Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

19.07.2005 — 10.08.2005

19.07.2005. МОСКВА. Священный Синод: кафедра главы Украинской греко-католической церкви не может быть перенесена в Киев
Священный Синод Русской православной церкви выразил надежду на урегулирование существующих проблем и развитие добрых отношений с Римско-католической церковью. Как сказано в постановлении Синода, это необходимо «ради совместного христианского свидетельства в мире, переживающим наступление агрессивного секуляризма. Участники Синода заслушали доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который весной этого года представлял Русскую православную церковь на торжествах по случаю интронизации нового Римского папы.
В справке, прилагаемой к итоговому документу Синода, отмечено, что с самого начала своего понтификата папа Бенедикт XVI заявил о стремлении развивать сотрудничество между Римско-католической и Православной церквами. «Тем не менее, — отмечено далее, — несмотря на обнадеживающие заявления папы Бенедикта XVI, напряженность в отношениях между Русской православной и Римско-католической церквами сохраняется».
22 июня на встрече митрополита Кирилла с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, католической стороной вновь было озвучено намерение перенести кафедру главы Украинской греко-католической церкви из Львова в Киев и утвердить его титулование по этому городу.
«Православная сторона заявила о неприемлемости с канонической, экклезиологической и пастырской точки зрения идеи упоминания Киева в титуле главы Украинской греко-католической церкви и перенесения его кафедры в этот город», — напоминается в справке. Иерархи Русской церкви одобрили эту позицию.
Forum

20.07.2005. ОТТАВА. Украинская Православная Церковь Канады пытается вмешиваться в церковную жизнь Украины
Прошедший в Виннипеге 21-й собор Украинской Православной Церкви Канады (УПЦК), пребывающей в юрисдикции Константинопольского Патриархата, отметил существенный упадок численности приверженцев этой Церкви. Как сообщает официальный пресс-релиз собора, в 1961 году было зарегистрировано 119 тыс. членов этой церкви, а к 2004 году осталось лишь 11 тыс. Тем не менее собор этой мини-церкви почему-то счел себя вправе заняться рассмотрением церковных дел на Украине. Архиепископ Юрий (Калищук) заявил, что Церковь на Украине должна быть единой и «управляться собственным патриархом». С этим согласился и гость собора архиепископ Всеволод (Майданский) из Украинской Православной Церкви США, также находящейся под юрисдикцией Патриарха Константинопольского.
«Совершенно единогласно», как говорится в пресс-релизе, было принято обращение к Патриарху Варфоломею с благодарностью за «поддержку чаяний народа Украины иметь свободную и автокефальную Украинскую Православную Церковь».
Собор УПЦК призвал Московский Патриархат «отказаться от всяких юрисдикционных притязаний на территорию Украины» и выразил «печаль и глубокое разочарование в адрес Московского Патриархата по случаю предосудительного и украинофобского поведения некоторых его иерархов, священников и верующих в истории и в ходе недавних президентских выборов на Украине».
До 1990 года Украинская греко-православная церковь Канады находилась в расколе и была вне общения с каноническими Церквами, поскольку возглавлялась эмигрировавшими иерархами непризнанной т.н. «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ). С 1990 года УПЦК была объявлена «церковным телом под омофором Вселенской патриархии».

04.08.2005. МОСКВА. Патриарх Алексий II рассчитывает на конкретные действия Бенедикта XVI по устранения напряженности между православными и греко-католиками в Украине
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ждет от нового Римского папы конкретных шагов, направленных на улучшение отношений между православными и католиками. «Мы положительно воспринимаем заявления новоизбранного папы Римского о необходимости улучшения отношений между Римско-католической и Православной церквами. Однако, как отметил сам папа Бенедикт XVI в одном из своих выступлений, одних заявлений недостаточно, нужны конкретные шаги в этом направлении», — сказал Патриарх в интервью газете «Российская кооперация». В частности, Предстоятель Русской православной церкви считает необходимым найти пути для устранения напряженности между православными и греко-католиками на Украине.
ИНТЕРФАКС-Религия

