Василий Анисимов: Для Церкви День Победы – праздник славы нашего народа-освободителя
Беседа Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ
- Василий Семенович, уже более года длится гражданский конфликт в Украине, и конца ему не видно. В чем, по-твоему, причина, ведь обещали за две недели его завершить.
- Я думаю, причина в духовно-нравственной деградации правящей элиты, когда кровопролитие, нарушение прав и свобод граждан, цензура, ложь, насилие, даже зверские политические убийства в центре столицы посреди бела дня не вызывают ни отвращение, ни омерзения. Людям комфортно жить со всем этим. Мы даже видим злорадство, «восторг фашистского нахрапа», как написала великая киевлянка Юнна Мориц. Это какое-то предпотопное состояние умов, когда люди уже не отличают добра от зла или ленятся отличать. Такая, на мой взгляд, нравственная причина. Есть и политическая, которая заключается в том, что опять же партия войны более всего боится мира, поскольку все начнут считать раны, спрашивать, по какому праву и во имя чего одна часть страны разрушена и залита кровью, остальная – разорена. Поэтому путь к миру у нас такой тернистый: два шага вперед, шаг назад.
- Ты говоришь о деградации, но ведь на Украине правящая элита постоянно обновляется через майданы, революции…
- Они меняются не в лучшую сторону. У нас же есть с чем сравнивать. Я помню, как летом 2000 года Союз журналистов проводил на Крещатике протестные акции в защиту свободы слова и изданий. Меня позвали выступать, а инициаторами были какие-то молодые львовяне во главе с тогда еще мало кому известным Георгием Гонгадзе. У них была нетривиальная задумка: театрализованный протест. Скажем, ставили на постаменте девушку с завязанным ртом, а под ним мы выступали с громкоговорителем, клеймили власть и прочих душителей свободы слова. Пишущее сообщество нас не поддержало, журналистов было человек пять, слушателей столько же. Я тогда писал, что в пустыне Аравийской мы бы нашли больше поддержки, чем в центре столицы. Гонгадзе был беженцем из Грузии, учился во Львове на филологическом, подрабатывал на телевидении, был даже безработным, пока не оказался в команде одного из кандидатов на выборах 1999 года. Он не был ни известной, ни значимой фигурой, хотя стремился быть ярким и даже эпатажным. Но когда через пару месяцев после наших акций он пропал, а затем было найдено его тело, реакция общества была поразительной. Все СМИ, и оппозиционные, и провластные, были возмущены убийством журналиста, в парламенте – слушания, на них мать Георгия пригласили, с ней президент встретился, семью Гонгадзе, с которой он даже не жил, тут же взяли под программу о защите свидетелей и вывезли в США.
- И начался международный скандал…
- Да. И это нормальная реакция украинского общества и мирового сообщества. И ООН, и Евросоюз, даже НАТО озаботились этим преступлением. Кучма стал нерукопожатым, и не потому, что была доказана его вина, а потому, что власть должна отвечать за жизнь каждого гражданина, тем более оппозиционного журналиста или политика. Это азбука демократического государства. Трудно представить, чтобы кто-то что-нибудь гадкое об убитом говорил или писал. Напротив, ему посмертно Героя Украины присвоили, улицы в его честь называют, хотя суд над убийцей до сих пор не состоялся и мотивов мы по-прежнему не знаем.
- Сегодня ситуация кардинально изменилась?
- Конечно. Убит известнейший журналист, киевлянин Олесь Бузина, патриот, который не только гордился своими казацкими полтавским корнями, но написал много статей по родной истории. Он был оппозиционным журналистом, даже одно время возглавлял крупнейшую газету страны. И что же наша демократическая власть с ее европейскими ценностями? Наш парламент, силовики? А ничего. Тишь и гладь. Уже не противно. Лидеры Евросоюза недавно посетили Киев и тоже не удивились ни насилию, ни заживо сожженным людям в Одессе, ни политическим убийствам в Киеве. Издержки евроинтеграции. Ну, а наши СМИ и политики даже невинно убиенных не побрезговали опорочить инсинуациями.
- А почему они так ненавидят Бузину, ведь он всегда выступал за единство Украины?
