Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II
Пятнадцатый Патриарх Московский и всея Руси Его Святейшество Алексий II родился 23 февраля 1929 года в Таллинне, в благочестивой русской семье. Отец будущего Первосвятителя, Михаил Александрович Ридигер, коренной петербуржец, учился в Императорском училище правоведения, но после Октябрьской революции был вынужден покинуть Петроград и перебраться в Эстонию. Там он вступил в брак с Еленой Иосифовной Писаревой, уроженкой Ревеля (так тогда назывался Таллинн), которая стала верной спутницей его жизни. В 1940 году Михаил Ридигер окончил пастырско-богословские курсы и принял священный сан, после чего двадцать лет служил на приходах Эстонской епархии.
По милости Божией будущий Предстоятель Русской Церкви взрастал и укреплялся духом в истинно православной атмосфере — атмосфере настоящей домашней церкви. С шести лет он нес церковные послушания: сначала разливал крещенскую воду, потом пел и читал в храме, в девять лет уже знал наизусть Божественную литургию. Семья Ридигеров каждый год совершала паломничества в Псково-Печерский и Пюхтицкий монастыри, вместе с родителями ездил и Алексей. Однако по-настоящему ощутил он соприкосновение с высшей иноческой духовностью на «пречудном острове Валааме».
В четырнадцать лет Алексей Ридигер стал старшим иподиаконом у епископа Таллиннского и Эстонского, в 1945 году готовил закрытый гитлеровцами кафедральный Александро-Невский собор к возобновлению богослужений, затем служил псаломщиком в храмах столицы Эстонии. В 1946 году он предпринял попытку поступления в Ленинградскую духовную семинарию, но не был принят, поскольку ему не хватало нескольких месяцев до положенного восемнадцатилетнего возраста. Зато в следующем году он не только выдержал вступительные испытания, но и сдал экзамены за два года обучения, и был принят сразу на третий курс семинарии. В 1949 году Алексей Ридигер поступил в Ленинградскую духовную академию, уже на первом курсе был рукоположен во диакона, а через два дня — во пресвитера и направлен служить на приходы Эстонии. Академическое образование ему пришлось завершать экстерном. По окончании Духовной академии отец Алексий получил ученую степень кандидата богословия за сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист».
В 1959 году отец Алексий, уже в сане протоиерея, был назначен благочинным Тарту-Вильяндиского округа. В храмах своего благочиния он служил на славянском или на знакомом ему с детства эстонском языке. Тогда же он начал собирать материалы для своего будущего фундаментального исследования «История Православия в Эстонии».
Святейший Патриарх Алексий замечает: «Несмотря на то что большую часть жизни мне пришлось выполнять различные административные послушания в Церкви, пастырство было всегда для меня на первом месте. Именно в пастырской деятельности, в службе Божией, в Евхаристии, в молитвенном общении с Богом и с народом Божиим я черпаю силы для несения неимоверно трудного первосвятительского креста».
В 1961 году протоиерей Алексий Ридигер принял в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре монашеский постриг с сохранением прежнего имени — Алексий. Но теперь его небесным покровителем стал святитель Московский Алексий.
Через полгода после принятия монашества, 3 сентября 1961 года, состоялась архиерейская хиротония архимандрита Алексия (Ридигера) во епископа Таллиннского и Эстонского. В 2001 году Русская Православная Церковь торжественно отмечала сорокалетний юбилей архипастырского служения своего Первосвятителя.
Плодом многолетних изысканий архипастыря Эстонской земли по ее истории стал его труд «Очерки по истории Православия в Эстонии». В 1984 году митрополит Алексий (Ридигер) представил эту свою работу в качестве магистерской диссертации, но исследование оказалось настолько фундаментальным, что за него он был сразу удостоен высшей ученой степени — доктора богословских наук.
Уже в самом начале своего архипастырства Владыка Алексий (Ридигер) был привлечен к делам общецерковного управления. Первым послушанием епископа Таллиннского и Эстонского Алексия была должность заместителя Председателя ОВЦС: обеспечение международных связей Церкви для защиты ее внутренней жизни. В 1964 году будущий Первосвятитель был назначен на ключевой пост в руководстве Русской Церкви — управляющим делами Московской Патриархии.
Ныне Первосвятитель Русской Церкви вспоминает: «В течение многих лет я был близок к Святейшему Патриарху Алексию I, личность которого оставила в моей душе глубокий след… С самого начала моей деятельности в качестве епархиального архиерея и заместителя председателя Отдела внешних церковных отношений, а затем и управляющего делами Московской Патриархии Святейший Патриарх Алексий I относился ко мне с огромным доверием… На его долю выпали тяжелейшие испытания: революция, гонения, репрессии, потом, при Хрущеве, новые административные гонения и закрытие храмов. Скромность Святейшего Патриарха Алексия I, его благородство, высокая духовность — все это оказывало на меня огромное влияние».
