Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

75- ЛЕТИЕ РЕГЕНТА МИТРОПОЛИЧЬЕГО ХОРА МИХАИЛА ЛИТВИНЕНКО «Господь – сила моя и песнь!» (Репортаж с юбилейного вечера)

75-летие регента митрополичьего хора Михаила Семеновича Литвиненко

01.04.2002. В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЕ СОСТОЯЛОСЬ ЧЕСТВОВАНИЕ РЕГЕНТА МИТРОПОЛИЧЬЕГО ХОРА, КОМПОЗИТОРА МИХАИЛА СЕМЕНОВИЧА ЛИТВИНЕНКО, КОТОРЫЙ ОТМЕТИЛ 1 АПРЕЛЯ СВОЕ 75-ЛЕТИЕ
Имя Михаила Семеновича Литвиненко известно не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Еще в советские годы некоторые его церковно-певческие произведения получили широкое распространение во многих епархиях Русской Православной Церкви, а возглавляемый регентом хор обрел славу одного из лучших церковных певческих коллективов в Православной Церкви. Уроженец Полтавщины, выходец из глубоко верующей семьи, Михаил Семенович прошел через страдания за веру, побывав в застенках НКВД и лагерях. Тяжелые испытания не сломили мужественного христианина, и после выхода на свободу он, оставаясь верным Церкви, получил признание своего дирижерского и композиторского мастерства даже на светском поприще. 24 марта, в связи с юбилеем, Михаил Семенович был награжден Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром орденом Святого равноапостольного князя Владимира II степени. 31 марта во время Божественной литургии в Трапезном храме Лавры юбиляра тепло поздравил наместник обители и викарий Киевской епархии епископ Вышгородский Павел. 1 апреля в конференц-зале расположенных на территории Лавры Киевских Духовных Академии и Семинарии состоялся юбилейный вечер по случаю 75-летия регента. Свои поздравления юбиляру принесли управляющий делами Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви и викарий Киевской епархии епископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан, ректор КДАиС протоиерей Николай Забуга с коллегами-преподавателями и слушателями, певчие митрополичьего хора, друзья Михаила Семеновича. В исполнении митрополичьего хора под руководством юбиляра и хора КДАиС под руководством монаха Романа Подлубняка прозвучали духовные песнопения, в том числе произведения Михаила Семеновича. Завершился вечер громогласным пением обоими хорами «Многая лета» виновнику торжества.

«Господь – сила моя и песнь!»