- Потому что хунвейбины, воинствующее невежество. Они ненавидят все, что не знают и не понимают. А они не знают ни истории, ни культуры, ни литературы. С Олесем ведь очень трудно было спорить, потому что он был человеком гигантского исторического фактажа, первоисточников, каких-то редких, забытых исследований. Казацкая эпоха, царский период, первая мировая и Киев – это круг его неиссякаемого профессионального интереса. Олесь любил писать в стиле литературных и исторических провокаций, целью которых было именно спровоцировать интерес к родной культуре и истории. Вот его книги – «Воскрешение Малороссии» или «Тайная история Украины-Руси» — это увлекательное чтение о забытых страницах истории родной страны, которые в сто раз интереснее «властелинов колец» и прочих утех нынешнего поколения. Даже его первая книга о Шевченко, которая вызвала много споров, возродила интерес к творчеству великого поэта. Сейчас ведь идет вытирание истории и культуры небольших народов глобальными мифами, прежде всего американскими. Вот уже две трети населения Европы уверены, что это США разгромили фашизм и взяли Берлин. Олесь своим творчеством противостоял такому «вытиранию». Наши же хунвейбины, напротив, ему способствуют. Они ненавидят советский период истории Украины, поэтому все громят и рушат, еще больше – царский. А что у самих-то за душой, кроме двух-трех дацзыбао о том, что «нация понад усе»? Они уверяют, что Украина родилась на майдане в «революции достоинства», как большевики были убеждены, что в Великую Октябрьскую революцию родился новый мир. Но ведь достоинство заключается в том, чтобы, прежде всего, самим не опускаться до мерзких, недостойных мыслей, высказываний и поступков.
- В обстановке нетерпимости и милитаристской патетики нелегко мирить людей и регионы. Но Православная Церковь на Украине не оставляет миротворческих усилий, постоянно подвергаясь за это нападкам. Какая сегодня ситуация в Церкви?
- В Софии Киевской есть изображение Божией Матери Оранты «Нерушимая Стена», которая удерживает мир от гибели. Это один из самых древних символов Киева. Считается, пока Она стоит, город не разрушится. Так и Православная Церковь держится в молитве, проповеди, призывах к миру и братскому согласию. Она уверена, что Бог не оставит нашу страну и поможет ей с самого утра, как и написал св. князь Ярослав (Георгий) Мудрый в своем храме. Хотя многие бы хотели, чтобы наши пастыри влились в кровожадный милитаристский волчий вой, который господствует в национальном информационном пространстве. Кстати, опросы показывают, что уже более двух третей украинцев выступают за мирное разрешение конфликта на Юго-Востоке. Так что позиция Церкви согласуется с чаяниями народными. Она поддержана всем Мировым Православием, а также Папой Римским Франциском, который даже назвал позором для украинского народа братоубийственное насилие на Донбассе.
Общее дело миротворчества и беда, обрушившаяся на страну, сплачивают и укрепляют церковное единство православных христиан. Потерпевших от войны – множество, они требуют помощи, которую оказывают православные приходы и монастыри. Собраны несколько тысяч тонн гуманитарной помощи и 30 миллионов гривен. Не менее важно усмирить духи злобы и распри, которые политики раскрепостили на майдане. Ведь все это привело к гражданскому противостоянию и крови. Мы верим, что переговоры, которые начались в Минске, приведут к стабильному и долгожданному миру.
- Но некоторые стремятся нажить себе политический капитал на войне, я имею в виду раскольника Денисенко-Филарета
- Война — это рана. А в рану, как известно, устремляются болезнетворные микробы, паразиты всех мастей, все эти денисенки и уния, которые не дают ране зарубцеваться, и она гниет, отравляя собой весь организм. Как прозорлива была Церковь, 20 лет назад отлучившая и предавшая Денисенко анафеме. Сколько в нем демонической злобы! Опасность таких оборотней заключается в том, что под маской христианства народу вдалбливаются антихристианские человеконенавистнические идеи о том, что убийство и насилие – не грех. Но несомненно, что все разжигатели войны, стравливающие людей, народы, должны будут нести ответственность перед каждой матерью за погибшего сына, перед сиротой за погибшего отца, перед вдовой за погибшего мужа. Ни Бог, ни народ никому не простят пролитой крови.
- А с чем связана такая его активность, вроде же Филарет отправлен на покой и на его место избран местоблюститель?
- Я думаю, Михаил Антонович никак не может определиться: он живой, больной или умерший. Очевидно, что он представляет собой живой труп, о котором писал Толстой. Он не понимает, что Господь продлил ему преклонные годы для возможности покаяния, а не для новых преступлений.
