07.03.2011. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Уникальная скрипка прозвучала на «Острове Классики»
В последний день зимы, в Днепропетровском Академическом театре русской драмы им. М. Горького Центр Православной Культуры «Лествица» представил пятнадцатый концерт музыкально-культурологического проекта «Место встречи — Остров классики». Он состоялся по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея и при поддержке губернатора Днепропетровской области Александра Юрьевича Вилкула. Прозвучали два гениальных произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, необычайно далекими друг от друга по характеру и идее. Концерт для скрипки с оркестром полон задушевной лирики, исповедальности, но вместе с тем переносит слушателя в атмосферу бала, а потом – безудержного народного танца…. Напротив, увертюра «1812 год» преисполнена героической патетики и духа батальных сцен. И, тем не менее, появление этих произведений в одной программе – не случайно…. Ведь это поиск любви, Любви с большой буквы, любви совершенной!
Музыкальный проект «Место встречи – Остров классики» порадовал своих почитателей очередным сюрпризом. Скрипка, изготовленная итальянским мастером XVIII столетия Джованни Баттиста Гваданини, явила свой дивный звук зрителям Днепропетровска. В зале театра им. Горького вновь собралось множество почитателей настоящей музыки, чтобы на это раз услышать произведения Петра Чайковского. Почетным гостем творческого вечера стал Управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней.
По традиции музыкальное действо было объединено с рассказом о духовной составляющей музыкальных произведений. Концерт состоялся в первый день Масленицы – праздника, который предшествует Великому Посту – особому времени в жизни каждого христианина. Позвучал «Концерт для скрипки с оркестром» и увертюра «1812 год». Организаторы концерта в очередной раз приятно удивили публику. Для Днепропетровских зрителей концерт исполнила прекрасная солистка, наша соотечественница, покоряющая теперь концертные залы Европы, лауреат многочисленных международных конкурсов и стипендиат многих фондов – Мария Шамшина.
В руках у Марии зазвучал уникальный инструмент – скрипка работы выдающегося итальянского мастера XVIII столетия Джованни Батиста Гваданини. Инструмент любезно предоставлен другом и покровителем исполнительницы Семюэлем Ферризом, который также приехал на концерт. Он же рассказал и историю появления скрипки в его коллекции.
«Этот инструмент был в разных городах Европы. Более 100 лет он был в Лейпциге, Штутгарте, Берлине. А нашел я эту скрипку в Нью-Йорке. Мария Шамшина – молодая талантливая скрипачка, и я очень рад предоставить ей возможность играть на этом редком инструменте. Она и эта скрипка очень подходят друг другу», — подчеркнул владелец скрипки Семюэль Ферриз (Швейцария).
Молодая скрипачка родилась в Ялте. Она потомственный музыкант, окончила детскую музыкальную школу по двум классам: фортепиано и скрипки. За время учебы в школе она неоднократно принимала участие в конкурсе «Юный виртуоз», выступала с Крымским государственным оркестром с сольными произведениями. В 2000 г. юная скрипачка стала лауреатом I Международного детского музыкального конкурса «Синяя птица» и конкурса «Новые имена» в Симферополе. По окончании школы Мария поехала покорять Москву и поступила в знаменитую Гнесинку. На протяжении учебы много гастролировала с оркестром «Гнесинские виртуозы».
Награды посыпались уже в 2003: участие в VI Международном конкурсе юных скрипачей им. Эрденко, она становится лауреатом первой премии в Белгороде, за высокое исполнительское мастерство получает диплом стипендиата фонда «Русское исполнительское мастерство». В 2005 – награда на Международном конкурсе скрипачей в Италии, затем — поступление в Швейцарскую консерваторию в Цюрихе. В 2008 она получает диплом лауреата Международного конкурса им. Давида Ойстраха, и получает приглашение принять участие в уникальном проекте «Скрипки Страдивари». Ансамбль успешно выступает в городах Германии и России, солисты оркестра — такие всемирно известные виртуозы, как Юрий Башмет и Виктор Третьяков.