В середине 1980-х годов началась горбачевская «перестройка», и, надеясь на возможные благие перемены в отношении государства к Русской Православной Церкви, митрополит Алексий обратился к М.С. Горбачеву с письмом, в котором впервые поставил вопрос о перестройке церковно-государственных отношений. В письме он, в частности, писал: «У Церкви и государства есть общие задачи, ибо исторически Русская Церковь всегда была со своим народом — в радостях и испытаниях. Вопросы морали и нравственности, здоровья и культуры нации, семьи и воспитания требуют объединения усилий государства и Церкви, равноправного союза, а не подчинения одного другому». Перед руководителем государства был поставлен самый насущный для Церкви вопрос: о пересмотре устаревшего законодательства о религиозных объединениях. «Мое обращение было разослано Горбачевым всем членам Политбюро, — рассказывает Его Святейшество, — но Совет по делам религий счел, что поднимать такие вопросы не следует. Реакция властей еще соответствовала старым традициям: меня отстранили от ключевой в то время должности управляющего делами и назначили на Ленинградскую кафедру. Это назначение я не воспринял болезненно и, более того, считаю четыре года, проведенные мною на Ленинградской кафедре, когда происходило возрождение церковности в уникальной по своей истории епархии, одними из самых светлых в моей жизни».
Всего четыре года возглавлял митрополит Алексий Ленинградскую епархию. За это время число действующих храмов в Ленинградской области возросло в полтора раза, на Новгородщине — вдвое. Среди событий тех лет — возвращение Церкви честных мощей святого благоверного князя Александра Невского и Соловецких угодников — преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Но главной радостью для архипастыря стало начало восстановления Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
3 мая 1990 года отошел ко Господу Святейший Патриарх Пимен.
Поместным Собором Русской Православной Церкви на патриарший престол был избран Его Святейшество Алексий II. В Слове при своей интронизации 10 июня 1990 года Святейший Патриарх сказал: «На мое недостоинство возложено бремя Первосвятительского служения… Принимая его, я осознаю свои немощи, свою слабость, но нахожу подкрепление в том, что мое избрание состоялось Собором ничем не стесненных архипастырей, пастырей и мирян… В сей день, сознавая всю ответственность пред Богом и Его Церковью, со страхом и трепетом вступаю на Московский Первосвятительский престол, ибо сознаю, что не по делам и заслугам моим выпал мне сей жребий, но по воле промышляющего о нас Пастыреначальника Господа Иисуса Христа…».
Вскоре Первосвятитель засвидетельствовал, что Русская Церковь освобождается от гнета безбожного режима: «Происходящие перемены не могли не произойти, 1000 лет христианства на Русской земле не могли исчезнуть совсем, ибо Бог не мог оставить свой народ, столь возлюбивший Его в своей прежней истории. Не видя десятилетиями просвета, мы не оставляли молитв и надежды — сверх надежды надежды, как говорил Апостол Павел. Мы знаем историю человечества и знаем любовь Бога к сынам Его. И из этого знания мы черпали уверенность, что времена испытаний и господства тьмы кончатся».
Однако новоизбранный Предстоятель Русской Церкви уже тогда предвидел новые тяжелые испытания: «Нам не воскресить нашей страны и нашего народа без пробуждения горячей, искренней веры в сердце каждого русского человека, без возвращения к исконной основе нашего бытия — Святому Православию… Чем дольше общество находится в состоянии духовного вакуума, тем глубже порождаемые им проблемы и тем острее духовная жажда, которая от безысходности принимает порой искаженные формы, понуждая людей в отчаянии пить из вредоносных, отравленных источников… Духовный вакуум неминуемо будет заполнен. И он уже заполняется разрушительными влияниями, могущими ввергнуть общество в пучину ненависти, порока, безумия и самоуничтожения. Вот почему Святая Церковь желает помочь людям выбраться из бездны духовной пустоты и обрести смысл бытия в истинной вере Христовой…
Наступало время церковного возрождения. Святейший Патриарх Алексий II первым из Предстоятелей Русской Церкви XX века получил относительную свободу действий — теперь можно было начинать церковное созидание. В слове в день интронизации Святейший Патриарх наметил основные направления этого созидания: «Мы стоим на пороге третьего тысячелетия Пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. В вихре совершающихся в мире перемен особенно важным представляется нам опора на вечное и незыблемое. Свое служение мы будем осуществлять, основываясь на Священном Предании, сохраняя верность догматам веры и церковным канонам, руководствуясь соборным разумом Церкви.
