Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Конференция «Христианское наследие Косово и Метохии — общая ответственность»Епископ Рашско-Призренский и Косовско-Метохийский Артемий. Современное положение Православной Церкви в Косово и Метохии

Конференция «Христианское наследие Косово и Метохии — общая ответственность»

Православные верующие Польши на протяжении столетий и даже в недалеком прошлом зачастую кровью доказывали истинность и силу своей веры. Вероятно, поэтому они так отзывчивы на горе и страдание братьев, в каком бы уголке земного шара они ни находились. Известие о разрушении косовских святынь не оставило равнодушным ни одного христианина. Но что мы знаем о том, что в действительности произошло в этом исконно православном сербском крае, и кому из нас особо интересно то, что происходит там сейчас? Тема косовского геноцида не закрыта, она и сегодня актуальна для православного меньшинства Польши. Неудивительно, что конференция «Христианское наследие Косово и Метохии — общая ответственность» была включена в программу празднований 20-летия издания «Православное обозрение», открывшихся 26 мая в Белостоке. В мероприятии приняли участие ведущие богословы и православные общественные деятели, политики, дипломаты и простые верующие, которые неоднократно материально поддерживали и поддерживают своих единоверных беженцев из Балкан. Если бы не сопротивление польского МИД, то данная конференция прошла бы в стенах польского парламента.
К слову, благодаря пламенной речи главного редактора «Православного обозрения» Евгения Чиквина, все депутаты польского сейма (в своем большинстве католики) уже на второй день мусульманского вандализма единогласно осудили насилие над христианским достоянием Европы, несмотря на то, что Польша является молодым членом НАТО и ЕС.
Главный очевидец событий епископ Косовский Артемий, который за шесть лет от начала конфликта отслужил не одну панихиду «по невинно убиенным», рассказал присутствующим без приукрашивания, куда практически пропала его паства, — правду без купюр.

Современное положение Православной Церкви в Косово и Метохии

Артемий,
епископ Рашско-Призренский и Косовско-Метохийский

Крест носить нам суждено,
Быть распятым — еще не конец,
Под крестом воскресение сокрыто.

Косово распято на кресте шесть последних лет. «Принесите жертву!» — слышится под крестом. И Богородица слышала это под крестом Своего Сына.
Я как православный епископ Косово и Метохии нахожусь под крестом распятого Косово и на его кресте. Об этом мы и поговорим. От меня ждут, чтобы я говорил то, что чувствую. Призовем силу грома, возьмем трубу Иерихонскую, чтобы свидетельствовать и объявлять о том, что совершается в Косово и Метохии последние шесть лет.
Косово и Метохия сегодня (это «сегодня» продолжается с 1999 года) подобны римскому Колизею первых веков христианства. Здесь так же присутствуют мучители, мученики и звери. Это кровавый спектакль, где звери бросаются и раздирают тела слабых христиан, а публика (этот мир) смотрит глазами масс-медиа и удовлетворяется этим в ожидании продолжения.
Сербский народ Косово и Метохии таким образом приносится в жертву. А я по воле Божией — духовный глава этих людей. Поэтому мне трудно о страдании своего народа говорить академическим холодно-научным языком. В Колизее преобладают эмоции. Все зависит от того, что здесь есть: жертвы, звери или публика, которая веселится.
Мы попробуем, насколько это будет возможно, оставить эмоции. Сделаем так, чтобы говорили и свидетельствовали сами события и происшествия, ибо факты не несут лжи. Их язык — искренность, а речь — истина.
Косово! Чем является Косово для Сербии и сербов? Оно есть тем, чем является Иерусалим для еврейского народа, оно есть тем, чем является сердце в человеческом теле, оно есть тем, чем является огонь во всяком доме. Косово есть, было и остается источником сербской государственности, сербской культуры, сербской духовности. Там находятся наши самые древние народные корни, там находятся наши самые большие православные святыни. Там находится наше самое дорогое княжеское место Немании.
