Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

08.12.2010. КИЕВ. Протоиерей Виталий Косовский: «Сегодня — время оценить сделанное и подумать, как уже в новых условиях идти дальше»

Первое, на что обращаешь внимание, когда попадаешь в столичную Ильинскую церковь на Подоле – это два священника, которые дежурят у входа. Любой человек, заходящий в храм, может задать им вопрос, попросить о молитве, исповедоваться.
При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, община известна своими благотворительными проектами. Не менее известен и настоятель этой церкви — уже 17 лет, как секретарь Киевской Митрополии, и 19-й год, как благочинный храмов Киева, а кроме того — председатель Синодального отдела УПЦ по архитектуре, строительству и охране церковных памятников — протоиерей Виталий КОСОВСКИЙ.
Сколько и каких церквей еще нужно построить в Киеве, зачем записывать адрес и телефон тех, кому выдается свидетельство о Крещении, и что отвечает его семилетний сын на вопрос «Кем ты станешь, когда вырастешь?» — об этом и многом другом рассказал отец Виталий в интервью «Православию в Украине».
«В 1988 году в Киеве действовало 15 храмов. Сегодня в столице более 200 религиозных общин, 180 из которых – полноценные приходы»
— Отец Виталий, как вы оцениваете изменения в Киеве с момента прибытия Блаженнейшего Митрополита Владимира в Украину?
— В следующем году исполняется 20 лет со дня моего назначения настоятелем Свято-Ильинской церкви. И, собственно говоря, так же, почти 20 лет, я несу послушание благочинного храмов города Киева, возложенное на меня Его Блаженством.
Религиозная ситуация в Киеве мне хорошо известна, поскольку я вырос в этом городе. Для сравнения, если вспомнить празднования, посвященные тысячелетию Крещения Руси в 1988 году, то в Киеве на тот момент было всего 15 храмов, в том числе монастыри. На сегодняшний день в столице зарегистрировано более 200 религиозных общин, 180 из которых уже функционируют как полноценные приходы. И без ложной скромности хочу сказать, что это результат совместной активной и слаженной работы благочиний Киева, руководство которыми было возложено на меня Его Блаженством.
— Что было вашей основной задачей в последнее время?
— Первоочередной задачей было определить максимальное количество мест под храмы в интенсивно строящемся Киеве. Мы стремились получить землю для того, чтобы создавать общины, строить небольшие церкви, а уж затем возводить на этих местах большие и красивые храмовые комплексы. Полагаю, с этой задачей мы справляемся.
Хочу сказать, что что бы ни говорили о мэре Леониде Черновецком и о его деятельности на посту городского главы, но, наверное, благодаря тому, что он мало интересовался жизнью православных приходов, нам удалось за время его правления добиться выделения большого количества земельных участков под строительство храмов. В Киевсовете трудилось и трудится много православных христиан и православных депутатов во главе с архиепископом Павлом, наместником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, и благодаря этому земля под православные храмы выделяется.
— При предыдущих властях это было труднее?
— Да, было значительно сложнее. Скажем, Александр Омельченко приятно улыбался, всегда позиционировал себя как православный христианин, но при этом соблюдал негласную установку не выделять землю. Вы знаете, за время его правления за бюджетные деньги города было построено много храмов, но практически все они были отданы Киевскому патриархату: и Михайловский Златоверхий монастырь, и храм Богородицы Пирогощи, и храм Рождества Христова на Почтовой площади, и многие другие.
— Получается, лучше, когда власть равнодушна?
— Нет. Лучше, когда власть помогает Церкви. Но, к сожалению, до сих пор не было таких представителей городской власти, которые действительно, реально, не на словах, а на деле помогали бы строить храмы. Мы возлагаем определенные надежды на нового мэра столицы Александра Попова.
— Хотите увеличить количество участков земли с его помощью?
— На сегодняшний день задача увеличения количества участков уже не стоит так остро. Приоритетным является непосредственно строительство основательных, красивых в архитектурном отношении храмов, ну и, конечно же, налаживание приходской жизни.
— Какие проблемы остаются сегодня?
