Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

22.11.2010. КИЕВ. Прот. Олег Скнарь. В поисках сокровищ Иерусалимского храма

В середине прошлого столетия (1947 г.) мир впервые узнал о целой серии археологических находок в окрестностях Мёртвого моря – Вади-Кумран и близлежащих пещерах, находившихся в тот период под контролем Трансиордании.

В ходе поисковых экспедиций, осуществлявшихся совместными усилиями Департамента древностей иорданского правительства, Палестинского археологического музея (Музей Рокфеллера) и французской Археологической библейской школы, было обнаружено более 10 хорошо сохранившихся свитков и около 25 тысяч фрагментарных обрывков. В настоящее время из обрывков путем сложного анализа и сопоставления удалось выделить около 900 фрагментов древних текстов.

Несомненно, открытие рукописей Мертвого моря дало богатый материал для исследований в области библеистики.

Во-первых, появились данные для библейской текстологии, позволяющей выявить более точно буквальный, исходный смысл некоторых мест Священного Писания. С открытием свитков было пролито ещё больше света на историю древнееврейского языка, на древнееврейскую палеографию (науку, только теперь занявшую подобающее место). Во-вторых, анализ кумранских свитков дает новый материал для библейской экзегетики.

Труды, посвященные совместным исследованиям археологов, историков и библеистов, насчитывают сейчас уже тысячи названий на многих языках. Но параллельно с научными статьями тема рукописей Мертвого моря не оставила равнодушными и писателей-публицистов, чьи скороспелые заключения дали повод к появлению гипотез и версий даже детективного характера.

«Черные археологи»-кладоискатели

Найденные манускрипты влекли к себе внимание не только представителей научного мира. Кроме специалистов, свитками заинтересовались люди, не упускающие возможности обогащения любыми путями, а торговля кумранскими рукописями превратилась в прибыльный бизнес. Объявления о продаже манускриптов начали появляться даже в прессе. «Черные археологи» представляли реальную угрозу для научного изучения этого уникального региона Святой Земли.

Квалифицированные ученые, откликнувшиеся научным интересом на обнаруженные рукописи, понимали, что все силы должны быть брошены на опережение «конкурентов». Так, весной 1952 года экспедиция под руководством директора Французской библейской школы священника-доминиканца Ролана де Во и директора Американского института ориенталистики в Иерусалиме Уильяма Рида приступила к систематическому обследованию скального массива северо-западного побережья Мертвого моря. Эта весенняя археологическая экспедиция вошла в историю не только благодаря открытию 40 пещер, которые по завершении поисковых работ были отмечены на официальной карте. Наверное, самой уникальной и популярной до сегодняшнего дня находкой, среди всего обнаруженного в этом регионе материала, был свиток, который отличался от других манускриптов, в первую очередь, тем, что он был сделан из листовой меди. Впоследствии этот манускрипт, получивший в науке соответствующий сигл «3Q 15», наименовали также «Медный свиток». Текст в «Медном свитке» был вычеканен на металле. Окисление и время сделали металл очень хрупким, и поэтому развернуть манускрипт без повреждений было невозможно.

Но не только опасность разрушения свитка стала причиной того, что текст манускрипта оставался не прочитанным на протяжении 3 лет. После того, как в 1949 г. Центральная Палестина, включая Кумран, была оккупирована, а затем аннексирована Трансиорданией (которая, начиная с июня 1949 г., стала именоваться Хашимитским Королевством Иордания), все поисковые работы на побережье Мертвого моря, а также работы по расшифровке текстов свитков проводились под бдительным надзором отдела древностей Иордании. В случае с «Медным свитком» именно правительство Иордании, искусственно «тянуло» время с расшифровкой загадочного свитка. Весь этот период после принятия необходимых мер, предохранявших свиток от распада и гибели, он экспонировался в стенде под стеклом в Археологическом музее Рокфеллера в Иорданской части Иерусалима. Музей Рокфеллера, в котором находилось хранилище всех манускриптов, найденных в районе Кумрана и его окрестностях, был объектом внимания не только ученых, но и израильской армии. Так, генерал-майор в отставке Ариэль Шарон вспоминал, что именно в тот период они вместе с Моше Даяном разрабатывали план подземного рейда через канализационную систему Иерусалима с целью захвата музея Рокфеллера, где хранились свитки Мертвого моря. Но этому плану так и не суждено было сбыться.