Поэтому Косово после имени Божьего самое святое сербское слово. Оно не обозначает саму территорию в географическом отношении, оно есть чем-то более возвышенным и охватывающим. Это есть символ духовных ценностей, вечных христианских ценностей, которыми живут, но за которые и умирают. Такое духовное мистическое значение слово «Косово» обрело от известной Косовской битвы, происшедшей на Косовом поле в далеком 1389 году. Этот переломный исторический момент делит историю сербского народа на время до Косовской битвы и время после нее. Глубокий смысл, который эта битва приобрела в сознании сербского народа, идет от определения святого князя Лазаря и всех его сподвижников. Святой князь Лазарь вышел на Косово поле для битвы с могущественной турецкой силой не для того, чтобы отнять чью-то землю, но для того, чтобы защитить свою; не для того, чтобы поработить другой народ, но для того, чтобы защитить свой народ от порабощения; не для того, чтобы кому-то навязать свою веру, но для того, чтобы защитить свою веру. Это есть косовское предназначение, косовский завет, величие истории сербского народа. С тех пор Косово стало синонимом для определения всякого страдания за истину, за правду, за веру, за «свой крест и золотую свободу». И таких моментов в нашей истории было много — от Косовской битвы до нашего времени. Уроки истории нас учат, они ведут нас через века в прошлое. А сегодня кульминация этого страдания.
Мы обратимся к самым последним временам, начиная от июня 1999 года, — от времени действия Международной миссии в Косово и Метохии под видом НАТО, вооруженных сил КФОР (миротворческих сил) и гражданского управления ООН, УНМИК (гражданская полиции ООН).
Когда мы говорим о страдании Православной Церкви в Косово и Метохии, мы должны иметь в виду и страдания живой Церкви православного народа, и страдание — уничтожение христианских памятников — церквей и монастырей, культурных сооружений и кладбищ.
После трагических событий в Косово и Метохии, которые были следствием проявления двух экстремизмов — сецессионистической борьбы (борьбы за отделение) и тоталитарного режима Слободана Милошевича, — пострадали беззащитные жертвы с обеих сторон: и албанцы, и сербы. Затем последовало трехмесячное бомбардирование Косово и Метохии со стороны натовского блока, вследствие чего наряду с большим материальным разорением были невинные жертвы среди граждан.
Из-за большой опасности стать «сопутствующим явлением» (так западные «гуманисты» называют беззащитных жертв) все мы очень ждали прекращения бомбардировок, а в Косово и Метохии ждали еще и прихода международных миротворческих сил. Мы верили, что они будут защищать беззащитный народ от различных террористических групп и объединений, которые организованно нападали или прикрывались именем печально известной ОАК (Освободительная Армия Косово). Подписание 10 июня 1999 года военно-технического договора в Куманово о выведении из Косово и Метохии полиции Сербии означало завершение войны, и силы НАТО прекратили бомбардировку.
Приход КФОРа, к сожалению, не принес «мирной и безопасной» жизни для всех граждан, как было определено Резолюцией Совета Безопасности ООН. Мир и свобода пришли только к косовским албанцам. Для всего остального населения, в особенности для сербов, это стало новым периодом невиданных страданий и неописуемых злодеяний, прежде всего по отношению к беззащитному народа.
Вслед за приходом международных сил в Косово и Метохию пришли и организованные группы ОАК, которые были обучены в Албании, а с ними многие другие группы и объединения, которые раньше никогда не жили в Косово. Им были позволены неограниченные жестокости, убийства, гонения, изнасилования, издевательства и злодеяния над сербами, цыганами, мусульманами, горцами и другим неалбанским населением, которое до этого мирно жило в Косово и Метохии. Уже через месяц Косово и Метохию наводнило свыше 700000 тысяч человек беглых албанцев из Албании и Македонии, многие из которых были «беглецами» по договору и направлению ОАК или своих политических лидеров, которые перед мировым сообществом доказывали бы «гуманитарную катастрофу», а это требовало бы прихода НАТО в Сербию, служило бы оправданием интервенции. (Преступная ложь западных политиков о многотысячных жертвах среди косовских албанцев в результате «этнических чисток», якобы совершенных сербами, стала обоснованием не менее преступной натовской расправы над Югославией. Многочисленные комиссии, работавшие в Косово, за шесть лет так и не смогли найти подтверждений этим «чисткам» и «гуманитарной катастрофе». — Ред.)
