Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Игумен Гавриил (Рибальченко). Новгород-Северскому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю 970 лет

Новгород-Северскому Спасо-Преображенскому мужскому
монастырю 970 лет

За последнее десятилетие много изменилось в религиозной жизни нашего Отечества: началось бурное оживление Православия, восстанавливаются и украшаются пустовавшие долгое время древние храмы, строятся новые, отстраиваются и заселяются опустошенные в свое время монастыри, многие нерелигиозные ранее люди начинают посещать церковь. Епископы, священники и монахи пользуются уважением в народе. Глубоки ли истоки этого движения и долго ли продлится этот оживленный интерес к истинной духовности, мы пока не знаем. Надежду вселяет то, что люди, особенно молодежь, пытаются больше узнать о христианской культуре, пытаются осознанно идти путем многих поколений своих предков, и очень важно всем культурным силам Украины, служителям Церкви не просто наблюдать за этим процессом, но сделать нужные шаги навстречу этому естественному движению общества.
На протяжении тысячелетней истории православной Руси христианство было не просто культурой, но неотъемлемой частью государственной идеологии всей державы. В каждом географическом регионе были свои институты, проводившие неустанную просветительскую работу. Как правило, этими институтами были монастыри.
Возрождение государственного величия сегодня мало чем отличается от государственных задач прошлых веков и поэтому было бы крайне неверно не опереться на наследие прошлого. Хорошим примером активного использования позитивного культурного потенциала в возрождении регионов может стать деятельность Новгород-Северского Спасо-Преображенского мужского монастыря Черниговской епархии.
Среди множества монастырей, которые с древних времен были настоящим украшением Чернигово-Северской земли, светильниками просвещения и культуры, важными хозяйственными структурами, одно из главных мест принадлежало Новгород-Северской обители. По некоторым сведениям, Спасо-Преображенский монастырь основан в 1033 году князем Мстиславом Тмутороканским и относится к древнейшим миссионерским центрам Киевской Руси. Последние археологические исследования не противоречат преданию, именно в ХІ в. началась активная жизнь на этом месте.
“Если на высотах гор душа человеческая с благоговейным чувством приближается к беспредельному Творцу и Промыслителю Вселенной, то место, занимаемое Новгород-Северским монастырем, вполне способно производить подобные чувствования…”, –– так писал впечатленный обителью видный просветитель Х1Х в. Черниговский архиепископ Филарет Гумилевский. И впрямь, красота вековых каменных стен на высоком правом берегу Десны над бескрайним простором заливных лугов поражает, открывает потаенные силы души. Именно здесь получали благословение на свои дела князья удельного Новгород-Северского княжества. В свою очередь они заботились о благоустройстве монастыря как просветительского центра Северских земель. В ХІІ в. на территории обители был возведен первый каменный Спасский собор. Предание гласит, что именно он был отправной точкой знаменитого похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря – главного героя “Слова о полку Игореве”. В это же время начинает формироваться и уникальная хозяйственная система монастыря.
После монголо-татарского нашествия и упадка городов лишь в ХVI в. Спасо-Преображенский монастырь появляется на летописных страницах. В тяжелые времена чужеземного гнета обитель не прекратила своего существования, сохранила подаренные князьями земли и даже приумножила их за счет покровительства православных литовских правителей Северщины.
В первой половине XVII в. регион захватили поляки и попытались в Спасском монастыре устроить центр окатоличивания населения, но освободительное движение Богдана Хмельницкого в 1648г. предопределило конец вероломным планам Польского Королевства. При поддержке местного населения казачество освободило регион от чужеземцев.
Настоящий расцвет монастырской жизнедеятельности начинается во второй половине XVII в., когда в 1657 г. на пастырское служение в Чернигово-Северскую землю приходит епископ, а со временем архиепископ Лазарь Баранович. Новгород-Северский монастырь становится кафедральным, и до последних своих дней преосвященный Лазарь вспоминает его как свою наилучшую и милую сердцу резиденцию. За годы его управления здесь открылась первая на Левобережной Украине типография, начало действовать первое на Черниговщине православное среднее учебное заведение повышенного типа –– так называемые “латинские школы”, которые в будущем стали основой знаменитого Черниговского коллегиума.
В 70-е годы казацкая старшина требует переезда Лазаря Барановича в Чернигов, а Новгород-Северский монастырь остается на попечении архимандрита Михаила Лежайского –– авторитетного культурного деятеля, одного из четырех кандидатов на Киевскую митрополию в конце XVII в. Это он заканчивает масштабное строительство развернутое Лазарем Барановичем в монастыре –– каменные стены и башни, трапезную Петропавловскую церковь, корпус келий и прочее.
Следующим настоятелем обители становится Дмитрий Туптало, известный в будущем святой Дмитрий Ростовский, прославленный Господом проповедник и высокодуховный писатель православного отечества. В этом монастыре он окончил третий том “Жития святых”, начал работу над “Мартирологом” и отсюда в 1700 г. ушел на архиерейское служение.
С 1785 г. монастырь вновь становится кафедральным, но теперь уже отдельной Новгород-Северской и Глуховской епархии, созданной по указу Екатерины II. Обитель вновь занимает ведущее место в исторически сформированном Северском регионе. В этот период в монастыре возводится теплый Ильинский храм и по проекту известного итальянского архитектора Джакомо Кваренги строится величественный кафедральный Спасо-Преображенский собор. В связи с открытием епархии начала действовать и Новгород-Северская духовная семинария.
К сожалению, обозначенный расцвет в жизни монастыря прекратился со смертью Екатерины II. Указами Павла І были упразднены большинство административных реформ и преобразований покойной императрицы, в их числе и вновь образованная Новгород-Северская епархия.