- Однако в Украине опять заговорили об объединении расколов – филаретовского и автокефального…
- Чем бы они еще занимались? Страна в крови, нищете, брани, распрях. Я не понимаю, как они это смогут сделать. Дело в том, что власти уже не единожды насильственно присоединяли автокефалов к Филарету и даже упраздняли их юридические структуры. До 1995 года они вообще были на нелегальном положении. Первая группа присоединенных в 1992 году во главе с «митрополитом» Антонием (Масендичем) уже через год бежала из объединенной филаретовской «церкви» в разные стороны, перед этим выступив с обращением к народу Украины о том, «что Филарет ведет людей к вечной погибели». Первый автокефальный «патриарх» Мстислав (Скрыпник), племянник Петлюры, ввел в оборот термин «филаретовщина» и объявил ее главной бедой Украины. Родоначальник автокефального движения в Украине и второй «патриарх» автокефалов Димитрий (Ярема) даже в своем завещании в 2001 году наименовал Филарета «сатаной украинского народа». Избранный на его место, ныне покойный Мефодий (Кудряков), обвинил Филарета в убийстве своего предшественника «патриарха УПЦ КП» Владимира (Романюка). Автокефалы всегда относились к Филарету как к исчадию КГБ, коммунизма, советов и главному украиножеру. Поэтому трудно представить, как нынешние руководители УАПЦ смогут переступить через заветы своих предшественников и объединиться с «погибелью украинского народа», «сатаной», «убийцей и украиножером». Кем они после этого станут, и какой верой и правдой они будут насыщать свой народ?
И Мстислав, и Романюк, и Димитрий, и Мефодий искали пути объединения с УПЦ, каноничной тысячелетней церковью своего народа, с церковью Шевченко, Грушевского, и, кстати, все они очень хорошо относились к покойному Блаженнейшему Митрополиту Владимиру. Надо не искать кривые пути, а возвращаться к Богу, в лоно Церкви Христовой, к чему их призывает все Мировое Православие. Расколы уже принесли свои плоды – единство народа и страны и так трещит по швам.
- Нынешний руководитель УАПЦ Макарий (Малетич) говорит, что постоянно получает звонки из Администрации Президента, правительства и СБУ с требованиями присоединиться к Филарету.
- Если такие звонки есть, в чем я, впрочем, не сомневаюсь, то никакого европейского выбора в Украине так и не произошло. Звонками управляли церковью при Советском Союзе, и эта традиция тоталитаризма – нарушение законов и Конституции Украины, где Церковь отделена от государства и ей гарантирована независимость и невмешательство со стороны власти.
- Прошла информация, что на тысячелетие преставления святого равноапостольного князя Владимира власть пригласила Папу Римского Франциска I.
- Взаимоотношения с апостольской столицей – это, прежде всего, межцерковные отношения, а затем уже межгосударственные. При Кучме у нас был визит Римского Папы в Украину, осуществленный без согласования с Православной Церковью. Рим признает в Украине лишь единственного канонического митрополита – Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Поэтому епископ Рима должен получить приглашение от епископа Киева, и визит этот должен быть согласован со священноначалием Русской Православной Церкви. При Кучме этого сделано не было, был громкий скандал, и группа депутатов Верховной Рады Украины выступила с обращением к Президенту с требованием, чтобы украинская власть не нарушала канонический порядок, существующий в православно-католических отношениях. Это обращение опубликовано в парламентской газете «Голос Украины», и среди его подписантов – нынешний наш Президент, а тогда народный депутат Петр Порошеко. Не думаю, что его отношение к подобным проблемам изменилось. Поэтому, если такой визит и состоится, то он должен готовиться вместе с Православной Церковью.
- Как Церковь относится к коллизии вокруг Дня Победы, героизации бандеровцев?
- Она считает этот день великим общенародным праздником неувядаемой славы нашего народа-победителя и освободителя Европы от мирового зла, коим был и остается фашизм. Блаженнейший Митрополит Онуфрий в своих проповедях приравнивает жертвенный подвиг наших воинов-освободителей к подвигу самого Христа Спасителя, поправшему смертию смерть. Героизировать бандеровцев у нас нет поводов хотя бы потому, что в 1943 году ими был бандитски убит православный экзарх Украины митрополит Алексий (Громадский). Даже немцы его не трогали, а эти зверски убили, когда митрополит ехал из Почаевской лавры в Кременец. Славить убийц своих великих пастырей Церковь Христова точно не будет.
- Спасибо за беседу!
http://radonezh.ru/
КРЕМЕНЧУК. Духовно-пастирська місія священиків єпархії
МОСКВА. Православная церковь оказывает помощь жителям Донбасса