Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Людмила Вовчук: «Петь «на подобен» — древнейшая традиция православного богослужения»

9.11.2004. КИЕВ. Свято-Троицкий Ионинский монастырь выпустил самый полный сборник подобнов

Церковное пение, берущее свое начало на Небе, как Ангельское славословие, соединяет всех собранных в храме людей с Богом. Православное богослужение, преломившееся на Руси сквозь призму неповторимого национального колорита, по праву можно назвать феноменом во всемирном культурном наследии. Церковные подобны как один из важных элементов богослужебного пения ярко отражают вклад самобытного народного творчества в развитие богослужения.
Трагический период гонений на Православную Церковь в XX веке еще более усилил тенденцию забвения подобнов. Только после 80-х годов прошлого века начали пробиваться ростки этого клиросного крина.
В основном это были публикации известного регента Троице-Сергиевой Лавры Архимандрита Матфея (Мормыля).
Сегодня вышел в свет наиболее полный на сегодняшнее время свод подобнов, собранный регентом Михаило-Архангельского храма Зверинецких пещер в Киеве. Сборник включает в себя 55 подобнов в 113 вариантах мелодий. В сборнике также дана статья И.А. Гарднера «Забытое богатство», которая является библиографической редкостью, и в последний раз публиковалась в 1930 году в Варшаве; методические указания как «распеть» подобны, а также таблицы, которые помогут найти нужный самоподобен в богослужебных текстах.
Возрождение пения «на подобен» — богоугодное дело, поэтому автор надеется, что сборник, вышедший в свет благодаря поддержке Всеукраинского Объединения «Держава», поможет возрождению древней традиции нашего Православного богослужения.

Людмила Вовчук, регент храма Архистратига Михаила на Зверинецких пещерах: «Петь «на подобен» — древнейшая традиция православного богослужения»

— Людмила, как вы относитесь к тому, что фестиваль «Глас Печерский» получил статус международного?

— Очень положительно и очень рада. Надеюсь, что у нас в Киеве он будет проводиться каждый год. На этом фестивале мы рады представить регентам и клирошанам только что вышедший сборник «Подобны», которые выпустил Свято-Троицкий Ионинский монастырь при поддержке Всеукраинского объединения «Держава». Это довольно уникальная публикация, потому «подобны» долгое время были в нашем обыходе забыты.
Многие даже не понимают о чем идет речь. Петь «на подобен» – очень древняя традиция православного богослужения. Если мы возьмем любую богослужебную книгу, например «Октоих» или «Минею» и посмотрим надписание над стихирами, часто можно встретить такие слова «подобен «Небесных чинов» или «подобен «Радуйся, Живоносный Кресте». Что это означает в наше время знают немногие. А это значит, что данную мелодию можно распеть на какой-то уже существующий образец.
К примеру, есть основная мелодия «Небесных чинов». На эту мелодию распеваются любые тексты над которыми есть надписание, что это поется на подобен «Небесных чинов». Так и со всеми остальными подобнами.
Это очень древняя традиция и благодаря существованию подобнов даже простое будничное богослужение всегда приобретало торжественный колорит. В тех храмах, где их используют, «подобны» и в наше время создают неописуемую красоту богослужения, эти песнопения украшают его.

— Людмила, можно ли проследить истоки возникновения подобнов?

— К сожалению сегодня никто не может четко определить, откуда эти песнопения берут начало. По данному вопросу существует очень много мнений, а сами корни теряются в веках.
Несомненно, это одна из древнейших певческих традиций церковного пения, поскольку есть «подобны» и знаменного и других древних распевов. Вероятнее всего они пришли к нам из Византии, а со временем к ним приносились какие-то народные мотивы. Сегодня мы знаем некоторые обработки старого времени, а также и современных авторов. Но эти мелодии неподвластны времени. Они сами по себе прекрасны, и они были и будут прекрасны во все века.

— Вашу книгу предваряет статья известного исследователя подобнов Ивана Гарднера. Что повлияло на выбор работы именно этого автора?

