Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины: «Где отсутствует благодать, там царствуют ложь и гордыня»

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины: «Где отсутствует благодать, там царствуют ложь и гордыня»

— Ваше Блаженство! Некоторые СМИ назвали сенсацией Вашу встречу с президентами России и Украины и беседу глав государств с епископатом Украинской Православной Церкви. Что Вы об этом скажете?
— По опубликованным данным, 80 процентов россиян — это крещенные в Православии люди. В Украине такой статистики нет, но, думаю, что эта цифра еще выше. И истоки веры подавляющего большинства граждан двух государств находятся здесь, в Киеве. Сегодня Православная Церковь и в Украине, и в Российской Федерации играет уже не просто заметную, а значительную роль в жизни общества. Она пользуется наивысшим доверием граждан обеих стран. Отсюда и то внимание, которое уделяют и Леонид Данилович, и Владимир Владимирович проблемам церковно-государственных отношений и функционирования Церкви в современном обществе. Было бы сенсацией, если бы они игнорировали Церковь, но никак не наоборот. Два года назад, во время официального визита Леонида Даниловича в Россию, президенты встречались со Святейшим Патриархом и обсуждали те же проблемы. После крушения атеистических идеологий во всем мире изменилось отношение к религии и Церкви. В последнее время мы встретились с послами крупнейших держав мира — Германии, США, Франции, они живо интересовались вопросами церковно-государственных отношений, религиозного образования, законодательного обеспечения благотворительной и социальной миссии Церкви в Украине.
Собственно, эти же проблемы обсуждались и на встрече с президентами. Говорили о православном единстве, о социальном служении, таможенных проблемах. Для россиян Киев, Украина — колыбель православной веры, средоточие великих святынь Православия, поэтому речь шла и о расширении контактов, паломничества к нашим святыням.

— Однако, судя по всему, Киев нескоро вернет себе славу одного из центров всемирного православного паломничества?
— Безусловно, огромное количество православных России, Белоруссии, Молдовы, других стран очень трепетно относятся к Киеву, Херсонесу, Чернигову, Почаеву, мечтают помолиться в наших древних монастырях и храмах. Существуют столетние благочестивые традиции паломничества к святыням. До революции Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра по большим праздникам принимала десятки тысяч людей со всех концов света. Сегодня мы возрождаем 160 монастырей, многие из них имеют многовековую славу. Однако современное паломничество требует очень развитой инфраструктуры обслуживания: это и транспорт, и гостиницы, и питание. Пока у нас нет возможности заниматься обустройством паломничества на должном уровне.

— Если сравнить Православную Церковь в Украине и России в нынешнее время, где она находится в лучшем положении?
— У Церкви не бывает лучшего положения или лучших времен. Лучшие времена уже были, когда Христос Спаситель был с нами на земле. Затем прошли целые эпохи гонений, испытаний, непонимания. Краткие передышки приходили на смену новым трагедиям, и так будет до скончания века. Вот у нас в Украине, не успели мы перевести дыхание после стольких десятилетий репрессий, гонений и притеснений, как начался затяжной конфликт с униатами, следом — не менее тягостный раскол. В России — другие беды. Сегодня десятки православных христиан безвинно гибнут от рук террористов. Чье положение лучше? И в России, и в Украине гигантское количество людей живет за чертой бедности, в одиночестве и отчаянии. А это ведь народ Божий, который и составляет Церковь. Но надо помнить, что ни человеку, ни народу Господь не дает больше, чем он сможет понести. Поэтому надо с благодарностью принимать любую ношу. В минувшем году наша Церковь увеличилась на несколько сот общин, а значит, еще несколько десятков тысяч людей добровольно стали на службу Богу и человеку. Это не может не радовать. В России тоже идет интенсивное возрождение религиозной жизни, открываются новые приходы, монастыри. Существенная разница есть в отношении правящих элит наших стран к Православной Церкви. В России уже сложился консенсус в понимании роли и значения Церкви в обществе как оплота стабильности, хранительнице национальных традиций и моральных устоев. И правые, и левые, и даже радикальные политические течения с уважением относятся к Церкви. Это общеевропейские стандарты. У нас, к сожалению, как в атеистические времена, политики могут выступать с абсурдными обвинениями и нападками в адрес Церкви. Поэтому мы годами добиваемся для Церкви статуса юридического лица, возвращения экспроприированного церковного имущества и храмов, законодательного обеспечения социального служения. Хотя очевидно, что любой политик, желающий блага своему народу, не должен создавать трудностей для его Церкви.