РЕПОРТАЖ С ЮБИЛЕЙНОГО ВЕЧЕРА

Конференц-зал Киевских Духовных Академии и Семинарии не был залит светом и не утопал в цветах. Не щелкали штативы телекамер. И президиум не казался противопоставленным остальной части зала. Во всем ощущалась какая-то мерность: не предугадывался триумф, не было и настроения левитановской картины «Над вечным покоем». Эта атмосфера чем-то напоминала самого виновника торжества – регента главного архиерейского хора страны, Михаила Семеновича Литвиненко. Сегодня ему – 75.
Большинство присутствующих в зале – слушатели КДАиС. Все они – будущие молодые пастыри – знают юбиляра и его хор. Вместе с ним воспевают славу Господню на противоположном клиросе Трапезного храма Киево-Печерской Лавры, в которой и расположены Академия с Семинарией. Начиная с трагического 1992 года, когда Украинскую Православную Церковь потряс раскол, этот храм заменяет собой Свято-Владимирский кафедральный собор, захваченный филаретовцами. Именно тогда, 10 лет назад, – и в этом смысле нынешний год тоже юбилейный, – и пришел Михаил Семенович в Лавру, сохранив верность Церкви. В те дни многие, кто знал регента, спрашивали: «А с кем Михаил Семенович?» Его выбор, на фоне лжи раскольников и возникшей вокруг нее неразберихи, стал для многих ориентиром. А ведь с Владимирским собором регента связывали 17 лет служения!..
Но не каждый из сидящих в зале знает, что у Михаила Семеновича в 2002 году еще один юбилей: полвека со времени ареста, после которого были шесть месяцев пребывания в застенках, суд, приговор к 25 годам лагерей и 5 годам ссылки взамен расстрела, лесоповал посреди заснеженных северных болот… Еще меньшее число гостей знают о том, что хождение Михаила Семеновича по мукам началось задолго до ареста. Рожденный в глубоко верующей крестьянской семье на Полтавщине, он уже в раннем детстве стал свидетелем коллективизации и голодомора 1932-1933 годов. Сопоставляя происходящее с возмущенными комментариями взрослых – родных и соседей, – Миша Литвиненко самостоятельно пришел к категорическому отказу от вступления в пионеры, за что в селе не преследовали так, как в городе. А когда грянул 41-й год, будущий регент пошел со школьной скамьи на мельницу, где попавший в кучу инструментов детонатор гранаты взорвался прямо на рабочем месте Михаила и лишил парня зрения в правом глазу и части пальцев на левой руке. Пока лежал в больнице, пришла «похоронка» на погибшего в киевском окружении отца, а родной дом снесло взрывом попавшего под бомбежку эшелона с боеприпасами… Потом была оккупация. А когда после войны закончил школу, то почему-то получил на руки не оригинал, а дубликат аттестата золотого медалиста. В Киеве, куда Михаил поехал поступать в Политехнический институт, абитуриента вызвали в комитет комсомола и предложили учебу в Институте международных отношений в обмен на… вступление в комсомол. Отказался. А узнав, что в Политех берут только с оригиналом аттестата, съездил домой и привез… документ с двумя тройками. Поступить все же удалось. Тогда снова «налегли» по поводу комсомола. И ушел в Киевскую Духовную Семинарию, где во время учебы не скрывал своего отношения к существующей власти. И внедренный в коллектив семинаристов осведомитель сделал свое дело…
Хрущевская «оттепель» принесла Михаилу Семеновичу освобождение в 1955-м. Причем вторую половину срока заключения он провел в лагере, где сидели представители культурной элиты и где создал великолепные хор и оркестр. После выхода на свободу начались скитания: из-за «поражения в правах» бывший политзаключенный переезжал из города в город, гонимый требованием местных органов правопорядка: «В 24 часа…» и так далее. В эти годы Михаил Семенович трудился во многих церковных хорах, сдал последние семинарские экзамены в Одессе, обрел семью. И только с 1961 года началось восхождение на гражданском поприще: руководство хорами и ансамблями в дворцах культуры, смотры, конкурсы, награды, гастроли, в 71-м – окончание Харьковского государственного института культуры. В 75-м Михаила Семеновича пригласили во Владимирский собор в Киеве…
На часах – 18.00. Время начинать юбилейный вечер. Собравшиеся встают и поют молитву «Царю Небесный». Гостей благословляет епископ Митрофан, управляющий делами Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви. Ректор КДАиС протоиерей Николай Забуга, взявший на себя роль ведущего юбилейного вечера, приглашает в пустующий президиум Михаила Семеновича с супругой. Приветствия и поздравления произносятся без микрофона и как-то не совсем привычно: в них не столько торжественности, сколько простой человеческой теплоты и благодарности – за высокие уроки певческого искусства и, главное, обыкновенного добра. «Господь сподобил меня учиться у Вас. Певчие знают, что иногда перед служением в храме чувствуешь себя лучше, иногда хуже. Но когда я слышу ваш хор, то, даже если в чем-то ощущаю неуверенность, мне ничего не остается, кроме того, чтобы быть вместе с вами – на высоте!» – признается в своем обращении к юбиляру протодиакон Сергий Косовский. А одна из соратниц регента по хору вспоминает, как много лет назад зашла во Владимирский собор, услышала исполненное под руководством Михаила Семеновича «Господи, помилуй!» и заплакала. Профессиональный светский дирижер, она встала с того дня на путь воцерковления и вскоре оказалась в числе соборных певчих.
Наступает очередь самого юбиляра. Михаил Семенович выходит из президиума и, спустившись к первому ряду, делится воспоминаниями. В какой-то момент спохватывается: «Я не злоупотребляю вашим временем?» «Нет-нет», – раздается из разных уголков зала. «Я счастлив, что оканчиваю свое земное бытие именно здесь, в Лавре, под омофором Божией Матери! Быть может, Господь даст еще время, – не скажу «годы», – потрудиться во славу Божию…», – говорит регент в завершение рассказа. Идущие от полноты сердца, отстоявшего свою веру и отданного Богу и людям, слова эти звучат как смиренное и одновременно величественное благодарение Всевышнему. Они не кажутся неестественными, хотя не каждое из них рассудок соглашается применить к Михаилу Семеновичу. Говоря о завершении земного пути, он, высокий и стройный, как молодой воин, полон жизненной силы и излучает ее на всех присутствующих, одаривая каким-то умиротворением и открытостью к жизни – такой, какова она есть. На лице – ни тени того, что называют «побитостью годами» и «усталостью от жизни». Будто не он только что сказал, что нам лучше не слышать об увиденном им в застенках НКВД!.. «Вы поняли, зачем вы здесь?» — наставительно вопрошает ректор КДАиС своих воспитанников, будто хочет продолжить: “Перед вами – не просто выдающийся регент и композитор. Перед вами – живой исповедник, живая история нашей Церкви”.
Но вот из президиума убирают стулья, отодвигают трибуну, за которую сегодня так никто и не становился. Пред очи зала выходят певчие: слева – митрополичий хор, справа – хор КДАиС во главе со своим регентом, монахом Романом (Подлубняком). Михаил Семенович извиняется за экспромт и признается, что митрополичий хор поет в этом зале впервые. Звучат написанное регентом «Величит душа Моя Господа», «Свете Тихий» Ф.Козицкого, «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную» Михаила Семеновича и «Тебе, Бога, хвалим» Бортнянского. В первом и третьем номерах дирижирует юбиляр, во втором и четвертом – отец Роман. Наконец, после возглашения диаконом Сергием Косовским заздравной ектении, стены зала вздрагивают от громогласного «Многая лета» в исполнении обоих хоров. И каждый звук – средоточие самого благодарного порыва душ и сердец. Многая лета Вам, дорогой Михаил Семенович!..