Это было большим потрясением. С одной стороны — эйфорично выстроенные колонны албанцев, охраняемые представителями КФОРа, а с другой — такие же большие колонны новых беглецов (прогнанных сербов и других неалбанцев) также под защитой КФОРа. КФОР не защищал сербов от насилия, но он обеспечивал безопасный уход их из Косово и Метохии. Многие злодеяния — убийства, насилия — совершались на глазах кфоровских солдат, которые ни разу не вмешались, чтобы защитить пострадавших. Сербы изгонялись из домов и жилищ на улицу, а КФОР их ожидал и помогал им уходить из Косово.
За первые три месяца, с июня по сентябрь 1999 года, из Косово и Метохии было изгнано около 230 000 тыс. сербов и 50 000 тыс. неалбанцев — цыган, ашкальцев и босняков. Этот процесс продолжается до сих пор, только с меньшей интенсивностью. Так, под «защитой» КФОРа и управлением УНМИКа была проведена этническая чистка областей Косово и Метохии, в частности городов, которые до этого были полиэтнически населены. Без сербов остались полностью или почти полностью все города, кроме косовской Нитровицы, где сербы остались в его северной части. Печь, Джаковица, Призрен, Урошевац, Сербица, Вучитрен, Клина, Исток и другие остались полностью без сербов. В Приштене из сорока тысяч сербов, которые жили до 1999 года, осталось до двухсот душ, которые уже шесть лет живут в тотальной изоляции без возможности выйти на улицу. Ежедневно приходят вести об изгнании, издевательствах и убийствах сербов. Известны потрясающие свидетельства о том, какие злодеяния совершали шиптары (косовские албанцы) над сербами, над их домами, имуществом и над всем, что принадлежало сербам. Около 1300 сербов были убиты самым зверским способом, сильно изуродованных, столько же пропали без вести. Десятки тысяч домов были сожжены и разрушены. Сотни сел сравнены с землей.
И, несмотря на это, в Косово и Метохии осталась треть сербского народа — около 135 000 тысяч, разбросанных малыми и большими группами, которые чаще всего живут в гетто или лагерях. Это сербский «архипелаг» (сразу вспоминается ГУЛАГ) в Косово и Метохии, островки которого обуреваемы бушующим морем албанцев. Те сербы, которые, несмотря на все страдания и угнетения, еще продолжают жить в Косово и Метохии, остаются здесь гражданами вне закона, они лишены всех возможных человеческих и национальных прав, прежде всего, права на жизнь. Всякий может убить или ограбить серба, где только он появится. Мы лишены права на свободу перемещения: по постановлению мы не можем сделать ни одного шага без разрешения КФОРа или УНМИКа полиции. Сербы здесь лишены права на семью и на жизнь вместе со своей семьей. Албанцы прогнали сербов из родных мест, учреждений и институтов. Сербы даже не могут обрабатывать свои поля и садовые участки, потому что на них нападали, их убивали или насиловали албанские террористы ОАКовцы. Сербы здесь лишены соответствующей системы здравоохранения, потому что больницы и клинические центры во всех городах перешли в руки албанцев и стали моноэтничными. В них нет ни одного врача серба и ни одного пациента серба. Осталась лишь больница в северной Косовской Нитровице, ее удержали сербы. Система образования, все школьные здания и учреждения перешли в руки албанцев. Сербские дети здесь чаще всего вынуждены учиться в частных домах или помещениях. Все это продолжается до сегодняшнего дня. Притеснения, интенсивность нападений и убийств уменьшились. Но не потому, что безопасность повысилась, а потому, что во многих местах уже нет сербов, на которых можно нападать и убивать. Однако эти тенденции и психоз продолжаются. Достаточно указать на совершение насилий и злодеяний, совершенных над сербами в прошлом 2004 году, во время мартовского погрома.