— Обсуждалась ли на встрече проблема расколов?
— Президенты осведомлены о ней, но раскол — это внутреннее дело Церкви. Он преодолевается на основе церковного права, тысячелетних канонов и установлений Святой Церкви, а не государственными решениями. Один известный украинский политик справедливо заметил, что история ХХ века свидетельствует, что государственными и человеческими усилиями ни уничтожить, ни создать Церковь невозможно. Как ни старались тотальными репрессиями вырвать ее с корнем, она проросла и в атеистической пустыне, как ни пытались власти создать псевдоцерковные обновленческие, автокефальные и прочие структуры, они исчезли вместе со своими создателями. То, что не идет от Бога, Божиим никогда не будет. Украина — светская держава, в ней Церковь отделена от государства. Было бы абсурдным, если бы мы опекались, скажем, проблемами единства или раздробленности демократических, центристских, правых или левых партий, призывали к поддержке одних политических сил в ущерб другим. Всякий знает, что если какой работник занимается не тем, чем должен заниматься, это означает, что то, что он обязан делать, делает очень плохо. Поэтому, если Церковь будет заниматься государственными и политическими вопросами, а государственные мужи и политики — церковными, у нас не будет лада ни в Церкви, ни в державе.

— Однако расколы в нашем Православии не преодолены, более того, некоторые расколоучители, в частности Михаил Денисенко, заявляют, что они готовы пребывать в этом статусе сколько угодно, при этом ссылаются на долгий путь признания Русской Православной Церкви.
— Этот аргумент рассчитан на людей невежественных в церковной истории. Посвящение в 1448 году в митрополиты Киевские и всея Руси святителя Ионы произошло не в Константинополе, а на соборе в Москве. Кроме желания самостоятельно избирать митрополита, была и историческая обоснованность этого акта: и византийский император, и константинопольский патриарх, пытаясь спасти Константинополь, рассчитывали на помощь Рима и уклонились в унию. По церковным канонам, иноверцы не могут посвящать православного митрополита. В 1453 году турки штурмом взяли Константинополь, переименовали в Истамбул, патриарх попал в зависимость от султана, большинство храмов переделали в мечети, а с тех, что оставили православному населению, сняли кресты. Это была трагедия для Православия. В этих условиях Русская митрополия твердо держалась традиции самой избирать митрополита, а Константинополь настаивал на своем праве посвящать митрополита для Руси. Вокруг этого и шел спор, но сохранялось главное — евхаристическое единство. И епископат, и священство Русской митрополии были благодатными, совершаемые ими Таинства — спасительными. Этого никто и никогда не ставил под сомнение. Преемник святителя Ионы митрополит Киевский и всея Руси Феодосий по просьбе Иерусалимского патриарха Иоакима даже посвятил в митрополиты его посланника Иосифа, прибывшего для сбора милостыни. Наши же нынешние схизматические группировки безблагодатны, их «священнодействия» кощунственны. Человек приходит в храм с надеждой на помощь и заступничество Божие, чтобы приобщиться к святым Тайнам Христовым, а не для того, чтобы встретить там пародиста. И помощь ему нужна сегодня, а не через сто лет, когда, быть может, Святая Церковь кровью мучеников своих и Самого Господа, распятого за беззакония наши, оправдает преступные деяния нынешних лжесвященников. Вот это и скрывают организаторы расколов от своей несчастной паствы.

— Но ведь расколы у нас тоже разные, одни воинствующие, другие не очень…
— Где нет благодати, там всегда царствует ложь и гордыня. В Символе веры есть слова: «Верую во единую…». Кто не находится «во единой», тот находится вне Церкви. И нет разницы, как они себя именуют, — истинными, соборноправными, автокефальными и прочие или какие титулы присвоили себе расколоучители: епископы, митрополиты, патриархи киевские или вселенские (появились у нас и такие). Если для кого-то и Символ веры, и благодатность Таинств, и каноны Церкви — не более чем условность, то и Церковь, и Христос Спаситель — такая же условность. Если вы не являетесь православными христианами, то не надо называть себя таковыми. Мы молимся о братьях наших, отпавших от Церкви, чтобы они нашли в себе мужество стать на путь правды. Мы апеллируем к сердцу и совести человека, а не к государственной власти. Никакими директивами, даже если они будут подписаны президентами, церковные проблемы не решаются.

