Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: «Проповедь пастыря не должна расходиться с его делами»

30-летие епископской хиротонии митрополита Иринея

Митрополит Ириней (Середний) родился 10 мая 1939 года в селе Столпин Корецкого района Ровенской области в крестьянской семье. По окончании средней школы, в 1957 году, поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию, а затем — в Академию, которую закончил в 1968 году с ученой степенью кандидата богословия. В течение двух лет преподавал каноническое право. С 1971 по 1975 год служил в должности клирика Подворья Московского Патриарха в Токио.
С 1975 года и по сей день управляет различными епархиями. Будучи епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, владыка Ириней возглавлял Патриаршие приходы в Канаде и США. С октября 1993 года – правящий архиерей Днепропетровской епархии.

Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: «Проповедь пастыря не должна расходиться с его делами»

— Владыка, вы родились в крае, богатом православными традициями. Когда впервые вы поняли, что Церковь — это Ваша судьба?
— Ровенщина — православная земля. Даже во времена гонений, когда закрывали храмы, верующие нашего села бдительно и стойко охраняли свой храм. Когда на праздник приезжал благочинный, мама или отец поднимали нас, детей, на руки, чтобы мы хоть издалека смогли его увидеть. А еще, посещая Корецкую обитель, где подвизалась сестра моей матери монахиня Рафаила, я умилялся пению, красоте богослужения и внешнему благолепию. И с нетерпением ожидал следующих праздников, чтобы снова восхищаться укладом жизни обители. Именно это предрешило мой выбор — посвятить свою жизнь Богу. А после посещения Почаевской Лавры (мне тогда было двенадцать лет) это желание еще более наполнило мое сердце. Я мечтал о Лавре, считал счастливыми тех, кто там подвизался. Хотелось быть простым послушником в этой обители.

— Интересно, думали ли вы в юности о том, что станете когда-нибудь архиереем?
— На архиерея мы в детстве смотрели, как на Спасителя, поэтому я даже мечтать об этом не смел. Позже, когда я был студентом Ленинградской духовной семинарии, а затем и академии, я много слышал о сложностях и трудностях архиерейского служения, поэтому считал себя неспособным и недостойным. После учебы хотелось служить в обители простым иеромонахом. Я просил об этом в свое время митрополита Ленинградского Никодима, но он благословил остаться при академии профессорским стипендиатом. Так началось мое служение в стенах родной духовной школы, где я принял монашество и священный сан.

— Хорошо ли вы запомнили день епископской хиротонии? Какие чувства вы испытывали 27 июля 1975 года?
— Об этом забыть невозможно. Само наречение в Патриаршей резиденции и архиерейская хиротония в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве неизгладимы в моей памяти. Все перед глазами, как будто вчера свершилось. А пролетело уже 30 лет, как один миг. Голос Святейшего Патриарха Пимена при вручении архиерейского жезла звучал четко, выразительно и строго, я стоял перед ним, как огнем охваченный. Потом Святейший меня благословил, я совершил первое архиерейское служение в Троице-Сергиевой Лавре, это произошло 28 июля, на праздник святого равноапостольного князя Владимира. Так началось мое архипастырское служение. Через несколько дней я уже приступил к служению на вверенной мне Уфимской кафедре.

— Одно из основных направлений вашей деятельности — благотворительность. Какие наиболее значимые акции в этом направлении осуществлены в последние годы?
— О благотворительности можно говорить очень много. На уровне епархии и в каждом приходе делается все возможное, чтобы помочь обездоленным, одиноким, особенно брошенным детям. Вот уже на протяжении нескольких лет работает православный лагерь «Покров», где летом отдыхают дети из интернатов. Совершая богослужение в районных центрах, где имеются детские учреждения, мы посещаем их и, конечно же, раздаем подарки, совершаем крещения, приобщаем к православному образу жизни.

— Какими, кроме этого, достижениями за время пребывания на Днепропетровской кафедре может похвастать управляющий епархией? Чем обогатилась православная история Екатеринославского края за годы вашего правления?
— Самое приятное и важное достижение, конечно же, — строительство храмов, а еще важнее то, что эти храмы наполняются народом Божиим. Уже построено и освящено более сотни типовых храмов. А сколько еще возводится! В самом Днепропетровске напротив Свято-Троицкого кафедрального собора воздвигается трехэтажное здание епархиального управления. Это будет хороший епархиальный центр, где можно будет организовать на достойном уровне миссионерскую и просветительную работу в нашем регионе.

