Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

26.09.2008. КИЕВ. Назаров И.В. Свобода против закона: цивилизация на весах Спасения Монография. –К.: Изд. ПАРАПАН, 2008. – 224 с.

Вот уже без малого две тысячи лет в истории присутствует таинственная эсхатологическая закваска – Плоть и Кровь Воскресшего Спасителя, приобщающего причастников к жизни будущего века. И, хотя Христос, кенотически скрывший Свое Божество под «зраком раба», и ныне подает Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина, Христиане, чувствуя их Божественность, уже не могут жить так, как жило человечество до Боговоплощения, – в подвиге хранения заповедей они готовят себя ко встрече с Небесным Женихом.
Новое вино христианской веры оказалось невместимым ни в жесткие рамки Ветхозаветного Закона, ни в прокрустово ложе римского права, ни в прохудившиеся мехи эллинистической культуры. Нельзя сказать, что Христианство упразднило их, – оно потребовало их радикального превосхождения на пути к «новому небу и новой земле» – и то, как наследники Христа пытались выполнить данные Им заповеди блаженства, нашло свое отражение и в исторических формах культуры. И христианский Восток, и христианский Запад, по-разному уяснившие Искупление человеческого рода, сформировали и разные стратегии жизни личности во Христе, со временем вышедшие за рамки несовпадающих догматов веры и отвердевшие в конфликтующих культурных установках, правовых и хозяйственно-экономических традициях, в состязающихся «не на жизнь, а на смерть» государственно-политических системах. Европейский исторический сюжет с тесно вплетенными в него судьбами Византии, Великой, Малой и Белой Руси не может быть правильно истолкован без обращения к цивилизационной парадигме, ибо именно конфликт католического, а затем протестантско-ренессансного Запада и православного восточнославянского мира был и, несмотря на прискорбную массовую апостасию нынешних поколений, все еще остается его стержнем в силу несовместимости унаследованных ими культурных и правовых традиций.
Предлагаемая вниманию читателей монография И. В. Назарова – доцента Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, члена Совета и руководителя постоянно действующего научного семинара «Православие и философия» Киевского религиозно-философского общества, созданного по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, – как раз и является одной из первых попыток осмыслить прошлое и настоящее христианских народов с учетом описанного К. Н. Леонтьевым, О. Шпенглером и А. Тойнби цикла генезиса цивилизаций – зарождение, развитие, надлом, распад, – не впадая, однако, в шпенглеровский пессимистический фатализм. Ключевой идеей книги, развивающей положение блаж. Августина о конфликте Божиего и земного градов в истории, является тезис о наличии в христианской цивилизации двух энергийных «противотоков», двух образов свободы – «вертикальной» (по образу победившего смерть Христа), являемой чадами Его Церкви в жертвенной любви к Богу и ближнему, и «горизонтальной» (по образу ветхого Адама), всякий раз являемой «титульными» лидерами земного града, когда в процессе закладки его экономических и государственно-политических основ они совершают деяние, отрицающее в ближнем человека, побеждают его, насилием превращая в раба своей культуры. Этот второй тип победы, равной насилию, и составляет невидимый «ген» смерти» цивилизации, программирующий ее на распад. Автор не устает подчеркивать этот противоречивый дуализм истории, где в тесноте реальных антагонизмов, созидающих и разрушающих цивилизацию сословий и наций, столь же реально присутствует Святая Церковь – сообщество людей, искупленных Христом Спасителем от греха, которая придает человеческой жизни в истории эсхатологическое измерение, устремленность в надмирное и неотмирное Царство.
Любая цивилизация временна, Церковь – вечна. И все же для успешного осуществления своей апостолической миссии Церковь должна учитывать, на какой фазе цивилизационной драмы она обращается к людям, ибо «история болезни» цивилизации записана в изломах их душ. Церковь призвана дать Свою беспристрастную оценку культурным, политическим, хозяйственным и другим значимым историческим феноменам, семейно-демографическим тенденциям, посмотрев на них с точки зрения перспективы спасения во Христе. Ведь личность, ищущая спасения во Христе, одновременно является субъектом экономических, государственно-правовых, культурных и прочих отношений, структурирующих цивилизацию, и, если последние выстраиваются «поперек» ее духовной координаты, Церковь не может этого одобрить. При этом, мы должны видеть и оценивать не только отдельные факты, но и долговременные «волны» цивилизационного декаданса, которые их порождают. Ведь даже те маленькие «культурные», «сексуальные» и прочие «цветные» революции, которые устраивают повзрослевшие подростки внутри православных семей, коренятся в нарушении традиций культурной преемственности поколений, экономической взрослых и других процессах, имеющих отношение к глобальному уровню кризиса цивилизации. И уж тем более церковный разум должен предвидеть заранее последствия таких макросдвигов цивилизационных структур, как вхождение страны в НАТО, форсированное и некритичное внедрение требований Болонской системы в образование и тому подобных радикальных шагов, могущих стать необратимыми.
Книгу И. В. Назарова можна приобрести в «Центрі практичної філософії» – Видавництво «Парапан» (ул. Фроловская, 1/6, тел.238-65-23); а также в магазинах «Академкнига» (Львовская площадь), «Наукова думка» (ул. Грушевского), «Знання» (ул. Крещатик), «Книжкова полиця» (на Подоле).