Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

06.02.2006. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Возрождается Спасо-Преображенский храм

Еще один храм, разрушенный до основания во времена бульдозерного атеизма, начал свое возрождение. Немногим более двух лет понадобилось верующим горожанам, чтобы воссоздать из пепла Спасо-Преображенский храм в левобережной части города. Этот день яркой страницей войдет в летопись прихода и всей епархии, потому что храм украсился златоглавым куполом и увенчался крестом. Также на звонницу были водружены шесть новых колоколов, на одном из которых была выгравирована историческая надпись.
Праздник возглавил митрополит Ириней. В сослужении духовенства благочиния он совершил чин освящения креста и колоколов, после которого они торжественно были водружены на храм. После освящения владыка поздравил всех прихожан с радостным днем и пожелал, чтобы голос освященных колоколов преображал их жизнь и ежедневно напоминал о великих делах милосердия, а новый храм, как в былые времена, был наполнен верующими.
Особо поблагодарил архипастырь благодетелей, на пожертвования которых возрождается святыня – Александра Буцких, Олега Захарченко и народного депутата Украины Анатолия Клименко.
Историческая справка
Современная территория Фрунзенского жилмассива в былые времена носила название «слобода Камянка» и своим происхождением обязана могучему Днепру, для преодоления которого нужно было приложить немало усилий. Первые упоминания об удалых казаках-лоцманах у Камянского перевоза через Днепр относятся к 1596 году. Оказывается, эта местность была своеобразным перевалочным пунктом чумаков, казаков, торговцев и промышленников близлежащих губерний – Курской, Орловской, Воронежской, Харьковской которые направлялись за товаром в Крым и на Дон. По распоряжению Коша напротив Нового Кайдака было устроено небольшое поселение для перевозочной команды запорожского казачества, со строгим приказом – «всем путешественникам облегчать переезд чрез Днепр».
Со временем около перевозчиков начали селиться семейные казаки, и уже к началу XVIII столетия местность представляла собой довольно многолюдную слободу, жители которой устроили себе первый деревянный храм в честь Преображения Господня.
История Спасо-Преображенского храма, одного из старейших храмов епархии, отражена в книге академика Д.И.Яворницкого «Історія Запорозьких козаків» и «Материалах» епископа Феодосия (Макаревского). Известные ученые отмечают, что в слободе Каменка, на левом берегу Днепра, против Нового Кодака, теперешнего Новомосковского уезда, Екатеринославской губернии, церковь во имя Преображения Господня существовала уже в 1745 году (у еп. Феодосия – в 1750). По отзывам современников, эта церковь была «гарная», хорошая, красивая, как «снесарско гарно отделана, так и малярско иконами богато украшена». Клир храма состоял из 4 священников – Иоанн Стефанов Безклубий, Григорий Тихонов, Григорий Иванов, Михаил Гординский – и двух диаконов.
9 июля 1768 году, храм «допущением судьбы» сгорел. Но в то тревожное время агарянского нашествия на Запорожье не приходилось думать о постройке нового храма, поэтому в Каменке была поставлена временная походная Калмиусская церковь святителя Николая.
В начале 1772 года жители слободы обратились с просьбой в кош о дозволении им построить на месте сгоревшей новую церковь и принять в этом самое активное участие.
Кош, в свою очередь, отнесся с просьбой к Киевскому митрополиту Гавриилу, в которой изложил, «что постоянная церковь в Каменке не могла быть воздвигнута вскоре после пожара, потому что в то время была война с крымцами; теперь же, когда война близится к концу и жители Каменки по извещению самарского полковника с старшиною успели приготовить и дерево, и плиты, нарочно посылая за материалом в самый Киев, Кош усердно просил его Высокопреосвященство ниспослать свое благословение на постройку новой церкви в Каменке». Одновременно со своим ходатайством о том же обратилось к преосвященному митрополиту и Духовное Правление Старокайдакской Крестовой Наместии.
На обе эти просьбы последовало разрешение и благословение священноначалия.
21 июля, в день святого Симеона юродивого, в 1773 году место под новый храм было освящено и совершена торжественная закладка святых мощей. Официальным распоряжением Самарского Духовного правления от 5 декабря 1777 года протопоп Алексей Хандалеев, иерей Андрей Иванов и иерей Иоанн Горленский оповестили архиепископа Славянского и Херсонского Евгения (Булгариса) о том, что новосооруженная церковь в честь Преображения Господня в слободе Камянке 1 декабря 1777 года «по церковному чиноположению освящена и к богослужению открыта».
Через 75 лет, в 1852 году, Спасо-Преображенский храм был перенесен в другое место и построен в измененном виде 30 июня 1893 года.
В 34-ом году ХХ столетия один из старейших храмов города был разрушен. На этом месте остался пустырь, используемый СШ№ 114 как спортплощадка. Но на бывшей церковной площади остались части каменного фундамента и церковный колодец, на внутренних плитах которого есть надпись: «Колодец построен церковъ. стар. М. Лисаченкомъ 1904 г, раб. И. Чередникъ». Бывшая церковная сторожка в данное время используется как жилой дом.
Верующие православной общины в 2000 году обратились к правящему архиерею, архиепископу Днепропетровскому и Павлоградскому Иринею, с просьбой о регистрации православной общины. С разрешения областных властей и по благословению владыки община была зарегистрирована осенью 2000года.
19 марта 2001 года митрополит Ириней своим указом назначил иерея Олега Коломийченко вести все дела по организации прихода и оформлению документов.
На сегодняшний момент богослужения совершаются в здании, приспособленном под храм. Но настоятель и прихожане надеются после Пасхи совершить великое освящение нового храма и первую Божественную литургию.
Юрий Скубак