Свою первоочередную задачу мы видим в укреплении внутренней, духоносной жизни Церкви. Многообразны средства для возрождения должного духовного состояния нашего христианского общества, опирающегося на древние традиции нашей Церкви.
Мы уповаем на то, что боголюбивая паства будет исполнена стремления содействовать этому возрождению во славу Христа Спасителя и Его Святой Церкви. Достижению поставленных целей будет содействовать также управление церковной жизнью…
Перед нами стоит великая задача широкого возрождения монашества, во все времена оказывавшего столь благотворное влияние на духовное и нравственное состояние всего общества… Во множестве восстанавливаются храмы, возвращаемые Церкви, и строятся новые. Этот радостный для нас процесс еще только развивается и потребует от всех нас многих трудов и материальных затрат.
Памятуя о своей обязанности научить Истине Христовой и крестить во Имя Его, мы видим перед собой необозримое поле катехизаторской деятельности, включающей создание широкой сети воскресных школ для детей и для взрослых, обеспечение паствы и всего общества литературой, необходимой для христианского научения и духовного возрастания…
Церковь наша вступает на путь широкого общественного служения. На нее как на хранительницу непреходящих духовных и нравственных ценностей, исторической памяти и культурного наследия с надеждой взирает все наше общество. Ответить на это — наша историческая задача.
Во времена трудных, судьбоносных преобразований в стране Церковь не остается безучастной свидетельницей происходящих событий — она поддерживает благие устремления нашего общества в решении нелегких задач построения жизни на началах законности и справедливости… Мы видим наш долг в развитии внутреннего миротворчества и общественного служения в свойственных Церкви формах, среди которых особое внимание будем уделять возобновлению служения милосердия и широкой благотворительности…».
Годы патриаршего служения в полной мере проявили дарования, данные Господом Его Святейшеству Алексию II, — мудрость, духовную стойкость, глубочайшее смирение и истинное архипастырское достоинство. Его деяния свидетельствуют о себе сами: за десятилетие с небольшим в Русской Православной Церкви учреждено более шестидесяти новых епархий (сегодня их 131), восстановлены и построены более пятнадцати тысяч храмов, количество Духовных школ возросло до девяноста. Важнейшей частью церковного возрождения стало повсеместное восстановление монастырей, главных духовных центров Православия. За эти годы количество монастырей Русской Церкви возросло почти в 30 раз (с 21 до 614).
Все это свидетельствует о том, что ныне совершается величайшее чудо нашего времени — Второе Крещение Руси. Народ повсеместно возвращается к святой вере. Святейший Патриарх часто повторяет: «Наша цель — не только реставрировать храмы, главное — реставрировать исковерканные человеческие души».
Одним из первых Первосвятительских визитов Его Святейшества после избрания в Патриархи стал визит в Мать городов Русских — златоглавый Киев. Праздничное богослужение во Владимирском соборе Киева в день памяти святого князя Владимира в 1990 году возглавил Святейший Алексий. Тысячи православных со всех уголков Украины прибыли тогда в Стольный град, чтобы поприветствовать Первосвятителя Церкви.
Кроме Киевской тогда Святейший посетил ряд украинских епархий: Черниговскую, Житомирскую, Ровенскую, Волынскую, Тернопольскую. Кульминационным событием этой поездки стала Божественная литургия в Свято-Успенской Почаевской Лавре, приуроченная 750-летию обители.
В октябре того же года Патриарх Алексий вновь посетил Киев и возглавил, в сослужении всего украинского епископата, Божественную литургию в древней Софии. В тот исторический день (28 октября) Украинской Православной Церкви была дарована Грамота о независимости и самостоятельности в управлении, что знаменовало собой новую страницу в истории украинского православия.
В 1997 году Первосвятитель Русской Церкви посетил Юг Украины — Одесскую епархию. Тогда Украина принимала сразу трех православных Патриархов: Константинопольского Варфоломея, Московского Алексия и Грузинского Илию.
Для Украины Святейший Алексий знаменателен тем, что при его патриаршестве в стране духовное возрождение достигло небывалых темпов, именно подпись Алексия ІІ стоит под Грамотой о даровании независимости Украинской Церкви. Также впервые в истории рядовые украинские епархии посетил Патриарх, и им оказался Патриарх Алексий.
Сегодня, в юбилейный для Святейшего год, вся украинская паства поздравляет его с этой круглой датой. С праздником, Ваше Святейшество!