В январе 2003 года участились нападения и провокации на сербов во многих местах. Под этот удар попали сербы, оставшиеся в округе Обелич, на которых нападали и в 2002 году (в октябре они пережили шесть нападений). 20 января 2003 года албанцы бросили две гранаты в дом Славиша Вукаденовича в селе Янине Воде вблизи Обелича. К счастью, никто не пострадал, но жить оказалось негде. 6 февраля албанцы бросили гранату на дом Слободана Тодоровича в Обеличе, а 10 апреля подожгли дом серба Павла Минича. Подобное происходило и в других местах. В Великую пятницу 2003 года албанцы совершили нападение на дом сербки Смильки Анджелкович, ее саму нашли в кухне в луже крови.
В одном из городов албанцы выбросили из библиотеки около тысячи книг на сербском языке. В контейнере для мусора оказались работы Нобелевского лауреата Андрича Негоша, песни Десанки Максимович и др. Это варварство подобно сожжению книг во времена нацизма в Германии, и оно не является единственным в Косово и Метохии. Непосредственно перед завершением войны 1999 года и приходом международной миссии КФОРа и УНМИКа в Косово и Метохии были уничтожены тысячи сербских книг, которые массово выбрасывались из библиотек. Подобным образом поступали и с теми книгами из частных библиотек, которые сербы не успели эвакуировать. 3 мая 2003 года произошел инцидент в селе Сувы Дол в округе Исток — сербы Милан и Милорад Евтич были сбиты намеренно наехавшим на них албанским автобусом. Тремя днями позже, 6 мая, албанцы забросали камнями автобус, который перевозил сербские вещи по маршруту Косовска Дмитровица — Сувино. В тот же день албанцы напали на таксиста Деяна Левтича и нанесли ему повреждения. Он лечился в больнице в Косовской Дмитровице.
17 мая в селе Врбовцы около Витине на своем поле за селом был убит Зоран Миркович, профессор русского языка. Шиптары поранили его в грудь и в голову и бросили на берегу реки, протекающей неподалеку. Тогда же пострадал 90-летний Славко Стаменкович, его избили в родном доме. В этот же день было совершено покушение на серба Станко Нисича из соседнего Клокота.
В начале следующего месяца ночью с 3 на 4 июня было совершено страшное злодеяние снова в Обеличе. Три серба были убиты самым страшным способом: 74-летний Слободан Столич вместе со своим сыном и родственником были убиты в своем доме ударом тупого предмета в голову. Это злодеяние, как и многие совершенные ранее, декларативно осудили УНМИК и некоторые албанские руководители. На этом все и завершилось. Преступления не были раскрыты, и это вдохновляло террористов совершать свой кровавый пир в Косово и Метохии. 6 июля 2003 года в селе Девет Юговича около Приштины шиптары подожгли дом серба Небойшо Стаминковича. Дом полностью сгорел, а хозяин чудом спасся. Шиптары продолжали добивать оставшихся сербов потому, что КФОР и УНМИК ничего не предпринимали для защиты. Положение сербов в Косово и Метохии становится все невыносимее.
Но самое небывалое и невиданное злодеяние случилось 13 августа в селе Гораждевце, когда албанские террористы избили беззащитных сербских детей, купавшихся в речке. Двоих детей убили, пятерых тяжело ранили. В этот день новый шеф УНМИКа господин Хари Холкер принимал управление Косово. Узнав об этом, он обещал, что преступники будут найдены и ответят перед лицом закона. Но и это обещание осталось пустым, как и все прежние.
Потребовалось бы много времени и бумаги для того, чтобы все случаи нападения на сербов описать. Как уже говорилось, действует великая сила апартеида, с которым в единстве власть в Косово и Метохии, в присутствии и под международной властью. Поэтому нельзя не напомнить случая, который произошел с русской делегацией Фонда им. Андрея Первозванного, посетившей Косово и Метохию на Пасху в 2004 году. На нее напали и забросали камнями в местности Дечани. Члены делегации, среди которых был и депутат Госдумы Сергей Щаблыгин, убедились на своем личном опыте, что в Косово и Метохии все еще продолжается варварская война против цивилизации. Священник Сергий Попов, один из потерпевшей группы, сказал, что всю жизнь будет помнить эту Пасху. Мы верим, что сербская трагедия в Косово и Метохии откроет глаза православной общественности, поскольку все происшедшее с нами может быть генеральной попыткой того, что Запад намеревается сделать с Россией и другими православными странами.