Сегодня Мария — аспирантка Швейцарской консерватории. Но по-прежнему она с радостью приезжает в свой родной город Ялту, где ее ждут родители и друзья.
Концерт для скрипки с оркестром Петра Ильича Чайковского — одно из наиболее популярных и любимых публикой во всём мире произведений русского музыкального искусства, поднимающее глубинные вопросы человеческой духовности. Наряду с Первым концертом для фортепиано с оркестром и Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром это лучшее сочинение Чайковского в концертном жанре. Блестящая виртуозность партии солирующего инструмента сочетается здесь с подлинной симфоничностью, темпераментностью музыки, яркостью и сочностью колорита. В настоящее время этот концерт является обязательным сочинением для исполнения на Международном конкурсе имени Чайковского. Лучшие скрипачи мира почитают за честь исполнять это произведение Чайковского.
Не явилась исключением и гениальная солистка настоящего концерта Мария Шамшина. «Концерт Чайковского – это для меня особенное произведение. И я рада исполнить его в этом проекте», — отметила она.
Исполнил концерт Академический симфонический оркестр Днепропетровской областной филармонии под управлением дирижера из Киева — Николая Лысенко. Он же, как музыковед и священнослужитель, был на этом вечере и ведущим концерта.
В концертной программе также прозвучала «Торжественная увертюра. 1812 год» — произведение, посвящённое победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Здесь П. Чайковский проявляет через музыку любовь к Отчизне, к ее истории, слезам, пролитой крови, к ее бедам, но также и к ее победе, триумфу, преодолению. Тема Креста – как подвига самопожертвования – вовсе не случайно есть альфа и омега увертюры, ее начало и финал. В этой музыке тема Креста – это тема победы. Но это – тема победы не только военной – это тема победы духовной, не только над врагом внешним, но и над внутренним врагом, о подвиге жертвенной любви.
Говоря о концерте и духовной составляющей прозвучавших произведений, диакон Николай Лысенко подчеркнул: «На первый взгляд эта музыка не несет в себе каких-то религиозных начал. Но те обстоятельства жизни, которые были у Чайковского к моменту его написания, и то, что это концерт фактически ровесник его литургии св. Иоанна Златоуста, и та атмосфера духовного поиска, в которой он создавался – все это делает чрезвычайно полезной историю написания этой музыки слушателю. А духовный разряд этой музыки позволяет правильно войти во временное пространство Масленицы, Великого Поста, и в конечном итоге правильно подготовиться к Пасхе».
И действительно, каждый христианин сейчас входит в пространство Великого Поста, и это время дает нам четкое осознание того факта, что без Креста нет, и не может быть Воскресения. Без подвига жертвенной любви нам не суждено родиться в Вечность. Без совершенной, высшей любви никакая другая не даст человеку радостного чувства полноты бытия. И, наверное, именно об этой любви – стихи Толстого, ставшие эпиграфом прошедшего концертного вечера, и вдохновившие Чайковского на написание музыки: «Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега»…
После концерта режиссер данного музыкального проекта, заслуженный работник культуры Украины протоиерей Игорь Собко, подчеркнул: «Классическая музыка имеет особые свойства. Она не является достоянием богатых людей или бедных людей. Классическая музыка бедных делает духовно богатыми, а богатых людей делает милосердными. И здесь собираются те люди, которые по велению свой души хотят быть добрыми, милосердными, и которые хотят наладить свою жизнь и установить диалог с Богом. И это происходит на «Острове классики»».
В этот вечер в зале был аншлаг и бурные овации. Зрители искренне благодарили за концерт всех, кто принял в нем активное участие. Также благодарный зритель уже ждет новой встречи в концертном зале. И она состоится в конце мая, и станет итоговым концертом сезона 2010/2011 годов.
Иерей Георгий Скубак
08.03.2011. ДЖАНКОЙ. Увидел свет четвертый выпуск детской газеты «Божья коровка»