ДНЕПРОПЕТРОВСК. Соборное богослужение в четвертую Неделю по Пятидесятнице
1 июля– 4-я Неделя по Пятидесятнице. В этот день чествовалась память Боголюбской иконы Божией Матери, преподобного Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV) и Собор преподобных отцов Псково-Печерских.
В канун воскресенья, управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе Днепропетровска. За богослужением архипастырь совершил помазание богомольцев.
В сам воскресный день под сводами главного храма города было совершено две Божественные литургии: ранняя, в Андреевском приделе и поздняя – в центральном приделе в честь Пресвятой Троицы. Богослужение в кафедральном соборе возглавили соборные клирики во главе с настоятелем – протоиереем Владимиром Аксютиным.
В этот день чтением Апостола (Рим. 6, 18-23) в предупреждение от ложного вывода, что если умножение греха вызвало действие всесильной благодати Божией, то не лучше ли оставаться во грехе, дабы опять вызвать милость Божию, Церковь увещевает христиан вести жизнь святую, добродетельную. С момента своего крещения христианин умирает для греха и возрождается для новой святой жизни, подобно тому, как и Христос Спаситель наш, пострадавший и умерший на кресте, воскрес из мертвых и живет вечно для Бога.
Освобождение от рабства греху делает христианина истинно-свободным, — говорит нам апостол Павел в этот воскресный день. Если христианин и раб, то раб праведности. Но это рабство праведности только кажущееся рабство: таким оно кажется только для немощных, еще не освободившихся вполне от рабства греху, потому что в начале служения праведности приходится приневоливать себя, бороться с греховными наклонностями. Но за то плодом рабства праведности или рабства Богу является святость и жизнь вечная, а последствием рабства греху — «такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть».
С 4-ой Недели по Пятидесятнице в евангельских чтениях Святая Церковь повествует о чудесных деяниях Спасителя. Зачала этих Недель имеют цель показать верным Божественную силу Иисуса Христа, Которому повинуется и неодушевленная природа, и «бесы о имени Твоем», как о том с радостью поведали ученики своему Учителю, возвратившись с проповеди. Зачала имеют назидательное значение, они как бы предназначены для научения слушателей Христовых тайнам веры: какой она должна быть и из каких источников питается.
В зачале этого воскресного дня (Мф. 8, 5-13) благовествуется об исцелении больного слуги римского сотника по вере последнего. Слуга этот лежал в расслаблении и сильно страдал. Нести его к Иисусу Христу было делом нелегким. В то же время сотник не решался и к себе пригласить Господа, смиренно считая себя недостойным, чтобы Господь пришел в дом его. Евангелист Лука говорит (7, 2-10), что сотник и сам не решился прийти к Спасителю, но просил ходатайствовать о себе старейшин иудейских. Может быть, сознавая, что Иисус Христос «послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15, 24), он считал себя не вправе обращаться к Нему, как римлянин. Таково было смирение его и сознание недостоинства. Но в то же время он не сомневался, что Иисус Христос силен словом Своим и на расстоянии исцелить слугу и что, по благости Своей, Господь может снизойти к просьбе его: «Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Такова вера сотника. И Господь удивился этой вере: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». Святая Церковь, предлагая это повествование, учит сочетать искреннюю веру с делами, с милосердием и смирением, и тогда «как ты веровал, да будет тебе».
*****
Правящий архиерей Днепропетровской кафедры митрополит Ириней в 4-ю Неделю по Пятидесятнице посетил строящийся Архангело-Михайловский храм 2-го левобережного церковного округа г. Днепропетровска, где совершил Божественную литургию. Архипастырский визит был приурочен к празднованию двух юбилейных дат клириков прихода: 75-летия со дня рождения протоиерея Иоанна Луценко и 40-летия иерея Владимира Городничего.
Пресс-служба Днепропетровской епархии