— В 30 годы прошлого века Иван Алексеевич Гарднер — известный исследователь церковно-певческой истории, написал уникальную работу, в которой одним из первых исследовал вопрос происхождения и значение подобнов. «К сожалению, это богатство забыто, традиции утрачены» – написал он в своей статье, которая так и называлась — «Забытое богатство». Уже тогда он констатировал, что мало кто из регентов, не говоря уже о других людях, знают, что такое пение «на подобен». А между тем, продолжает он, это наше собственное богатство. «Напрасно станем мы искать нотные записи всех этих мелодий. Их нет… Большинство мелодий передавалось из уст в уста вместе с секретом как правильно «распеть» тот или иной текст…А те записи которые есть, мало доступны…» Все напевы «подобнов» создавали неповторимый колорит даже повседневных богослужений.
«И становится бесконечно жаль этого забытого нами богатства, часто даже просто презираемого, неизвестного даже большинству церковных людей. На месте этого благородного крина песеененного на клиросе наросло немало инородного, чуждого бурьяна», – констатировал историк. Статья дает исчерпывающую информацию. В ней обильно использованы греческие тексты и сравнения. Она просто уникальна.
Кстати, само исследование, находящееся в сборнике, издавалось только один раз в Варшаве, в газете «Воскресное чтение». Мне пришлось писать заграницу и просить разрешения о напечатании. Сегодня с этой статьей можно ознакомиться в нашем сборнике.
Кроме истории Гарднера в сборнике даны методические указания, которые помогут разобраться, каким образом распеть тот или иной подобен на какой-то текст. Приведены также схемы, (поскольку до этого времени все передавалось изустно) в которых мы попытались объяснить и дать рекомендации, что делать для того, чтобы научиться распевать тексты «на подобен». Над самими нотами в текстах приведены необходимые знаки. В сборнике также есть таблицы, которые помогут найти в какой богослужебной книге находится тот или иной подобен. Чаще всего это «Октоих», «Минеи» и «Часослов». В самом сборнике находятся 55 подобнов и 113 мелодий их исполнения.

— А как возникла идея создания сборника?

— Мысль об издании такого сборника пришла сама по себе. Работа началась с 1993 года, когда впервые углубилась в изучение подобнов и начала собирать их в разных храмах. В связи с исследованиями у меня появилось очень много знакомых, в том числе и за рубежом. Постепенно «подобны» начали появляться в нашем богослужении. К нам пришло несколько сборников из заграницы. Материал собирался из года в год.

— Людмила, какие главные источники вы использовали при разработке данной тематики?

— Источники самые разнообразные. По крупицах большую часть этих песнопений, в том числе и изустно, удалось собрать в наших храмах по всем уголкам Украины и за рубежом. Много подобнов удалось найти в Оптиной пустыни и других возрождаемых монастырях, где часто с монашеской жизнью возрождается и оригинальное певческое наследие. Много мне в свое время помог и митрополит Лавр с Зарубежной Церкви, который из Джорданвиля (США) мне переслал некоторые уникальные подборки и книги.
Мною использовались и рукописные материалы. В свое время удалось достать у знакомых единственный на то время в Москве сербский сборник. Там были помещены такие напевы, которых нет ни у нас, ни в России. Удалось собрать часть материала и в Почаевской Лавре, среди которого был рукописный сборник конца ХVII века. Там помещены старые «квадратные» ноты, которые еще необходимо перевести в современную нотацию.
«Подобны» можно найти не только в известных центрах Православия, но и в отдаленной глубинке. Практически каждый регион имеет свои оригинальные напевы, но особенно много красивых и самобытных песнопений встречается на Закарпатье. Там традиция пения подобнов распространена особо. Простые люди часто говорят: «Наш дьяк умеет петь «на подобен» – и это справедливо считается очень искусным регентским мастерством.
Хочу сказать, что мне в процессе многолетней работы удалось собрать еще один материал, который также ждет своего издания, но выпустить его в свет просто так не нахожу возможным, поскольку сами песнопения очень сложны, и не каждый хор сможет их исполнять.

— Людмила, как восприняли ваш сборник в профессиональной певческой среде?

— Первые экземпляры сборника отец Димитрий Болгарский – известный киевский регент презентовал на международной регентской конференции в Сан-Франциско. Там были представители из многих стран, и все радостно восприняли эту книгу. Некоторые даже приняли книгу с восторгом, а также с надеждой, что древнее искусство таким образом может возродиться вновь. Авторитетными участниками собрания было засвидетельствовано, что это самый полный свод данных по пению «подобнов» ныне известных в мире.
Книга с радостью принимается в церковных хорах. Я разослала сборник всем знакомым регентам, и они с большим удовольствием применяют его на практике, стараются постепенно вводить эти песнопения на богослужениях. Я надеюсь, что и «Глас Печерский» послужит воскрешению забытой традиции.

— Чтобы вы пожелали регентам и хористам, которые будут использовать ваш труд?

— Я надеюсь, что с Божией помощью все, кто будет пользоваться этой публикацией, украсят храмовое богослужение.
Многовековая культура этих церковных гимнов есть в каждом православном народе: Болгарии, Греции, Сербии, Румынии… Конечно, у них своя мелодика, а песнопения могут показаться непривычными для нашего уха, но они красивые и по-своему уникальные. Были свои напевы и в наших древнерусских храмах. Ими заслушивались наши предки много веков назад.
«Подобны» – наше забытое церковное богатство. До сих пор эта забытая нива ждет своих тружеников, и хотелось бы, чтобы было побольше приходов, где бы хоть чуть-чуть культивировали уникальные песнопения и эта традиция развивалась.

Беседовал Владимир Свистун