На протяжении XIX в. в монастыре действовало духовное училище, открытое на основе расформированной семинарии. В 90-х годах ХІХ в. по инициативе духовенства здесь было создано братство святого Дмитрия Ростовского, основной задачей которого стала просветительская деятельность: внебогослужебные проповеди, лекции, беседы, распространение духовной литературы. Одновременно начинает действовать братская школа для сирот.
На протяжении многих веков своего существования монастырь играл заметную роль в духовной и административной жизни Северщины и прилегающих регионов. Если взять только летописный период истории обители XVI-XIX веков, то нельзя не заметить постоянного к ней внимания монархов, отразившегося в текстах многих жалованных грамот как московских царей: Василия III, Ивана Грозного, Алексея Михайловича; так и почти каждого из гетманов Левобережной Украины. Один из них –– Демьян Многогрешный –– булаву на гетманство получил именно в этом монастыре.
В 1787 г. обитель посетила Екатерина II и предоставила средства для постройки нового собора, а Александр I, который в 1825 г. почтил монастырь своим посещением, выделил значительную сумму на украшение и благоустройство упомянутого Спасского собора.
Статистический отчет начала XX в. отмечал, что во главе обители по-прежнему находится архимандрит, монахов насчитывалось 13, послушников 25. Революционные события перечеркнули многовековые традиции обители.
Литература советского периода, указывая дату закрытия монастыря, называет 1918 год, но еще до середины 1923 года теплилась лампада братской жизни. После ликвидации местные власти долго не могли решить, кому передать разгромленный монастырь. Со временем было принято решение передать архитектурный комплекс в распоряжение городского комунхоза. Деятельность новых “хозяев”, а точнее, их бесхозяйственность вела к быстрому разрушению некогда величественного комплекса архитектурных памятников, уничтожению монастырского кладбища.
Разрушение святыни происходило на глазах всего города, и местная культурная общественность, заручившись поддержкой губернского музея в 1929 году, с целью сохранения уникального архитектурного комплекса добилась создания в стенах монастыря одного из первых на Украине Государственного историко-архитектурного заповедника.
События Отечественной войны отразились на истории монастырского комплекса особыми бедствиями. В первые же дни оккупации фашисты устроили на святом месте концлагерь для советских военнопленных. В 1943 г. к Новгороду-Северскому приблизилась освободительная волна, и вражеские войска превратили монастырскую гору в один из основных опорных пунктов обороны. Во время штурма города в ходе боевых действий были подожжены практически все сооружения монастыря. Особенно пострадали покои настоятеля с Ильинской церковью, которые и сегодня находятся в руинах.
После войны на территории монастыря разместились различные организации хозяйственного характера, специнтернат, а с 1985 года филиал Черниговского архитектурного заповедника. С 1990 года здесь был создан и размещен музей-заповедник “Слово о полку Игореве”.
Неоднократно на протяжении 50-90-х годов предпринимались попытки реставрировать комплекс, но ни разу дело не было доведено до конца. Последние реставрационные работы были связаны с празднованием 900-летия Новгород-Северского княжества. Благодаря поддержке Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы, который лично посещал монастырь в 1997 и 1999 годах, были отреставрированы стены и башни монастыря, возрожден прежний облик Спасо-Преображенского собора (кроме иконостаса), произведено благоустройство территории. Однако еще в руинах остаются покои настоятеля XVI в., большой братский корпус XVII в., двухэтажный корпус коллегиума XVII в., требует внимания монастырское кладбище, на котором покоятся многие политические и культурные деятели нашего Отечества, начиная от Новгород-Северского князя Олега Святославича (ум. в1179г.).
1999 год стал судьбоносным в жизни обители. После длительного перерыва в ее стенах вновь зазвучала живая молитва за Северский край, родную Украину и весь Православный мир. Возродился старинный мужской монастырь. Божьим благословением и покровительством Пресвятой Богородицы братия трудится на духовной ниве и стремится к широкому возрождению православной культуры в нашем обществе на благо всего Отечества.
Сегодняшнее моральное состояние общества вновь требует активного миссионерского служения Церкви. Эту традиционную просветительскую роль и берет на себя возрожденный Спасо-Преображенский мужской монастырь. Основными задачами нашей обители являются возрождение центра духовности Северской земли, миссионерская деятельность, реставрация уникального архитектурного комплекса монастыря, проведение в жизнь программы социального служения Православной Церкви.
Активизировать начало подобных планов позволяют юбилейные торжества, намеченные на нынешний год. В первую очередь это 970-летие основания обители. Столь древняя дата позволяет предполагать проведение масштабной научно-просветительской конференции в Новгороде-Северском на базе Спасо-Преображенского монастыря. Следующая торжественная дата –– это 330-летие первой на Левобережье Новгород-Северской типографии, издания которой восполнили в конце ХVII века нехватку богослужебных и школьных книг в обширном окружающем регионе. Сегодня подобный вакуум ощущается в духовно-просветительской деятельности Церкви. Проведение Дней славянской письменности, посвященных юбилейной дате Северской типографии, позволит собрать форум церковных и культурных деятелей трех соседних областей Украины, России и Белоруссии для активного обсуждения насущных культурологических вопросов, назревших в современном обществе соседних славянских народов, и также провести просветительскую конференцию.
Все это позволит подготовить серьезные издания на основе материалов запланированных конференций и более точно обозначить дальнейшие шаги в будущее. Церковь всегда была гарантом стабильности в обществе, прилагала огромные усилия для укрепления морали у культуры среди населения и более тысячи лет формировала сознание нашего народа. Спасо-Преображенский монастырь столетиями занимал в этом процессе не последнюю роль, и сегодня его братия желает возвести такую традиционную деятельность на новый высокий уровень.