05.08.2005. МОСКВА. Русская Православная Церковь не согласна с доводами униатов, собирающихся перенести резиденцию главы греко-католиков в Киев
Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата считает несостоятельными тезисы в поддержку идеи перенесения резиденции главы украинских греко-католиков в Киев. Напомним, что 24 июня 2005 года пресс-секретариатом главы Украинской Греко-Католической Церкви был опубликован пресс-релиз, в котором представлены аргументы в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой Церкви в Киев. В этой связи Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата распространила комментарий, текст которого приводится ниже.
«Служба коммуникации ОВЦС МП считает несостоятельными тезисы в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой Церкви в Киев, а также приводимые исторические и канонические аргументы. В частности, возражения вызывают следующие положения документа: «Украинская Православная Церковь, зависимая от Московского Патриархата, и Украинская Греко-Католическая Церковь, которая находится в сопричастии с Римским Архиереем, являются двумя полностью отдельными и разными Церквами, хотя имеют одно и то же происхождение… Эти две Церкви находятся на одной и той же территории географически, но не канонически, поскольку между ними нет канонического сопричастия. Поэтому существование рядом их иерархий не имеет экклезиологических или канонических препятствий».
Утверждение пресс-секретариата главы УГКЦ о том, что пребывание кафедры греко-католического митрополита в Киеве совместимо с пребыванием в Киеве митрополита Украинской Православной Церкви, так как «существование рядом их иерархий не имеет экклезиологических или канонических препятствий», противоречит постановлениям Второго Ватиканского Собора Римско-Католической Церкви.
Декрет этого Собора об экуменизме подчеркивает, что Восточные Церкви называются Церквами в истинном и полном смысле этого слова, так как «эти Церкви, хотя и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же — в силу Апостольского преемства — Священством и Евхаристией, посредством которых они и поныне теснейшим образом с нами связаны» («Unitatis redintegratio», гл. 3, I, 15).
После Второго Ватиканского Собора по отношению к Православной Церкви стал употребляться термин «Церковь сестра». В энциклике Папы Римского Иоанна Павла II «Ut unum sint» эта позиция выражена довольно ясно: «После Второго Ватиканского Собора, сообразуясь с этой традицией, был восстановлен обычай применять наименование «Церкви сестры» к Поместным Церквам, собранным вокруг их епископов. Последующая отмена взаимных анафем, устраняя болезненное препятствие канонического и психологического порядка, стала весьма знаменательным шагом на пути к полному единству» («Ut unum sint», параграф 56).
Эти решения Собора и Предстоятеля Римско-Католической Церкви означают, что она в своих отношениях с Православными Церквами перешла от принципов межконфессионального соперничества к принципам братского сотрудничества в среде Церквей, признающих друг друга таковыми. Это, естественно, предполагает и признание различных сфер пастырской ответственности — канонических территорий.
Таким образом, признавая «одно и то же происхождение» православных и греко-католиков на Украине, но отвергая необходимость соблюдения принципа канонической территории из-за отсутствия «канонического сопричастия», руководство Украинской Греко-Католической Церкви не только отвергает решения Второго Ватиканского Собора, имеющего в Римско-Католической Церкви статус Вселенского, но и отказывается следовать выработанной этике православно-католических отношений, которая не предполагает учреждения параллельных иерархических структур. «Греко-католики, как и многие православные в Украине, не считают, что привилегия Киевской Церкви, как колыбели византийского христианства, перешла в Москву».