Что касается страданий Сербской Православной Церкви, когда речь идет об ее храмах и православных захоронениях, то, как уже было сказано, албанские экстремисты стремятся уничтожить все, что в Косово и Метохии носит сербское обличие. Главная и основная их цель — наши церкви и монастыри. Точное число разрушенных и отнятых святынь нельзя даже установить, потому что мы не имеем свободного доступа ко всем местам, даже под охраной КФОРа. Правда, известно, что в первые три месяца 1999 года (июнь-сентябрь) было разрушено около пятидесяти церквей, а до конца года это число стало уже трехзначным. Теперь мы знаем о 115-ти разрушенных церквях и монастырях, которые здесь были построены с XII по XX вв. Многие из них пережили 500-летнее турецкое господство, но не смогли пережить год «международного мира». Это наиболее показательно, каков мир мы, сербы, имеем в Косово и Метохии.
Уничтожение сербских православных церквей и монастырей, разрушение гробниц и культурных памятников — линия албанской стратегии, цель которой изменить не только демографическую, но и культурно-историческую идентичность страны. Теперь в новой албанской историографии и системе образования отмечается псевдоидентичность некоторых наших великих святынь, таких, как Детчанская Патриархия, Богородица Левишка и Грачаница. В этом процессе свою роль играют и некоторые римско-католические круги, идущие впереди самих албанцев и составившие теорию, что сербы «оккупировали» здешние албанские католические церкви. Римско-католический епископ Призрани Марко Сонит (албанец по происхождению) в своем интервью о Косово, которое в 2001году опубликовал Каритас Виченцо, прямо оправдывает разрушение сербских церквей перед войной как «политических» церквей, хотя многие из них построены в тринадцатом, четырнадцатом, пятнадцатом веках!
Нападения на храмы Сербской Православной Церкви не прекращаются. Последний случай — разрушение церкви в Горней Бронице, рядом с Приштиной, в ночь самого праздника Пасхи.
Свидетельством тому, что сербские церкви, монастыри и сербские православные гробницы и дальше остаются целью албанских экстремистов, являются два нападения. Во время первомайских праздников 2003 года албанцы осквернили одиннадцать сербских гробниц в селе Житие около Витине, откуда сербы были изгнаны еще летом 1999 года. После этого случая шиптары разрушили сербскую гробницу и в самой Витине: вытащили и выбросили надгробный крест. Вечером 10 мая албанские хулиганы забросали камнями сербскую православную церковь Святителя Николая в Приштине и разбили в ней все окна. Забрасывание камнями как самой церкви, так и дома священника отца Мирослава Попадича повторялось много раз в текущем году. Все наши обращения к КФОРу и УНМИКу о защите церкви и священника остались без ответа.
Совершая свое дело этнической чистки и разрушения наших святынь, албанские экстремисты стремятся продолжить его с помощью временных косовских (албанских) администраций УНМИК. Так, в январе 2003 года министерство образования Косово, удовлетворяя инициативу албанской общественности, прекратило строительство незавершенного храма Христа Спасителя в центре Приштины. Протестами к УНМИКу и представлениями разрешительных документов об избрании места и сооружения храма мы смогли эту инициативу оспорить. К сожалению, процесс только начался. Храм Христа Спасителя своей монументальностью уже долгое время режет глаза албанским экстремистам. После этого в конце декабря 2003 года Скупщина в округе Приштины снова подняла вопрос об имуществе Сербской Православной Церкви и храма Христа Спасителя, подав жалобу, чтобы лишить СПЦ права пользования землей в центре города, на которой воздвигнут храм Христа Спасителя. Оставшись без легитимных прав, мы снова направили письма и обращения во все инстанции, чтобы это беззаконное отнятие было упразднено (к сожалению, этого еще не произошло). Далее мы бессильны что-то предпринять.