— В первую очередь — финансовые. К сожалению, кризис коснулся и Церкви. Сложнее стало что-то строить, что-то начинать. Но, думаю, это временное явление, на все воля Божья. Значит, не нужно спешить, значит нужно остановиться и подумать, что сделано и что еще нужно сделать. Нельзя бежать вперед все время.
Еще в 1962 году Евтушенко написал хорошие слова:
Проклятье века — это спешка,
И человек, стирая пот,
По жизни мечется, как пешка,
Попав затравленно в цейтнот.
Поспешно пьют, поспешно любят,
И опускается душа.
Поспешно бьют, поспешно губят,
А после каются, спеша:
О человек, чье имя свято,
Подняв глаза с молитвой ввысь,
Среди распада и разврата
Остановись, остановись!
Я думаю, что всем людям необходимо когда-то останавливаться для того, чтобы осмыслить прошедшее и подумать о будущем. Смотрите, мы только за 2008 год построили 35 храмов. Только за один год! Практически на каждом кладбище поставили храм, как это было исторически. Так что, сегодня есть время оценить сделанное и подумать, как уже в новых условиях идти дальше.
«Было время, когда представитель Президента по Киеву мне, секретарю Киевской Митрополии, говорил: «Переходи в КП или мы твою церковь заберем»…»
— Какие события лично для вас оказались наиболее значительными за прошедшие годы?
— Самым важным было, наверное, отстоять город Киев, отстоять наши храмы. Вспоминается время, когда ко мне приходил представитель Президента по Киеву Иван Николаевич Салий и говорил: «Переходи в Киевский патриархат, или мы твою церковь заберем». Это были его слова, сказанные мне, секретарю Киевской Митрополии! Что же говорить о других священниках, каково было им?
Особенно тяжело было в момент, когда Президентом был Леонид Кравчук. С приходом Леонида Кучмы ситуация серьезно изменилась. Он не стал приверженцем нашей Церкви, но при этом появилась некая юридическая стабильность. Уже нельзя было просто так зайти, как тогда: приезжали УНСОвцы, выбрасывали наших священников, занимали храм и служили.
— В Киеве были такие прецеденты?
— На Соломенке — очень яркий пример.
— В начале ноября под вашим председательством прошло заседание благочинных города Киева. Не могли бы вы рассказать, что обсуждалось, какие были приняты решения?
— Такие совещания проходят ежемесячно. Главный вопрос на повестке дня — финансирование строительства кафедрального собора. Потому как на каждый приход возложена почетная обязанность принимать активное участие в строительстве кафедрального собора, которого у нас нет.
Также рассматривались земельные вопросы — они всегда актуальны. Для более эффективной работы в этом направлении был назначен глава земельного комитета при киевском благочинии. Эту комиссию возглавил один из столичных клириков, который имеет многолетний опыт работы в Киевземе. Основной задачей комитета будет решение вопросов, связанных с выделением земли, а также переводом тех участков, которые были предоставлены в аренду, в постоянное пользование. Связано это, в первую очередь, с большими финансовыми затратами на аренду. Теперь, согласно закону, мы имеем возможность перевести эти земли в постоянное пользование.
— Как обстоят дела со строительством кафедрального собора?
— Строительство продвигается. В данный момент я не вникаю непосредственно в ход строительства. Дело в том, что по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира мы вместе с владыкой Иоасафом (ныне епископ Новокаховский и Бериславский) занимались выделением земли под строительство. На данном этапе мы свою миссию выполнили, все вопросы решили и более того, перевели данный земельный участок в постоянное пользование. Дальше взялись за дело строители.
— Ведутся ли переговоры о воссоздании Десятинной церкви в Киеве?
— Да. Я встречался с людьми, которые отвечают за памятники архитектуры при Кабинете Министров, и они уже готовы поднимать вопрос перед Президентом и Кабмином о том, что бы все-таки начать воссоздавать Десятинную церковь. Речь идет о воссоздании не только храма, но единого архитектурного комплекса, в центре которого будет Десятинная церковь.