Киев не был колыбелью византийского христианства. Он, как известно, получил крещение от Византии и стал таким образом колыбелью русского — в самом широком смысле этого слова — христианства. Можно соглашаться или нет с тем, что привилегии Киевской епископской кафедры перешли в Москву, однако несомненным историческим фактом является то, что Киевские митрополиты с середины ХІІІ века начинают регулярно посещать северо-восточные области Руси, пока окончательно не поселяются сначала во Владимире, а позже в Москве, при этом долгое время сохраняя свой титул. «И собственно, митрополит Киевский в 1596 году вместе с епископами своей Церкви решил подчеркнуть и подтвердить свое единство с Патриархом Римским, преемником святого Петра, и заключил Брестскую унию».
Митрополит Киевский не мог подчеркнуть или подтвердить свое единство с Римским престолом, поскольку после печально известных событий середины XI века вместе со всей полнотой Православной Церкви прекратил с ним общение и не имел единства. Акт унии означал установление общения Киевского епископа с Римским епископом, но за счет разрыва общения с епископом Константинополя, в чью юрисдикцию он в то время входил, а через последнего — и со всей полнотой Вселенского Православия. Таким образом, Киевский митрополит по крайней мере дважды грубейшим образом нарушил нормы церковного права: он самовольно отлучился от своего законного Первоиерарха — в то время Константинопольского Патриарха — и вступил в общение с иерархом, с которым Константинопольский Патриарх, а равно все прочие православные иерархи не имели общения. Данный акт Киевского митрополита следует рассматривать не иначе, как схизму — незаконное отложение от своего Первоиерарха, а его самого как утратившего достоинство Киевского первоиерарха.
Также необходимо отметить, что Киевский митрополит разорвал общение с Православной Полнотой и вступил в общение с Римом, не будучи поддержан своей паствой, которая осталась верна Православию и не последовала за своим епископом. Фактически, он перешел в унию без своей Церкви. Таким образом, с точки зрения самой Церкви в пределах Польско-литовского государства, Киевский митрополит и те из иерархов, которые вместе с ним вступили в унию, перестали представлять свою паству.
Именно в силу этих причин православный народ начал бороться за поставление новых иерархов взамен ушедших в унию. В результате этой борьбы Иерусалимский Патриарх Феофан в 1620 году возвел на Киевскую кафедру нового митрополита и восстановил православную иерархию в пределах Польско-литовского государства. С точки зрения православного народа Речи Посполитой, в период с 1596 по 1620 год Киевская кафедра пустовала, а униатские митрополиты, занимавшие ее, были в действительности ее узурпаторами. Если бы это было не так, то православный народ, при поддержке православной аристократии и казачества, не добивался бы восстановления церковной иерархии.
Сама униатская иерархия тоже не рассматривала себя как параллельную православной или как «одну из четырех частей первобытной Киевской Церкви», — как сейчас утверждается в заявлении пресс-службы УГКЦ. После униатского собора 1596 года Православная Церковь была выведена за рамки правового поля, оказалась вне закона. С точки зрения Польско-литовского государства, а также униатской иерархии, она перестала существовать как правовой субъект.
На фоне юридического бесправия Православной Церкви против нее были развязаны настоящие гонения на местах. В частности, по свидетельству многих документов эпохи, включая многочисленные судебные жалобы, в результате действий или попустительства властей, подбадриваемых униатскими иерархами, отбирались и опустошались православные церкви и монастыри, осквернялись святыни; православных священников преследовали, лишали имущества и вынуждали подчиняться епископам, принявшим унию; православное население грабили и убивали, не позволяли заниматься ремеслом, выступать свидетелями в судах, заключать православные браки.
В связи с вышеизложенным тезисы УГКЦ в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой церкви в Киев, с исторической и канонической точки зрения, являются несостоятельными. В контексте же православно-католических отношений это действие может иметь весьма негативные последствия. Особенно в том случае, если будет сопровождаться нарастанием миссионерской активности УГКЦ среди православных украинцев».
Православие.RU