Недавние злодеяния в Косово и Метохии против сербского народа, особенно массовое разрушение наших святынь, ясно показывают всем, кто хочет видеть, что ситуация в стране ничуть не исправилась и что сербы и их святыни продолжают оставаться открытыми для гонений и террора при международном присутствии и под властью ООН.
После этого краткого обзора становится очевидным то, что перспектива и положение сербов Косово и Метохии, особенно в отношении возврата изгнанных, совершенно неясная. О том, что в Косово и Метохии власти управляют хаотически, за что отвечает УНМИК, недавно объявил и олбулдсмен в Косово Марек Антоний Новицкий в своем традиционном извещении о состоянии человеческих и гражданских прав, о чем заявил в Приштине. Согласно его речи, Косово остается «черной дырой» Европы и мира с точки зрения соблюдения прав человека, а УНМИК указывает на отсутствие доказательств. Особенно значительным является доклад Международной Амнистии, в котором реально описывается состояние соблюдения прав человека в Косово, южной части Сербии, которое под управлением ООН и далее остается уязвимой точкой Балкан, хотя от завершения вооруженного конфликта 1999 года прошло шесть лет.
Вот цитата из доклада от 29 апреля 2003 года «Заточенные в собственных домах»: «После окончания войны управление, созданное НАТО после введения сил КФОРа, ООН и гражданской полиции (УНМИК полиция) для обеспечения покоя и защиты, сообщается о страданиях, претерпеваемых местным населением, которое и далее живет в страхе от нападений, которые несут угрозу их жизни и их имуществу. Их страх основан на продолжающейся безнаказанности как тех, которые совершали насилие и нарушали международные гуманитарные права в течение вооруженного конфликта, так и тех, которые отвечают за злоупотребления, случившиеся после завершения войны.
Атмосфера страха, недоверия, основанная на вышеуказанной безнаказанности, делает невозможной свободу передвижения в Косово. Даже имеющие некоторую свободу перемещения подвержены здесь прямой и непрямой дискриминации из-за невозможности использования своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав. Сербы и другие народности Косово подвергаются большой опасности для жизни в течение четырех лет мира и присутствия миротворческих сил и НАТО… Издевательства, убийства, использование гранат с целью устрашения или убийства представителей меньшинств является обычным в этой стране. Величина этих злодеяний неизмерима, насильники свободны и продолжают нападать, создавая атмосферу страха и нарушения основных человеческих прав».

10 февраля 2004 года в Одборе в международном докладе представительского дома американского конгресса в Вашингтоне приведены свидетельства представительства американского Института религий и реальной политики господина Йожефа Грибогского. Грибогский, в частности, сказал, что «через пять лет после установления международного управления в Косово сербы здесь считаются гражданами второго сорта, они лишены элементарных человеческих прав». Свои слова он подтвердил данными за этот период: «в стране были убиты сотни сербов, две трети сербского имущества в Косово потеряно, дома сожжены».
В заключение выступления приведу данные, предоставленные координационным центром в Косово и Метохии: «за четыре года управления страной УНМИКа от 10 июня 1999 года до августа 2003 года было совершено шесть тысяч триста девяносто два нападения на сербов. В результате тысяча сто девяносто семь сербов было убито, тысяча триста пять сербов искалечено и тысяча сто тридцать восемь сербок изнасиловано. Теперь стало известно о еще ста пятидесяти пяти убитых, тринадцати погибших, девяноста пяти отпущенных на свободу, а судьба восьмисот шестидесяти трех неизвестна».
Убийства, нападения, избиения людей, разрушение и осквернение церквей, ущемление всех прав сербов Косово и Метохии продолжаются и далее. Вопрос состоит в том, когда же будет извещено об этом международное сообщество. Наступит ли час, когда сербы не будут гонимы в своем крае?
Это знает один Бог. Нам остается только молиться и надеяться, терпеть и стоять в наших мученических Косово и Метохии рядом с нашими святынями, рядом с могилами наших предков и верить, что Бог имеет решение и этой проблемы.

Перевел с сербского прот. Николай Макар