Инвентарная опись «ризницы» Иерусалимского Храма

В 1955 г. разрешение на прочтение «Медного свитка», наконец, было получено, и свиток направили в Манчестерский технологический институт (Великобритания). Здесь профессор Бейкер с помощью специально изобретенной им установки разрезал свиток на 12 сегментов. Все работы по дешифровке проводились под патронатом члена Международной кумрановедческой группы Джона Марко Аллегро. Завершив перевод текста «Медного свитка», Д. Аллегро не смог сдержать волнения – в октябре 1955 г., нарушая академический протокол, он отправляет письмо директору Иорданского департамента древностей Ланкестеру Хардингу со словами: «Этот «Медный свиток» – настоящая бомба… В следующий раз, когда будете в Кумране, возьмите лопату и копайте как сумасшедший около железоплавильной печи… Их там должно быть около девяти».

Что могло вызвать такие эмоции у ученого мужа?

Обнаруженный в 3-й пещере «Медный свиток», впервые был исследован ещё в неразвернутом виде знаменитым немецким ученым профессором Карлом Куном. После долгого и пристального изучения свитка К. Куну удалось определить, что на свитке выгравированы знаки древнееврейского алфавита. Мало того, ученый даже разобрал несколько разрозненных слов: «локтей» (мера длины), «серебро», «золото», «закрыто». Анонсируя свои результаты, К. Кун опубликовал в 1954 г. статью, где предположил, что свиток содержит инвентарную опись спрятанных сокровищ!

Где сегодня тонны золота и серебра?

Теперь, когда «Медный свиток» был полностью переведен, догадки, которые к этому времени волновали уже очень многих, подтвердились. Действительно, 12 сегментов «Медного свитка» повествовали о спрятанных сокровищах. Причем, согласно выводам видного авторитета в области семитологии доктора Гезы Вермеса, количество сокровищ, описанных в «Медном свитке», равняется 65 тоннам серебра и

26 тоннам золота!

Вот несколько фрагментов «Медного свитка»:

1 колонка: В большой цистерне, которая во Дворе перистиля, в облицовке её дна сокрыты в углублении против верхнего отверстия: 900 талантов.

2 колонка: В углублении старого Дома дани на Плите цепи: 65 слитков золота.

10 колонка: Под надгробием Авессалома, на западной стороне, зарыто на двенадцать локтей: 80 талантов.

11 колонка: В большом стоке чаши: утварь Дома чаши всего веса там: 71 талант 20 мин (1 талант – 34 кг).

Даже публикация полного перевода текста «Медного свитка» с фотографиями всех 12 сегментов, с их прорисовками, транслитерацией текста, с обширным исследованием палеографии, орфографии языка, лексики и топографии не прояснила его тайны. Напротив, вопросы появлялись один за другим. Прежде всего, при чеканке на меди произошла деформация знаков, что крайне затрудняло их прочтение и допускало множество вариантов. Загадочными показались названия районов захоронения и топографических ориентиров, непонятными оказались греческие буквы, которыми заканчивались некоторые надписи. Но это не помешало появлению в широкой прессе большого количества гипотез, предполагавших происхождение и местонахождение этих «несметных» сокровищ.

О каких сокровищах идет речь в «Медном свитке»? Действительно ли существовали эти сокровища? Кому они принадлежали? Где они сейчас? Последний вопрос, наверное, выглядит для многих самым интересным.

Научная дешифровка «Медного свитка»

Первые комментарии текста «Медного свитка» прозвучали от самих ученых, членов Международной кумрановедческой группы, которые и готовили к изданию официальный перевод-дешифровку загадочного манускрипта. По их мнению, «Медный свиток» – письменная фиксация апокрифической фольклорной легенды о богатствах Иерусалимского Храма. Мало того, отец Йозеф Милик дерзнул предположить, что свиток написан психически неполноценным человеком, полуграмотность которого вскрывается незнанием литературных форм классического еврейского, мишнаитского и арамейского языков.