05.08.2005. КИЇВ. Створено Раду евангельських протестантських церков України
У приміщенні центрального офісу Церкви християн віри эвангельської відбулася зустріч керівників євангельських протестантських церков України, у якій взяли участь лідери понад двадцяти протестантських об’єднань, що репрезентують практично 90% українських протестантських громад. Головував на зустрічі єпископ Церкви ХВЄ Михаїл Паночко. Учасників зустрічі було поінформовано про створення Ради євангельських протестантських церков України та оприлюднено відповідну декларацію.
Цікаво, що відтепер протестанти вирішили врешті-решт відсторонитися від політики, зазначивши, що політикою є не лише якісь публічні акції, але й отримання певної допомоги від тих чи інших політичних сил в обмін на лояльність щодо них.

08.08.2005. ВАРШАВА. Несмотря на протесты православных, униаты собираются 21 августа перенести кафедру главы УГКЦ в Киев
Об этом заявил представитель Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) в Ватикане Глеб Лончина. По его словам, греко-католики пойдут на этот шаг, несмотря на предостережения православных о том, что перенос навредит межцерковным отношениям. «Синод нашей Церкви принял это решение в октябре 2004 года, — заявил Лончина. — Постановление было принято согласно нашим канонам и не нуждается в одобрении Папы. Православные считают Киев своей канонической территорией, но разве можно сказать, что какая-то территория должна принадлежать только православным или только католикам? Там, где живут верующие, там должны быть священники и епископы».
22 июля Священный Синод Русской Православной Церкви выпустил резолюцию, в которой назвал предстоящий перенос кафедры греко-католического архиепископа в Киев «неприемлемым с канонической, экклезиологической и пастырской точек зрения».
За месяц до этого глава Отдела внешних связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обсудил украинскую проблему с президентом Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером. Митрополит Кирилл высказался против переноса духовного центра УГКЦ в Киев, а также против придания этой церкви статуса Патриархата, чего добивается ее глава кардинал Любомир Гузар.
Спустя два дня после этой встречи кардинал Гузар заявил, что украинские греко-католики никогда не отказывались и не откажутся от намерения сделать своим центром Киев. «Украинская Православная Церковь, подчиняющаяся Московскому Патриархату, и Украинская греко-католическая церковь в общении с Папой Римским — две совершенно разные Церкви, хотя и имеют общие корни, — заявил кардинал Гузар. — Паства этих Церквей занимает одну и ту же территорию географически, но не канонически, так как канонического общения между ними нет. Поэтому никаких канонических и экклезиологических препятствий для их сосуществования нет», — заявил Гузар.
Седмица.Ru

09.08.2005. ЛЬВІВ. Архієпископ Августин висловив своє ставлення до перенесення кафедри глави УГКЦ до Києва
Архієпископ Львівський і Галицький Августин, коментуючи факт перенесення кафедри глави Української греко-католицької церкви зі Львова до Києва, зазначив, що цим кроком греко-католики перекреслили будь-які досягнення православно-католицького діалогу, ще раз підтвердивши, що попередні вислови офіційного Ватикану про те, що Православна Церква — це „Церква-сестра”, були марнослів’ям. До того ж це переконливо свідчить, що католики нині не впевнені у спасительності священнодійств і таїнств Православної Церкви. Це ще раз є доказом того, що і римо-католики, і католики східного обряду (тобто греко-католики) сприймають нас як неповноцінних християн, вважаючи, що справжнім, повноцінним християнином може бути лише той віруючий, хто, зокрема, визнає папу Римського видимим главою Христової Церкви.
“Перенесення кафедри до Києва, — підкреслює православний архієрей Галичини, — це новий етап католицької експансії на Схід. Ми, духовенство, знаємо, для чого це робиться, але греко-католики відтепер не повинні лукаво заявляти, що прагнуть єдності традиційних християнських Церков в Україні (правда, з незрозумілою конфесійною приналежністю). Їм слід заявити прямо, що сьогодні вони виконують заповіт папи Урбана VIIІ, який сказав: “Вами, мої русини, сподіваюсь навернути Схід”, прагнуть окатоличити Україну.
На думку владики Августина, створення паралельно з існуючими православними нових католицьких церковно-адміністративних одиниць має одну неприховану мету: привести якомога більше наших співвітчизників до лона Римо-католицької церкви, складовою якої є Українська греко-католицька церква. Як це буде: поширення Брестської унії на всю Україну чи створення нового церковного союзу — такої собі “подвійної унії”, — покаже час. “Усім відомо, — зазначив православний ієрарх, — що, згідно з канонами, на одній території не можуть керувати два єпископи, до того ж з однаковим титулом. Якщо ж хтось спитає, чому тоді у Львові, де переважну більшість становлять католики, перебуває православний єпископ з титулом „Львівський”, то мусимо пригадати, що греко-католицький львівський єпископ з’явився набагато пізніше виникнення Львівської православної кафедри. Навіть з точки зору звичайних людських відносин перенесення кафедри УГКЦ до Києва та ще й зі зміною титулу на „Києво-Галицький” є некоректним у виключно складній ситуації, в якій нині існують православні і католики в Україні, враховуючи історичний момент, особливості регіональних суспільних взаємовідносин, політичні проблеми, а головне, погроми православних парафій, що відбулись у Галичині на початку 1990-х.
Однозначно, греко-католики користуються моментом. Гадаю, що, якби питання розглядалось при нинішньому Папі, котрий дотримується прагматичності у відносинах з Православ’ям у питаннях діалогу, цього б не сталося. Адже, на відміну від його попередника, у нього немає психологічної (чи генетичної) упередженості і зацікавленості. Бенедикт ХVI як глава Римо-католицької церкви повинен розуміти, що через такий крок уніатів загостряться відносини не лише з Українською Православною Церквою, але й з усім світовим Православ’ям взагалі. Бо ми знаємо, як з приводу цього факту висловились предстоятелі усіх Православних Церков раніше — однозначно негативно. Те ж саме стосується зміни титулу. Відомо, що греко-католики не можуть змінити його без згоди Римського Папи. Між іншим, вираз “Києво-Галицький” є дивним. Мало б бути „Київський і Галицький”. Уявіть собі, наприклад, таке: „Львівсько-Кримський”, чи „Києво-Закарпатський”, чи „Римо-Сицилійський”! Зрозуміло, що цей лукавий титул вибраний свідомо для прикриття зухвалості”.

