подобно богонаученным мудрецам от Персиды, ведомым светом Вифлеемской звезды, и нам подобает устремляться всегда в течении своем за Христом по пути, освещенному светом Его Божественного Евангелия.
Святитель Димитрий Ростовский писал: «Вошел Царь Небесный в земной вертеп, и вошло с Ним все Его воинство и Его чин небесный; вошло с ним Небо со всем своим небесным величием». Небо стало землёю, чтобы земля стала Небом. Но чтобы это произошло сегодня, каждый из нас должен принести свой посильный дар к рождественской колыбели Богомладенца. Этим даром может стать примирение враждующих, восстановление семейных связей, избавление от пороков, дела милосердия и попечения о страждущих, наше покаяние и молитва, по слову Христа, «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13).
Воззовем же ныне к новорожденному Богомладенцу, да не угаснет наша молитва, не ослабеет вера, да светит всегда пламя любви к нашему Спасителю в каждом сердце, а уста наши пусть поют вместе с Церковью дивную песнь Христу: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланитися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе!»
Всечестные отцы, возлюбленные братия и сестры!
В наступающие Святые дни с ревностью о Рождшемся Спасителе нашем усилим свои труды доброделания, принесем в каждый дом радость о Господе нашем Иисусе Христе, посетим тех, кто нуждается в нашей помощи — страждущих и обездоленных, болящих и сирых, пребывающих в узах и унывающих братьев и сестер наших. Ибо, поступая так, мы готовим себе ни с чем не сравнимую радость услышать в будущем от Господа: «…приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 34-36).
Прославляя в эти дни родившегося Спасителя мира, будем помнить, что от каждого из нас требуется достойный ответ на проявленную Богом любовь к людям. И этим ответом может стать только наша любовь ко Христу, которая, по слову апостола Иоанна Богослова, заключается в том, чтобы «мы соблюдали заповеди Его» (1 Ин 5: 3).
Призываю Вас творить с добрым расположением дела милосердия – помогать больным, немощным, одиноким, всем, нуждающимся в вашей помощи. Будьте ревностны к службе Божией, совершаемой в храме. Созидайте в своих душах особое духовное состояние – мира и любви Христовых – через молитву неленостную и чистую, через соблюдение всех заповедей Божиих и установлений церковных, через послушание воле Божией и смирение. Молитва храмовая объединяет нас, утверждает в любви Христовой и укрепляет в сознании, что мы являемся чадами единой Украинской Православной Церкви. Господь руководит нашей Матерью Церковью, и ничто в Церкви, как и во всем мире, не совершается без Его благой и святой воли.
Это праздничное приветствие завершаю горячими молитвенными пожеланиями, обращенными ко всем вам, повторяя пастырский призыв святого апостола Павла: «Будьте в мире между собою. Умоляем также вас …вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы во всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5:13-16).
С любовью о Христе родившемся
+ Иосиф, епископ Конотопский и Глуховский
Рождество Христово
2011/2012
09.01.2012. ВІННИЦЯ. Митрополит Симеон з духовенством і паствою відсвяткували Різдво Христове