— Ваше Блаженство, визит Президента Путина в Украину был приурочен к 350-летию Переяславской рады. Однако нынешний юбилей получил больше негативных оценок, чем позитивных. Чем это, по- вашему, вызвано?
— Тем, что у нас отсутствует исторический взгляд на события прошлого. Он заключается в том, чтобы оценивать их глазами человека того времени, а не нынешнего. Историку, воспитанному на традициях нашего секулярного, атеистического века, трудно понять, почему поводом едва ли не всех козацких восстаний в Украине было закрытие или разрушении православных храмов. Или почему, скажем, Тарас Шевченко считал единоверных сербов братьями, а единокровных униатов — врагами. Православие, которое даже Михаил Грушевский считал национальной идеей украинцев, не в меньшей степени, чем социальные и политические проблемы, обуславливало направленность различных исторических событий. Так сложилось, что после падения Византии Московское царство на несколько столетий оказалось единственным полностью независимым православным государством. Под власть инославных правителей попали и древние патриархаты, и балканские государства, и восточнославянские народы. Пространство православной веры сокращалось катастрофически. В Речи Посполитой, в состав которой входила Украина, католицизм насаждался огнем и мечом. Союз с Россией укрепил оба народа, помог сохранить православную веру, противостоять завоевателям, а в последующем освободить от османского ига балканские страны.
Мы должны стараться обо всем судить по плодам. Нам иногда кажется, что, например, нынешнее величие Киева было от начала веков, а между тем на период Переяславский рады город, после нашествия в 1651 году Яна Радзивилла, практически перестал существовать: в нем оставалась менее 10 тысяч жителей. Даже перепись населения начала ХІХ века говорит о 26 тысячах жителей — это современный районный центр. И лишь к началу прошлого века он стал поистине одной из самых красивых столиц Европы. И даже несмотря на то что в атеистическое время было разрушено около 150 храмов и церковных сооружений, он сохраняет свой православный облик. Как человека Господь испытывает обстоятельствами, так и народ — историей. Наш народ в прошлом веке прошел через все круги земного ада: революции, эпидемии, войны, тотальную разруху, голодовки, репрессии, Чернобыль. И прошел эти испытания с достоинством великого христианского народа. Мы обрели независимость, будучи крупнейшей европейской державой, космической, морской, с могучим экономическим, культурным и научным потенциалом. Другое дело, как мы сумели распорядиться этим богатством, созданным рабским трудом нескольких поколений наших граждан. Но в этом Богдан Хмельницкий, думается, уже не виноват. Мир объединяется, и мы тоже должны не искать поводов для раздоров, а искать пути к единству.

— Однако стремление к единству невозможно без диалога. Поэтому хотелось бы узнать, как нынче развивается православно-католический диалог в Украине? Стремление украинских униатов организовать греко-католический патриархат в Украине вызвало резко негативную реакцию всех Поместных Церквей. Константинопольский патриарх даже выступил со специальным посланием к папе Римскому…
— Практически наши отношения остаются на точке замерзания. С одной стороны, мы по-прежнему слышим заверения в братской любви, а с другой стороны — видим стремление к прозелитизму, что выражается в учреждении католических епархий. Разумеется, это не способствует диалогу. Желание же учредить в Украине греко-католический патриархат нельзя расценить иначе как провокацию.

— А какая православным разница, как будут называть себя униатские структуры в Украине?
— Если бы греко-католики представляли собой какую-нибудь околорелигиозную группировку, то никто бы не обращал внимание на наименование. Но УГКЦ — часть Римского патриархата, который связан с Православной Церковью взаимным признанием законными Таинств и прещений друг друга. Поэтому учреждение одной канонической Церкви на территории другого патриархата равносильно отрицанию благодатности и спасительной миссии существующей здесь Церкви. В свое время подобные действия привели к взаимным анафемам и расколу Вселенской Церкви на Православную и Католическую. Разумеется, такой поворот событий может отбросить православно-католический диалог на много столетий назад, и о едином христианском мире придется только мечтать. Кроме того, католики учреждали параллельные православным католические патриархаты в государствах, разрушенных войнами и крестовыми походами. Однако Украина как государство, слава Богу, существует, а Украинская Православная Церковь, как бы кому этого не хотелось, уже тысячелетие была и остается самой крупной Церковью на нашей земле.

Беседу вел Василий Анисимов