09.08.2005. МОСКВА. Униаты подрывают православно-католический диалог
Стремление греко-католиков перенести резиденцию своего главы в Киев свидетельствует об экспансии, которая подрывает православно-католический диалог, считает заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
«Настойчивое стремление украинских греко-католиков перенести кафедру в Киев и титуловать своего митрополита Киевским ясно показывает, кто является агрессором в православно-католических отношениях», — считает отец Всеволод. Священник выразил недоумение в связи с тем, что греко-католическое церковное сообщество, представляющее на Украине абсолютное меньшинство, к которому, по его словам, принадлежит максимум 10% населения страны, «пытается искусственно повысить свой статус до общенациональной церкви и утвердить свое присутствие в столице».
Отец Всеволод отметил, что этим амбиции униатов не ограничиваются: «Уния насаждается на юге и востоке Украины, где ее практически никогда не было, а также в Белоруссии, Сибири и Казахстане. Естественно, это вызывает боль у православных верующих». При этом, добавил отец Всеволод, в тот момент, «когда и Православная Церковь, и, как кажется, Ватикан готовы вернуться к добрым отношениям, униаты пытаются любой ценой, пока не поздно, осуществить поход на Восток».
Кроме того, он подчеркнул, что униатство не может быть путем к единству Церквей, и это, по его словам, «признают многие католические богословы». «Это путь к еще большему разделению, потому что нельзя идти к единству, пытаясь убедить те или иные части Православной Церкви сменить веру, оставив им внешний восточный обряд», — подчеркнул отец Всеволод. «Конечно, нельзя, как это сделал Сталин, лишать греко-католиков права исповедовать свою веру, но никто не может лишать православных права решительно обличить униатскую экспансию, которая не сближает, а еще больше разделяет православных и католиков», — сказал священник.
ИНТЕРФАКС/Седмица.Ru

10.08.2005. КИЕВ. Православные верующие против переноса кафедры главы униатов из Львова в Киев
Союз православных граждан Украины выступил с заявлением, в котором говорится, что целью переноса кафедры главы униатов из Львова в Киев, намеченного на 21 августа, является «смена веры православной Киевской Руси, принятие ею униатства». Поэтому православные верующие не допустят этого униатского блицкрига.