«Ведь несложно священнику всем своим знакомым взять и послать смс-сообщение, что «такого-то числа будет поминовение усопших, не забудьте прийти в храм». Прихожанам будет приятно, что о них помнят…»
— Недавно Святейший Патриарх Кирилл призвал открывать при приходах группы по изучению Священного Писания. Как обстоит ситуация с изучением Библии в храмах Киева?
— Конечно, открытие таких групп крайне важно. Кроме того, исходя из собственного опыта приходской жизни, хочу сказать, что как минимум в каждом храме обязательно должна быть воскресная школа. Пусть там будет десять-двадцать детей, но она должна быть. Причем, школа настоящая: с домашними заданиями, с ответами у доски. Не просто так, что-то рассказали, дети послушали, побаловались и разбежались. Это должна быть именно школа, где учат и спрашивают.
Должна быть воскресная группа и для взрослых, где люди могли бы встречаться, обсуждать богословские вопросы и говорить на различные церковные темы. Должно быть живое общение. Ведь зачастую бывает так, что люди годами ходят в один храм, а друг друга не знают. Вот у нас, например, храм небольшой, но благодаря общению в воскресный день причащаются до трехсот детей.
Также считаю обязательным проведение лекций перед Таинством Крещения. Как показывает практика, это имеет огромное значение. Люди тогда совершенно по-другому понимают Таинство, в котором участвуют. Понимают, что такое Символ веры, знают, что и для чего совершается. Это же касается и венчания. Для желающих вступить в брак мы, например, проводим отдельную встречу со священниками.
И еще один позитивный момент, который я хотел бы посоветовать всем священнослужителям: когда выписывается свидетельство о Крещении, попросите оставить адрес и телефон. Спустя некоторое время не постесняйтесь, позвоните людям, которые две-три недели назад крестили ребенка, и спросите: «А вы причащали младенца? Приносили в храм?» Кто-то не захочет говорить, скажет, что это не ваше дело, но таких будут единицы. А другие подумают: «О, батюшка звонил, а мы не пошли, надо же сходить…»
У нас люди инертны, поэтому их нужно расшевелить. Вот грядет поминовение усопших, ведь несложно священнику взять и всем своим знакомым послать смс-сообщение, что «такого-то числа будет поминовение усопших, не забудьте прийти в храм». Прихожанам будет приятно, что о них помнят, и кроме того, это важно для тех, кого поминают. Молясь о почивших, мы также напоминаем им о себе. А у них есть больше возможности перед Престолом Божьим помолиться о нас.
— Иногда, пусть редко, но случается, что среди священников попадаются те, кто ведет себя недостойно. Если такого рода инцидент произошел с прихожанином, как ему следует реагировать? Какой существует механизм зашиты прихожан от неправомерных действий священников, которые могут иметь место?
— В случае возникновения подобной ситуации в первую очередь следует обратиться к благочинному района или благочинному города. Если появится необходимость, будет создана специальная комиссия, она изучит все обстоятельства инцидента, на основании которых можно будет применить те или иные церковные прещения в отношении священника, если тот виновен. Если же речь идет о серьезном преступлении, то в конце-концов прихожанин может обратиться в милицию либо в прокуратуру. Но, у нас, слава Богу, такого не случалось и, надеюсь, никогда не случится.
— Как защитить в этом случае священника от навета?
— Необходимо разобраться в том, кто обвиняет, что это за человек. Нужно смотреть, были ли похожие обвинения или разговоры относительно этого священнослужителя ранее. В любом случае, рассматривать данный инцидент будет комиссия, в состав которой, как правило, входят опытные пастыри. Поэтому можно рассчитывать на объективный результат.
— Как вы лично относитесь к проблеме так называемых православных ультраортодоксов, которые выступают против священноначалия и, по сути, ведут часть Церкви к расколу? Насколько для киевского благочиния актуальна эта проблема?
— У нас в благочинии это единичные явления, но они есть. Такого рода проблема, например, имела место на Святошино. Там священник бросил семью, создал самую настоящую секту. Запрещал пользоваться мобильным телефоном и даже изымал их у прихожан. Открыл приход при больнице, при этом никак не помогал и не работал с больными. Мы вразумляли его, но он не раскаялся. В результате он был запрещен в служении. Сейчас на этом приходе служит другой священник, которому удалось нормализовать жизнь общины.