Но для большинства гипотеза о фиксировании в «Медном свитке» популярного для древних палестинских евреев фольклорного предания о несметных сокровищах Храма показалась малоубедительной. И незамедлительно появились версии. По одним из них описанные сокровища – это деньги, которые военачальник зелотов Элеазар бен-Симон захватил во время сражения с римским наместником Цестием Галлом осенью 66 г. по Р.Х., который обозами перевозил государственную казну. По другим, свиток – опись накопленных средств, которые ещё продолжали систематически собираться после разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. для восстановления и поддержания нового Храма в будущем. Эти средства, по убеждению авторов названной гипотезы, намеренно были спрятаны в ожидании грядущего дня освобождения.

Параллельно с другими версиями прозвучало и предположение, по которому несметные богатства «Медного свитка» и само авторство приписывались самой кумранской общине ессеев, которая подобно монашескому ордену проживала в том регионе, где в ходе археологических поисковых работ и был найден манускрипт. Причиной захоронения этих сокровищ, послужило приближение врага, в лице римских оккупационных войск.

Но сегодня, после тщательного изучения археологического, текстологического и нумизматического материала, а также литературных источников поставлено под сомнение само существование «кумранской общины» в этом регионе, а также «ессейское» происхождение рукописей, которые в таком большом объеме были обнаружены археологами в тайниках по всему северо-восточному побережью Мертвого моря.

«Маленькие тексты – большие вопросы»

Современное объяснение загадки кумранских свитков постепенно приобретает все больше сторонников среди авторитетных археологов и историков. По этой версии, свитки Мертвого моря вообще не имеют никакого отношения к Кумрану. Скорее всего, найденные в районе северо-восточного побережья Мертвого моря документы некогда принадлежали библиотечным фондам Иерусалимского Храма или библиотекам частных владельцев. Кто были эти люди, спасшие свитки – может быть, священники, а может, уцелевшие воины-зилоты – неизвестно. Но очевидно одно: бежав из Иерусалима от римлян в конце «Первого восстания» (66-70 гг. по Р.Х.), перейдя через Иудейские холмы, они приняли решение спрятать свитки в пещерах. Иосиф Флавий сообщает, что евреи, бежавшие из захваченного римлянами в 70-м г. по Р.Х. Иерусалима, направлялись по двум основным путям – на юг и на восток. Профессор еврейской истории Чикагского университета Норманн Голб, являясь сторонником «гипотезы бегства», считает, что целью первого потока, который шел через Вифлеем, крепость Иродион и Эйн-Геди, была крепость Масада, тогда как поток беженцев, шедший на восток, двигался в сторону другого горного бастиона – крепости Макерус (совр. Мукавир), на восточном берегу Мертвого моря.

Этот поток мог разветвиться – одни люди обогнули Мертвое море по суше, с севера, тогда как другие перешли его вброд или вплавь в ближайшем удобном месте. Опубликовав статью «Маленькие тексты – большие вопросы» (2002), Норманн Голб приложил к ней карту, на которой этим «ближайшим удобным местом» оказывается именно Кумран. «И потому именно здесь, по мнению ученого, готовясь продолжить путь по воде, беглецы, не желая оставить на осквернение римлянам драгоценные свитки, прятали их в пещерах. Поэтому такое необычное скопление этих свитков было обнаружено в Кумранских пещерах. Некоторая часть беглецов продолжила свой путь к Макерусу, другие остались в Кумране. Эти последние вскоре погибли от рук римлян, пришедших по их следам и разрушивших кумранскую крепость. В свое время погибли и те, кто надеялся укрыться в Макерусе, как впоследствии погибли и защитники Масады».

Новый взгляд на происхождение рукописей Мертвого моря проливает свет и на «Медный свиток». В перспективе «побега», когда важно было спасти от врага Храмовые библиотечные фонды, понятна и обеспокоенность о казне Храма, и о священной утвари, которая могла быть осквернена язычниками. Скорее всего, в «Медном свитке» речь идет о реальных сокровищах, которые также были эвакуированы из Иерусалимского Храма и спрятаны в разных тайниках, месторасположение которых перечисляется в свитке.

Мог ли Иерусалимский Храм обладать такими фондами, которые перечисляются в «Медном свитке»? Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, необходимо несколько слов сказать о самом Храме и его значении в судьбе Израиля.

Протоиерей Олег СКНАРЬ

(Кумран – Иерусалим – Рим)