— Какие сферы деятельности являются для Вас приоритетными на сегодняшний день?
— Самое главное, что качественно влияет на духовное становление общества, это пастырский пример — личной жизнью проповедовать и свидетельствовать о том, к чему нас призвал Господь. Если проповедь пастыря расходится с его делами, рано или поздно наступают осложнения во взаимоотношениях с прихожанами. Падает авторитет, а восстановить его бывает очень трудно.

— Что вы можете назвать особенностью своего служения?
— «Господу служить, духом пламенеть» — это то, к чему мы должны стремиться. Жертвенное служение пастыря, проникнутое молитвенным подвигом, способно разбудить спящих и безразличных, которые будут стремиться как можно чаще видеть и молитвенно общаться со своим наставником.

— Как изменилась, на ваш взгляд, религиозная жизнь в Украине со сменой власти? В позитивном и негативном смысле. Насколько ощутимы в вашей епархии проблемы, связанные с расколом, сектантством?
— В нашем регионе особых перемен в религиозной жизни со сменой власти пока не наблюдается. Что касается проблем, связанных с расколом и сектантством, то наши люди привыкли в большом терпении молиться, тихо, мирно, никого не обижая. Но когда возникают проблемы с родными, с детьми, попавшими в секту или раскол, люди не знают, как себя защитить, как отстоять свою правоту. Приходится священнослужителям оказывать помощь, разъяснять, что «вне Церкви нет спасения».

— Как вы относитесь к идеям переподчинения Украинской Православной Церкви Константинопольскому Патриархату?
— Наша Украинская Православная Церковь имеет свой статус, признанный мировым сообществом всех православных. Этот статус поместной Церкви закреплен Патриаршим томосом. Так называемое переподчинение — это хаос и большой грех перед Богом и людьми. Украина — самостоятельное государство, и Патриарший томос обеспечивает и гарантирует самостоятельное и независимое бытие Украинской Православной Церкви, не нарушая молитвенного единства, заповеданного Основателем Церкви, нашим Господом и Спасителем. Это должны понять и те, кто сейчас пребывает у власти в нашей стране.

— Что вы думаете о молодой священнической поросли? Отличается ли она от вашего поколения священнослужителей?
— Некоторые молодые священнослужители, окончившие духовные учебные заведения, просто радуют. Они не боятся служения в селах, предаются воле Божией и исполняют любое послушание. Я очень ценю таких и поощряю их пастырские труды. Молодые с желанием берутся строить новые храмы и делают это с большим усердием, несмотря на трудности. Старших священнослужителей остается мало, но находящиеся еще в рядах служения являют хороший пример молодым, особенно в проповеди слова Божия. Мне кажется, что в духовных учебных заведениях особое внимание следует уделять именно умению проповедовать.


— Выполняя послушание Святой Церкви, я совершал служение в Японии, Канаде и США. Кратковременно выезжал во многие страны мира, имел общение на конференциях и различных встречах по вопросам миротворчества, братства и единства христиан планеты. И от того, что я увидел и узнал в разных странах, я еще более полюбил красоту нашей Православной Церкви.

— Насколько вы приросли к Днепропетровщине? Мыслите ли себя в каком-то другом регионе?
— Я очень быстро привыкаю к людям, они стали для меня родными. За десять лет архипастырского служения Днепропетровщина стала для меня родным домом. И, учитывая приближение старости, я уже не мыслю себя в другом месте. Молю и прошу Господа, чтобы закончить все начатое. А начинаний много: и храмы, и епархиальное здание, и реконструкция кафедрального собора.

— Какие важные для себя выводы вы сделали за время своего епископства?
— Самое великое и важное в нашей жизни — это верность тому послушанию, к которому призвал нас Господь. Жертвенное послушание спасает человека и оправдывает перед Богом. Через послушание прошел Сам Спаситель, будучи послушным Отцу Небесному до крестной смерти. Послушание дает человеку возможность раскрыть и выполнить свое призвание за время, отведенное Богом. За тридцать лет архипастырского служения, естественно, накоплен соответствующий опыт. Самое пристальное внимание и пастырская озабоченность должны проявляться по отношению к каждому человеку. Все наше служение, вся наша жизнь — это борьба за спасение человека.

Интервью вел Юрий Скубак