Еще одна подобная проблема имеется в Бортничах. Там священник запрещает людям работать, отдавать детей в школу, регистрировать. Храм находится в структуре Украинской Православной Церкви и при этом там говорят, что в Киево-Печерскую Лавру ходить нельзя, что священники, которые носят мобильные телефоны, — прокляты, и прочую чепуху. Образовывается опять очередная секта. Этим занимаемся мы, прокуратура, МВД, а также уполномоченный по правам человека Нина Карпачева.
«С детства я шел одним путем и знал, что буду священником. Точно, как сын мой сейчас отвечает: «Я буду священником, как папа»».
— С Вашей помощью строится много храмов. Какой архитектурный стиль предпочитаете лично вы?
— Предпочитаю, наверное, все-таки русский стиль XVIII века — луковичные купола, яркая, красивая роспись. И я считаю, что не все храмы должны строиться в стиле украинского барокко. Должна быть свобода выбора и индивидуальность. Больше разнообразия. Например, сейчас мы строим храм святого Николая на Подоле в виде самой настоящей древнерусской ладьи — лодки.
— Какую церковную музыку любите?
— Во время обучения в Московсих духовных школах я пел в хоре отца Матфея Мормыля, и считаю его творчество эталоном церковного пения. Под его управлением мы исполняли различные произведения, начиная от знаменного распева и заканчивая произведениями современных авторов. Также очень люблю византийский распев.
— Что Вы испытываете, когда служите Литургию?
— В первую очередь, радость: я привык к Литургии с детства. Иногда меня спрашивают: «Когда Вы пришли в церковь?», на что отвечаю, что я из нее не уходил. Мама родила меня, а спустя некоторое время пришла в храм, взяв меня с собой. Так и рос: все время либо в храме, либо рядом с ним. Я привык к храму, я без него не могу. Находясь где-то вдали от родины, если проходит один воскресный день без Литургии, я уже начинаю скучать по храму, по богослужению.
— Вы ребенок верующих родителей, но у таких детей часто бывает период бунта против родительских ценностей. У вас он был?
— Нет, такого не было. С детства шел одним путем и знал, что буду священником. Точно, как сын мой, которому сейчас семь лет, когда его спрашивают, отвечает: «Я буду священником, как папа».
Мы всегда ходили в храм, у нас была такая своя церковная компания во Владимирском соборе, встречались, общались. Когда у меня и был опасный период, мне не дали возможности свернуть с правильного пути. А с семнадцати лет я уже начал иподьяконствовать.
— Это похоже на путь Блаженнейшего…
— У Блаженнейшего было все сложнее. Они жили в то время, когда им говорили: «Куда вы идете? У вас же нет будущего». Помните, как Хрущев сказал, что к восьмидесятым годам он покажет по телевизору последнего попа? А Господь судил все по-иному…
Мы же хоть и жили до перестройки, но это уже было другое время — храмы не закрывались, но, правда, их не разрешали ремонтировать. Тогда же, когда начинал свой путь Блаженнейший, в конце 1950-х, все было отчаянно плохо. Но, тем не менее, у христиан была уверенность в том, что они поступают правильно. И что Бог их никогда не оставит.
— В этом году Блаженнейшему Митрополиту Владимиру исполнилось 75 лет. А какой была Ваша первая встреча с Предстоятелем?
— Когда еще я был студентом Московской духовной школы, мне рассказывали старшекурсники все те забавные и интересные повествования о жизни Блаженнейшего. Это были истории о безграничной доброте ректора. Например, как студенты перелазили позже благословенного времени через забор – и… попадали в руки Блаженнейшего. Но при этом говорили: «Владыка, вы только не говорите об этом инспектору»…
Спустя некоторое время по воле Божией состоялась моя личная с Предстоятелем. Являясь секретарем Киевской Митрополии, я научился у Блаженнейшего Митрополита Владимира очень многому. И в первую очередь — жизненной мудрости.
Интервью провели Олег Гавриш и Дмитрий Марченко